Винченцо Беллини
«Лебедь Катании» и «Мастер меланхолии» — такие имена получил Винченцо Беллини в богемных кругах. Причиной тому послужили длинные, плавные музыкальные фразы, ставшие оригинальной визитной карточкой оперных шедевров итальянского композитора. Джузеппе Верди считал его новатором и реформатором в музыке, сокурсник и преданный товарищ Франческо Флоримо подчёркивал благородные черты лица и умение держаться с неподражаемым достоинством даже при знакомстве с важными персонами, Вагнер восхищался способностью гармонично связывать либретто, мелодию и психологию образа в одной партитуре. Прожив яркую и стремительную жизнь, Винченцо Беллини «отозвался» в душе каждого своего современника, имеющего отношение к искусству.
Краткую биографию Винченцо Беллини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Беллини
Винченцо родился в портовом итальянском городке на острове Сицилия. Его отец зарабатывал на жизнь игрой на органе на религиозных службах и преподаванием для детей аристократов. Катания, местечко, где появился на свет будущий талантливый композитор, находится у подножья вулкана Этна.
Происхождение обеспечило мальчику возможность обучаться музыке с детства. Однако, чтобы получить более серьёзное образование, требовались деньги. Из биографии Беллини мы узнаём, что когда юноше исполнилось 17, вопрос о переезде в Неаполь возымел статус первостепенного, в маленьком городке развиваться в творческом векторе дальше было просто невозможно. В это время главой провинции Катания был назначен герцог Стефано Нотабартоло. Он прибыл в город вместе со своей супругой, знатная чета быстро узнала о ситуации, в которой оказался Беллини. К 1818 году он уже являлся автором нескольких произведений для оркестра и обладал репутацией способного юноши. Герцогиня и её супруг порекомендовали Винченцо обратиться с прошением Городской Совет. Просьба молодого человека была удовлетворена: ему назначили стипендию. Деньги, которые новоявленный студент получал в течение 4 лет, позволили ему переехать в Неаполь и поступить в консерваторию. Из Катании Беллини уезжал, заручившись не только финансовой поддержкой, но и рекомендательными письмами от членов коллегии интендантов.
Студенческие годы подарили юноше, полному сил, надежд и возвышенных ожиданий, два ценных знакомства. Первое — позволило обрести духовного отца, наставника, второе — переросло в тесную дружбу, которая сохранилась вплоть до последних мгновений жизни Беллини. Художественный руководитель Антонио Зингарелли, в силу развитой интуиции и профессионального чутья, быстро распознал в студенте огромный творческий потенциал и проникся к Винченцо отеческими чувствами. Именно Зингарелли поведал своему протеже секрет композиторского мастерства: «Если Вы научитесь слышать мелодии, которые идут от сердца, и записывать их в максимально упрощенной форме, успех придёт. Вы станете композитором. Если не овладеете этим умением, всегда есть возможность стать приличным органистом в сельской глубинке». Последующее творчество Беллини раннего и позднего периода наглядно показывает: эти слова способный ученик усвоил и не забывал никогда. Близким другом Беллини стал Франческо Флоримо, именно с ним на протяжении жизни при различных перипетиях композитор поддерживал эпистолярную связь.
Вложения, моральные и материальные, полностью оправдались, когда в 24 года Винченцо представил первое творение в оперном жанре. Премьера «Адельсон и Сальвини» состоялась на сцене зала родной консерватории. Примечательно, на занятиях в учебном заведении больше внимания уделялось произведениям для церковного хора или исключительно инструментальным пьесам, симфониям, сюитам и сонатам. После триумфального дебюта Беллини начал получать постоянные заказы. Карьера стремительно стала развиваться, давая общественности повод для обсуждения нового феноменального таланта в области оперного искусства. С восторгом публика восприняла творение «Бьянка и Джернандо». Оперу, повествующую о придворной борьбе за власть, интригах и любви вопреки предрассудкам, включил в репертуар театр «Сан-Карло» в Неаполе.
Через год на право поставить на сцене новый оперный спектакль Беллини претендовал именитый театр в Милане «Ла-Скала». Для легендарной труппы автор к 1827 году написал оперу по тексту романтической трагедии Ч. Мэтьюрина «Пират». В 1829 году успех закрепила «Чужестранка». На этом головокружительный карьерный взлёт завершился.
Имя Винченцо Беллини было на слуху, но со временем отношение к маэстро поменялось. Критики заточили перья и принялись усердно искать недостатки, сравнивать произведения с манерой сочинения других композиторов, заручившихся немалой популярностью. Новое творение «Заира» получило крайне негативные отзывы и оценки. Пытаясь реабилитироваться, Беллини предоставляет на суд слушателей «Сомнамбулу», но и здесь не получает удовлетворительных и приободряющих мнений. Вынужденный творческий кризис композитор решает пережить на новом месте. Он переезжает в Париж, чтобы заново переосмыслить суть и потребности личного самовыражения.
Временный отдых и успокоение среди парижских пейзажей помогли вернуть маэстро авангардные позиции в творческих кругах. «Норма» и «Пуритане» — произведения, ознаменовавшие возвращение композитора к истокам успеха и продемонстрировавшие нетривиальный потенциал. В 1835 году, на кульминационном мажорном моменте партитуры, именуемой жизнью, образовалась внезапная и трагическая кода. Беллини скоропостижно скончался от острого кишечного заболевания, спровоцировавшего гнойное воспаление в тканях печени.
На момент смерти Винченцо Беллини исполнилось 33 года, он умер в Париже и был похоронен изначально на одном из самых известных кладбищ Европы — Пьер-Лашез. Легендарный некрополь оказался последним пристанищем для многих выдающихся деятелей разных сфер искусства. Только в 1876 году прах композитора был транспортирован на родину, в Катанию. В настоящее время он хранится в кафедральном соборе погибшей на Сицилии христианской мученицы Агаты.
Его жизненный путь оборвался в сравнительно молодом возрасте, но в прожитых днях нашлось место и поражениям, и фееричному триумфу. Музыка Винченцо Беллини обрела своих благодарных слушателей ещё при жизни автора. Оперные постановки проводились на сценах Неаполя, Милана и Парижа. Талантливый композитор получил завидную долю известности и признания, чем обеспечил себе бессмертие вопреки физическим законам.
Личная жизнь Беллини
В студенческую пору Беллини влюбился в дочь учителя. Избранницу звали Маддалена Фумароли. Родители девушки всячески противились взаимоотношениям дочери и бедного, ничем не примечательного молодого человека. Отец семейства однажды вернул Винченцо все его письма, которые тот отсылал возлюбленной, и в собственном послании объявил, что никогда не выдаст дочь замуж за плохого пианиста.
Ханжеские взгляды старшего поклонения поменялись, когда претендент на руку и сердце девушки получил славу и принялся не без удовольствия пожинать её плоды в виде всестороннего внимания, востребованности и покровительства со стороны знатных представителей высшего общества. Однако судьбы молодых людей так и не соединились. В очередном письме к Маддалене Винченцо признался, что не смог сохранить чувства на расстоянии, слишком увлёкся творчеством.
В 1828 году произошла встреча с роковой женщиной, роман продлился 5 лет. Связь с замужней респектабельной дамой по имени Джудитта Турина в значительной степени повлияла на эмоциональное состояние композитора. За сравнительно короткий период он успел почувствовать себя самым счастливым и безумно несчастным человеком. Анализируя прошлое, это многогранное чувство, основанное на страсти, влечении и постоянном драматизме, композитор сравнил с адом. Знакомство произошло в Генуе. Беллини однажды признался своему лучшему другу Франческо Флоримо, что его полностью устраивает положение, в котором он оказался. Замужний статус его любовницы «снимал» с него негласные обязательства относительно необходимости вступать в брак. Официальных уз композитор всячески избегал, отмечая, что семейная жизнь не позволит ему полностью посвящать себя работе. Он так и не женился и до конца дней хранил верность исключительно своему призванию.
Весной 1833 года супруг Джудитт уличил её в измене. Фактическими подтверждениями он не обладал, но в его руках оказалось любовное послание, адресованное его жене. Обманутый муж решил разойтись с неверной и принялся искать грамотные пути, которые позволили бы ему тактично выставить изменницу из дома. Событие взволновало Винченцо: произошедшее означало, что любовница приедет к нему в Париж и поселится с ним, чего композитор страстно хотел избежать. Чтобы не допустить такой ситуации, Беллини был готов незамедлительно покинуть французскую столицу. Романтический флёр отношений исчез безвозвратно, связь прервалась.
Смерть композитора в 1835 году сблизила Джудитт и Флоримо: оба потеряли близкого человека и нуждались в поддержке. Дружеские взаимоотношения между ними, основанные на воспоминаниях и некой духовной близости, длились ещё много лет. Джудитт умерла в 1871 году, она пережила Винченцо на целых 36 лет.
Интересные факты о Винченцо Беллини
- Пути гениальности никогда не оказываются простыми и предсказуемыми; у некоторых — талант проявляется в зрелом возрасте, у других — выражается с ранних лет. Для Винченцо Беллини Провидение отвело короткий срок пребывания на земле, его жизнь с самого детства пестрила событиями, не характеризующимися ординарностью. Биография Беллини гласит, что первое произведение Винченцо написал в возрасте 7 лет. Это был торжественный псалом, навеянный влиянием дедушки, который играл на органе в церковном приходе.
- В качестве поощрения за успехи в учёбе при консерватории Беллини получил возможность без билета посещать оперу 2 раза в неделю.
- Россини стал тем человеком, который неосознанно мог бы лишить музыкальное искусство имени великого Беллини. После прослушивания произведений Джоаккино, Винченцо разуверился в собственных силах, таланте и даже думал о том, чтобы навсегда оставить попытки создавать музыку.
- На премьере своей второй оперы «Бьянка и Джернандо» автор удостоился овации самого короля обеих Сицилий. Монарх аплодировал стоя.
- Истинным восторженным потрясением, вызвавшим катарсис у публики, и без того благоволившей востребованному композитору в период 1829 года, обернулась баркарола из «Чужестранки». Песня, основанная на народных мотивах, достигла самых потаённых душевных струн изысканного аристократического общества. Это явилось сигналом для маэстро для обретения собственного пути в творчестве. Приверженность к использованию национальных мотивов автор демонстрировал и в более поздние периоды работы.
- Примечательно, что «Норму», выдающийся шедевр, публика первой половины XIX века восприняла не сразу. Потребовалось несколько постановок, чтобы произведение признали знаковым и достойным, хотя поначалу столь «пышных» эпитетов удостаивалась только заглавная ария. Мастер переписывал её 6 раз прежде, чем остановился в поисках идеального звучания.
- Орден Почётного Легиона из рук правителя Франции Беллини получил после премьерной постановки «Пуритане». Это было завершающее крупное произведение маэстро, но тогда он об этом даже не догадывался.
- Лишь одна из 11 опер не получила восторженных отзывов. Это «Заира». Причиной тому могла служить спешка, с которой работал Беллини, занимаясь сочинительством на заказ. По другой версии, либретто на литературной основе В. Скотта в готовом варианте не зазвучало гармонично на фоне представленной музыки.
Творчество Винченцо Беллини
Преобладающим настроением в музыке Винченцо Беллини является некая меланхолия, светлая печаль. Композитор творил в жанре оперы бельканто и довёл составляющие до предельного, эталонного совершенства. Мелодии в произведениях часто оказываются плавными, тягучими, исполненными на глубоком legato. При этом партии для голоса отличаются чрезвычайной выразительностью, которая в некоторых моментах может восприниматься как проявление пафоса, что в бельканто не отрицается и даже приветствуется.
Музыка, написанная Беллини, оказала огромное влияние на творчество многих известных композиторов, среди которых — польский пианист и композитор Фредерик Шопен. Эти две незаурядные личности роднит стремление к простоте и доступности музыкального содержания. В течение всего процесса созидания Беллини намерено противопоставлял своё мастерство манере создания и исполнения музыкальных произведений своих современников. Он отказывался от изысканных сложных приёмов, излишней витиеватости, сложности в пользу лёгкости и приближенности к этническим мотивам. Критики часто осуждали подобные творческие приоритеты, указывали на чересчур поверхностное и непродуманное оркестровое сопровождение.
Винченцо Беллини восхищался талантом Джоаккино Россини, но объективно подходил к сравнению, избежать которого не представлялось возможным, встреча двух композиторов состоялась в 1829 году. К тому времени оперу «Севильский цирюльник» услышали в Италии и США. Россини покорил публику динамичным, ярким действом с торжественной увертюрой, сопоставимой с изящной бравадой. Однако не только оперы соотечественника вдохновляли Винченцо, но и его камерно-инструментальные произведения, торжественные мессы.
Винченцо понимал, что может многому научиться у гениального творца непревзойдённой музыки, но одновременно осознавал, насколько различны их пути. Интуитивно присутствовало убеждение: лучшее, что он может воплотить в искусстве, не должно основываться на подражании и намеренно созданной сложности форм. Этому выводу предшествовала пора экспериментов. Время ясно продемонстрировало: упрощённость и лаконичность, от которой Россини отказался, вовсе не являются синонимами бездарности и сценического провала.
Согласно биографии Беллини, в 1831 году маэстро поддался пожеланиям острых на язык ценителей искусства и создал оперу, которая резко выделяется на фоне предшествующих произведений. «Норма» — своеобразный жест, который продемонстрировал умение композитора создавать сложный аккомпанемент и развёрнутые партии для исполнителей. Опера, где солировала непревзойдённая испанская дива Мария Малибран, имела ошеломительный успех и восхитила критиканское сообщество. К моменту завершения написания шедевра Беллини едва перешагнул порог 30-летия. Даже наблюдая за очевидным успехом своего творения среди богемы, итальянец вряд ли смел предположить, что «Норма» станет одним из лучших оперных произведений всех времён и даже в XXI столетии сохранит актуальность. Каватина «Casta Diva» из «Нормы» и сейчас является серьёзным испытанием в вокальном плане даже для ведущих звёзд мировой оперной сцены. Партия написана для сопрано и по уровню сложности практически не имеет аналогов.
Красноречивым эпилогом творческого пути стала опера «Пуритане», повествующая о пронзительной истории любви и коварства, борьбы чувства долга с желаниями взволнованного сердца.
Сомнения, горечь от невозможности приблизиться к идеалу, упрямые критики, не желающие признать право творческой личности на самобытность — негативными обстоятельствами Винченцо Беллини жонглировал, словно виртуозный циркач на арене. Любое препятствие к гармонии оборачивалось поводом для новых экспериментов в творчестве и неожиданных открытий, преподнесённых в уникальном стиле. Не в этом ли секрет превосходства и величия бессмертной музыки над мимолётностью и хрупкостью человеческой жизни?
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
фильм о Винченцо Беллини