Что такое симфония, история симфонии

 

История музыкального искусства началась в незапамятные времена и своими корнями уходит в глубокую древность. Музыка сопровождала людей всегда и везде, вошла в их культуру, стала неотъемлемой частью жизни и интенсивно развивалась вместе с непрерывно эволюционирующим человеком. Появлялись новые музыкальные инструменты, усовершенствованные жанры и стили, которые с течением времени неустанно преобразовывались. Так, для воплощения творческих идей талантливых композиторов в результате их кропотливых изысканий возник обладающий широкими возможностями жанр симфонии, который и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.

Историю симфонии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое симфония

Симфония. В нынешнее время этим словом, которое с греческого переводится как созвучие, именуют наполненное глубоким идейным содержанием масштабное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром того или иного состава: симфоническим, духовым, народным, камерным. Симфония, являющаяся высшей формой инструментальной музыки, пишется композиторами в сонатно-циклической форме, то есть произведение состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом, при этом первая часть сочинения, как правило, излагается в сонатной форме.

Что такое симфония

Симфония по своему потенциалу превосходит другие музыкальные формы. Её возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно-драматическое действие и помимо того показать всё богатство эмоциональных состояний личности, то есть её чувства и настроения. По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией.

Симфония – произведение, включающее нескольких частей, количество которых может варьироваться от трёх до пяти. Однако чаще всего композиторы обращаются к четырёхчастной классической форме, заложенной Гайдном и Моцартом, а затем получившей развитие в творчестве Бетховена.

Опорными в симфонии являются первая и финальная части. Начало произведения характеризуется завязкой драматического действия, а в финале происходит завершение композиционного круга. Первая часть симфонии, которая обычно бывает весьма динамичной, имеет форму сонатного аллегро, представляющую собой четкую структурную и драматургическую модель. Она начинается вступлением и имеет три раздела: экспозицию, разработку и репризу. Вторая часть произведения, как принято — медленная. Это поэтический центр всей композиции и его форма может быть самой разнообразной: вариационной, сонатной, но в большинстве случаев контрастной трёхчастной. Третья часть в симфониях Гайдна и Моцарта - это менуэт, затем Бетховен заменил грациозный танец на оживлённое скерцо. Финал произведения подводит итог всего цикла. У венских классиков он имел форму рондо-сонаты, но с течением времени менял своё строение. Жизнеутверждающий и энергичный он возвращает слушателя к настроениям первой части, однако музыкальный материал в нём звучит не только бодро, но и оптимистично.

 

 

Популярные симфонии

Йозеф Гайдн Симфония №103. Произведение, имеющее название «С тремоло литавр», написано композитором во время его второй гастрольной поездки в Англию и причисляется к так называемым «Лондонским» симфониям. Для исполнения этого сочинения Гайдну потребовался оркестр, который включал шестьдесят музыкантов: по меркам того времени это было весьма масштабно. Симфония, включающая четыре части, начинается со вступления, тема которого напоминает знаменитый григорианский распев «Dies irae». Первая часть произведения имеет форму сонатного allegro. Вторая часть написана в форме так называемых двойных вариаций. Третья часть - менуэт, однако не придворный, а крестьянский танец. Финал - это яркая картина народного праздника.

Йозеф Гайдн Симфония 103 «С тремоло литавр»

 

Вольфганг Амадей Моцарт Симфония №40. Это самое известное произведение, признанное сокровищем классической музыки, написано гениальным маэстро летом 1788 года. Небольшой оркестр, минорная тональность и отсутствие торжественности сразу настраивает на серьёзный лад. Симфония традиционно для тех времён состоит из четырёх частей, три из которых: первая - Allegro, вторая - Andante и четвёртая - Allegro assai имеют сонатную форму, а третья ― Menuetto написана композитором в сложной трёхчастной форме с трио.

В.А. Моцарт симфония №40

 

 

 

Людвиг ван Бетховен Симфония № 5. Это грандиозная композиция, которую великий композитор сочинял в течение трёх лет и закончил в 1808 году, признана наивысшим достижением симфонической музыки. Инструментальная драма начинается неторопливым вступлением, рельефную тему которого сам маэстро охарактеризовал как «стук Смерти в дверь». Первая часть симфонии - Allegro con brio - форма сонатного аллегро. Вторая часть - Andante con moto – двойные вариации. Третья часть – Allegro - это скерцо, однако с драматическим настроем. Четвёртая часть – Allegro - торжествующий финал в форме сонатного аллегро.

Людвиг ван Бетховен «Симфония №5»

 

Дмитрий Шостакович Симфония №7 «Ленинградская». Это величайшее произведение имеет историческую основу, так как представляет собой выраженную в звуках хронику жестокой войны. Героическое содержание своего творения композитор заключил в четырёхчастную форму. Первая часть Allegretto – сонатная форма без разработки иллюстрирует два противоположных мира: добра и зла. Вторая часть Moderato — Poco allegretto – скерцо, отображающее воспоминания о мирной жизни. Третья часть Adagio – реквием по погибшим. Четвёртая часть Allegro non troppo – триумфальная победа и как итог - ожидание светлого будущего.

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

 

Петр Ильич Чайковский Симфония №4. В творчестве гениального композитора это выдающееся произведение, сочинённое в 1877 году, является знаковым и указывает на новый этап последующего развития симфонизма. Эта четырехчастная психологическая драма, соизмеримая по духу с творениями великого Бетховена, начинается с интродукции, в которой звучит фанфарная тема рока. Первая часть композиции - Andante sostenuto, написано в форме сонатного аллегро. Вторая часть - Andantino in modo di canzone имеет сложную трёхчастную форму. Третья часть –Scherzo: Pizzicato ostinato – сложная трёхчастная форма. Финал - Allegro con fuoco – форма рондо-соната.

 

История

Симфония. Это слово известно с незапамятных времён. В Древней Греции оно означало пение в унисон, а также приятное и ласкающее слух сочетание различных звуков. В Древнем Риме данным термином также называли различные инструментальные ансамбли, а во времена Средневековья в некоторых странах им именовали светскую музыку и всякого рода музыкальные инструменты. Со временем данное слово стало приобретать иное значение. В эпоху Ренессанса «симфонией» называли стройное хоровое пение, крупные духовные вокально-инструментальные композиции, а также вступления к вошедшим в моду многоголосным вокальным пьесам – канцонам и мадригалам.

Необходимо напомнить, что в конце XVI века в Италии стало зарождаться оперное искусство. Изначально учёные - гуманисты замыслили воссоздать древнегреческую драму, как правило, сопровождаемую песнями, танцами и хороводами. Данные театральные представления, пользующиеся большой популярностью в народе, в процессе развития быстро видоизменялись. Появлялись постановки с музыкальным вступлением к сценическому действию, со звукоизобразительными картинами и с развёрнутыми интермедиями. В XVII веке инструментальные эпизоды спектаклей, а также вступления к ораториям и кантатам стали именоваться «симфониями», то есть впоследствии этот термин по значению сблизился с понятиями «увертюра» и «прелюдия». Важно также отметить, что в конце столетия итальянский композитор Алессандро Скарлатти к своим операм писал увертюры-симфонии, содержащие три контрастные по темпу части, однако сливающиеся в цельную композицию. И вот такие образцы, с наметившимися в них очертаниями формы сонатного аллегро, стали преобладающими в творчестве композиторов и, следовательно, получили разноплановоё развитие.

Алессандро Скарлатти

Например, для струнного оркестра и бассо континуо создавались трёхчастные «концерты», в которых разделы также имели темповый контраст. Помимо того в Германии набирали популярность оркестровые сюиты, состоящие из разнохарактерных танцев, а в Италии Антонио Вивальди завораживал слушателей своими трёхчастными композициями. Тем временем живо развивающаяся опера получала всё большее признание и в начале XVIII века увертюры – симфонии к спектаклям уже стали исполняться на концертах за пределами музыкальных театров. Постепенно оперная увертюра стала обособляться и превращаться в самостоятельное оркестровое произведение, в котором контрастные разделы в дальнейшем преобразовались в отдельные части. Так поэтапно появлялся новый жанр, на формирование которого оказало влияние творчество композиторов разных европейских стран, но особый вклад в её развитие внесли представители немецкой мангеймской школы. Опираясь на богатейшие традиции инструментальной музыки, сложившиеся в культуре Германии во второй половине XVIII века, они значимо преобразовали цикл, например, ввели в него менуэт и тем самым увеличили композицию до четырёх частей: Allegro, Andante, Menuetto и Finale. В первой части всё чаще стали вырисовываться три основных раздела: экспозиция, разработка и реприза, музыкальный материал которых строился на контрасте главной и побочной темы. Помимо того композиторы в своих сочинениях смело расширяли состав оркестра и вводили в партитуры флейты, гобои, трубы, валторны и литавры, то есть камерный оркестр преобразовывался в симфонический. Таким образом, инструментальный цикл, реформированный композиторами манеймской школы, подготовил появление классической симфонии, форма которой была удобна для воплощения характерных для искусства образов.

 

Основоположником нового жанра принято считать австрийского композитора, представителя венской классической школы Йозефа Гайдна. Поначалу его первые симфонии, рассчитанные на небольшой оркестровый состав, по сути, не отличались от развлекательных по характеру камерных произведений, однако со временем сочинения композитора наполнились глубоким смыслом и драматическим содержанием. В связи с этим, для воплощения того или иного замысла, Гайдн расширил состав оркестра, а также смело использовал тембральный окрас новых инструментов. Музыка симфоний, которых Гайдн написал более ста, отличается остроумием, затейливостью развития тематического материала и оригинальностью инструментовки. Именно в этих сочинениях новый жанр окончательно оформился и принял вид классической симфонии, в которой все четыре части, имеющие свой тематический материал, разделены, но в то же время связаны друг с другом по смыслу и составляют единое целое.

Йозеф Гайдн

Разумеется, ещё одной выдающейся личностью, стоящей у истоков классической симфонии, но по-своему решавший эту задачу, был гениальный Вольфганг Амадей Моцарт. Он обогатил содержание произведений, наполнив их эмоциональными контрастами и драматизмом, усилил тематическое развитие, увеличил размер частей, существенно развил оркестровку. В каждой из своих симфоний, которые отличаются мелодическим богатством, изящной гармонией и искусным контрапунктом, композитор, более стилистически объединяя, воплощал новый художественный замысел.

Следующим композитором, внёсшим неоценимый вклад в развитие симфонии, бесспорно, является Людвиг ван Бетховен. В его наследии всего девять симфоний, но каждая из них это творческое новаторство и результат усиленной работы великого маэстро. Главным в симфониях Бетховена, которые становятся более масштабными, является идейный смысл, динамичная драматургия и философское начало. Композитор впервые тематически связал все части произведения и тем самым соединил цикл в единое целое. Разработку в экспозиции он сделал более активной, размеренный менуэт поменял на энергичное скерцо, а кульминационный центр симфонии частенько перемещал в финал. Помимо этого Бетховен впервые ввёл в состав оркестра тромбон и тем самым фактически сформировал медную группу, а кроме того добавил флейту пикколо и контрафагот. Маэстро заставил все духовые инструменты солировать, предоставляя для этого яркий мелодический материал, а финал своей знаменитой Девятой симфонии раскрасил хором, восторженно поющим гимн на поэтический текст Шиллера – оду «К радости».

Ода «К радости»

Следующим этапом в развитии симфонии было творчество композиторов – романтиков. Они, направляясь по пути великого Бетховена, но в то же время постоянно экспериментируя, наполнили форму классической симфонии новым содержанием, в котором драматизм уступал место лирико-психологическому или даже эпическому началу. Среди композиторов – симфонистов данного направления следует особо выделить Франца Шуберта, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Гектора Берлиоза, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Александра Бородина, Петра Чайковского, Александра Глазунова, Антона Брукнера, Густава Малера, Антонина Дворжака, Сезара Франка, Рихарда Штрауса и Яна Сибелиуса.

У композиторов - романтиков доминирующее положение стала занимать программная симфония, и особое развитие получил сквозной тематизм между частями, количество которых они нередко экспериментально меняли то в большую, то в меньшую сторону. Романтики в своих произведениях, отличающихся ярким тембровым и гармоническим колоритом, нередко вносили изменения в исполнительский состав, вводя в оркестр новые инструменты, солирующий вокал и хор. В их сочинениях появились лейтмотивы, а также выразительно и проникновенно зазвучали мотивы народных песен и танцев.

В двадцатом веке симфонический жанр не стоял на месте. Появилось довольно много новаторских направлений, в которых проводились смелые эксперименты. Композиторов сочиняющих симфонии в прошлом столетии было довольно много, но особый вклад в развитие жанра внесли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Эйтор Вила-Лобос, Чарлз Айвз, Кшиштоф Пендерецкий, Ральф Воан-Уильямс, Эллиотт Картер, Уильям Стилл, Эллен Цвилих, Бенджамин Бриттен

 

Моцарт Бетховен 

Чайковский Шостакович 

 

Интересные факты о симфониях

  • Исследователи творчества Йозефа Гайдна утверждают, что композитор является автором 150 симфоний, 46 из которых, к сожалению, были утеряны.
  • Сегодня хорошо известны 104 симфонии Йозефа Гайдна, однако не все знают, что 28 из них имеют программу. У некоторых произведений есть весьма необычные названия, например такие, как «Курица», «Медведь» и «Сюрприз».
  • Свою первую симфонию Вольфганг Амадей Моцарт сочинил в возрасте восьми лет.
  • Премьера Девятой симфонии Людвига ван Бетховена состоялась в 1824 году. К тому времени композитор полностью потерял слух и поэтому не слышал приветственных оваций слушателей, которые были настолько продолжительными, что даже пришлось вмешаться полиции. Публика, зная о глухоте маэстро, стала бросать в воздух шляпы и платки, чтобы Бетховен смог увидеть её восторг от величайшего произведения. Композитор в свою очередь так был растроган, что потерял сознание.
  • Бетховен довольно долго работал над своей Пятой симфонией. На сочинение произведения у него ушло три года. Чтобы творение было совершенным он те или иные фрагменты переделывал по двадцать раз.
  • Первое исполнение ныне признанной во всём мире Симфонии №5 Петра Ильича Чайковского в Соединённых Штатах было настолько провальным, что на следующий день композитора в газетах назвали «диким калмыком» и «диким казаком».
  • Симфония №7 Дмитрия Шостаковича была признана самым политизированным произведением за всю историю классической музыки. По замыслу фашистов Ленинград должен был пасть 9 августа 1942 года, а их генералы намеревались отпраздновать победу в ресторане «Астория». Однако коварные планы гитлеровцев были сорваны отчаянным сопротивлением защитников города. Именно в этот день в Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, которая транслировалось по радио и звучала из всех уличных громкоговорителей. Таким образом, немцы не по своей воле услышали произведение, вызывавшее у них злость, а у советских людей чувство гордости за любимую страну.

 

Среди большого количества музыкальных жанров симфония в нынешнее время занимает самое почётное место, поскольку только в ней возможно всецело отобразить драматургический замысел, а также внутренний мир её создателя. Слушая произведение, мы приобщаемся к гениальности творца, создавшего его, а значит, что очень важно, становимся духовно богаче.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: