П.И. Чайковский Увертюра «1812 год»
Имя выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского хорошо известно не только в нашем отечестве, но и далеко за его пределами. Произведения великого маэстро непременно входят в репертуар всех симфонических оркестров, а оперы и балеты регулярно ставятся на сценах лучших музыкальных театров. Однако среди богатого творческого наследия Петра Ильича есть одно произведение, которое, в мировом рейтинге самых популярных оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора Торжественной увертюре «1812 год». Это не совсем обычное сочинение Чайковского, поскольку по оригинальной задумке композитора оно должно исполняться большим составом симфонического оркестра с увеличенной группой ударных инструментов, колоколами и даже настоящими пушками.
Историю создания Увертюры «1812 год» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В последней четверти XIX века, когда музыкальное искусство находилось на этапе динамичного развития, в России по аналогии с Западом стало модным к различным государственным праздникам и юбилейным датам заказывать композиторам торжественные произведения.
В мае 1880 года, Петр Ильич, решивший немного отдохнуть от композиторского труда и на время обосновавшийся в Каменке – имении своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой, получил письмо от Петра Ивановича Юргенсона. В своём послании владелец музыкально-издательской фирмы уведомил композитора, что Николай Григорьевич Рубинштейн, назначенный возглавлять музотдел Всероссийской выставки в следующем 1881 году, выразил желание заказать Петру Ильичу произведение праздничного характера. Предлагалось два варианта: первый - это увертюра, первое исполнение которой должно состояться либо на открытии выставки, либо на празднестве по случаю 25 – летней годовщины восшествия на престол Александра II. Второй вариант – это кантата ко дню освещения, построенного в Москве Храма Христа Спасителя.
В ответном письме издателю Чайковский откровенно признался, что поступившее предложение ему совершенно не нравиться. Во-первых, маэстро не любил сочинять музыку под заказ, а во-вторых, к правившему в то время императору он относился с большой антипатией, да и архитектура вновь построенного Храма композитора не вдохновляла. Разрешить данную ситуацию помогло лишь личное письменное обращение самого Рубинштейна, просьбе которого Петру Ильичу отказать не хватило духа.
Тщательно выбирая тему для своего произведения, Пётр Ильич остановился на приближающейся знаменательной дате: 70-ти летие победы России в войне с Наполеоном. Помимо того, важную роль при выборе тематики сыграл факт, что Храм Христа Спасителя тоже был построен в память о героях событий 1812 года.
Работа над произведением у композитора шла довольно быстро. Возможно, его вдохновляло то, что участники войны с Наполеоном: дворяне Давыдовы и Раевские, состоявшие друг с другом в близком родстве, были обитателями поместья Каменка, где Чайковский работал над своим сочинением. Между тем, может быть потому, что на написание увертюры Петру Ильичу потребовалось совсем немного времени, им овладевали сильные сомнения относительно художественных достоинств его последнего творения. В посланиях своим друзьям он жаловался, что музыка получается очень громкой и шумной.
Произведение было закончено 7 ноября 1880 года, о чём свидетельствует надпись композитора в конце партитуры. В печать увертюра была отдана лишь в 1882 году, а 8 августа того же года состоялось её премьерное исполнение в рамках Всероссийской промышленно-художественной выставки. Концерт проходил на площади перед Храмом Христа Спасителя, который к тому времени ещё не успели достроить. Слушателей, которыми были десятки тысяч обычных москвичей, поразил увеличенный состав оркестра, пушки, стоявшие по бокам и в ритм музыки выполнявшие триумфальные залпы, а также грандиозный торжествующий колокольный перезвон. Успех превзошёл все ожидания и менее чем через год, 26 мая 1883 года, на том же месте во время освещения храма увертюра была исполнена вновь.
Интересные факты
- Увертюра «1812 год» была по достоинству оценена правительством Российской Империи. За это произведение П.И. Чайковский был удостоен ордена Святого Владимира I степени.
- Пётр Ильич Чайковский при написании увертюры так вдохновился патриотическим настроем, которое он должен был отразить в этом произведении, что ввёл в партитуру партию для настоящих пушек. По этой причине в изначально написанной композитором оркестровке увертюра исполняется очень редко, а артиллерийские залпы заменяются звуками басового барабана или специального инструмента cannone, который имитирует звуки выстрелившей пушки.
- В Советском Союзе Торжественная увертюра Петра Ильича Чайковского была некоторое время под запретом. Поводом для этого послужил гимн царской России «Боже, Царя храни». Лишь в годы Великой Отечественной войны для поддержания патриотического настроя советских людей исполнение произведения было возобновлено вновь. Однако теперь увертюра звучала с изменениями, которые в неё внес композитор Виссарион Шебалин: мелодию гимна, прославляющего царя, он мастерски заменил мотивом хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Звуки этого произведения морально поддерживали жителей блокадного Ленинграда, а также сопровождали трансляцию фронтовых сводок, которых с нетерпением ждал каждый житель нашей страны.
- Поначалу Чайковский к своему вновь созданному сочинению - увертюре «1812 год» относился весьма недоброжелательно и об этом он неоднократно писал в посланиях друзьям. Однако после триумфальной премьеры, которой дирижировал Ипполит Карлович Альтани, мнение композитора о своём детище стало постепенно меняться. Вскоре увенчавшаяся успехом увертюра была исполнена в Смоленске, Харькове, Тифлисе, Павловске, Одессе, а затем её услышали и жители таких городов Европы, как Прага, Берлин, Брюссель. Видя радушный приём слушателей, Пётр Ильич стал включать это сочинение в программу своих авторских концертов, а вскоре и вовсе стал исполнять его на бис.
- Необходимо отметить тот факт, что Чайковский в увертюре «1812» использовал мелодии тех гимнов России и Франции, какие были на момент написания произведения, а также слушателям они были более известны. Дело в том, что во время войны 1812 года, то есть в период правления Наполеона, гимном Франции была «Походная песня». «Марсельеза» стала государственным символом этой страны лишь 1871 году. Кроме того, после февральских событий 1917 года в России «Марсельеза», как и «Интернационал» воспринималась как революционный гимн. Относительно российского гимна «Боже, Царя храни!»: он появился лишь в 1833 году, а до того момента Россию прославляли песней на слова Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!»
- Впервые запись увертюры Чайковского «1812 год» с настоящей артиллерийской канонадой была сделана симфоническим оркестром Миннеаполиса (США) в пятидесятых годах прошлого столетия. Из-за пушечных выстрелов и колокольного звона при воспроизведении увертюры звуковые частоты получились такими низкими, что многие проигрыватели в данных местах не выдерживали: дело доходило до поломки игл звукоснимателя. По этой причине Торжественную увертюру «1812 год» Петра Ильича Чайковского стали применять для проверки качества динамиков в низкочастотных диапазонах.
- Торжественная увертюра «1812 год» довольно часто используется как в кинематографе, так и в анимационном кино. Например, эту музыку можно услышать в фантастическом телевизионном сериале «На краю Вселенной», в боевике «V значит Вендетта», в драме «Общество мёртвых поэтов» и в знаменитом мультсериале «Симпсоны».
- В Соединённых Штатах Америки с 1974 увертюра «1812 год» является частью церемонии национального праздника «День Независимости». Забавно, но на красочный салют в честь знаменательного события своей страны американцы уже несколько десятилетий традиционно любуются под звуки былого российского гимна «Боже, царя храни!» Возможно, помимо жизнеутверждающей музыки их также прельщает название произведения, ведь в истории США 1812 год тоже имеет большое значение. В этот период Штаты воевали с Англией за независимость, и в результате этого противостояния получили суверенитет.
- Во Франции тоже очень любят увертюру «1812 год». Её торжественное звучание постоянно украшает национальные праздники в этой стране. Складывается мнение, что французам совершенно всё равно, что послужило поводом для сочинения этого произведения.
Содержание
Приступая к сочинению увертюры, Пётр Ильич понимал, что это должно быть впечатляющее произведение, которое бы ярко отражало величие русского народа, его героизм, проявленный в борьбе против французских захватчиков. Поэтому маэстро в увертюре весьма изобретательно подошёл к построению драматургии, а помимо того добавил в музыку такие звуковые эффекты как колокольный звон и салютные залпы из настоящих пушек.
Увертюру (тональность Es-dur), написанную в форме сонатного аллегро, открывает развёрнутое вступление, которое включает в себя три разнохарактерные темы. Музыка начинается с мрачного хорала, основанного на церковной молитве о сохранении отечества: «Спаси, Господи, люди твоя». Вторая тема вступления - это взволнованный мотив, звучащий в исполнении гобоя, но затем как эстафета передаваемый от одного инструмента к другому. Интенсивно развиваясь, он образно рисует картину нарастающей тревоги. Третья тема представляет собой призывные звуки фанфар на фоне мелодичной темы скрипичной группы.
Главная тема экспозиции, отличающаяся безудержным интенсивным движением, изображает панораму смертельной схватки. Постоянное нарастание напряжённости приводит к появлению новой темы. Это знаменитая французская революционная песня «Марсельеза», однако здесь она представлена в искажённом звучании, рисующем злой образ вражеского захватчика.
Портрет России и её героических защитников Чайковский колоритно изобразил в побочной партии, использовав для этого два разнохарактерных мотива. Первый – напевный, с красивой мелодией в фольклорном стиле. Его исполнение для особой выразительности Пётр Ильич доверил скрипичной группе. Другой, но уже истинно народный мотив, пользующийся большой популярностью на Руси: «Ай, Дунай, мой Дунай» представлен композитором в октавном звучании флейты и английского рожка. Все ранее звучащие темы получают динамичное развитие в небольшой по размеру разработке, а затем и в последующей за ней репризе.
Переломный момент в драматургии произведения наступает в торжественной коде. Неистовое звучание «Марсельезы» в обрамлении стремительных пассажей скрипок и характеризующее временный успех французов, сменяется величественным звучанием темы молитвы, звучащей в самом начале произведения. Здесь она представлена как символ победы русской армии. Затем триумфально-торжественно на фортиссимо под звон колоколов вступает фанфарная тема вступления. Завершает композицию исполненный величия государственный гимн монаршей России: «Боже, царя храни».
Увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год» - это произведение, музыка которого ярко отражает идею государственной могущественности, а также наивысший подъём патриотизма, являющийся весьма актуальным и в нынешнее время. Человеку нравиться чувствовать себя победителем и испытывать удовольствие от звуков победы, а выдающееся произведение великого композитора даёт ему эту возможность.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Увертюра «1812 год» Чайковского