П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

 

Чайковский Ромео и Джульетта

История любви юного Ромео и прекрасной Джульетты до сих пор будоражит сердца и воображение композиторов разных стран. Она продолжает жить в музыке не только прошлых времен, но и в современной, получая новые воплощения. Петр Ильич Чайковский также обратил свой взор на этот шедевр и создал необычайно красивую увертюру-фантазию, представляющую собой один из самых ярких образцов программного симфонизма.

Историю создания «Ромео и Джульетты» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Мысль о создании произведения по мотивам известнейшей трагедии Шекспира возникла у композитора в самом начале творческого пути. В 1868 году Чайковский был весьма увлечен известной певицей Дезире Арто. Однако, вскоре уехав на гастроли, девушка вышла замуж за другого. Это сильно подорвало душевное состояние маэстро. Произведения, написанные в этот промежуток времени, как нельзя лучше отражают всю боль и отчаяние, которое испытывал композитор.

Петр Ильич Чайковский

Одним из таких сочинений является симфоническая поэта «Фатум». Под впечатлением от несчастной любви композитор также начал работу над своей увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта». Известно, что Чайковский обсуждал эту идею с Милием Балакиревым. Тот, в свою очередь, всячески поощрял затею Петра Ильича и даже предлагал разные наброски для начала работы. Известно, что в своих письмах к Чайковскому Милий Балакирев высказывал свое мнение, касающееся характера тем, их развития и даже тонального плана. Петр Ильич очень ценил участие Балакирева и старался следовать всем советам товарища. Сочинение продвигалось весьма быстро и уже к весне 1870 года было полностью закончено.

Милий Алексеевич Балакирев

Первое исполнение увертюры, которую Чайковский посвятил Балакиреву, состоялась 4 марта 1870 года на концерте московского отделения РМО. Оркестром управлял Н. Рубинштейн. Вот только Милий Алексеевич остался весьма недоволен получившимся сочинением и указал на некоторые замечания Чайковскому. После этого композитор принялся перерабатывать партитуру. Им было полностью переписано вступление, а также изменена разработка и заключение. Оркестровка также подверглась серьезной доработке. В частности, был добавлен новый инструмент – арфа.

 

Вторая редакция увертюры-фантазии оказалась весьма удачной и несколько раз исполнялась в концертных программах. Однако получившийся результат вновь подвергся критике со стороны Балакирева, который продолжал настаивать на дальнейшей работе над сочинением. Именно поэтому Чайковский вновь принялся переписывать партитуру летом 1880 года. Любопытно, что при этом композитор обратился к издателю с просьбой обязательно указать посвящение Балакиреву. Дело в том, что в предыдущей версии оно было утеряно.

Третья редакция получилась наиболее успешной. Во время своей поездки в 1881 году в Берлин и Прагу Петр Ильич сам дирижировал ее исполнением, а позднее и в Санкт-Петербурге в 1892 году. Публика северной столицы уже успела познакомиться с этим сочинением гораздо раньше – в 1887 году. Оркестром управлял Э. Направник.

 

Чайковский Эдуард Направник 

оркестр исполняет «Ромео и Джульетту» Чайковского ноты «Ромео и Джульетты» Чайковского 

 

Интересные факты

  • В 1884 году увертюра была удостоена почетной премии за лучшее оркестровое произведение. Эта награда была учреждена меценатом М. Беляевым, чтобы лишний раз поощрить талантливых композиторов.
  • Интересно, что сам первоисточник – известнейшая повесть «Ромео и Джульетта», как и увертюра, много раз дорабатывался автором. Трагедия была создана в 1595 году, а уже в 1597 году возникло первое издание, правда, название у нее было несколько иным. Уже в 1599 году появилось еще одно издание. Однако это был не совсем окончательный вариант трагедии. Новая версия произведения была опубликована в 1609 году и в 1623 году. Любопытно, что исследователи творческого наследия Шекспира использовали все доступные варианты трагедии, чтобы свести их в единое целое из-за того, что практически все версии повести сохранились не полностью.

 

  • Петр Ильич не единственный композитор, обративший свой взор на повесть Шекспира. Так, Г. Берлиозу принадлежит «драматическая симфония» с одноименным названием, которая очень точно следует за сюжетом первоисточника. Позднее на его музыку были поставлены балеты. Винченцо Беллини сочинил оперу «Капулетти и Монтекки», а затем и Шарль Гуно. Советский композитор Сергей Прокофьев в 1935 году сочинил свою знаменитую музыку к балету «Ромео и Джульетта». Кроме того, еще многие другие талантливые музыканты обращались к трагедии и создавали свои прекрасные произведения на ее основе.

Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»

  • На основе сочинения Чайковского, Сергей Лифарь поставил балет в 1942 году.
  • Интересно, что это сочинение было одним из самых любимых у Петра Ильича, чего не скажешь об остальных творениях. Некоторые из них поначалу казались вполне удачными, однако позже Чайковский полностью разочаровывался в них. Например, так было с поэмой «Фатум», именно ее композитор уничтожил после двух исполнений.
  • Увертюра-фантазия относится к программным симфоническим произведениям и это не первое подобное сочинение композитора. Его очень привлекала эта область симфонизма, поэтому в его творчестве программности отводилась особая роль.

 

Содержание «Ромео и Джульетты» Чайковского

Известно, что Чайковский не преследовал цель точно следовать за сюжетом первоисточника. Ему удалось передать идею трагедии лишь в общих чертах – обобщенно. В увертюре четко выделяется три сюжетные линии – мир и счастье двух возлюбленных, их любовь и вражда семей, которая в итоге привела к трагедии. Собственно, эти три темы точно отражены в музыкальной части.

Композитор намеренно отказался от использования индивидуальных характеристик персонажей трагедии, от показа каких-либо отдельных ситуаций. Он сосредоточил внимание лишь на центральной идее первоисточника, лежащей в основе драматургического конфликта, и сумел найти все необходимые средства для ее музыкального воплощения.

Драматургия увертюры основывается на контрасте и теснейшем взаимодействии трех тематических групп. Первую группу составляет тема хорального склада весьма сурового звучания. Именно с нее и начинается произведение (тема вступления). Вторая группа – это энергичная, решительная главная партия, представляющая собой тему вражды. Третья – традиционная лирическая побочная партия (тема любви).

Вступительная и заключительная части представляют собой пролог и эпилог трагедии. Звучание неторопливого Andante выглядит несколько неоднозначно в смысловом значении и выходит за рамки привычной подготовки главной партии. В одном из писем к М. Балакиреву Чайковский признался, что хотел показать в этой части увертюры одинокую душу, которая мысленно стремится к небу. В музыкальном плане он смог этого достигнуть за счет внезапной модуляции на полтона вниз, вызвав тем самым некое напряжение. После этого звучит восходящая фраза с неожиданным скачком вверх на уменьшенную кварту, придавая тем самым оттенок скорбного томления. В целом во вступлении отражается личное отношение композитора к судьбе героев, а также предчувствие грядущей трагедии.

В разработке основное развитие получают две темы: главная партия и тема вступления. Построена она по традиционному образцу и получает стремительное развитие. Тема вступления в разработке приобретает несколько иной оттенок. Спокойная, медленная, символизирующая собой светлого патера Лоренцо, она приобретает довольно грозное звучание и ее можно сравнить теперь с темой судьбы или рока. Подобные образцы можно встретить в симфониях композитора более позднего периода (Четвертая и Пятая).

Чайковский «Симфония №5»

В репризе конфликт получает новое драматическое развитие. Главная партия изложена сжато, побочная же получает более широкое развитие и расцветает, достигая своей высшей кульминации. В коде продолжается линия развития, представленная в разработке, но получает необычайно высокий уровень напряжения, что приводит неминуемой катастрофе – гибели главных героев.

В заключении снова проводится тема любви, только она приобретает иной оттенок страдания и представлена в искаженном виде. Достигается это за счет измененного начального хода мелодии – Чайковский вновь использует уменьшенную кварту. Помимо этого, в сопровождении звучит ровный ритм, передающий траурную процессию.

Завершают увертюру грозные аккорды, напоминающие о той ненависти и вражде двух семей, жертвами которой стали юные влюбленные. Любопытно, что Балакирев был против такого финала и высказал мнение, что данные аккорды будут неуместны. Однако Петр Ильич, тщательно прислушивающийся к его мнению, в данном случае предпочел настоять на своем и оставить их. Композитор не хотел, чтобы финал звучал тихо и смиренно, он хотел лишний раз подчеркнуть трагедию.

На первый взгляд может показаться, что основные разделы непропорциональны, к тому же Чайковский использует весьма необычный модуляционный план (во вступлении и экспозиции), тем не менее, увертюра воспринимается как единое целое и части ее очень тесно переплетены.

В увертюре-фантазии можно встретить предвосхищение самых глубоких и зрелых идей композитора. Несмотря на некое несовершенство первого варианта, Петр Ильич Чайковский смог довести произведение до идеала, представив публике удивительный образец психологического обобщенного симфонизма. Необыкновенная красота тематического материала, нежнейшая лиричность и глубокая драматургия позволили увертюре-фантазии стать настоящей жемчужиной мировой музыки.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»