Карл Орф
Этого знаменитого композитора называют великим баварским экспериментатором. Его музыка, поражающая своей самобытностью, действительно звучит немного непривычно. Обладающая редким качеством – изысканной простотой, она магической силой своего внушения покоряет аудитории во всех уголках земного шара. Имя этого выдающегося маэстро, чьё творчество стало особым явлением в культуре XX века - Карл Орф. Новаторство композитора заключалось в упорном стремлении сгладить грани между музыкой и театром. На самом деле в его творческом наследии нет произведений, которые бы соответствовали определению «чистая музыка». Помимо выдающихся заслуг Орфа, получивших всеобщее признание в музыкальном искусстве, неоценимым является вклад композитора в творческое развитие подрастающего поколения. Разработанную им педагогическую систему успешно применяют во многих странах мира.
Краткую биографию Карла Орфа, а также множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Карла Орфа
10 июля 1895 года в Мюнхене на улице Майлингерштрассе в семье потомственного военного Генриха Орфа и его жены Паулы, урождённой Кёстлер, произошло радостное событие: на свет появился первенец, которого счастливые родители назвали Карлом Генрихом Марией. Малыша с первых дней его жизни окружала творческая атмосфера: в доме постоянно звучала музыка. Мать мальчика, в детстве и юности получившая хорошее образование, великолепно играла на фортепиано.
Уже с годовалого возраста маленького Карла привлекали музыкальные звуки, он любил сидеть под роялем и слушать, как музицирует Паула, а в двухлетнем возрасте малыш с истерикой выпрашивал, чтобы ему разрешали поиграть на рояле. Карла сажали к инструменту на высокий стульчик, он двумя руками нажимал на клавиши и при этом распевал песни на понятном только ему языке. В четыре года мальчик впервые увидел кукольный театр. Впечатление было настолько сильным, что после этого знакомства его самыми любимыми игрушками были куклы, сделанные из лоскутов. Видя такое увлечение сына, родители сами сконструировали и на Рождество подарили ему игрушечный театр. В пять лет Паула начала обучать Карла игре на фортепиано, однако скучные упражнения мальчику совсем не нравились, он больше любил наигрывать на инструменте то, что сочинял сам. А вот изучение нот малышу пришлось по душе, он быстро сообразил, что при помощи этих знаков можно записывать его музыкальные фантазии.
В шесть лет Карла отдали в школу, в которой ему совершенно не нравилось. Наученный матерью чтению и письму, он скучал на уроках, а приходя домой, с воодушевлением садился за сочинение стихов и рассказов. Уже в десять лет два рассказа Карла были напечатаны в детском журнале.
При всём многообразии различных занятий, увлечение мальчика кукольным театром не только продолжалось, но и всё более возрастало. К постановкам спектаклей, к которым он сочинял как тексты, так и музыку, привлекались школьные друзья, умеющие играть на музыкальных инструментах, а также младшая сестра.
Когда Карлу исполнилось четырнадцать лет родители впервые взяли его с собой в оперный театр.
«Летучий голландец» Вагнера произвёл на юношу такое впечатление, что он перестал ходить в гимназию и целыми днями, импровизируя, просиживал за роялем. Родственники были недовольны таким поведением Карла, но Паула, несмотря на укоры со стороны близких людей, приняла своё решение. Она подарила сыну клавир «Летучего голландца» и разрешила ходить на любой спектакль оперного театра. В шестнадцать лет поддерживаемый родителями Карл бросил гимназию и начал готовиться к поступлению в Музыкальную академию, к обучению в которой он приступил осенью 1912 года.
К сожалению, те надежды, которые молодой музыкант возлагал, когда поступал в учебное заведение, вновь себя не оправдали. Карл в то время, будучи вполне умелым музыкантом, хорошо знающим музыку, постоянно выискивал то, что считал для себя наиболее важным и интересным, так как программа, по которой велось обучение, его не устраивала. Изучая партитуры Клода Дебюсси, молодой человек даже решил уехать из Мюнхена в Париж и там продолжить обучение у знаменитого маэстро, и только родительская воля смогла остановить юного музыканта. После окончания Академии, в1914 году Карл устроился концертмейстером у вокалистов в оперный театр и при этом стал усердно заниматься на фортепиано, беря уроки у Германа Цильхера.
Наконец в 1916 году он занял место капельмейстера в драматическом театре «Каммершпиль». Эта работа очень увлекала молодого композитора: он сам писал музыку к спектаклям и с ней мог экспериментировать так, как ему хотелось. Всё планы Орфа рухнули в сентябре 1917 года, когда его призвали в армию и отправили на Восточный фронт. Получив тяжёлое ранение, Карл был контужен, и после решения комиссии о его непригодности к военной службе, он вновь приступил к театральной деятельности, сначала в театре Мангейма, а затем в придворном театре герцога в Дармштадте. Спустя время Орф вернулся в Мюнхен, где в 1920 году в его личной жизни произошли значительные изменения. Карл женился на начинающей оперной певице Алисе Сольшер, а через год стал счастливым отцом малышки Годелы.
В двадцатые годы Карла Орфа начинает привлекать педагогическая деятельность. Он занимается репетиторством, собирая вокруг себя молодых музыкантов готовящихся поступать в Музыкальную академию и тех, кто уже там учиться, но был недоволен методикой преподавания. В 1923 году Карл познакомился с молодой гимнасткой Доротеей Гюнтер, а в следующем году помог ей открыть школу танца и музыки - «Гюнтершуле», в которой вскоре сам начал преподавать. Постоянное творческое общение с юным поколением так увлекало Орфа, что он разработал свою методику музыкального образования и в 1932 году издал её под заголовком «Шульверк». Во второй половине тридцатых годов Карл, серьёзно занявшись композицией, отошёл от педагогической деятельности.
В годы нацистского режима Орф вёл себя достаточно осторожно. Круг его друзей был весьма разнообразным: от представителей высшего партийного руководства гитлеровской Германии и до основателей движения Сопротивления. Опасаясь за свою жизнь, ведь он сам имел еврейские корни, Карл никогда не делал никаких заявлений против правящей партии и активно старался доказать свою благонадёжность. Например, Орф оказался единственным из композиторов кто принял предложение от бургомистра Франкфурта на сочинение музыки к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». В те времена произведения Мендельсона из-за еврейского происхождения композитора были строжайше запрещены. Хотя Орф и не считался «нацистским» композитором популярность его возрастала, ведь «Кармина Бурана» пришлась по душе не только Геббельсу, но и самому Гитлеру.
После окончания войны Карла Орфа за сотрудничество с гитлеровским режимом занесли в «чёрный список», однако ему удалось выкрутиться из этого положения. Он заявил, что состоял в группе Сопротивления, которой руководил его друг Курт Хубер. На самом деле этого не было, но данное заявление помогло Орфу избежать репрессий и вернуться не только к композиторской, но и педагогической деятельности. В 1955 году Карл поселился в прекрасном, располагающем к творчеству местечке - Диссене-на-Аммерзее, а в шестидесятых годах переехал в Зальцбург, где стал возглавлять институт, носящий его имя, и в котором преподавали основы его методики по творческому воспитанию детей. Своё последнее произведение Орф написал в 1975 году, а затем занялся разбором подготовкой к изданию материалов из своего архива. Композитор умер после тяжёлой, продолжительной болезни в Мюнхене в 1982 году 29 марта в возрасте 86 лет и согласно его пожеланию был захоронен в барочной церкви бенедиктинского монастыря Андекс , к юго-западу от Мюнхена.
Интересные факты
- Орф свои творческие эксперименты с ударными инструментами начал проводить уже в двухлетнем возрасте. Карлу не нравился тихий звук, который издавал рояль, когда малыш своими слабенькими пальчиками прикасался к клавишам. Сообразив, что если удар будет сильнее, то и звук ярче, он стащил из кухни молоток для отбивания мяса. Роялю можно сказать повезло: ребёнка сразу обезоружили, как только он начал со всей силой бить колотушкой по клавишам инструмента. Сразу после этого случая родители купили сыну барабан.
- Согласно биографии Орфа, когда Карлу исполнилось восемь лет родители впервые взяли его с собой на концерт симфонической музыки. Оркестр исполнял «Маленькую ночную серенаду» В. А.Моцарта и Симфонию №1 Л.В. Бетховена. Впечатление у мальчика от услышанной бетховенской симфонии было настолько велико, что он стал просить мать, чтобы она вместе с ним играла это произведение на рояле в четыре руки. Так продолжалось изо дня в день, и в результате вся симфония была выучена наизусть.
- Отец Карла Орфа, продолживший династию военных, был музыкально одарённым человеком и довольно искусно играл на фортепиано, альте и контрабасе.
- Карл Орф, в 1914 году завершивший своё образование в Музыкальной академии, настолько был недоволен процессом обучения, что даже не пошёл на выпускной вечер. Документ об окончании учебного заведения ему прислали по почте.
- В 1916 году Карл Орф занял место капельмейстера в мюнхенском драматическом театре «Каммершпиль», однако он так увлекся театральной работой, что не только дирижировал оркестром, но и выполнял роли осветителя, суфлёра и даже рабочего сцены.
- Личная жизнь Карла Орфа была довольно активной. Первый раз он женился в возрасте 25 лет на певице Алисе Зольшер. После пяти лет брака они расстались. С 1925 по 1939 год композитор был холостяком. Второй женой Орфа стала врач Гертруда Виллерт. Она была моложе Карла на девятнадцать лет, и может быть, поэтому их семейное счастье продлилось всего четыре года. В 1954 году композитор вновь женился, выбрав себе в спутницы жизни писательницу Луизу Ринзер. Четвёртый раз Орф женился в 65 лет на своей молоденькой секретарше Лизелотте Шмитц, которая и проводила его в последний путь.
- Годела - единственная дочь композитора, родившаяся от первого брака, в дальнейшем выбрала себе профессию актрисы.
- В биографии Карла Орфа много загадок и тайн, которые при своей жизни он не доверил никому. Например, как имея еврейские корни, он, по некоторым сведениям, стал членом нацистской партии? Как одновременно можно было быть другом Бальдуру Бенедикт фон Шираху– рейхсюгендфюреру, гауляйтеру Вены и обергруппенфюреру СА и Курту Хуберу – члену мюнхенской группы Сопротивления, казнённого гитлеровцами в 1943 году. Как являясь любимым композитором нацистской верхушки, и получая от власти дотации и награды, он сумел после крушения гитлеровской Германии не только «очиститься», но и стать личностью почитаемой во всём мире.
- Заслуги Карла Орфа ещё при жизни были по достоинству оценены. Он был избран почётным членом Университета города Регенсбурга, Академии художеств Нюрнберга, Баварской академии искусств и Академии Санта-Чечилия в Риме. Звание почётного доктора Орф получил в Тюбингенском университете, а также в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене.
- Помимо этого он был награждён множеством наград, среди которых Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» и Баварский орден «За заслуги». Также в 1975году композитор стал почетныМ гражданином города Мюнхена, а 2001 году его именем назван астероид.
- Сегодня немецкий город Зальцбург популярен среди туристов не только как город великого Моцарта, он также представляет большой интерес для почитателей поразительной педагогической работы Карла Орфа. Его система музыкального воспитания приобрела такую популярность, что в институте Орфа только за первое десятилетие прошли обучение представители более чем из сорока стран мира.
Творчество Карла Орфа
Из биографии Орфа мы знаем, что увлекаться композицией Карл начал довольно рано. В девять лет он написал музыку к спектаклям своего домашнего кукольного театра. Одним из первых его творений была импровизированная опера, которая имела название «В волшебном лесу». В шестнадцать лет, воодушевившись тем, что родители разрешили ему поступать в Музыкальную академию, Карл на стихи немецких поэтов сочинил более пятидесяти песен, из которых сохранилось всего лишь шесть. Орф в то время писал очень много, но все свои творения того времени он создавал без знания правил гармонии и контрапункта. Поступив в Музыкальную академию, Карл почти сразу начинает заниматься творческими экспериментами, но они все, к сожалению, оказываются безуспешными. В начале 20-х годов Орф увлёкся поэзией немецких экспрессионистов, одним из которых был Франц Верфель. Молодой композитор сочинил на стихи этого поэта несколько вокальных произведений, однако публика, услышав их на концерте, была в полном недоумении. Больше эти песни никогда не исполнялись. Неудача на композиторском поприще преследуют Орфа одна за другой, но он не сдаётся и продолжает свои изыскания новой музыки. В 1927 году Карл пишет две тетради хоров на поэтические тексты Бертольда Брехта, но и в них стиль композитора был охарактеризован как слишком оригинальный и весьма необычный.
В тридцатые годы Орф начал заниматься изучением фольклорного материала, который впоследствии лёг в основу его творчества. Так весной 1934 года подыскивая материалы в Центральной придворной библиотеке Мюнхена, он наткнулся на рукопись XIII века, найденную в одном из монастырей Баварии. Это был сборник стихом с названием «Carmina Burana», написанный голиардами – бродячими поэтами средневековья. Изучая тексты, Карл сразу представил, что это должно быть яркое театральное представление, в котором слово, музыка, вокал и хореография будут тесно взаимосвязаны. Уже через несколько недель, исполнив своё новое сочинение на рояле представителям издательства, он получил восторженный отзыв. Работа над партитурой произведения у Карла заняла два года и ещё год на подготовку премьеры, состоявшейся во Франкфурте-на-Майне 8 июня 1937 года. После успешной постановки, так называемых песнопений с картинами - «Carmina Burana», Орф, наконец-то уверившийся в себе, заявил своему издателю, что тот вправе уничтожить все произведения композитора, которые до сих пор были напечатаны и что именно с «Carmina Burana» начинается его собрание сочинений.
В 1943 году состоялся премьерное исполнение ещё одного нового произведения Орфа, мимического спектакля с пением «Catulli Carmina», сочинённого на стихи поэта Гай Валерия Катуллы, проживающего в первом веке до нашей эры. Объединив «Carmina Burana» и «Catulli Carmina» в сценический цикл, композитор понял, что не хватает заключительной части. В 1951 году композитор закончил и воссоздал на сцене третью часть триптиха - «сценический концерт» с декорациями и костюмами «Trionfo di Afrodite». Весь цикл, впоследствии получивший название «Триумфы», уже даёт полное представление о сформировавшемся композиторском почерке Карла Орфа.
Однако говоря о творчестве Орфа, следует обязательно подчеркнуть, что оно тем или иным образом связано с театральным искусством, которому композитор посвятил около двадцати своих сочинений. Однако сочинения Орфа нельзя назвать не операми и не драматическими спектаклями. Это особое интересное явление, представляющее воссоединение элементов разных театральных форм. Композитор последовательно и принципиально отвергал традиционную оперную эстетику и создавал свой новый тип спектакля, сближая музыкальный и драматический театр. Так Орф, обращаясь к оперному жанру, свои сочинения в нём определяет по-новому, как «Маленький театр мира». Экспериментируя и наполняя новшествами, он создаёт поучительные музыкальные спектакли по произведениям сказочников братьев Гримм: «Луна» и «Умница». Также среди сочинений Орфа особо следует выделить разговорно-музыкальные драмы: – «Сон в летнюю ночь», «Бернауэрин» и «Хитрецы». Особого внимания заслуживают произведения композитора на античные сюжеты: «Антигона», «Царь Эдип» и «Прометей». Образовавшие своеобразную трилогию эти сочинения тоже не стеснены ни стилистическими, ни жанровыми традициями. Помимо этого большой интерес представляют мистерии Карла Орфа: «Мистерия воскресения Христа», «Чудо рождения младенца» и «Мистерия конца времени». Своё последнее произведение «Пьеса для чтеца, говорящего хора и ударных» по поэзии Б. Брехта композитор написал в 1975 году.
Система музыкального воспитания Карла Орфа
Новаторство Карла Орфа в области театрального искусства трудно переоценить, однако не менее ценным считается его вклад в музыкальную педагогику, а именно в творческое развитие подрастающего поколения. В основе разработанной им системы, которая в нынешнее время широко применяется во всём мире, лежит импровизация, то есть свободное музицирование. Такая оригинальная модель обучения детей музыке ставит своей целью не профессиональное музыкальное образование, а формирование гармонично развитой личности, способной не только воспринимать различную музыку, но и музицировать в самых разных формах.
Когда Доротея Гюнтер в 1924 году основала «Гюнтершуле» для обучения молодых девушек гимнастике, музыке и танцу, она предложила Орфу занять должность преподавателя. Карл, ещё в молодости охваченный мыслями создать иную методику творческого развития детей, с радостью откликнулся на это предложение, так как посчитал, что это идеальная площадка для его новых идей. Главный упор в своей педагогической работе он делал на развитии чувства ритма, так как считал его первоначальной основой музыкальных способностей, а также на воссоединении музыки с движением. Исходя из этого, поначалу в образовательном процессе Карла Орфа преобладающими были простые ударные инструменты: различные погремушки, бубенчики, трещотки, бубны и разнообразные барабаны. Однако затем к ним добавились звуковысотные ксилофоны и металлофоны, а немного позднее и блокфлейты. Ученикам предлагалось сочинять собственные композиции или импровизировать на какую-либо заданную тему. Основной целью такого обучения было создание хорового коллектива, участники которого умели бы красиво танцевать. Поставленная задача успешно решалась и уже через некоторое время выступления воспитанниц «Гюнтершуле» принимались весьма радушно. В тридцатом году было выпущено первое пособие под заголовком «Ритмико-мелодические упражнения», а через два года были напечатаны методические рекомендации - «Орф-Шульверк – практика элементарного музицирования». В конце Второй мировой войны «Гюнтершуле» была закрыта, а всё её имущество во время бомбёжек было уничтожено.
Несмотря на трудную ситуацию, сложившуюся после войны, многие граждане Германии были озабочены развитием детского воспитания. О педагогической теории Карла Орфа вспомнили в 1948 году и предложили ему сделать на радио несколько передач. Объединившись с бывшей воспитанницей, а затем и преподавателем «Гюнтершуле» Гунильд Кеетман он подготовил более десяти передач по музыкальному воспитанию, адресованных воспитателям, учителям и родителем. Успех радиопередач был настолько большим, что они продержались в эфире более пяти лет, а методика Орфа стала набирать популярность по всей Германии. В 1949 году при консерватории Зальцбурга «Моцартеум» были организованы классы, а затем в 1963 году открыт Орф – Институт, обучающий учителей и воспитателей методике композитора – новатора. С 1950 по 1954 год периодично выходили в свет пособия, которые впоследствии составили пятитомную антологию Шульверка. Вскоре музыкальная система Орфа стала активно распространяться, а Орф - общества возникать по всему миру.
Новаторство Карла Орфа в области музыкального театра трудно переоценить. В спектаклях его музыка, имеющая особую гипнотическую силу, играет особую роль. Всегда связанная с движениями артиста, она является важнейшим элементом действия, происходящего на сцене. В нынешнее время имя Карла Орфа популярно во всём мире, а его произведения с успехом ставятся на сценах театров многих стран.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Кармина Бурана» Карла Орфа