В.С. Калинников «Симфония №1»

 

Василий Калинников «Симфония №1»Василий Сергеевич Калинников. Этого талантливого русского композитора, жившего и творившего в последних десятилетиях XIX века, в нашем отечестве, к большому сожалению, не все именитые современники воспринимали всерьёз. А вот за рубежами России Калинникова почитали весьма высоко, да так, что долгое время считали символом не только русского симфонизма, но и всей русской музыки. Произведения композитора, наполненные глубокой любовью к отчизне, с первых звуков покоряют слушателей своей задушевностью, искренностью и мелодической красотой. Бесспорным доказательством тому является Первая симфония композитора – выдающееся сочинение, в котором вдохновенная музыка звучит как светлый гимн, воспевающий вечную красоту жизни.

Историю создания Симфонии №1 Калинникова, содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

История

Свою Первую симфонию, которая прославила имя его автора не только в родном отечестве, но и за его пределами, Василий Сергеевич Калинников начал сочинять весной 1894 года, а завершил спустя год. Однако если бы не безмерная любовь к музыке и несгибаемое упорство молодого человека, этого прекрасного произведения могло бы и не быть, так как будущий композитор в двенадцать лет не умел играть ни на одном инструменте и изначально собирался стать священником. В четырнадцать лет Василий окончил духовное училище, а затем поступил в семинарию, в которой проучился ещё четыре года. Поскольку в данном учебном заведении большое внимание уделялось нравственному воспитанию и развитию врождённых дарований воспитанников, то там поощрялись занятия живописью и музыкой, а помимо хора был организован ученический оркестр и даже любительский театр. В такой благотворной атмосфере природные музыкальные способности юного Калинникова развивались весьма интенсивно.

Василий Калинников

Практически с первых дней обучения он стал первым помощником учителя пения, а вскоре утверждён на должность регента хора духовной семинарии. Вот тогда-то у Василия и возникло желание всю свою жизнь посвятить музыке, и после четырёхгодичного курса обучения, морально поддерживаемый родителями, он принимает решение переехать в Москву и поступить в консерваторию.

 

Поначалу всё шло неплохо: Калинникова приняли в учебное заведение на подготовительный курс по классу сольфеджио и теории музыки, но через год из-за сильно пошатнувшегося финансового положения и невозможности уплаты за обучение он вынужден был оставить консерваторию и перевестись в созданное при Московском филармоническом обществе Музыкально-драматическое училище. Там предоставлялось бесплатное образование для студентов, обучающихся на духовых инструментах, поэтому Василию для продолжения своего музыкального образования пришлось усердно осваивать фагот и фортепиано, а также особое внимание уделять теоретическим предметам.

Фагот

Тогда в жизни Калинникова начался весьма сложный период, который продолжался до конца его дней. Чтобы помочь своей семье, оказавшейся в затруднительном материальном положении, Василий отказался от финансовой поддержки, и ему пришлось самому зарабатывать себе на существование. Несмотря на то, что занятия в училище и студенческом оркестре занимали много времени, Калинников постоянно искал подработку. За мизерную плату он переписывал ноты, нанимался в начальные школы преподавателем хорового пения, а летом играл в различных частных оркестрах. Такая тяжёлая жизнь не могла не отразиться на здоровье молодого человека, а в 1887 году, устроившись на работу в оркестр музыкально-драматического театра «Парадиз», ему приходилось много часов просиживать на репетициях в холодном помещении. В результате у Василия возникло серьёзное лёгочное заболевание, которое впоследствии дало тяжёлое осложнение.

 

Тем не менее, несмотря на сложные жизненные испытания, к которым добавилась смерть горячо любимого отца, он упорно учился, основательно постигая композицию, контрапункт, оркестровку и гармонию. Замечательных педагогов в училище было много, но Калинников особо привязался к Семену Николаевичу Кругликову. Впоследствии они стали большими друзьями. Творческий наставник во всём поддерживал своего талантливого воспитанника, который к 1887 году уже являлся автором трёх опубликованных романсов. Затем в 1889 году Василий написал симфоническую картину «Нимфы», в 1890 году - кантату «Иоанн Дамаскин» и в 1891 году «Серенаду» для струнного оркестра.

Семен Николаевич Кругликов

После окончания училища в 1991 году, из-за прогрессирующей болезни, Калинникову пришлось расстаться с фаготом, и если он периодически играл в оркестре, то только на литаврах. Постоянного места работы и соответственно стабильного заработка у Василия Сергеевича не было, а к тому времени он женился и помогал своим младшим трём братьям и сестре. Калинников брался за любую работу: он переписывал ноты, занимался оркестровкой, давал много частных уроков, репетировал с оркестрами в качестве второго дирижёра, а все свободные часы отдавал композиторскому творчеству. И вот именно тогда он уже сделал начальные наброски своей знаменитой Первой симфонии.

Однако, несмотря на житейские невзгоды и прогрессирующую болезнь (доктора поставили диагноз – туберкулёз), Василий Сергеевич не унывал. И действительно неожиданно пришла помощь: известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов, взяв композитора под своё покровительство, выделил средства, чтобы тот смог, как рекомендовали врачи, переехать для лечения в Крым. В Ялте, встретившей чету Калинниковых в начале декабря 1893 года, композитор сразу приступил к сочинению новых произведений. Это были вокальные и фортепианные миниатюры, а также увертюра для оркестра. Затем в феврале следующего года он начал работу над Первой симфонией, эскизы для которой он написал ещё в Москве. Василий Сергеевич тщательно обдумывал как форму, так и содержание произведения, но тем не менее в следующем месяце в чистовом варианте первая часть была готова и он сразу приступил к созданию второй части. Нельзя оставить без внимания, что в тот период композитор получал множество впечатлений от красивой природы Крыма, а затем от путешествий по Волге и посещения родной Орловщины, которые он совершил летом того же года. Вернувшись в сентябре в Ялту, Василий Сергеевич закончил «Скерцо» и начал уже было «Финал», но, почувствовав себя плохо, на время отложил работу. Впоследствии сочинение заключительной части далось композитору весьма нелегко, и даже, поставив в произведении последнюю точку, Калинникова мучили сомнения: получился ли Финал таким грандиозным, как был задуман?

В середине марта симфония была закончена и партитура начисто переписана в нескольких экземплярах. Об этом Василий Сергеевич тотчас сообщил своему учителю и другу Семену Николаевичу Кругликову, который в свою очередь безотлагательно стал хлопотать об исполнении нового произведения молодого композитора. Семён Николаевич отправил экземпляры симфонии В. Сафонову - директору Московской консерватории, Н.А Римскому-Корсакову – в Петербург, Н. Кленовскому - председателю Тифлисского отделения РМО и А. Виноградскому – руководителю Киевского РМО. Сафронов и Римский-Корсаков сразу отказали в исполнении симфонии, Кленовский только пообещал, и лишь Виноградский в Киеве в марте 1997 года впервые представил произведение на суд слушателей, которые были покорены наполненностью лирических чувств и красотой музыки. Впоследствии симфония триумфально исполнялась не только в России, но и за рубежом, а её успех признали даже те, кто всерьёз не воспринимал Калинникова как композитора.

 

Ноты «Симфонии №1» Калинникова Александр Николаевич Виноградский 

Калинников Василий Калинников 

 

Интересные факты

  • Директор Московской консерватории В. Сафонов, утверждавший концертные программы Московского отделения РМО, отказал в исполнении Первой симфонии Калинникова, сославшись на мнение профессоров консерватории, которые якобы нашли в ней много технических погрешностей. Однако основная причина была в том, что он не хотел пропагандировать произведение выпускника Музыкально-драматического училища, которое считалось конкурирующим учреждением Московской консерватории.
  • В Петербурге не только Римский-Корсаков, но и Глазунов отозвались с резкой критикой о Первой симфонии Калинникова. Николай Андреевич нашёл в ней много гармонических и контрапунктических ошибок и, основываясь на этом, отклонил исполнение произведения в Петербурге, а также «посодействовал», чтобы в нотном издательстве мецената Митрофана Беляева, в издании симфонии «вежливо» отказали. Необходимо заметить, что даже через несколько лет, когда Первая симфония Калинникова была признана не только в России, но и за рубежом, Римский-Корсаков упорно отстаивал свою негативную точку зрения.
  • Партитура и клавир Первой симфонии Калинникова были напечатаны лишь осенью 1900 года, за четыре месяца до кончины автора. Большая заслуга в этом принадлежит Сергею Рахманинову, который упросил П.И. Юргенсона издать это произведение даже без оплаты. Гонорар, полученный Калинниковым за симфонию, был не от издателя, а собран друзьями композитора.
  • После триумфального успеха Первой симфонии Калинникова в Киеве инициативная группа организовала сбор средств для больного композитора. В короткий срок денег было собрано столько, что Калинникову их хватило для поездки на лечение за границу.
  • Василию Сергеевичу очень повезло, что его под опеку взял известный меценат Мамонтов. Савва Иванович обычно материально помогал художникам и артистам, а Калинников был единственным композитором, кто удостоился покровительства богатого предпринимателя.
  • Во время учёбы в Музыкально-драматическом училище Василий Сергеевич за мизерную плату выполнял должность учителя хорового пения в начальных школах. Поскольку Калинников принадлежал к мещанскому сословию, то воинской повинности он мог избежать, только работая в одном из подобных учебных заведений.
  • Брат Василия Сергеевича – Виктор Сергеевич Калинников впоследствии тоже стал композитором, дирижёром, музыкальным педагогом и одним из основателей Народной консерватории в Москве. Особой популярностью в нынешнее время пользуются его хоровые произведения.
  • Болезнь и нестабильное материальное положение сильно омрачали жизнь Калинникова, однако судьба одарила его счастливым браком. Василий Сергеевич женился на дочери священника Софье Ливановой, которая безгранично любила своего мужа, вдохновляла на творчество и во всём ему помогала.
  • У Василия Сергеевича было много именитых друзей, среди которых необходимо особо отметить Сергея Рахманинова, Александра Гречанинова и, конечно же, любимого учителя композитора - Семена Николаевича Кругликова. Именно ему Калинников посвятил свою Первую симфонию.
  • Когда Калинников поступил в семинарию, то сразу своими музыкальными способностями обратил на себя внимание руководство учреждения и, несмотря на возраст, был назначен регентом семинарского хора. Василий так успешно справлялся со своими обязанностями, что о хоре, пением которого восторгались даже ценители духовной музыки, писали в известной в России музыкальной газете. Именно ко времени обучения в семинарии относятся первые музыкальные сочинения композитора – это были духовные песнопения
  • Среди сочинений Василия Сергеевича есть увертюра «Былина», в средней части которой звучит тема, весьма напоминающая мотив гимна Советского Союза. Поэтому некоторые дотошные музыковеды до сих пор поднимают вопрос о том, кто на самом деле является подлинным автором мелодии советского гимна.
  • Однажды с Прокофьевым за границей произошёл курьёзный случай. Во время концерта, на котором он исполнял произведения своего сочинения, один из слушателей восторгаясь талантом Прокофьева, сравнил его с Калинниковым. В ответ на это Сергей Сергеевич оскорбился и покинул зал.
  • В 1968 году в городе Орле на здании железнодорожного вокзала были установлены башенные часы, которые исполняют мелодию из Первой симфонии Василия Калинникова.

 

Содержание «Симфонии №1» Калинникова

Симфония № 1 (g-moll) Василия Калинникова – это выдающееся творение, в котором всё дарование композитора проявилось со всей своей полнотой. Наполненная жизнерадостным настроением, лирическими чувствами и поэтической мягкостью, музыка произведения необычайно светла и одухотворенна. Плавная неторопливость непрерывного мелодического потока напоминает задушевную широко льющуюся привольную народную песню, повествующую о бескрайних просторах русской земли, о красоте её природы. Помимо этого, композитор характерным для него музыкальным языком, которому присущи ясность, простота и выразительность, живо отобразил чувства простого человека: его радость, мечты и надежды.

В Первой симфонии Калинников использовал полный состав симфонического оркестра. Композитор хорошо знал выразительные и технические возможности всех инструментов, поэтому красками оркестровой палитры он пользовался как истинный художник. Без излишних нагромождений оркестровая фактура произведения звучит нежно и поэтично, а если нужно, то по-богатырски мощно.

  • Первая часть - Allegro moderato, соль минор. Произведение открывает в исполнении скрипичной группы звучащий в унисон выразительный четырёхтактовый мотив - это основной элемент главной партии. За ним, внося небольшой контраст и, как будто препятствуя светлому напеву, следует хроматический ход валторн. Далее первоначальная тема не только повторяется на иной звуковой высоте, но и подхватываемый другими инструментами, начинает динамично развиваться и всё шире распеваться, постепенно подводя к привлекающей своим мелодическим разливом побочной партии. В отличие от темы главной партии, напоминающей народную песню, побочная больше похожа на романс, который на фоне синкопированного аккомпанемента нежно и трепетно звучит в исполнении альтов, виолончелей и валторны. После развёрнутого представления побочной партии и следующим затем заключительным разделом, экспозиционный раздел полностью повторяется. В разработке, по большей мере, основанной на первом тематическом элементе, композитор стремится к драматизации представленных ранее лирических образов. Для отображения страстной напряжённости он использует различные приёмы, но предпочтение отдаёт полифоническому типу развития. Активный, стремящееся к кульминации, динамический рост, так и не достигает своего пика, а музыкальный материал вновь возвращается к спокойному повествованию. Начинается реприза, которая впоследствии переходит в напряжённую драматическую коду.
  • Вторая часть - Andante commodamente, ми-бемоль мажор, по своему поэтическому содержанию напоминающая лирический ноктюрн, является пейзажной зарисовкой, отображающей образы русской природы. Умиротворённый настрой, пастельные тона музыки создают идиллическое настроение, располагающее к романтической мечтательности. Andante, заключённое в трёхчастную форму, начинается с покачивающегося аккомпанемента в исполнении арфы и первых скрипок, на который накладывается певучая мелодия, изначально звучащая у английского рожка и альтов, а затем эстафетно передаваемая кларнету и виолончелям. В среднем разделе появляются ещё две новые темы. Одна - проникновенная и томная, интонируется пасторальным тембром гобоя. Другая – более распевная и сопровождаемая подголосками, в процессе напряжённого развития подводит к небольшой, наполненной драматизмом, кульминации, которая нарушает общий эмоциональный настрой части. Вновь спокойную созерцательность и покой в музыку возвращает реприза, то есть повторение тематического материала начального раздела.
  • Третья часть - Allegro non troppo, до мажор. Это скерцо, которое традиционно имеет сложную трёхчастную форму. Начальный раздел, рисующий картину народного праздника, основан на мелодическом материале двух тем. Первая - соединяет в себе разудалую задорную мужской пляску и грациозный лирический девичий хоровод. Вторая - торжественно-праздничная, облачённая в массивную аккордовую фактуру, отображает общую картину народного веселья. Далее трио – средний раздел скерцо, вносит в музыку части резкий контраст. Задумчивый наигрыш гобоя, а затем и флейты рисуют сельскую жанровую сценку, которая сменяется второй темой трио - весёлым сельским танцем.
  • Четвёртая часть - Allegro moderato, соль мажор. Финал, написанный в форме сонатного аллегро, начинается с того же скрипичного унисонного напева, которым открывалась первая часть симфонии. Далее на протяжении всей последней части, представляющей жанровую картину весёлого народного празднества, один за другим проходят знакомые мотивы. Две темы первой части, задушевная мелодия из Анданте и пастушеский напев трио из скерцо появляются и преображаются в соответствии со всеобщим ликованием и радостью. Кода произведения – это торжественный апофеоз в триумфальном звучании медных духовых, возвещающий о победе идеалов света и добра.

Симфония № 1 (g-moll). Это наполненное оптимизмом произведение, проникнутое огромной любовью к родной русской земле, является свидетельством непомерного музыкального таланта выдающегося русского композитора Василия Калинникова. Симфония, в своё время стремительно ворвавшись в музыкальную атмосферу и с быстротой молнии прославив во всём мире имя её автора, в нынешнее время продолжает покорять сердца слушателей и по праву занимает достойное место среди шедевров симфонической музыки.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: