Людвиг ван Бетховен Симфония №7

 

Людвиг ван Бетховен Симфония №7

Это произведение великого Бетховена, которым композитор гордился и называл любимым детищем, не сразу по достоинству было оценено его современниками. Симфонию № 7 поначалу охарактеризовали как «музыкальное сумасбродство» и «порождение возвышенного и больного ума», а её автора называли вполне созревшим для сумасшедшего дома. Прошло время и сочинением стали безудержно восторгаться, называя его «непостижимо прекрасным». Седьмой симфонии Людвига ван Бетховена предначертано было появиться на свет самой судьбой. Возможно апофеоз и всенародное ликование, слышимое в её музыке, указывает направление, приведшее гениального маэстро к его эпохальной оде «К радости», в которой прозвучало весьма важное воззвание ко всему человечеству: «Обнимитесь, миллионы!».

Историю создания «Симфонии №7» Бетховена, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Когда Бетховену исполнилось двадцать шесть лет, его сразил страшный недуг, в результате которого он начал терять слух. Обращения к врачам самочувствие композитора не улучшили, и вскоре он понял, что прогрессирующая болезнь может привести к полной глухоте. Тягостные думы доводили Людвига до мысли о самоубийстве, однако взяв себя в руки, он начал ещё более усиленно заниматься композиторским творчеством.

Людвиг ван Бетховен

Помимо этого у Бетховена даже появилось желание путешествовать, например, побывать в Италии, Англии и обязательно в Париже. Такую возможность он получил, когда пришло приглашение в 1811 году посетить Неаполь. Тем не менее воспользоваться им Людвиг не сумел, так как по настойчивому совету своего врача поехал не в Италию, а на чешский курорт Теплице.

Теплице

Бетховен в июле прибыл туда не один, а с Францем Олива - молодым человеком с которым подружился в 1809 году. Пребывание на курорте композитору существенных улучшений здоровья не принесло, но оно надолго осталось в его памяти из-за встреч с интересными людьми. Там Людвиг познакомился с видными представителями немецкой интеллигенции, отличающимися передовыми убеждениями. Среди них особо выделялись лейтенант Варнгаген фон-Энзе и его невеста – талантливая писательница Рахиль Левин. Однако помимо этого были и другие встречи. Большое впечатление на Людвига произвело знакомство с очаровательной девушкой, талантливой певицей Амалией Зебальд. Прелестная юная особа своими внешними данными и красивым голосом сводила с ума не только Бетховена.

 

Вот такая вдохновляющая к творчеству обстановка и побудила композитора к созданию его седьмой симфонии. Однако писать её он начал не сразу, а через несколько месяцев по возвращении домой. В общей сложности на создание этого произведения композитору потребовалось чуть более пяти месяцев. Симфония была завершена в начале мая 1812 года, а её премьерное исполнение состоялось лишь через полтора года: в декабре 1813 года. Это был благотворительный концерт, прошедший в зале Венского университета в пользу солдат, получивших увечья в борьбе с наполеоновскими завоевателями.

 

рукопись Симфонии №7 Бетховена оркестр исполняет Симфонию №7 Бетховена 

Бетховен Амалия Зебальд 

 

Интересные факты

  • Седьмую симфонию Людвиг ван Бетховен посвятил меценату, коллекционеру и банкиру графу Морицу Кристиану Иоганну фон Фрису.
  • Современники Бетховена укоряли композитора за его седьмую симфонию, поясняя, что такая «простонародная» музыка недостойна высокого жанра.
  • Премьерное исполнение «Симфонии № 7» Бетховена состоялось на благотворительном концерте в зале Университета города Вены. Оркестром дирижировал автор, а собранные деньги пошли на реабилитацию воинов-инвалидов. Однако исполнение симфонии на публику особого впечатления не произвело, а вот восторженного признания было удостоено сочинение, которое было создано композитором «на скорую руку». Это, как говорили, недостойное великого Бетховена произведение называлось «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». Шумная батальная музыкальная картина имела настолько потрясающий успех, что публикой для солдат было пожертвовано четыре тысячи гульденов, что по тем временам считалось невероятной суммой.

 

  • Следует отметить, что над седьмой и восьмой симфониями Бетховен работал параллельно и закончил их практически одновременно. Создание этих произведений тесно связано с пребыванием композитора на чешском курорте «Теплице» в 1811 году. На следующее лето Людвиг вновь приехал в это удивительное место, славящееся целебными горячими источниками, и познакомился там с Иоганном Вольфгангом фон Гёте. Стоит отметить, что из-за строптивого характера Бетховена отношения между великими людьми так и не заладились.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • В первый раз Бетховен поехал в Теплице вместе с Францем Олива. Этот молодой человек, служивший обыкновенным бухгалтером, очень нежно и терпеливо относился к Людвигу. Композитор, имея сложный характер, мог вспылить на него, обозвать «неблагодарным негодяем» и прогнать вон. Однако Франц стойко выдерживал все оскорбления композитора, который был его кумиром и всегда, несмотря на обиды, приходил ему на помощь. Такая своеобразная дружба продолжалась до 1820 года, пока Франц не уехал в Россию.
  • Седьмая симфония Бетховена является весьма известным произведением гениального маэстро, поэтому многие кинорежиссёры с большим удовольствием вставляют фрагменты в саундтреки своих фильмов. Вот некоторые из них: «Бетховен. Живи у меня» (Канада 1992), «Необратимость» (Франция 2002), «Король говорит!» (Великобритания, США, Австралия 2010), «Зардоз» (Ирландия, США 1974).
  • Особой популярностью пользуется вторая часть «Симфонии №7» - «Allegretto». Эту композицию часто исполняют отдельно от всего произведения. Например её скорбное звучание сопровождало первую общеевропейскую траурную церемонию – прощание с бывшим канцлером ФРГ Гельмутом Колем в Страсбурге 1 июля 2017 года.

 

 

Содержание Симфонии №7 Бетховена

Симфония № 7 (A-dur) представляет собой четырёхчастную композицию, начинающуюся с величественного развёрнутого вступления (Poco sostenuto). В нём убедительные оркестровые аккорды гармонично сочетаются с волшебным мотивом в исполнении гобоя и тихими шуршащими гаммообразными пассажами струнных, звучание которых впоследствии дорастает до фортиссимо. Затем вступает новая тема, которая своей маршевой ритмической упругостью и тембровыми контрастами создаёт впечатление необычайной объёмности. В дальнейшем она изобретательно преобразуется, а из её последнего звука «ми» зарождается главная партия экспозиции.

Первая часть – Vivace. Весь жизнерадостный по характеру, не имеющий драматических конфликтов, тематический материал части объединён единым ритмическим рисунком, поэтому главная партия и все последующие за ней темы, воспринимаются как целостное музыкальное полотно.

Главную партию, наполненную солнечным блеском и основанную на народных танцевальных мотивах, начинают флейты, а затем подхватывают гобои, это придаёт музыке черты простодушности и пасторальности. В последующем проведении темы, в котором участвует весь оркестр, звучание труб и валторн преображает музыку и предаёт ей героический настрой. Побочная партия, построенная на предыдущем лейтритме, звучит как продолжение главной. Также основанная на народно-танцевальных мелодиях, она изобилует красочными модуляциями и на кульминационном триумфальном взлёте подводит к тональности доминанты.

Бетховен Симфония №7 первая часть

В разработке развитие музыкального материала построено на коротком мотиве, также пронизанном лейтритмом. Здесь происходит слияние жанрового и героического симфонизма, присутствует не только стремительное полифоническое движение, а также и гомофонные моменты.Динамическое развитие в разработке подводит к репризе, которая в отличие от экспозиции характеризуется более активным характером и к своему пасторальному обличию не возвращается.

Вторая часть – Allegretto, являющаяся прекраснейшим образцом бетховенского творчества, заключена в сложную трёхчастную форму. В первой и третьей части, написанных в ля миноре, композитор использовал две темы, которые подверг искусному контрапунктическому варьированию. Первая тема по своему характеру напоминает траурный марш, однако он наполнен не бессильной скорбью, а мужественной печалью. Его остинатная пульсация составляет основу ритма всего «Allegretto». Начинающаяся с прозрачного пианиссимо виолончелей и контрабасов тема постепенно разрастается и, охватывая всё больше оркестровых регистров, подходит к насыщенному тутти. Вторая тема, создающая светлый контраст и имеющая нежную, обаятельную мелодическую линию, впервые возникает в средних голосах как подголосок. После первого проведения, порученного виолончелям и альтам, она, активно развиваясь, впоследствии, как и первая тема занимает доминирующие позиции. Следующий за первым разделом, мажорный средний эпизод, вносит в музыку Allegretto мечтательность и просветление. Далее в динамической репризе вновь возвращается трагический настрой. Здесь интенсивное фугированное развитие первой темы подводит к кульминации, в которой ярко выражен бетховенский драматизм.

Третья часть. Presto. Представляет собой фееричное скерцо, написанное в двойной трёхчастной форме, которую можно представить схемой: А В А В А. Радостная музыка с лёгкой и игривой мелодической линией, мощным стремительным потоком и сочным звучанием всего оркестра воплощает буйное веселье. Композитор, используя красочные гармонии, эффектное тональное варьирование и масштабное симфоническое развитие, создаёт настроение яркого праздника. Следующее затем трио резко контрастирует с первой частью. Его простая, но солнечная тема, в которой Бетховен использовал напев австрийской народной песни, основана на мелодическом мотиве, напоминающий вздох. Впоследствии в репризе в процессе развития эта тема дорастает до величественного гимна.

Четвёртая часть. Allegro con brio. Музыка финала, пропитанная народными танцевальными мотивами, рисует пьянящий ликующий праздник. Здесь каждый такт пропитан радостным весельем. Темпераментность острых ритмов, подчёркнутых синкопами, отображает безудержную пляску, однако в результате развития в тематическом материале всё чаще звучат призывные героические интонации, которые получают яркое выражение в коде.

 

Сегодня вызывает большое удивление, что такое яркое и бесценное творение, как Седьмая симфония Бетховена, изначально так негативно было встречено современниками - коллегами композитора. Тем не менее время всё расставило по своим местам, и в нынешний век выдающееся сочинение гениального маэстро заняло достойное место в сокровищнице мировых музыкальных произведений.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Людвиг ван Бетховен Симфония №7