В.А. Моцарт Симфония №39

 

В.А. Моцарт Симфония №39Вольфанг Амадей Моцарт – это величайший композитор эпохи классицизма. Его жизнь пронизана контрастами: от славы и признания до нищенского существования. Лишь музыка скрашивала его тяжелые будни. Моцарту одновременно приходилось работать над оперными и инструментальными произведениями, в ходе чего происходил синтез жанров, усиливалась драматургия, мелодические образы становились рельефнее. В зрелом возрасте его композиторская техника достигла практического совершенства. Его бесконечный поток музыкальной фантазии вылился в три великолепных симфонических сочинения, среди которых неповторимым образцом можно считать симфонию №39.

Историю создания Симфонии №39 Моцарта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Бывали времена, когда судьба преподносила Вольфангу Амадею Моцарту подарки за трудолюбие и оптимизм, и тогда его оперные и инструментальные сочинения ставились на лучших сценах мира. Но переменчивая госпожа удача незаслуженно покидала гения в самые важные моменты. Так, после премьеры оперы «Дон Жуан» будто бы весь мир ополчился на молодого музыканта. Чтобы прокормить семью, он устраивается на должность придворного композитора. Жалованье было настолько ничтожным, что едва ли хватало на существование. Приходилось работать буквально на износ. Принимая правила, продиктованные судьбой, Моцарт не переставал верить в лучшее, поэтому многие из его шедевров появлялись на фоне трудного жизненного периода.

Моцарт опера «Дон Жуан»

Лето 1788 года было крайне плодотворным для Моцарта, ведь именно тогда композитор сотворил целых 3 симфонических бриллианта. Как прирожденный ювелир Моцарт огранял звуки оркестра, превращая их в подлинное искусство. 25 июня 1788 была поставлена последняя нота в партитуре 39 симфонии, уже 31 июля Вольфанг завершил работу над «Сороковой». 41-я симфония появилась еще спустя три недели.

Вольфганг Амадей Моцарт

Считается, что при жизни трилогия симфонических произведений не исполнялась. Существуют неподтвержденные версии премьеры 39-й симфонии. В последние годы своей жизни Вольфганг участвовал в нескольких концертах, программы которых включали неопознанную симфонию, которой вполне могла оказаться 39-я, в Лейпциге и Франкфурте в 1789 и 1790 годах, а Сальери исполнил симфонию Моцарта в Вене в 1791 году.

 

Тем не менее, доподлинно известно, что в марте 1792 года в Гамбурге состоялся мемориальный концерт, посвященный Моцарту, на котором произведение было представлено публике, один из зрителей поделился своими впечатлениями о начале симфонии следующим образом: «Вступление настолько величественно, что оно восхитило даже самого холодного, самого бесчувственного слушателя».

 

ноты Симфонии №39 Моцарта последние годы жизни Моцарта 

Вена во времена Моцарта оркестр исполняет Симфонию №39 Моцарта 

 

Интересные факты

  • Музыковед Дойч предполагает, что Моцарт писал симфонию для презентации нового игорного дома, располагающегося в городе Шпигельгассе. Казино принадлежало Филиппу Отто, который был почитателем современной классической музыки. На премьеру Моцарт пригласил своего друга Михаэля Пухберга. Во время открытия симфония уже была закончена и вполне могла бы входить в репертуар концерта. Тем не менее данных о концертной программе не сохранилось.
  • Знаменитый австрийский дирижер и музыковед Николаус Арнонкур считает, что изначально Моцарт создавал симфоническую трилогию, состоящую из 39, 40 и 41 симфоний, как единое произведение.
  • Биограф Альфред Эйнштейн заметил сильное сходство симфонии Моцарта с 26 симфонией Михаила Гайдна, который был младшим братом Йозефа. Оба произведения написаны в тональности Ми-бемоль мажор.
  • Партитура была напечатана в 1797 году Иоганном Андре, уже после смерти Моцарта.
  • До лета 1788 года Моцарт никогда не писал несколько симфонических произведений подряд.

 

 

Содержание

Симфония №39 содержание

Симфония №39 – это совершенство, выраженное музыкой. Это маленький театр, где каждая тема выполняет собственную роль. Тональность ми-бемоль мажор создает ощущение света, легкости и беззаботности. Но Моцарт не был бы собой, если бы музыкальное полотно не имело бы характерного для него противопоставления образов. Мелькающие контрасты, яркая, сочная оркестровка создают неповторимость произведения. Четыре части пронизаны тонкой нитью единого тематизма.

I часть – Es-dur

Театральность, торжественность, патетика слышны во вступлении. Занавес открывается, друзья! Генеральная пауза, полная тишина. Действие начинается, скрипки оживленно пропевают главную партию. Легкую мелодию подхватывают валторны и фаготы, постепенно мелодическая линия спускается ниже к томным виолончелям и контрабасам. Пасторальности образу добавляют изящные флейты. Весь оркестр радостно ликует.

Побочная партия родственна, в ней сохраняется легкость и воздушность. Но душевное спокойствие сменяется тревогой. Обстановка накаляется, ощущается напряжение и натянутость. При достижении высокой волны – кульминации, происходит спад. Хроматические аккорды изображают вздохи уставшего человека. Дыхание переведено и в ход вступает реприза. Часть построена на взлетах к небу и падению, от счастья до драмы.

II часть – As-dur

На протяжении всей жизни Вольфанг Амадей Моцарт не уставал удивлять слушателей новыми, по-настоящему революционными решениями в композиции. Используя во второй части, сонатную форму он буквально расширяется сферу театрального действия. Укрупнение масштабов позволяет достичь ощущение драматизма, что не характерно для средних частей.

Главная тема – это романтический полет души. Окрыленность постепенно сменяется вздохами, паузами. Кажется, что это лишь сладкий и прекрасный сон, который прерывается первыми и беспощадными лучами утреннего солнца.

Побочная тема имеет внутреннюю энергию. В исполнении деревянно-духовых инструментов музыкальный материал приобретает пасторальный оттенок. Постепенно звучность нарастает, усиливается плотность фактуры. Драма развивается при столкновении двух противоположных по характеру тем. Сила и энергия побочной буквально сдавливают вдохновение и легкость главной темы. После напряженной и усиленной схватки за право быть услышанным душа одерживает верх и торжественно завершает акт ликующей сольной арией.

столкновении двух противоположных по характеру тем симфонии

III часть – Es-dur

Третья часть будто впускает нас в мир карнавала и праздника. Торжественная обстановка создана неподдельным ликованием. Удивительная прозрачность музыки создает непередаваемую атмосферу упоения и гармонии. Пленительный ритм менуэта наполняет слушателя желанием танцевать. Простодушная тема кларнета придает непринужденности и беззаботности трио. Насмешливо звучат реплики флейты, которые стараются передразнить кларнет. Томные валторны поддерживают спор, легко аккомпанируя солирующим инструментам. Внезапно, миниатюрная комическая зарисовка прерывается визитом первоначального менуэта. Восстанавливается мерность ритм, галантность обстановки и пафосность момента.

Финал – Es-dur

Финальная часть словно искрится светом. В единственной теме чувствуется не прекращаемый, стремительный бег жизни. Разнообразные модуляции и смена оркестровой краски позволяют прочувствовать полноту и многогранность мелодической линии. Бурные пассажи скрипок, сменяются переливами деревянно-духовых инструментов. Здесь царит лишь веселье и радость. На этом торжестве вечного счастья нет места унынию или грусти. Движение только вперед к неизведанным граням.

 

 

Симфония №39 – образец зрелого стиля Моцарта, насыщенного необычными композиторскими приемами. Красочность, динамичность развития будто бы превозносят музыку. Она неземная, легкая и парящая. В ней есть свет и одновременно тьма, в ней есть добро и боль. В музыке 39 симфонии есть самая настоящая жизнь, нужно только услышать ее и почувствовать.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Симфония № 39 Моцарта