Георгий Свиридов «Время вперёд!»

 

Георгий Свиридов «Время вперёд!»Музыка Георгия Свиридова - выдающегося композитора, которого величают титаном советского времени, хорошо знакома каждому гражданину нашей страны. Одно из его произведений ежедневно ровно в 21.00 звучит по «Первому каналу» - главному телеканалу страны и предваряет новостную программу «Время». Данная композиция, получившая поистине всенародное признание и ставшая музыкальным символом Советского государства, называется «Время вперёд!». Ранее она отождествляла всё лучшее, что было в СССР – научно-технический прогресс, авангардное искусство и передовое просвещение, однако с уверенностью можно сказать, что сегодня этот музыкальный фрагмент не потерял своей актуальности и реалистично отображает пульс стремительного движения нашей современной эпохи.

Историю создания сюиты Свиридова «Время вперёд!», а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История

Только к середине пятидесятых годов Свиридов стал морально восстанавливаться после разгромного постановления 1948 года, в котором его вместе с Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, А. Хачатуряном, Н. Мясковским объявили представителем антинародного формалистического направления, то есть проще говоря обвинили в диссидентстве. Попав в немилость, Георгий Васильевич пять лет оказался практически не востребованным: его сочинения не издавались и не исполнялись. Лишь после смерти Сталина, то есть с наступлением хрущевской «оттепели», композитор постепенно стал возвращаться к полноценной жизни, и его творчество стало получать широкое признание. Он сочинял одно произведение за другим, каждое из которых набирало полные залы слушателей. В 1960 году Свиридов за «Патетическую ораторию» получил Ленинскую премию, и стал членом правления Союза Композиторов, а 1963 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР.

Георгий Свиридов

Творчество Георгия Васильевича в ту пору в основном было сосредоточено на вокально-хоровых произведениях, тем не менее он частенько обращался к инструментальной музыке, которую ради заработка писал для художественных фильмов и драматических спектаклей. Необходимо заметить, что подобные сочинения композитора не оставались без внимания общественности. Так, после того как в 1965 году Свиридов обрёл всенародное признание за музыкальные иллюстрации к фильму «Метель», снятому по одноимённой повести А.С. Пушкина, он сразу получил важный госзаказ.

Георгий Свиридов «Метель»

В то время вся страна заблаговременно готовилась к знаменательной дате – 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. На киностудии Мосфильм к этому важному событию было решено снять двухсерийный фильм «Время вперёд!», по одноимённому роману Валентина Катаева, рассказывающему о строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Режиссура киноленты была поручена Софье Милькиной и Михаилу Швейцеру, с которым Георгий Васильевич в 1960 году работал над фильмом «Воскресенье».

 

Музыку к киноэпопее «Время вперёд!» композитор написал за короткий срок, и также быстро была сделана её запись, на которой партию рояля исполнил сам Свиридов. На экраны кинотеатров фильм вышел в ноябре того же года, а вскоре после этого Георгий Васильевич принял решение объединить музыкальный материал в сюиту. Свиридовский цикл, названный композитором по имени фильма, впервые был опубликован в 1968 году.

 

Свиридов ноты сюиты «Время вперёд!» 

«Время вперёд!» кадр из кинофильма «Время вперёд!» 

 

Интересные факты

  • «Время, вперёд!» - название фильма было заимствовано из пьесы Владимира Маяковского «Баня». Эти строки являются стихотворным фрагментом «Марша времени».
  • Фильм «Время вперёд!» рассказывает об одном майском дне времени первой пятилетки. На строительстве металлургического комбината в Магнитогорске бригада бетонщиков стремиться установить новый трудовой рекорд.
  • Георгий Свиридов невероятно требовательно относился к своему композиторскому творчеству. Иногда над расположением голосов в последнем аккорде произведения он мог размышлять настолько долго, что из-за этого партитура произведения могла месяцами быть не завершённой.
  • Композицию «Время вперёд» Свиридов написал очень быстро и о её сочинении даже бытует одна весёлая история. Все знают, как Свиридов любил рыбалку, и так увлекался этим занятием, что несмотря на срочную сдачу партитуры, он ни за что не хотел пропустить клёв. Георгий Васильевич, чтобы не опоздать на вечернюю зорьку, завёл будильник и буквально за один час написал музыку, впоследствии ставшую символом советского времени.
  • В 1985 году музыка «Время вперёд!» впервые была использована в качестве заставки новостной программы «Время». В начале девяностых годов, после распада СССР, она была заменена, но с 1994 года по просьбе телезрителей вернулась вновь.

  • Музыку «Время вперёд!» часто использовали в художественных и документальных фильмах, на радио и в телепередачах, в которых затрагивалась тема первых пятилеток, индустриализации, а также рассказывалось о восстановлении страны после разрухи Великой Отечественной войны.
  • В 1977 году на одном из международных соревнований по фигурному катанию композиция «Время вперёд!» весьма эффектно использовалась нашими знаменитыми фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
  • Произведение Георгия Свиридова «Время вперёд!» весьма интересно звучало в аранжировке популярной в восьмидесятых годах советской рок-группы «Автограф».
  • Композицию «Время вперёд!», сделав собственную аранжировку, музыкальный продюсер Игорь Матвиенко использовал в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

 

 

Содержание сюиты «Время вперёд!»

Сюита Георгия Свиридова «Время вперёд!» относится к циклическим произведениям, которые впервые появились в середине девятнадцатого века и составлялись из наиболее ярких номеров опер и балетов, а также музыкальных иллюстраций к театральным спектаклям. В двадцатом веке с развитием кинематографа такие сюиты стали составляться из музыки к фильмам.

В свою сюиту «Время вперёд!» композитор включил шесть номеров: «Время, вперёд!», «Уральский напев», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь», «Частушка». Они объединены единым сюжетом и отражают динамичное развитие молодой Советской страны.

  • «Время вперёд!» Для исполнения этого самого яркого фрагмента сюиты, отображающего безостановочное движение огромного механизма, композитор предусмотрел тройной оркестровый состав с обязательным включением в него фортепиано и большого количества ударных инструментов, с самыми разнообразными колористическими функциями. Пьеса, тональность которой си-бемоль минор, начинается мощным вступлением, задающим упругий ритм, впоследствии остинатно звучащий на протяжении всей композиции. Стоит отметить, что в данном произведении струнным инструментам доверена только роль сопровождения. Их подчёркнуто жесткое и скрежущее звучание достигается при помощи штриха маркато. После ярких и резких вступительных аккордов на первый план выходит фортепиано. Решительная, полная энергии тема, звучащая в низком регистре и с упругим пунктирно-синкопированным ритмом, воспринимается как партия ударного инструмента. Затем с яркими фанфарными возгласами вырывается труба. Её победная тема построена на звуках тонического трезвучия. Далее, ранее звучащий тематический материал продолжает активно динамически развиваться и подводит к эффектной кульминации.

труба

  • «Уральский напев». В этой пьесе, написанной в тональности ля минор, трёхдольном размере и трёхчастной форме, композитор колоритно изобразил могучий и суровый уральский край, населённый народами разных национальностей. Изначально три засурдиненные трубы, имитирующие звук азиатских национальных духовых инструментов, на фоне одной тянущейся без остановки ноты тромбонов исполняют восточный призывный напев. Затем характер звучания резко меняется и на первый план, украшенная мягким звучанием деревянных духовых, выходит тема - наигрыш, пропитанный русским колоритом. В завершении произведения вновь появляется первая тема, только теперь она угрюмо звучит в хоральном изложении в исполнении струнной группы оркестра.

  • «Марш». Это произведение отображает грандиозное шествие. В нём композитор набатными интонациями, сопровождаемыми чеканящим ритмом, ярко показывает, что время неумолимо и остановить его невозможно.
  • «Маленький фокстрот». Свиридов вставил в сюиту эту грациозную пьеску, чтобы отобразить не только производственную деятельность, но и быт людей того времени, когда начиналось становление молодого Советского государства. В ту пору фокстрот был весьма популярен, и поэтому композитор его несколько идеализировал, сочинив в тональности Соль мажор и поручив грациозную мелодию нежному звучанию флейты.

  • «Ночь». В этой полной умиротворения пьесе автор нарисовал картину, которая в точности соответствует названию композиции. В первом разделе произведения,  написанного в трёхдольном размере и тональности ля минор, Свиридов, опираясь на низкое засурдиненное звучание струнных инструментов, живописно отображает ночной покой, когда всё на свете утихает и засыпает. Во второй части пьесы мягко звучащие трубы исполняют напев, напоминающий колыбельную песню, впоследствии эта мелодия передаётся скрипкам, звучащим в высоком регистре.
  • «Частушка». Для этой части сюиты Свиридов выбрал тональность Ре мажор, четырёхдольный размер и вариационную форму. Задорный плясовой короткий мотив, используемый автором в данной композиции, постоянно повторяется, но при этом искусно варьируется с использованием различных звукоизобразительных приёмов. На фоне исполняемого на фортепиано своеобразного аккомпанемента, подражающего бренчанию балалайки, сначала тема засурдиненно звучит у скрипок. Далее она эстафетно передаётся к деревянным духовым, затем вновь возвращается к струнным. Впоследствии мотив впечатляюще проходит у медных инструментов, а в заключении, украшаемый эффектным глиссандо туб и тромбонов звучит в исполнении всего оркестра.

 

«Время вперёд». Это одна из самых ярких и узнаваемых композиций, созданных в советское время. Мощная музыка Георгия Свиридова, иллюстрирующая героические трудовые подвиги первых пятилеток, и сегодня воздействует на слушателя так, что в душе чувствуется какой-то взлёт и создаётся впечатление, как будто стремительно несёшься вперёд, навстречу чему-то грандиозному.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: