А. Скрябин Симфонические поэмы

 

А. Скрябин Симфонические поэмы

На протяжении всей жизни Александр Николаевич Скрябин считал, что искусство является импульсом к преобразованию человека и Вселенной. Его музыка – это отражение философских концепций Серебряного века, времени, когда люди создавали новые духовные ориентиры и искали новые, инновационные формы для самореализации в искусстве. Своеобразное понимание мира и его устройства нашло выражение именно в симфоническом творчестве. Грандиозная «Поэма Экстаза» и поэма огня «Прометей» - это философия, выраженная звуками и символами. Это безграничная, как космическое пространство, музыка, очаровывающая слушателя.

Историю создания Симфонических поэм Скрябина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Поэма огня «Прометей». История и музыкальная характеристика

Длительное время Скрябин проживал за границей, в 1910 году состоялось долгожданное возвращение на Родину. В Москве Александр Николаевич загорается идеей создания «Поэмы огня». Изначально композитор планировал закончить произведение до весны, но из-за гастролей по городам Поволжья в сопровождении оркестра С. Кусевицкого пришлось отложить создание партитуры до ближайшего времени. Поездка продлилась до лета, после чего автор вновь смог приступить к работе. Он усиленно сочинял поэму до осени.

Александр Скрябин

В представлении Скрябина премьера должна была представлять собой масштабное и феерическое шоу. Многоплановость выражалась в сопровождении музыкального развития сменой цвета. Световые волны, которые были прописаны в световой строке «Luce», по замыслу композитора должны были исполняться на цветовой клавиатуре. Необычный инструмент изготавливался длительное время, но в итоге его нельзя было использовать в концертном зале, что исключило возможность синтеза музыки и цвета. Огорченный композитор в последний день перед показом отметил в партитуре, что исполнение возможно без использования цветовой клавиатуры.

 

Премьера прошла 2 марта 1911 года и имела оглушительный успех. Партия фортепиано была исполнена самим Скрябиным, оркестром управлял Кусевицкий. Исполнение поэмы стало крупнейшим событием в музыкальной жизни страны.

При жизни композитора не удалось поставить «Поэму огня» с использованием световых эффектов. Сам Скрябин не оставил для последователей руководства по расшифровке линии «Luce». Многие музыкальные исследователи пытались понять логику композитора, но расшифровать обозначения им не удалось, поэтому современные постановки поэмы огня «Прометей» проходят со световой композицией, выстроенной не по авторской задумке, а составленной режиссером.

В последних числах марта в 1915 году поэма «Прометей» была поставлена в главном концертном зале Нью-Йорка с использованием световых эффектов. Из-за отсутствия Скрябина трактовка световой линии носила произвольных характер. Интересно, что оборудование изготавливалось более чем два года специально для концерта.

 

 

«Прометей» - это важнейший образ в творчестве Скрябина. Это не герой мифов, это смысловой символ. Одна идея в голове человека способна зажечь в его сердце огонь, который и сделает его способным на преодоление трудностей. Огонь – есть жизнь. В сочинении Скрябина Прометей олицетворяет собой Демиурга, творца Вселенной.

Замысел показывает процесс создания космоса. Из оглушительной тишины постепенно зарождается первый аккорд – «Прометеев». Гармония созвучия продолжает развиваться. В тембре валторны сурово и сдержанно раскрывается «тема Прометея». Постепенно она изменяется до неузнаваемости и превращается в «тему воли». Музыкальный материал темы отличается подчеркнутым звучанием солирующей трубы.

Хорал, открывающий новый музыкальный раздел представляет собой сокровенную и глубокомысленную тему разума. Выбранный флейтовый тембр сопровождается фаготом и валторной и позволяет прочувствовать масштабность пространства.

Особую красочность демонстрирует рояль, исполняющий соло. В партии клавиш оказываются многие ранее звучащие темы. Они становятся более оживленными, легкими и капризными. Особенно изящно и мечтательно звучит тема движения.

Необыкновенной внутренней энергией обладает трепетная тема томления. Развиваясь, все темы переплетаются между собой. Они сталкиваются и образуют что-то новое. Постоянное движение, лишенное тяжести, это метафора времени, которое неустанно бежит вперед. Ничто не останется прежним, все будет изменяться и двигаться вперед.

Эффектным приемом в произведении можно считать включение хора, поющего отдельные мотивы. В голове сразу возникает ассоциация с древними народными песнями. В качестве монументальной поддержки вокала возникает мощный орган. Это точка кульминации означает приход к гимну жизни. Постепенно накал снижается, и музыка становится нежной и трогательной. Все стихает, а на душе остается тишина, и свет, согревающий душу.

 

 

Поэма экстаза. История и музыкальная характеристика

Скрябин

В конце зимы 1904 года Скрябин со своей семьей поселился в Швейцарии в живописном месте недалеко от Женевского озера, вдохновляющего на создание новых произведений. Но не только природа давала вдохновение на новые идеи, но и увлечение философией. Изученные концепции он планирует изложить в новом произведении под названием «Поэма экстаза». Он увлеченно занимается работой над новым и весьма необычным сочинением, но его творческий порыв прерывается необходимостью отправиться на гастроли в Париж. В романтичную столицу Франции ему требуется приехать, чтобы продемонстрировать публике недавно изданную Третью симфонию.

Еще одно событие сильно волновало душу композитора: эта необходимость соединить судьбу с давней любовью – Татьяной Шлецер. После успешной премьеры Третьей симфонии влюбленные отправляются в Италию. Они поселяются в небольшом городе Больяско, где на время им удается забыть о всех невзгодах, и композитор в полном умиротворении продолжает сочинение «Поэмы экстаза». Но трагическое обстоятельство заставляет спуститься с небес на землю: летом 1905 года у композитора умирает дочь. Он покупает билет и ближайшим поездом отправляется в Швейцарию. Его бывшая жена Вера пребывает в глубоком отчаянии, так как все дети болеют коклюшем и их необходимо увести в другое место, чтобы они быстрее поправились. В Швейцарии он пребывает примерно 10 дней, после чего измученный всеми потрясениями возвращается в Италию.

Избавиться от тяжести и боли помогает написание музыки. Он полностью посвящает себя сочинению, прописывает каждую деталь. Особенно внимательно Александр Николаевич относится к оркестровке. Имея превосходный слух, Скрябин прописывает каждый голос отдельно. До полного окончания произведения еще было необходимо закончить срочные заказы над фортепианными пьесами, а также отправиться на гастроли в Америку.

Осенью 1907 года, когда Скрябин проживал в Лозанне, он закончил партитуру. Все это время также сочинялась программа в стихотворной форме. Автором литературного текста является сам композитор. Сочинение было разучено с оркестром М. Альтшуллера и продемонстрировано публике Нью-Йорка уже в 1908 году. Программу не стали печатать в нотном издании, поэтому получить ее мечтали многие поклонники Скрябина.

 

Вступление открывается лирической темой томления. Музыкальный мотив звучит трижды, но он не надоедает слушателю, так как композитор мастерски поручает его исполнение разным инструментам. Тремолирующее звучание скрипок создает необыкновенно красивый фон, позволяющий выделить основную музыкальную линию – соло трубы.

Контрастно, но приглушенно вливается в общий поток тема мечтаний. Экспрессия подчеркивается тембром кларнета. Развитие музыкального материала продолжается волнующей темой полета. Виртуозность акцентируется тембровой окраской флейты. Невесомое струнное пиццикато подхватывает рельефную мелодию валторны. Так, предстает перед слушателем образ окрыленного мечтой духа.

Нежная скрипка приглашает слушателя насладиться красотой «дивных образов и чувств». Изысканная хроматизированная мелодия особенно красиво и утонченно звучит в медленном темпе Lento. В идиллию мира резко врываются «ритмы тревожные», олицетворяемые аккордами валторн с сурдинами. Их подавляет горделивая тема самоутверждения, основанная на интонации уменьшенной кварты. «Воля Божественная изгоняет призраки страшные, ритмы тревожные».

Темы томления и творений увлекают слушателя интересными, красочными переливами. Так, «дух играющий, устремляется к экстазу», что создает благоприятную атмосферу для первой возвышенной и прекрасной кульминации. Но на его пути вновь появляется преграда, характеризующаяся одноголосным проведением тематического материала «ритмы тревожные». Тема самоутверждения выступает против негативно окрашенной музыке. Эмоциональная температура поднимается до накала, что свидетельствует от второй кульминации, о появлении ее трагической интерпретации. Но дух не сломлен, он возрождается в теме протеста. Уверенно и грозно звучат тромбоны, вслед за которыми следует тема воли. Совместно происходит противостояние инфернальному миру, образам зла.

Как светлый луч, озаряющий тьму, появляется тема наслаждений. Яркие оттенки переносятся на тему самоутверждения, которая звучит как победоносный гимн и становится главной кульминацией. После нее композитор прокручивает все моменты, связанные с борьбой и победой, словно в памяти возникают главные кадры. Подобный прием позволяет раскрасить приближающийся, заключительный эпизод, в котором возникает тема «ритмов веселых». Это измененная тема «ритмов тревожных», которая соединяется с другими темами и приводит слушателя к высшей точке наслаждения и познания мира – к экстазу.

 

Характерные черты симфонических поэм Скрябина

Симфонические поэмы Скрябина отображают философские взгляды композитора на мироустройство. Эта музыка, в которой происходит накал мысли и интеллектуализация чувств. Рациональность творческого мышления композитора позволяла создавать системы образов, которые в дальнейшем играли большую роль в драматургии поэм. Условно можно выделить три образных сферы, которые участвуют в формировании драматургической линии и конфликта:

Название сферы 

Название тем

Характеристика

Место в драматургии поэмы

Тембры

«Высшая утонченность»

Темы «мечты», «томления», «звезды»

Легкость и невесомость раздела подчеркивается длинным, продолжительным звучанием инструментов, возникающем из тишины

Вступление или экспозиционный раздел

Скрипка, флейта

«Свободный полет, игра»

Темы «полета», «игры». Обозначение volando

Темы подвижные, нередко в танцевальном ритме, с элементами скерцо. Ритмика, рафинированная с большим количеством мелизмов

Развивающий раздел

Разные

«Высшая грандиозность»

Темы «воли», «самоутверждения», «волеизъявления», «экстаза»

Утвердительные, героические мотивы с фанфарами. Часто используется ритмическое остинато

Заключительный раздел, финал, итоговое построение

Медные инструменты, играющие tutti

 

Таким образом складывается путь от высшей утонченности к высшей грандиозности, к экстазу. В понимании автора, экстаз – это духовная мощь, прийти к которой можно только при наличии сильной воли.

Композитор использует систему лейтмотивов, характерных для каждой сферы. В процессе музыкального развития они сталкиваются между собой, создавая напряжение. Для его симфонического творчества характерна высокая эмоциональная температура, которая не снижается ни на мгновение. Эти постоянные образы становились символами, что отражает тенденции Серебряного века.

Фундаментом произведения является гармония. Именно она создает необычное звучание. Говоря про гармонию, нельзя упускать из виду, что композитор использует «Прометеев» аккорд. Его диссонансное, резкое звучание было не привычным для слушателей. Тем не менее, публика XX века охотно принимала нововведения. Структура аккорда выглядит следующим образом:

«Прометеев» аккорд

В дальнейшем гармоническое развитие лишь усложняется, чем создается еще большее эмоциональное напряжение. Поток эмоций и мыслей, словно грозовая туча стремительно движется вперед. Разрядка происходит лишь в конце произведения, когда эпично звучит сфера «высшей грандиозности». Медный состав лидирует на фоне tuttiоркестра, чем создается масштабность и великолепие. Открывается космическое пространство. Благодаря собственной воле и стремлению к преодолению трудностей, человек смог стать настоящим творцом и Демиургом.

 

Интересные факты

  • Композитор имел «цветной слух». Так, различные тональности ассоциируются у гения с определенным цветом. Способность восприятия звуков оттенками является большой редкостью. Стоит отметить, что известный композитор Римский-Корсаков также обладал цвето-тональным слухом.
  • Рядом с нотными линейками, на которых располагались будущие темы для поэмы «Прометей», автор указывал сокращенные обозначения: б., ж., кр., черн., и т.д. Композитор не оставил последователям их расшифровки. Предполагается, что эти записи – это ничто иное, как колористика конкретной темы. Многие музыковеды активно ищут доказательства, но им не удается собрать подтверждающие сведения, так как сам Скрябин не дает пояснений.
  • В 1908 году за композицию «Поэма экстаза» Скрябин получил премию Глинки. До этого момента композитор уже получал эту награду за другие сочинения, этот трофей по счету стал 11-м.
  • При жизни композитора не удалось реализовать идею, связанную с исполнением поэмы «Прометей» с применением световых эффектов. К сожалению, замысел синтеза музыки и света не мог обрести жизнь из-за технических причин. Изготовленное устройство для исполнения световой партии «Luce» не подходило для использования в концертном зале и могло быть включено только на открытом пространстве, из-за этого композитору в последний момент пришлось сделать пометку «Может исполняться без строки света».
  • Главные тематические элементы «Поэмы экстаза» были указаны в нотах автором только после того, как произведение поступило в печать, поэтому многие издательства не обозначают их в нотах.
  • Поэма огня «Прометей» не имеет программы, автор настаивал, что произведение не связано с древнегреческим мифом. В понимании композитора «Поэма огня» олицетворяет обновление, очищение сознания.
  • Существует подробная программа «Поэмы экстаза», созданная самим автором. Она имеет огромное количество деталей, передающих музыкальный образ. Объем программы составляет 10 страниц. Нотные издания обычно не публикуют данный стихотворный текст, поэтому после появления программы, она сразу же стала большой редкостью, найти ее в те времена было практически невозможно. Сегодня авторский литературный текст можно отыскать в Интернете в свободном доступе.

 

 

«Поэма экстаза» и поэма огня «Прометей» - это главные симфонические произведения в творчестве Александра Николаевича Скрябина. Круг образов, символов подтверждает философское видение композитора. Его желание победить тьму и восстановить порядок. Космос против хаоса, разум против импульсов и глупости. Если человек осознает свое место и предназначение в жизни, значит, он может постигнуть тайну и испытать настоящее наслаждение. Он может стать творцом, и дать людям огонь, который зажжет в их сердцах искру добра, света и надежды в лучшее. Симфоническая музыка Скрябина – это отдельный культурный пласт, отдельная галактика, пронизанная ярким светом и имеющая с собственное неповторимое устройство.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Поэма огня «Прометей» Скрябина

 

Видео: слушать «Поэму экстаза» Скрябина