Людвиг ван Бетховен «Кориолан»

 

Людвиг ван Бетховен «Кориолан»Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, величайший музыкальный гений, про которого ещё при жизни рождалось немало легенд и мифов. Выдающегося маэстро без малейшего колебания можно назвать героической личностью, так как весь биографический путь, пройденный им, - это пример мужественной борьбы с несчастьями и препятствиями, которые для других считались непреодолимыми. Творческое наследие Бетховена бесценно и сегодня по праву расценивается как центр классической музыки. Свои выдающиеся произведения композитор сочинял не только в ранее известных жанрах, но и создавал новые, как, например, программные увертюры, породившие в дальнейшем разветвлённую семью одночастных композиций: фантазий, поэм и картин. Одним из таких новаторских творений стала увертюра «Кориолан» - произведение, которое в нынешнее время причисляют к одним из самых дерзновенных сочинений музыкального Титана.

Историю создания увертюры «Кориолан» Бетховена, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

История создания

К своему тридцатичетырёхлетию Людвиг ван Бетховен не только на своей родине в Германии, но и за её пределами слыл композитором, купающимся в лучах славы. В салонах европейских столиц стало модно исполнять его камерные произведения. Один французский фабрикант, ценитель таланта маэстро, прислал ему в подарок великолепный рояль. В прессе постоянно выходили статьи восхваляющие творчество Бетховена, а в разных городах появились группы молодых людей, которые пропагандировали сочинения своего кумира. Музыкальные издательства стояли в очереди за новыми произведениями композитора. Помимо того, хорошие отношения с князем Карлом Лихновским позволяли ему быть материально независимым: меценат ежегодно выплачивал талантливому музыканту по 600 флоринов. В творчестве у Людвига складывалось всё так хорошо, что он даже перестал обращать внимание на свою прогрессирующую глухоту.

Людвиг ван Бетховен

Однако 1805 год принёс композитору весомые разочарования. Уже в апреле первое исполнение на публичном концерте его Третьей симфонии вызвало неодобрение публики. Затем в середине ноября французские войска, к которым композитор относился с большим неприятием, вошли в Вену. Изначально Бетховен почитал Наполеона как героическую личность, но после того как Бонапарт провозгласил себя императором Франции, отношение композитора к своему кумиру резко изменилось. Людвиг в нём резко разочаровался и воспринимал самокоронованного Наполеона обычным властолюбцем и кровавым тираном. Помимо этого в двадцатых числах ноября состоялись провальные премьерные спектакли «Фиделио» - оперы, на которую Бетховен возлагал большие надежды.

Л. Бетховен опера «Фиделио»

Предположительно в те дни композитор, чтобы хоть как то развеяться от неудачи со своим новым произведением, посетил придворный Бургтеатр, где шло представление драмы Генриха Коллина «Кориолан». Автор трагедии, заметив знаменитого композитора, подсел к нему в ложу, а в антракте обратился к Бетховену с благодарностью за проявленный интерес. Драматург подарил Людвигу книжечку с текстом пьесы, выразив надежду, что вдруг маэстро захочет положить её на музыку. Бетховен высказал своё одобрительное мнение о драме, пообещал подумать и предложил Коллину стать друзьями. «Кориолан» действительно произвёл на композитора такое сильное впечатление, что Людвиг во время спектакля не мог удержаться от слёз.

 

 

Впоследствии Бетховен осуществил желание Коллина, но частично: он написал не оперу, а лишь увертюру к его драме, и у создания этого произведения была весьма непростая предыстория. В сентябре и октябре 1806 года Бетховен гостил у своего друга и покровителя князя Лихновского, питавшего большую симпатию к Франции и продолжавшего благоволить французам даже в годы наполеоновских баталий. После разгрома союзнических войск под Аустерлицем, Градец-над-Моравици, где располагался замок князя, оказался под властью завоевателей. В октябре 1806 года Лихновский за ужином, чтобы угодить приглашённому французскому генералу, большому любителю музыки, посулил познакомить его со знаменитым Бетховеном. Однако, несмотря на настойчивые уговоры вельможи, композитор так и не вышел к гостям и втайне от всех пешком покинул Градец. По возвращении в Вену на душе у Бетховена было очень скверно: слух ухудшался, в личной жизни никакого просветления, ссора с любимым братом Карлом из-за его скоропалительной женитьбы, гибель принца Луи Фердинанда, поверженная Германия, размолвка с благодетелем и последующее за этим ухудшение материального положения. Вот в таком не очень хорошем расположении духа композитор приступил к сочинению увертюры «Кориолан».

Бетховен

В те времена политическая обстановка была напряжённой и жизнь в Вене теперь зависела от наполеоновских прихотей. Бетховену то и дело стали давать понять, что благосклонности императорского двора он не заслужил. Маэстро отказывали в предоставлении хороших залов для проведения концертов. Не помогало и то, что в коллегиальном руководстве придворных театров состоял его друг князь Лобковиц. Чтобы помочь Бетховену и возместить пренебрежительное отношение со стороны властей, вельможа в своём дворце в марте 1807 года организовал два концерта из произведений композитора, среди которых и была впервые исполнена увертюра «Кориолан». Через месяц произведение вновь прозвучало, но уже в Венском придворном театре перед одноимённой драмой Коллина.

 

рукопись «Кориолана» Бетховена оркестр исполняет «Кориолан» Бетховена

Генрих Иосиф Коллин Бюст Кориолана

 

Интересные факты

  • Кориолан – такой когномен (прозвание) за победу над воинственным и свободолюбивым народом, который именовался вольсками, а также за завоевание города Кориоли получил живший в VI-V в. до н. э. легендарный римский полководец Гней Марций. Отличавшийся мужеством в боях, храбрый патриций с ненавистью относился к плебеям. Из-за такого пренебрежительного отношения к простому народу, ему не только не удалось получить пост консула – высшего должностного лица Римской Империи, но и быть пожизненно изгнанным из своего государства. С мрачными мыслями о мщении Марций отправился к вольскам и заключил с ними союз против Рима. Когда Кориолан с войском осадил отвергнувший его город, к полководцу были направлены послы с вестью, что римляне простили его и отменили своё решение. Однако Марций отправил их назад. Не поддался полководец и на уговоры жрецов, и лишь когда к нему пришли его мать, жена и дети, он уступил и отвёл войска от осаждённого города. В драме Коллина Кориолан, не сумев разрешить свой душевный трагический конфликт, оканчивает жизнь самоубийством.
  • Деяния «Кориолана» интересовали многих древних историков и писателей. Самым известным из них был греческий философ Плутарх, который в своём труде «Сравнительные жизнеописания» воссоздал образы видных деятелей Рима и Греции. Это произведение легло в основу знаменитой «Трагедии о Кориолане» великого Уильяма Шекспира.
  • В драме Коллина Кориолан оканчивает жизнь самоубийством, у Шекспира полководца за измену убивают вольски, а по некоторым данным древних историков изгнанник так и прожил на чужбине до самой старости.
  • Одним из благодетелей Бетховена, который оказывал композитору весомую материальную поддержку, был князь Карл Лихновский. Композитор в благодарность меценату посвятил несколько своих сочинений, среди которых знаменитая «Патетическая соната», «Соната №12», «Симфония №3».
  • Князь Карл Лихновский покровительствовал не только Бетховену, но и Моцарту. Однако и с тем и с другим музыкальным гением знатному вельможе в связи с определёнными обстоятельствами пришлось расстаться не по-дружески. Например, Моцарт так часто без отдачи занимал у князя деньги, что Лихновскому пришлось возвращать их через суд.

Карл Лихновский

  • Увертюру «Кориолан» Людвиг ван Бетховен посвятил своему другу Генриху Йозефу фон Коллину - австрийскому литератору, автору одноимённой драмы, к которой она и была написана как вступление.
  • Увертюра «Кориолан» при жизни Бетховена только один раз была исполнена как вступление к драме Коллина и несколько раз в качестве самостоятельного концертного произведения. Однако партитуру сочинения напечатали в издательстве лишь через двадцать один год после смерти композитора как опус под номером 62.
  • Премьерное исполнение драмы Генриха Коллина «Кориолан» состоялось в ноябре 1802 года. В нём главную роль с успехом исполнил шурин Моцарта Йозеф Ланге. В качестве интермедий в спектакле были использованы музыкальные номера из оперы «Идоменей» великого Вольфганга Амадея Моцарта.

 

 

 

 

Содержание

«Кориолан» - это музыкальное сочинение, содержание которого Бетховен наполнил особым драматическим накалом. От начала и до конца вся музыка увертюры, пронизанная острой напряжённостью резко очерченных контрастов, воспринимается как непрерывная борьба главного героя с самим собой, а также с возникшими обстоятельствами.

Произведение, написанное в тональности до минор с авторским темповым указанием «allegro con brio» и заключённое в форму сонатного аллегро, в своём строении имеет некоторые особенности. Поскольку всё музыкальное развитие в увертюре пронизано единой нитью, то её разделы между собой тесно связаны. В композиции нет развёрнутых разработочных и связующих частей, однако кода и вступление в её драматургии играют значимую роль.

 Кориолан

Уже с первых звуков произведения композитор погружает слушателя в напряжённую атмосферу душераздирающих противоречий. Увертюра открывается мрачным унисонным звучанием скрипичной группы, которое сразу пресекается жёсткими аккордами всего оркестра. После троекратного повторения этих драматических интонаций, разделённых многозначительными паузами, а также ещё пары суровых повелительных аккордовых реплик, на пиано начинается взволнованная главная партия экспозиции, мелодическая линия которой, озвученная скрипками, напористо устремляется вверх. Интенсивно развиваясь, она приобретает характер нарастающего беспокойства, а также наполняется отчаянием и тревогой, однако затем в её тематике появляются секундовые нисходящие интонации, напоминающие стенание и мольбу. Далее характер музыки контрастно меняется. После модуляции в параллельную Ми-бемоль мажорную тональность начинается певучий и нежный первый раздел побочной партии. Широко льющееся прекрасное «ариозо» в исполнении скрипок мягко и лирично звучит на фоне арпеджированного аккомпанемента. Впрочем, такое просветление длится недолго. На смену лирической теме приходит другая, в которой вновь появляются скорбные интонации. Соль минорная тональность, суетливый ритм аккордовой фактуры с диссонирующим звучанием вновь наполняют музыку трагической напряжённостью, особенно ярко проявившейся в последующей далее заключительной партии, основанной на мотивах главной партии.

Разработочный раздел увертюры, отображающий усиливающийся трагизм ситуации и отчаяние главного героя, ощущающего собственное бессилие, весьма невелик. Построенный на музыкальном материале заключительной партии он воспринимается как продолжение экспозиции.

Наивысшего эмоционального напряжения музыка увертюры приобретает в репризе, начинающейся после тактовой паузы. Особый драматизм здесь создают аккорды из вступления, которые акцентированно врезаются в робкие, звучащие на пиано мотивы главной партии. Следующая затем первая тема побочной партии всё также лирична, нежна и распевна, только в данном проведении она звучит в До мажоре и октавном удвоении. Вторая тема побочной и тематический материал заключительной партии накладываются на органный пункт. Это предопределяет значение идущей далее коды, начало которой следует после большой паузы. В финале все проходящие ранее темы возвращаются вновь, только в иной последовательности. Сначала, приобретая трагический оттенок, звучит побочная партия. Затем при постоянном нарастающем напряжении и ощущении неотвратимости трагедийного исхода, её меняет тема, основанная на интонациях заключительной партии. Появляющиеся мрачные мотивы вступления и обрывки главной партии оповещают о неизбежной роковой развязке: гибели главного героя. В итоге всё постепенно затихает. Воцаряется траурное настроение, которое подчёркивается заключительным тихим пиццикато струнных.

 

 

«Музыка гнева» - так великий Бетховен называл свою увертюру «Кориолан». В этом произведении, характеризующемся безудержной эмоциональностью, композитор, выразительно отображая трагический конфликт главного героя с самим собой и со своей судьбой, явно пересекает границы венской классической школы и близко подходит к романтическому программному симфонизму, который затем найдёт воплощение у композиторов последующего поколения.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать «Кориолан» Бетховена