Клод Дебюсси «Празднества»

 

Импрессионизм. Это новаторское направление, возникшее во Франции в конце девятнадцатого века в изобразительном искусстве и отражавшее мимолётные впечатления от реального мира, весьма быстро нашло своё воплощение и в музыке. Ведущим представителем весьма модного в то время течения стал французский композитор Клод Дебюсси, творческое наследие которого изобилует основанными на игре светотени уникальными произведениями, которые гениальный маэстро искусно наполнял кружевными гармониями и прозрачным колоритом. В число таких уникальных сочинений входит композиция «Празднества», включённая автором в симфонический цикл под общим названием «Ноктюрны».

Историю создания симфонической картины «Празднества» Клода Дебюсси, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В последнем десятилетии девятнадцатого века во французском искусстве стало выявляться значительное преображение. В литературе выделяется творчество Эмиля Золя, Жюля Ренара, Анатоля Франса, Эдмона Ростана, Жюля Верна – писателей, которые в своих произведениях разоблачали буржуазные нравы и критиковали социальные порядки. Живопись в этот период обращает на себя внимание работами таких художников-импрессионистов, как Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген и Анри Руссо. Необходимо отметить, что всё новаторство того периода в искусстве оказало весомое влияние на творчество композитора Клода Дюбюсси и отразилось в его сочинениях.

 Клод Дебюсси

Именно в эти годы он начал писать свою единственную оперу «Пеллеас и Мелизанда», сочинил свой знаменитый «Лунный свет», два вокальных цикла («Галантные празднества» и «Лирические прозы»), симфоническую поэму «Послеполуденный отдых фавна», а также несколько инструментальных произведений, среди которых струнный квартет и сюита «Для фортепиано».

Творческая фантазия композитора, который мог легко воспламеняться и также легко разочаровываться, наводила его на множество идей. Работая над одним произведением, он мог, не завершив его, приступить к созданию другого, как, например, было с выдающимся циклом «Ноктюрны», история сочинения которого была весьма продолжительной. Так, в сентябре 1894 года Дебюсси в письменном послании сообщил известному бельгийскому скрипачу Эжену Изаи, что приступил к работе над своеобразной сюитой для скрипки под общим названием «Ноктюрны», состоящей из трех произведений. Однако, как часто бывало у композитора, он начал сочинять эти композиции, но в скором времени забросил.

 

Прошло два года и видимо Изаи, который был большим поклонником композитора, настойчиво напомнил Клоду о его обещании порадовать скрипача новыми произведениями. Работу над «Ноктюрнами», каждый из которых имел своё название: «Облака», «Празднества» и « Сирены», Дебюсси возобновил в начале 1897 года, а завершил в конце 1899 года, но в процессе сочинения из произведений для солирующей скрипки, как было задумано изначально, композиции превратились в небольшие произведения для симфонического оркестра. Обобщающее название «Ноктюрны» этим трём пьесам композитор дал, восхищаясь творчеством любимого американского художника Джеймса Уистлера , в том числе его изумительными пейзажами с одноимёнными названиями. К каждой пьесе Дебюсси написал предисловие, в котором охарактеризовал, что именно он хотел в ней отобразить.

Премьерное исполнение «Облаков» и «Празднества» состоялось в декабре 1900 года в Париже симфоническим оркестром Шарля Ламурё под управлением дирижёра Камиля Шевийяра, а целиком вся сюита с большим успехом была исполнена ровно через год - в конце декабря 1901 года.

 

Ноты «Празднества» Клода Дебюсси художник Джеймс Уистлер 

Дебюсси Камиль Шевийяр 

 

Интересные факты

  • «Ноктюрны» и, соответственно, входящие в них «Празднества» на премьерном исполнении имели громадный успех и явились первыми композициями Дебюсси, которые познакомили широкую публику с творчеством композитора-новатора, а также одарили его пламенными поклонниками.
  • Известный французский композитор, педагог и музыкальный критик Венсан д’Энди, работая над своим важнейшим трудом «Курс музыкальной композиции», высказывался, что своеобразие пьес, входящих в сюиту «Ноктюрны», поставили его в тупик, и он даже ударом кулака не мог вогнать их ни в одну из музыкальных форм. При этом он добавлял: композиции настолько художественно красивы, что забраковать их никак нельзя.

 

  • Звуковой колорит «Празднеств» современники Дебюсси сравнивали с картиной Антуана Ватто «Паломничество на остров Киферу», однако сам композитор пояснял, что сочиняя это произведение, хотел в нём отобразить народные гуляния в Булонском лесу.
  • Во время работы над ноктюрнами жизненный путь Дебюсси постоянно омрачался печальными событиями: один за другим этот свет покидали его лучшие друзья. В личной жизни композитора тоже происходили большие перемены: он расстался Габриэль Дюпон, которую называл «Габи с зелёными глазами». Эта женщина почти на протяжении десятилетия была верной подругой Клода, вдохновляющей его на создание великолепных произведений и поддерживающей в сложных жизненных ситуациях. Дебюсси влюбился в Розали Тексье и в 1899 году написал письмо, в котором угрожал самоубийством, если девушка откажется стать его женой.
  • Габриэль Дюпон, до конца жизни сохранившая чувства к Дебюсси, после расставания с композитором нашла себе богатого покровителя, давшего ей возможность выбраться из той нищенской жизни, к которой она привыкла, живя с Клодом.
  • В 1880 году в жизни Клода Дебюсси произошло событие, которое оставило заметный след в его жизни. Известная покровительница Петра Ильича Чайковского Надежда Филаретовна фон Мекк обратилась с просьбой в Парижскую консерваторию, чтобы ей порекомендовали молодого музыканта для обучения её детей игре на фортепиано. Летом и осенью Клод путешествовал с семейством фон Мекк по Швейцарии, Франции и Италии, и это значительно расширило круг его впечатлений не только от красивой природы, но и от посещения спектаклей и концертов. Именно в то время Клод впервые познакомился с произведениями Чайковского, которого Надежда Филаретовна просто боготворила, а также с творчеством других русских композиторов.
  • Клод Дебюсси впервые приехал в Россию летом 1881 года. Он вновь был вызван Надеждой фон Мекк для занятий с её детьми. В результате этой поездки Клод привёз в Париж значительное количество произведений русских композиторов, в числе которых были романсы Бородина и увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского.
  • Третья поездка Клода Дебюсси к Надежде фон Мекк оказалась последней, так как молодой музыкант, воспылав чувствами к её дочери Соне, решил просить руки любимой девушки, но не только получил отказ, но и настойчивую просьбу удалиться.

 

 

Содержание симфонической картины «Празднества»

«Празднества» - вторая пьеса из цикла «Ноктюрны» Клода Дебюсси, так же как и остальные композиции данной сюиты имеет свою программу, в которой автор свою музыку определил, как неожиданные взрывы света в атмосфере, наполненной танцующим ритмом. При этом композитор уточняет, что всеобщего ликующего настроения не может нарушить даже шествие, эпизодически появляющееся на празднике. Действительно, данная яркая картинность словесного предисловия находит отражение в колоритности «Празднеств». Живописная, воздушная и полная света стремительная музыка ярко иллюстрирует не только картину весёлого народного гуляния и вторгающегося в него торжественного шествия, но и окружающую природу. Применение ярких оркестровых красок, затейливых гармоний и игра инструментальными тембрами оркестра – всё это говорит о мастерстве композитора и его удивительном симфоническом даре.

Поскольку Дебюсси задумал пьесу «Празднества» как живую сценку, отображающую народную жизнь, то в ней он решил использовать два популярных музыкальных жанра и в результате сопоставил марш и танец. Автор заключил композицию в развёрнутую трёхчастную форму, в крайних частях которой господствует зажигательная тарантелла, а в средней – торжественный марш.

 

Уже вступление композиции в тональности фа минор и с авторским темповым указанием «Anime et tres rythme» вводит слушателя в оживлённую атмосферу праздника. Пружинистый триольный аккомпанемент скрипок создаёт ритмическую основу, на которую в третьем такте в исполнении английского рожка и кларнета накладывается стремительная тема, весьма напоминающая тарантеллу. Её мелодическая линия довольно проста, так как основана на поступательном движении и опевании опорных звуков. Впоследствии композитор подвергает этот тематический материал своеобразному вариационному развитию, которое заключается в различной гармонической и тембровой окраске, то есть каждое последующее его проведение поручается новому инструменту. В дальнейшем в первой части периодически возникают новые контрастирующие мотивы и один из них постепенно начинает играть главенствующую роль, а его пунктирный ритм придаёт музыке динамичность и экспрессию. Активное развитие мелодического материала с постоянным подключением новых музыкальных инструментов подводит к кульминации первого раздела, в которой вновь звучит триольный ритм и тема темпераментной тарантеллы.

Средняя часть «Празднеств» начинается с основанного на квинтах равномерно движущегося остинатного аккомпанемента. Нарастающая звучность создаёт эффект приближающегося марша, основная тема которого звучит у трёх засурдиненных труб. Затем происходит динамичное развитие музыкального материала, и тема марша, изначально звучащая у группы деревянных духовых, с нарастающей мощью подхватывается тяжёлой медью и подводит к грандиозной кульминации. Далее музыка раздела меняет свой характер: маршевый настрой постепенно преобразовывается в праздничный и искрящийся весельем, а вскоре в исполнении флейт возвращается мотив тарантеллы, который вытесняет тему марша. Это означает, что приближается реприза, в которой все музыкальные образы композиции проходят вновь, но в довольно сжатом виде.

«Празднества». Судьба этой композиции Клода Дебюсси, в которой он проявил себя истинным импрессионистом, сложилась блистательно. Завоевав большую популярность на родине композитора, она покорила слушателей по всему миру, ведь применённые автором особые звуковые средства, а также приёмы развития и оркестровки, тончайше передают эмоциональное состояние людей, вызванные созерцанием красочной природой.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Клод Дебюсси симфоническая картина «Празднества»