Р. Щедрин балет «Конёк-Горбунок»

 

Р. Щедрин балет «Конёк-Горбунок»

Сказка учит добру, высмеивает людские пороки и вызывает в душе добрый отклик. Дивные замысловатые истории всегда привлекали людей творческих профессий своим колоритом, сатирой и возможностью полностью раскрыться эмоционально. Не исключением стали и композиторы, которые создали на сказочные сюжеты множество восхитительных произведений, как, например, Родион Щедрин – советский и российский композитор, сочинивший балет по сказке Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Эта весёлая история о приключениях крестьянского сына Ивана и его друге – фантастическом Коньке-Горбунке, о красе ненаглядной Царь-девице и преглупом царе.

Краткое содержание балета Щедрина «Конёк-Горбунок» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Старик крестьянин, земледелец-хлебороб
Данило старший сын старика
Гаврило средний сын старика
Иван младший сын старика
Конёк-Горбунок фантастическое животное с двумя горбами и длинными ушами
Царь правитель государства
Царь-девица девушка невиданной красы из далёкой заморской страны
Бывший конюшенный переведён царём в спальники
Бояре родовитые дворяне
Скоморохи шуты царского двора
Морская царевна дочь морского царя

 

 

 

Краткое содержание «Конька-Горбунка»

балет «Конёк-Горбунок»

В избушке на окраине села живёт старик и трое его сыновей. Вот однажды крестьянин заметил, что кто-то стал топтать по ночам их посевы. Он попросил старших сыновей посторожить поле и поймать злодея. Гаврило и Данило отправляются караулить пшеницу, а младший Иван втихомолку крадётся за ними. Прибыв на место, старшие братья присели, выпили вина и заснули, лишь Ваня глаз своих не смыкает и за всем внимательно наблюдает. Вдруг откуда не возьмись на поле прискакала красивая кобылица и давай на поле резвиться, да посевы губить. Иван приловчился, за хвост её схватил и на спину забрался. Лошадь как не старалась, но сбросить изворотливого седока не смогла. Тогда она взмолилась с просьбой освободить её, пообещав Ивану за это выкуп.

Кобылица слово сдержала и подарила юноше пару коней с золотыми гривами, а также смешного Конька-Горбунка с длинными ушами. Вдруг поле озарилось ярким светом. Теперь туда прилетели жар-птицы, одна из которых потеряло своё перо. Пока Иван любовался сияющим пёрышком, старшие братья, увидев чудо коней, увели их, чтобы продать на городской ярмарке. Обнаружив пропажу, Иван горько заплакал, но Горбунок его успокоил и предложил отправиться следом за похитителями.

Иван, оседлав Конька, прилетел на базарную площадь столичного града, куда старшие братья для продажи привели коней. Туда же совершая прогулку, заглянул сам Царь, который увидев златогривых красавцев, незамедлительно пожелал их купить. Сторговавшись с Иваном, который заявил, что он хозяин коней, государь предложил ему стать главным конюхом, так как чудо-жеребцы никому более не повиновались. Всё бы хорошо, но бывший конюшенный обозлился, что из-за Ивана его сместили со столь почётной должности и перевели в спальники. Идёт время, Иван исправно службу несёт, а осерженный спальник за ним внимательно наблюдает. Однажды увидев в руках у Ивана перо Жар-птицы, спальник, дождавшись, когда конюх заснёт, украл у него диковинку и принёс царю.

 

Государь, любуясь пером, случайно прикоснулся им к нарисованному на стене изображению жар-птиц. О, чудо – птицы ожили и начали танцевать. Царь стал их ловить, но у него ничего не получалось. Как только чудо-птицы исчезли, оживает образ Царь-девицы, нарисованный на другой картине. Когда и это видение исчезло, царь немедленно приказал позвать к себе Ивана и приказал конюху доставить к нему прекрасную Деву. Иван удручён, но Конёк вновь приходит молодцу на помощь и обещает подсобить ему в этом сложном деле.

Иван с Горбунком ночью прилетели на зелёную поляну, с которой были видны море и серебряная гора. Вдруг небо озаряется и все вокруг становится светло как днём. Это слетаются жар-птицы, а по морю в золотой лодке подплывает Царь-девица. Выйдя на берег, красавица начала веселиться и танцевать. Иван тихонечко подкрался к девушке и ухватил за косу. Увидев лицо Царь-девицы, он так поразился её красотой, что не мог оторвать свой взгляд. Конек усыпил красу девицу, а затем они все отправились в обратный путь.

Царь тем временем с нетерпением ждёт Ивана с Царь-девицей. Он прихорашивается и переодевается в праздничную одежду. Бояре сообщают ему долгожданную весть: конюх вернулся. Иван вносит девушку в царские палаты, где она и просыпается. Царь признаётся красавице в любви и предлагает ей обручальное кольцо. Однако девица объясняет новоявленному жениху, что она оденет только тот перстень, который храниться в ларце на дне океана. Тут же царь объявляет Ивану, что он должен отправиться в дальний путь и добыть это кольцо. Конёк переносит Ивана на берег океана. После того как юноша спустился на самое дно, он встретил там Морскую царевну, которая выслушав рассказ нежданного гостя посулила ему помочь. Получив перстень, Иван возвращается во дворец, где уже все усердно готовятся к свадьбе. Грустит только Царь-девица, она постоянно вспоминает полюбившегося ей Ивана.

Появляется государь: он приносит перстень и просит девушку стать его женой. Царь-девица соглашается, но для этого государь должен омолодиться, то есть искупаться в котле с кипящим молоком. Царь боится и поэтому заставляет Ивана первым окунуться в кипяток. Юноша прыгает в котел, а возвращается распрекрасным красавцем. Тогда уже и царь решился. Он бросился в чан с кипящим молоком и сварился в нём. Народ недолго печалился и скорбел, а вскоре провозгласил Ивана своим царём. Новый государь женился на заморской девице – красавице. Все веселятся по поводу радостного события.

 

 

Продолжительность спектакля
I - II Акт III - IV Акт
45 мин. 40 мин.


Фото
:

Щедрин Конёк-Горбунок Конёк-Горбунок балет

Конёк-Горбунок краткое содержание балет Конёк-Горбунок краткое содержание

 

Интересные факты

  • В 1843 году сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» попала под цензурный запрет. Только в 1856 году, существенно переработанную, её разрешили переиздать вновь.
  • Музыку балета Цезаря Пуни «Конёк – горбунок», постановку которого возобновили в начале XX века, существенно переработали и поэтому в ней можно было услышать романс Александра Алябьева «Соловей», «Думку» Петра Ильича Чайковского, «Русскую и трепак» Антона Рубинштейна и даже «Венгерскую рапсодию» Ференца Листа.

Ференц Лист «Венгерские рапсодии»

  • Партитуру балета «Конёк-Горбунок» Родион Щедрин посвятил великой Майе Плисецкой, которая впоследствии стала его женой. Следует заметить, что знакомство композитора и балерины состоялось именно на репетициях «Конька-Горбунка». В своих интервью композитор отмечал, что благодаря этой работе, он поймал в свои руки настоящую Жар-Птицу.
  • Родион Щедрин и Майя Плисецкая поженились в Москве в начале октября 1958 года.
  • Балеты в творчестве Родиона Щедрина занимают особое место, так как все они были созданы для его любимой жены. Помимо «Конька-Горбунка» композитор сочинил «Кармен-сюиту» (1967), «Анну Каренину» (1972). «Чайку» (1980), «Даму с собачкой» (1985) и «Безумную из Шайо» (1992).
  • В 1955-ом, а затем в 1965 году композитор лучшие номера из балета «Конёк-Горбунок» объединил в две симфонические сюиты.
  • Большой популярностью у пианистов пользуются переложения четырёх номеров из балета «Конёк-Горбунок», которые Щедрин сделал для фортепиано: «Я играю на балалайке», «Старшие братья и Иван», «Скерцино» и «Девичий хоровод».

 

История создания «Конька-Горбунка»

Родион Щедрин

Не подлежит никакому сомнению, что история балета «Конёк – горбунок» началась именно в тридцатых годах XIX века, когда начинающий литератор Пётр Ершов написал стихотворную сказку, получившую похвалу самого Александра Сергеевича Пушкина. Затем в шестидесятых годах французскому балетмейстеру Артур Сен-Леону, работавшему в то время в Санкт-Петербурге, пришла идея поставить балет на российскую тематику. Его выбор пал на занимательное произведение Ершова о приключении крестьянского сына Ивана и его сказочном друге Коньке – горбунке. Для осуществления своей задумки хореограф обратился к придворному капельмейстеру итальянцу Цезарю Пуни. Музыка была написана, и 1864 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Конёк - горбунок». Спустя два года спектакль показали в Москве на сцене Большого театра. Хорошо принятый в Петербурге, балет с треском провалился в Москве, получив от критиков шквал неодобрительных отзывов.

В самом начале XX века про «Конька - горбунка» вспомнили вновь. Хореограф Александр Горский решил восстановить балет в Большом театре. Благодаря мастерству талантливого балетмейстера спектакль на этот раз получился более привлекательным, но музыка всё так же оставляла желать лучшего. Тогда Александр Алексеевич, а вместе с ним и другие хореографы начали перекраивать партитуру балета, вставляя туда популярные композиции различных авторов. Таким образом, музыка балета «Конёк - горбунок» превратилась в попурри из произведений различных композиторов. В таком виде спектакль продержался на сцене почти сорок лет.

 В начале пятидесятых годов сюжет «Конька – горбунка» опять-таки заинтересовал руководство Большого театра. Драматургом Павлом Маляревским и балетмейстером Василием Вайноненом было разработано либретто, которое изначально легло на рабочий стол Дмитрия Кабалевского. Однако известного композитора этот заказ не вдохновил и, пролежав пару лет без внимания, в 1955 году либретто было отдано молодому аспиранту Московской консерватории по классу композиции Родиону Щедрину. Сюжетная линия «Конька – горбунка», проникнутая умной, но вместе с тем лукавой мыслью, невероятно совпадала с творческими наклонностями начинающего композитора, его тонким чувством комического и тесной связью с русским фольклором. Через год усердной и вдохновенной работы балет был закончен, а в марте 1960 года впервые поставлен на сцене Большого театра. Стоит ли говорить, что премьера прошла успешно? Публика и критика были в восторге от потрясающего балета полного юмора, ярких красок и прекрасной народной музыки.

 

«Конёк-Горбунок» - это полный веселья, но в то же время душевного тепла и лирики балет, музыка которого наполнена светлым и радостным настроением. Поэтому не удивительно, что спектакль пользуется большой популярностью у зрителей, а красочное действие, происходящее на сцене, увлекает не только детей, но и взрослых.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Родион Щедрин «Конёк-Горбунок»