Жак Оффенбах

 

Жак ОффенбахЕщё при жизни выдающийся французский композитор получил второе, не менее звучное и запоминающееся имя. С лёгкой подачи Джоаккино Россини, его называли Моцартом Елисейских полей. Действительно, несмотря на немецкое происхождение, именно во Франции Жак Оффенбах получил наивысшее признание, а его талант был по достоинству оценён как критиками, так и публикой. Будучи основоположником жанра оперетты, этот выдающийся музыкант умел виртуозно подбирать ключи к сердцам зрителей, жадных до занимательных театральных представлений с выраженным лирическим и социальным подтекстом.

Краткую биографию Жака Оффенбаха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография Оффенбаха

Жак Оффенбах родился в немецком городе Кёльн в 1819 году, 20 июня. У четы Эберст (настоящая фамилия отца Жака) на тот момент уже был шестеро детей. В дальнейшем в семье появилось ещё трое малышей, но далеко не все наследники сумели проявить интерес и способности к музыке, несмотря на то, что родители были не чужды искусству. Исаак Эберст, еврейский кантор, играл на скрипке и преподавал пение. Прежде, чем посвятить жизнь служению в синагоге, он зарабатывал на жизнь, занимаясь книжной реставрацией.

место рождения Жака Оффенбаха

В шестилетнем возрасте Жак принялся понемногу осваивать азы мастерства игры на струнном инструменте и весьма преуспел. Через 2 года мальчик уже начал сочинять песни, а когда ему исполнилось 9 лет, родители решили, что сыну следует переключить внимание на виолончель. Мать с отцом посчитали, что скрипка отнимает у ребёнка слишком много сил: у Жака с детства было слабое здоровье. Игра на виолончели увлекла подрастающего мальчика, уже через год он безупречно исполнял партии из квартетов Йозефа Гайдна, а в 13 лет Жак Оффенбах впервые выступил на сцене концертного зала в Кёльне, где исполнил оригинальные произведения.

Виолончель

В 1833 году Жак начал обучение в Парижской консерватории. В высшем учебном заведении существовало правило: не принимать в классы студентов иностранного происхождения. Однако Жаку посодействовал отец. Он буквально умолял знаменитого педагога Луиджи Керубини послушать пьесу своего сына в авторском исполнении. В итоге Жак был зачислен на курс, но проучился в Париже всего год: Оффенбаху не нравилось посещать занятия, ввиду чего он пропускал много уроков и игнорировал предписания.

 

В 1844 году Жак женился. В Эрмини Д’Алькан, дочь испанского военного, возглавлявшего ряды реакционной партии, композитор влюбился с первой встречи. Она состоялась в конце 30-х годов в одном из салонов, завсегдатаем которых являлся Оффенбах. Однако с предложением руки и сердца композитор не спешил, так как был не уверен в собственной финансовой состоятельности. В 1844 году талантливый музыкант существенно поправил материальное положение, совершив турне по Великобритании. В Лондоне композитора приняли чрезвычайно тепло, это был абсолютный триумф, гений Оффенбаха в прессе не помедлили сравнить с абсолютным вдохновением, а самого музыканта назвали «удивительным виолончелистом», чьё исполнение порождает удовольствие.

Жак Оффенбах с семьей

В 1849 музыкальная деятельность Оффенбаха стала стремительно развиваться. Вскоре он получил должность дирижёра во французском государственном театре «Комеди Франсез». В Opera-Comique Жак числился в качестве виолончелиста, однако его служба в этом заведении постоянно была отмечена неоднозначными, скандальными ситуациями. Постоянные штрафы, ввиду которых у музыканта практически не оставалось заработных средств, и недовольство репертуаром подтолкнули Жака к увольнению.

Opera-Comique

В 1855 году Оффенбах основал собственный театр и навал его Bouffes-Parisiens. Первоначальный репертуар состоял из пантомим и музыкальных миниатюр, впоследствии основу составили оперетты. В 1858 году, после успешной премьеры «Орфей в аду», в жизни Оффенбаха начался сложный период. Композитор был вынужден столкнуться с неоднозначной реакцией на своё произведение. Негативные отзывы критиков, как ни странно, в выгодном ключе оттеняли восторг публики, привлекая ещё больше внимание заинтересованной общественности к оперетте и её автору.

 

Разгоревшаяся в 1870 году Франко-Прусская война буквально загнала Оффенбаха в тупик, ввергнув в нравственную и фактическую безысходность. Французы увидели в деятеле искусства идеологического врага, ввиду его происхождения, а немцы повсеместно обвиняли Жака в измене Родине и шпионаже. Театр под руководством Оффенбаха был признан банкротом, чтобы покрыть финансовые задолженности, композитор отправляется на гастроли в США, где его встречают на удивление гостеприимно и непредвзято. В конце 70-х годов Жак возвращается в Париж, где снова плодотворно работает, несмотря на слегка угаснувший интерес публики к его произведениям.

В последние годы Оффенбах посвятил своё время работе над оперой «Сказки Гофмана», но закончить её не успел. 5 октября 1880 года французский композитор умер. Причиной стал приступ асфиксии. Оффенбаха похоронили в северном районе Парижа, в границах некрополя Монмартр.

 

Жак Оффенбах биография Оффенбах биография

Жак Оффенбах в юности Жак Оффенбах

 

Интересные факты

  • Отец Жака изменил фамилию в 1808 году, когда связал себя святыми узами брака с Марианной Ридскопф. Исаак решил увековечить в своих инициалах название своего родного города, Оффенбах-на-Майне.
  • Жаку повезло рано осознать собственное предназначение, что позволило своевременно начать развивать имеющиеся музыкальные способности. В период с 1831-1832 гг Оффенбах, будучи подростком, начал зарабатывать деньги, выступая в тавернах совместно с братом Юлиусом и сестрой Изабеллой. Жак играл на виолончели, остальные юные участники трио — на пианино и скрипке.

  • Чтобы вступить в законный брак с любимой женщиной, Жак сменил вероисповедание, отказавшись от иудаизма и став католиком. С Эрмини Оффенбах прожил 36 лет, на протяжении всей супружеской жизни он проявлял себя как верный и любящий супруг, в противовес легкомысленным героям произведений, вылетавших из-под его пера. В браке появилось на свет пятеро детей: 4 девочки и мальчик. Огюст родился последним, в 1862 году, но уже в 1883-ем — покинул этот мир.
  • 25 сентября 1850 году случилось трагическое событие. Жак сильно пострадал во время концерта в городе Турень (Франция). Платье одной из приглашённых дам случайно загорелось. Пытаясь спасти женщину от огня, Оффенбах начал тушить пламя голыми руками, в результате чего получил сильные ожоги. Травмы на время лишили музыканта возможности выступать, но гораздо более печальной новостью оказалось известие о кончине пострадавшей мадам Де Вайн, о чём объявили спустя 4 дня после происшествия.

  • Оффенбах превратился в примету при жизни. Суеверные люди воспринимали композитора как недоброе предзнаменование. За глаза Жака именовали «Jettatore», что в переводе с итальянского означает «сглаз», в более вольном толковании это слово можно интерпретировать как «заклинатель». Г. Флобер отмечал в своём сатирическом сборнике афоризмов «Лексикон прописных истин», что в обществе, когда упоминалось имя Оффенбаха, было принято прикрывать два пальца правой руки, чтобы не навлечь недоброе на себя.
  • Оффенбах был обладателем незаурядной внешности, поэтому часто становился героем карикатурных изображений. Худощавая фигура, нос «крючком», узкое лицо в окаймлении внушительных светлых баков — всё это в совокупности являлось частью узнаваемого образа. Специфичность внешности Жак старался компенсировать созданием элегантного внешнего облика. Однако это ему удавалось не всегда. Атласный чёрный галстук — единственная вещь в гардеробе, которой Жак неизменно отдавал предпочтение, в остальном постоянства не наблюдалось. Скорее, наоборот. Наряды Оффенбаха всегда выглядели экстравагантными, яркость сочеталась с авангардным эпатажем. Композитор не считал зазорным носить жакеты с замысловатым рисунком, высокие сапоги с кисточками, тёмный фрак из бархата и блестящий пояс с массивной пряжкой и даже периодически надевал все эти вещи одновременно.
  • Оффенбах был замешан в скандале, связанном с нарушением авторских прав. Композитор Адольф Адам подал в суд на Жака, заявив, что летом 1852 года тот, в рамках публичного мероприятия, исполнил юмористические куплеты, сочинённые Адамом, и отказался при этом заплатить автору. В итоге суд обязал Жака внести компенсацию в размере 25 франков, аналогичную сумму пришлось отдать в качестве штрафа.

подпись Жака Оффенбаха

  • Жак отличался постоянством в своих предпочтениях относительно гастрономических изысков. Он любил обедать в одном из 4-х любимых ресторанчиков. Если выбор падал на заведение Le Riche, трапеза неизменно состояла из следующих блюд: 3 яйца, сваренных всмятку, кусочек поджаренного хлеба, котлета из баранины, картофельное пюре в виде гарнира, на десерт — фрукты.
  • Жак Оффенбах обладал противоречивым характером, что придавало его личности особый флёр мистичности и загадочности. Как и любой талантливый человек, он был склонен к скептицизму и перепадам настроения. В кругу друзей композитор зачастую становился душой компании, весёлым рассказчиком и внимательным, благодарным слушателем. Будучи наблюдательным и проницательным, Оффенбах с завидной точностью подмечал черты нрава собеседника, которые впоследствии получали отражение в персонажах его оперетт. Однако нередко, наедине с самим собой Оффенбах погружался в депрессивное, гнетущее состояние.
  • Маэстро был страстным игроком. Он обожал азартные игры, при возможности не упускал шанса испытать Фортуну. Однажды, в разгар лета 1869 г, во время премьерного показа оперетты «Трапезундская принцесса» автор воспользовался перерывом между действиями для того, чтобы сыграть в рулетку.
  • Оффенбах чрезвычайно трепетно относился к своей творческой команде. Над либретто к большинству его оперетт трудились Анри Мельяк и Людовик Галеви. Этих авторов композитор, привыкший работать в активном ритме, ценил как коллег, однако порой бывал к ним требовательным и даже проявлял в некоторой степени деспотизм. «Смотрите, думайте, работайте» — такими словами настойчиво и назидательно поторапливал, подбадривал и пытался настроить на рабочий лад Оффенбах своих верных соратников, не давая им возможности переключиться на другие проекты или расслабиться после очередной успешной премьеры.

 

Творчество Жака Оффенбаха

Творчество Оффенбаха

В 30-х годах XIX века карьера Оффенбаха в искусстве только начинала набирать обороты. Этот период отмечен работой в оркестре, а также сотрудничеством с немецким композитором Фридрихом фон Флотовым, представителем романтического направления в музыке того времени.

К середине 50-х годов Оффенбах уже был владельцем собственного концертного зала, однако всё ещё вынужден был мириться с консервативной цензурой, регламентирующей структуру и содержание произведений для театральных постановок. В это время творческие работы Оффенбаха весьма удачно «вписывались» в надлежащие правила, а потому с завидным постоянством представлялись на суд зрителей. Спектакли в жанре оперетты должны были состоять из одного акта, а количество действующих лиц ограничивалось тремя персонажами, участие хора в постановках было исключено. Первый показ произведения «Орфей в аду», состоявшийся в 1858 году, в таковом контексте произвёл фурор. Это была сенсация в театральном мире. Автор предъявил искушённому богемному обществу произведение из двух актов, в каждом из которых было по 2 сцены. Вольная интерпретация легенды об Орфее и Эвридике превратилась в очевидную метафору, олицетворяющую буржуазные порядки новообразованной Второй империи.

Оффенбах «Орфей в аду»

Жака Оффенбаха называют отцом венской оперетты, творцом, стоявшим у жанровых истоков. Созданный им спектакль «Орфей в аду» имел в австрийской столице огромный успех. Оперетта стала своеобразной стабильной основой для дальнейшей успешной деятельности композитора в названом жанре, а также послужила вдохновением для работ талантливых последователей, в числе которых оказался Иоганн Штраус.

Практически каждая оперетта Оффенбаха отмечена сатирическим взглядом: автор высмеивает снобизм, присущий высшему классу европейского общества, а также отдельных личностей, чаще — видных политических деятелей. Сентиментальность большинству подобных музыкальных зарисовок несвойственна, зато яркая ирония, остроумие и позитивное настроение — присутствуют в достатке. Это в наивысшей степени подтверждают тепло принятые публикой оперетты «Прекрасная Елена» (1864) и «Парижская жизнь» (1866).

Оффенбах «Прекрасная Елена»

С началом 60-х гг в творчестве Оффенбаха наметился невыраженный творческий кризис. Композитор продолжал усердно работать, но отмечал, что капризная публика пресытилась его творениями, и с каждым годом удивить и рассмешить зрителя становится сложнее. В авангарде оказываются новые таланты, способные обескуражить нетривиальной подачей и оригинальным сюжетом. После поражения Франции в войне с Пруссией вкусы взыскательной общественности и вовсе изменились, «одарив» некогда обласканного вниманием Оффенбаха незавидным негласным титулом призрака, коим стала и сама Вторая империя.

Оффенбах опера «Сказки Гофмана»

В конце 70-х годов композитор начинает работу над оперой по мотивам произведений Эрнеста Гофмана. Эта работа была необычайно важна для Жака: в ней он видел спасение от сумрака небытия, в который его ввергали многочисленные отказы французский оперных театров. Судьба распорядилась так, что композитору не удалось завершить воплощение своего грандиозного замысла: автор сумел создать пролог и первый акт произведения «Сказки Гофмана». К концу жизни Оффенбах явно ощутил горький привкус разочарования и пожалел о том, что столько времени уделял непосредственно оперетте как главному жанру своего творчества.

 

Несмотря на то, что авторству французского композитора принадлежат свыше 110 сценических произведений и внушительное количество инструментальных композиций, Жак Оффенбах все же прославился именно своими опереттами. Эти известные музыкальные спектакли являют собой «жгучую» смесь социальной сюжетной сатиры, запоминающихся мелодий и ярких, динамичных, порой провокационных для своей эпохи, танцев. Оффенбах, в силу таланта и трудолюбия, заслужил и сумел прочувствовать при жизни славу, признание, почёт. Законодатель жанра, виолончелист, дирижёр, виртуозный музыкант стал символом парижской музыкальной культуры второй половины XIX столетия.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: