Родион Щедрин
Большое видится на расстоянии и давать оценки искусству современников всегда сложнее, чем тем, кто отдалился от нас на года и даже столетия. Сегодня Родион Щедрин практически единственный крупный российский композитор, широко известный за пределами страны и занимающий место в центре мировой музыкальной культуры. Не примкнув ни к каким общепризнанным стилям и направлениям, он имеет свой музыкальный образ, в основе которого русское искусство – как классическое, так и народное.
Краткую биографию Родиона Щедрина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Щедрина
Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье, где музыка была не просто развлечением, а одной из основных составляющих жизни. Отец Родиона и его дяди собирались в трио «Оркестр братьев Щедриных» и часто устраивали домашние концерты. Родители пытались заинтересовать сына музыкой, и Родион выдержал экзамен в Центральную музыкальную школу (ЦМШ).
Однако началась война, отец ушел в ополчение, а Родя с мамой были эвакуированы в Куйбышев. После возвращения в Москву мальчик начал учебу в ЦМШ, откуда не раз отчислялся из-за поведения – дважды убегал на фронт. Его дядя, крупный ученый, имевший вес и связи, разыскал племянника, успевшего уже добраться до Кронштадта, и вместе с товарищем по побегу Родиона в арестантском вагоне доставили домой. Хулигана и непоседу родители решили отправить в ленинградское Нахимовское училище. Но в то же время возобновился набор в Московское хоровое училище, куда Константин Михайлович устроил сыну прослушивание. Родиона приняли, 6 лет он жил в музыкальном интернате с полуармейской дисциплиной. Но именно в этом суровом мужском коллективе юный шалопай понял, что его будущее – в музыке. В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию на два факультета – фортепианный и композиторский, 9 лет спустя закончил и аспирантуру.
В 1955 году Родион в гостях у Лили Брик познакомился с молодой балериной Майей Плисецкой. Несколько лет спустя они встретились в Большом театре, работая над балетом «Конек-горбунок», и в октябре 1958 года поженились. Майя Михайловна стала не только единственной спутницей жизни композитора, но и главной музой – специально для нее Родион Константинович написал несколько балетов, посвящал ей многие другие произведения.
В 60-е Щедрин преподавал на композиторском факультете Московской консерватории. С 1973 по 1990 работал председателем правления Союза композиторов СССР, был Депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета СССР. Имеет звания почетного профессора нескольких консерваторий. С 1990-х годов проживает в Мюнхене.
Годы творчества Родиона Щедрина
Свою первую композиторскую награду Щедрин получил еще в хоровом училище из рук А.И. Хачатуряна в 1947 году. Однако уже через год после постановления о композиторах-формалистах, в числе которых был упомянут и Хачатурян, некоторые педагоги училища причислили музыку молодого сочинителя к порицаемому искусству.
К моменту окончания аспирантуры у Щедрина были уже написаны фортепианные и хоровые сочинения, Концерт №1 для фортепиано с оркестром, Симфония №1 для большого симфонического оркестра. Премьера первого концерта прошла в Варшаве и была встречена неоднозначно. Включение в классическое произведение народных частушек посчитали необоснованной дерзостью. Но уже в одном из самых первых произведений Щедрин заявил о себе как о композиторе, творчество которого базируется на русской культуре.
Исполнение первого концерта позволило ему даже без заявления стать членом Союза композиторов, а Д.Д. Кабалевский рекомендовал его Большому театру для написания балета «Конек-Горбунок». Начиная работу над балетом, он и не предполагал, какое судьбоносное произведение создает в начале карьеры. «Конька» заказал Большой театр, и балетмейстер Александр Радунский пригласил композитора на занятие в балетный класс, чтобы ближе познакомить Щедрина с особеннностями этого вида искусства. На занятии Родион увидел ту самую Майю Плисецкую. Однако премьеру в 1960 году танцевала Римма Карельская, поскольку Плисецкая накануне травмировала колено.
В 1961 году была поставлена первая опера Щедрина «Не только любовь», которую сам автор назвал «колхозным «Евгением Онегиным»». Откровенная тема женской тоски по любви, говорившая с высокой сцены простым языком частушек, вызвала недоумение властей: после 4 представлений спектакль закрыли. Почти 10 лет композитор работал над «Мертвыми душами», попытавшись перенести на сцену не только историю похождений Чичикова, но и лирико-философские страницы поэмы. Желание написать эту вещь было так велико, что он делал это только для себя – сам подготовил либретто, не договаривался ни с театрами, ни с режиссерами. Но как только культурная общественность узнала об окончании работы над произведением композитору не удалось утаить свое детище. Предложение поставить работу на сцене приходило и от режиссеров, и даже от министра культуры. Премьеру в Большом театре готовил Борис Покровский, на репетиции из Ленинграда ездил Юрий Темирканов, которому Щедрин доверил работу с оркестром. Премьера прошла 7 июня 1977 года с оглушительным успехом. Композитору удалось соединить, казалось бы, несоединимое – додекафонию с русской песней, оперу буффа с речитативами и плачем. В оркестре не нашлось места скрипкам – их партии отданы женскому хору, а по сцене ходят 32 героя и у каждого свое музыкальное лицо. Через год Темирканов перенес постановку в Кировский театр. «Мертвые души» сошли со сцен в середине 80-х, долгое время нигде не исполнялись, пока в 2012, юбилейном для их создателя году, не были вновь открыты зрителю Мариинским театром в постановке Василия Бархатова.
В 90-е родилась «Лолита» по Набокову и 4 оперы - в 21 веке: «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Рождественская сказка». Премьеры двух последних прошли в Мариинском театре, для которого и были написаны. История «Очарованного странника» также тесно связана с Мариинкой – именно Валерий Гергиев принял решение ставить спектакль по этому произведению, которое было создано для исполнения в зале Нью-Йоркской филармонии. Гергиева многие отговаривали от постановки, однако концертная версия переросла в сценическую, с 2008 года находящуюся в регулярной афише Мариинского театра. «Боярыня Морозова» - опера-оратория, которая с момента московской премьеры 2006 года так и не получила театрального воплощения.
«Кармен-сюита» появилась на свет благодаря стремлению и упорству Майи Плисецкой, которая хотела станцевать Кармен и даже сама написала либретто балета. Первым композитором, к которому она обратилась, был Д.Д. Шостакович, но тот сомневался, что сможет написать музыку, способную конкурировать с работой Бизе. А Хачатурян, которому балерина рассказала о замысле, спросил: «Зачем вы просите меня, у вас же дома есть композитор». Этот совет вкупе с необходимостью написать балет за 20 дней позволил взяться за музыку Родиону Щедрину. Опираясь на то, что в Большом театре были сильные группы струнных и ударных, он создал партитуру балета с этими солирующими инструментами, без духовых, обработав и скомпилировав соответствующим образом музыку Бизе. Балет вышел на сцену 20 апреля 1967 года. Последующие 25 лет никто кроме Плисецкой не танцевал Кармен, и с окончанием карьеры великой балерины образ, казалось, ушел в вечность. Только в 2005 году Большой театр решился на возобновление постановки, на подготовку которого пригласил хореографа А. Алонсо. В 2010 балет поставил и Мариинский театр, предложив две версии Кармен в исполнении крупнейших танцовщиц современности – Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой.
Тогда же в конце 60-х Щедрин и Плисецкая принимают участие в создании кинофильма «Анна Каренина» в качестве композитора и актрисы (роль Бетси Тверской). Майя Михайловна поняла, что эта история очень пластична, ее можно перенести на язык танца. За творческой поддержкой композитор обратился к своему великому предшественнику, П.И. Чайковскому, который, как он считал, «понимал» Толстого, будучи его современником, дыша с ним одним воздухом. Именно поэтому одним из лейтмотивов Анны стала тема из Второго струнного квартета Чайковского. Через сопротивление худсовета балет вышел на сцену Большого театра 10 июня 1972 года, его партитура получила высокие оценки критики и профессионального сообщества. За годы сотворчества со своей великолепной супругой родилось на свет еще два балета по чеховским произведениям: «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), оба в Большом театре, автором хореографии и исполнительницей главных партий выступила сама Плисецкая.
Через все десятилетия творчества Щедрина красной нитью проходят частушки – эти короткие народные припевки он использовал в опере «Не только любовь», концерте для оркестра «Озорные частушки». В 1983 году к 300-летию Баха Щедрин создал «Музыкальное приношение» в честь великого коллеги, произведение для органа, флейт, фаготов и тромбонов длительностью исполнения более 2 часов. С конца 80-х Щедрин работает и по заказу из-за рубежа. После отъезда в Германию из-под его пера стало появляться больше концертов для солирующих инструментов с оркестром.
В 2019 году в Мариинском театре прозвучала «Месса поминовения» - хоровое сочинение с посвящением: «Майе Плисецкой – Вечная память».
Интересные факты
- Одним из величайших композиторов современности Родион Константинович считал Леонарда Бернстайна. Фотография с ним – единственная в доме Щедрина, на которой нет Майи Михайловны.
- В основу своих крупных произведений Щедрин кладет творчество русских писателей и поэтов – Толстой, Чехов, Пушкин, Лесков, Маяковский, Вознесенский, а также народные сочинения, частушки и сказки.
- Если бы Родион Константинович смог взять на необитаемый остров только одну партитуру, это было бы «Искусство фуги» Баха.
- Щедрин написал музыку к нескольким фильмам А. Зархи, но последняя совместная работа «Анна Каренина» их развела - музыка к фильму по воле режиссера была значительно урезана, что привело к конфликту.
- Опера «Левша» была написана к открытию второй сцены Мариинского театра и 60-летию Валерия Гергиева.
- Большой временной разрыв сопровождает не только оперы, но и симфонии композитора – вторая была написана в 1962 году, а третья, имеющая название «Лица русских сказок» - в 2000.
- В состав оркестра оперы «Очарованный всадник» введены несимфонические инструменты - гусли и балалайка.
- Щедрин признается, что всего несколько раз вносил изменения в законченные партитуры. Один из них – по рекомендации жены.
- Оперы Щедрина исполняются около 30 раз за театральный сезон.
- Мариинский театр – единственный в мире, в котором были поставлены на театральной или концертной сцене все оперы и балеты Щедрина, кроме «Лолиты», «Чайки» и «Дамы с собачкой».
- Премьера оперы «Лолита» состоялась в Стокгольме на шведском языке из-за ограничений правообладателя наследия Набокова. Дирижировал спектаклем М. Ростропович.
- Для написания музыки Щедрину нужны стол, партитурная бумага и тишина – без инструмента.
Музыка Щедрина в кино
В 1957 году журнал «Советский экран» признал фильм «Высота» А. Зархи лучшим фильмом года. Музыку к картине и едва ли не самую известную советскую кинопесню 20 века «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники…») написал 25-летний Родион Щедрин.
Его музыка также звучит в картинах:
- «Коммунист», 1957 год, режиссер Юлий Райзман
- «Люди на мосту», 1959 год, режиссер Александр Зархи
- «Нормандия – Неман», 1959 год, режиссер Жан Древиль
- «А если это любовь?», 1961 год, режиссер Юлий Райзман
- «Анна Каренина», 1967 год, режиссер Александр Зархи
«Я хотел бы быть вечно с моей женой» - трижды ответил Родион Щедрин на вопрос о том, каким были бы его желания, если бы он мог исполнить любые. Великий композитор еще и герой красивой истории любви, одного из самых крепких супружеских союзов. С 2015 года композитор совершает земной путь в одиночестве, и единственное произведение, написанное им за этот период, создано в память о его музе.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: