Н.А. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»
Несмотря на десятилетия творчества, преподавательской работы и неоспоримых достижений перед отечественным искусством, Н.А. Римский-Корсаков последние годы жизни потратил на борьбу за право своей финальной оперы «Золотой петушок» быть услышанной в родной стране. Острая злободневная сатира, словно зеркало, отражающая политический кризис Российской Империи, не могла появиться на театральных подмостках даже за авторством столь уважаемого композитора.
Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Царь Додон | бас | властитель сказочного государства |
Царевич Гвидон | тенор | его сыновья |
Царевич Афрон | баритон | |
Воевода Полкан | бас | военачальник |
Амелфа | альт | царская ключница |
Звездочет | тенор-альтино | волшебник |
Шемаханская царица | сопрано | таинственная девица |
Золотой петушок | сопрано | подарок Звездочета |
Краткое содержание оперы «Золотой петушок»
В прологе Звездочет представляет себя в качестве рассказчика последующей истории.
Палаты Царя Додона. Некогда правитель был задирой и воякой, но теперь состарился и хочет лишь покоя и мира. Бояре и царские сыновья не знают, как защитить отечество от врагов. Звездочет преподносит Додону Золотого петушка, который должен кукарекать, как только завидит приближение неприятеля. Царь обещает в знак благодарности выполнить любое желание Звездочета. Дважды подавал голос петушок – царь отправил в походы обоих своих сыновей с войсками. На третий раз пришлось собираться в дорогу самому.
Ночное поле битвы. Додон находит свою армию разгромленной, а сыновей – убившими друг друга, хотя неприятеля нигде не видно. Появляется молодая женщина небывалой красоты и говорит, что она – Шемаханская царица. Додон теряет голову, предлагая ей руку и сердце.
Царь торжественно возвращается в свою столицу с молодой невестой. Звездочет при всем честном народе просит у него Шемаханскую царицу в качестве вознаграждения за Золотого петушка. Додон отказывает, ударяя волшебника жезлом, отчего тот умирает. Додон пытается поцеловать невесту, но она его отвергает. Золотой петушок срывается с места, подлетает к царю и клюет его в темечко - насмерть. Додон падает, а Шемаханская царица с петушком – исчезают. Люди напуганы – как им жить без царя?
В эпилоге вновь выходит Звездочет, говоря о том, что показанная сказка – всего лишь вымысел.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
45 мин. | 50 мин. | 25 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Опера названа её авторами «небылицей в лицах».
- Из 4 музыкальных картин «Золотого петушка» А.К. Глазуновым и М.О. Штейнбергом была составлена симфоническая сюита.
- В опере нет ни одного положительного героя.
- Долгие годы было принято считать, что сюжет пушкинской «Сказки о золотом петушке» основан на русском фольклоре. На самом деле поэт воспользовался новеллой «Легенда об арабском астрологе» из сборника «Альгамбра» американского писателя Ирвина Вашингтона. Этот факт обнаружила в 1933 году А.А. Ахматова, исследуя архив Пушкина. Римский-Корсаков едва ли знал об этом, однако, интуитивно насытил оперу ориентальными мотивами, приближающими её к новелле Вашингтона более чем сказку Пушкина.
- Римский-Корсаков в «Золотом петушке» новаторски подошел к формированию оркестра. В группу ударных введен такой редкий инструмент, как прутья, необычны партии у челесты и кларнетов.
- В музыке оперы есть отсылки в творчеству других композиторов «Могучей кучки». Ария Шемаханской царицы перекликается с арией Кончаковны из «Князя Игоря» Бородина, а финальный хор напоминает о народных хорах «Бориса Годунова» Мусоргского.
- «Мистические» персонажи оперы, Звездочет, Шемаханская царица, Золотой петушок, интонационно связаны между собой. Партии написаны для высоких голосов – тенора-альтино, колоратурного сопрано, имеют восточный колорит. Музыкальный образ Шемаханской царицы создается глубоким мягким звучанием струнных и деревянных духовых инструментов, партия Звездочета отмечена экзотической челестой, Золотой петушок пронизывает фразами трубы.
- Звезды мировой оперы первой величины редко принимают участие в постановках и записях «Золотого петушка». Тем не менее в партии Додона выступали Борис Христов, Евгений Нестеренко и Паата Бурчуладзе, в партии Шемаханской царицы – Антонина Нежданова и Беверли Силлз.
- В 1999 году «Золотой петушок» поставил Дмитрий Бертман в московской «Геликон-опере». Додон был загримирован под Ленина, массовка одета в пиджаки из советских газет, Шемаханская царица стала дамой легкого поведения. Смелые постановки оперы были в ее истории и раньше. В 1932 году в Большом театре «Золотой петушок» шел в не менее экстравагантной редакции. В прологе Звездочет появлялся в гриме Римского-Корсакова (к слову, композитор предвидел такую трактовку образа), затем – выскакивал из печи, члены боярской думы проводили совещание в бане, среди тазов, похлопывая друг друга вениками, а Шемаханская царица воинственно размахивала хлыстом.
Лучшие номера оперы из оперы «Золотой петушок»
«Ответь мне, зоркое светило» - ария Шемаханской царицы (слушать)
«Славен будь, великий царь» - выходная ария Звездочета (слушать)
История создания и постановок
1905 год был переломным, его события наложили отпечаток на многих представителей российской творческой интеллигенции: «Кровавое воскресенье» и Первая русская революция, поражение в ходе русско-японской войны, раскол общества и политическая дестабилизация. В такой обстановке у Н.А. Римского-Корсакова не возникало желания писать что-то новое, тем более сказочное. К тому же его главная опера, «Сказание о невидимом граде Китеже…», все еще не была поставлена. Даже свою единственную автобиографическую книгу, «Летопись моей жизни», композитор закончил в августе 1906, словно бы подведя черту под своим творчеством.
Тем не менее в октябре 1906 года в его заметках появилась лаконичная нотная запись, которая впоследствии обрела текст: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!». Она превратилась в основной рефрен новой оперы мастера, «Золотого петушка». К работе над либретто Римский-Корсаков привлек В.И. Бельского, совместно с которым уже были созданы три оперы. Во второй из них, «Сказке о царе Салтане», соавторы планировали использовать цитаты из пушкинской «Сказки о золотом петушке», однако, в финальную версию оперы они не вошли. В.И. Бельский продолжил работу над либретто по сказке, предполагая, что музыку к нему напишет А.К. Лядов. Но пригодились эти наброски опять же Римскому-Корсакову. Благодаря тому, что часть работы уже была проделана, сочинение происходило в быстром темпе: 21 октября соавторы впервые собрались для обсуждения задумки, а 25 уже был вчерне готов первый акт.
Главную тему оперы композитор сформулировал довольно четко: «Додона ославить окончательно». Максимально сохранив пушкинский текст, Бельский расставил в либретто акценты в соответствии с идеей Римского-Корсакова, ввел новых персонажей (Полкана и Амелфу), изменил имена главных героев – Дадон стал Додоном, Шамаханская царица Шемаханской, назвал безымянных доселе царевичей Гвидоном и Афроном. Весной 1907 года сочинение прервалось на несколько месяцев из-за концертных гастролей в Париже, но по возвращении домой работа возобновилась в удвоенном темпе. Соавторы много спорили о финале - Бельский беспокоился, что заключительный выход Звездочета обесценит смысловое содержание оперы.
29 августа в партитуре была поставлена окончательная точка. Начались долгие переговоры с цензурой для получения разрешения на постановку в Большом театре. 16 февраля 1908 года в Петербурге исполняются симфонические отрывки из оперы. В конце месяца партитура возвращается композитору с многочисленными правками цензоров – им не пришлись по вкусу как сочиненные либреттистом пролог и эпилог, так и некоторые пушкинские цитаты. Римский-Корсаков решительно воспрепятствовал внесению каких бы то ни было изменений, горько соглашаясь с тем, что на родине «Золотого петушка» поставить невозможно. К лету 1908 года композитор получает официальный отказ от московской конторы Императорских театров. Также ему сообщают о том, что и власти Москвы возражают против оперы. Всего за два дня до смерти он просит своего издателя Б.П. Юргенсона посодействовать тому, чтобы «Золотой петушок» увидел свет в Париже.
Последнее творение великого композитора в Москве поставили спустя год, 24 сентября 1909 – в частном театре С.И. Зимина. Этот спектакль был анонсирован уже через месяц после кончины Римского-Корсакова, но на сцену вышла совсем не та опера, какой её хотел бы видеть создатель. Зимину пришлось уступить цензуре и отредактировать либретто в соответствии с её замечаниями. Например, из оперы исчез царь, превратившись в рядового военачальника, вместе с ним были понижены в статусе и царевичи. 6 ноября того же года «Золотого петушка» поставили и в Большом театре. Вдова композитора в личной переписке отмечала, что дух постановки Зимина в декорациях И.Я. Билибина более соответствовал замыслу композитора, нежели официальная версия оперы. В декабре того же года «Золотого петушка» услышал и Санкт-Петербург в Театре консерватории, Мариинский театр поставил оперу только в 1919.
В 1914 году в Париже состоялась премьера оперы-балета «Золотой петушок»: действие разворачивалось силами балетной труппы (хореограф М. Фокин), а певцы статично озвучивали происходящее. Н.Н. Римская-Корсакова публично осудила такую концепцию постановки, её позицию поддержали многие деятели российского искусства, и эта сценическая версия закрылась после двух спектаклей. В том же 1914 состоялась лондонская, а в 1918 – нью-йоркская премьера оперы.
В послевоенные годы советские театры словно бы избегали обращаться к опере, сюжет которой при любом государственном устройстве может вызвать ненужные аллюзии. «Золотой петушок» звучал по всему миру – в США и Италии, Великобритании и Германии, но в Москве не исполнялся вплоть до 1988 года. Последняя постановка оперы в Большом театре была осуществлена К. Серебренниковым в 2011 году, в Мариинском – А. Матисон в 2014.
«Золотой петушок» на экране
Некоторые постановки оперы сохранились в видеоверсиях:
- Спектакль Нью-Йорк Сити опера, 1971 год, дирижер Ю. Рудель, в главных партиях: Додон - Н. Трейгл, Звездочёт - Э. ди Джузеппе, Шемаханская царица - Б. Силлс. Исполняется на английском языке.
- Спектакль Большого театра, 1989 год, дирижер. Е. Светланов, в главных партиях: А. Эйзен, О. Биктимиров, Е. Брылёва.
- Спектакль Театра Шатле, Париж, 2003 год, дирижер К. Нагано, в главных партиях: А. Шагидулин, Б. Бэнкс, О. Трифонова.
- Спектакль Мариинского театра, 2016 год, дирижер В. Гергиев, в главных партиях: В. Феляуэр, А. Попов, А. Гарифуллина.
«Золотой петушок» - четвертая по популярности опера Римского-Корсакова, но одна из немногих в мировом искусстве, написанных в сатирическом жанре. Её конфликт понятен и сегодня, он не теряет своей актуальности даже спустя 100 лет после своего создания.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Золотой петушок»