Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»
Сказки А.С. Пушкина. Эти, наполненные удивительными чудесами, бесценные шедевры с момента их выхода из-под пера гениального поэта привлекали не только читателей. Так сказочные образы поэзии Александра Сергеевича весьма заинтересовали великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, и как дань поклонения великому литератору он замыслил в основу оперного спектакля положить «Сказку о царе Салтане». Произведение, наполненное светлой радостью, а также простотой и свежестью народного искусства, получилось весьма впечатляющим и имело у публики невероятный успех.
Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Салтан | бас | добрый и справедливый царь Тмутаракани |
Милитриса | сопрано | царица, младшая из трех сестер |
Ткачиха | меццо-сопрано | средняя сестра, пожелавшая наткать много полотна |
Повариха | сопрано | старшая сестра, пожелавшая приготовить пир |
Гвидон | тенор | царевич, сын Салтана и Милитрисы |
Царевна-Лебедь | сопрано | прекрасная девушка, превращенная в лебедя |
Сватья баба Бабариха | контральто | сватья сестер царицы |
Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»
Город Тмутаракань. Царь Салтан, проходивший мимо одной избы, случайно услышал разговор трех сестер. Более всего ему понравилось рассуждение третьей девицы, которая для батюшки-царя обещала родить богатыря. Салтан, пригласив всех девушек во дворец, не тратя времени младшую сестрицу нарек своей женой. Разозлённые родственницы, завидуя Милитрисе, решают ей отомстить. Когда царь уехал на войну, заговорщицы пишут ему письмо, в котором сообщают, что царица в срок родила «неведому зверушку». Далее злодейки подменили послание царя и вследствие их злобных «стараний» Милитрису и её сына посадили в бочку, которую пустили в синее море.
Спустя время бочку волнами прибило к острову Буян. Заметно повзрослевший царевич, наречённый Гвидоном, помог себе и матери выйти на волю. Затем он смастерил лук и стрелу, чтобы раздобыть что-нибудь на ужин. Неожиданно Гвидон услышал отчаянный крик. Это Лебедь отбивалась от злобного Коршуна. Царевич стрелой сразил подлого злодея, а за это услышал от величественной птицы обещание отблагодарить его.
Проснувшись на рассвете, Милитриса и Гвидон увидели красивый город Леденец. Жители града, горячо приветствуя дорогих гостей, попросили Гвидона княжить в нём. Впрочем, юношу это особо не радует, так как он постоянно думает о своем отце. Лебедь пообещала помочь князю увидеться с родителем. Благодаря ее волшебству Гвидон превращается в шмеля и отправляется на корабле в Тмутаракань. Там от богатых купцов он узнаёт о необычных чудесах: белке, поющей песенки, морских витязях, а также прекрасной царевне.
Вернувшись на остров Буян, Гвидон снова обращается с просьбой к волшебной птице, и она тут же выполняет все желания князя. Перед ним предстаёт Черномор с витязями и чудесница белочка. Затем Гвидон просит помочь найти прекрасную царевну. Вот тогда-то Лебедь раскрывает свой главный секрет. Оказалось, она и есть та прекрасная царевна!
В это время на остров прибывает корабль царя Салтана. Познакомившись с удивительными чудесами, гости входят в роскошный дворец Гвидона. Восхищённый Салтан просит познакомить его с царицей и, искренне радуясь, узнаёт в ней свою супругу Милитрису, а в Гвидоне – своего сына. Коварные сестры, испугавшись, что их ждет суровое наказание, тут же стали молить о пощаде, и Салтан простил их.
Продолжительность спектакля | |||
I Акт | II Акт | III Акт | IV Акт |
55 мин. | 30 мин. | 25 мин. | 45 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Дирижёр В. Сафонов, получивший от композитора для ознакомления партитуру «Салтана», целую ночь просматривал это произведение, восхищаясь гениальной инструментовкой.
- Колыбельную, которую в опере пели Гвидону, композитор слышал ещё в своём детстве.
- Русским «Зигфридом» назвал «Салтана» музыкальный критик Василий Ястребцев.
- Тему моря и морских образов, берущие начало в «Шехеразаде» и «Садко», Римский-Корсаков живописно продолжил и в «Салтане».
- По настоянию композитора вместо механических кукол роли белки и шмеля в первой постановке были поручены детям.
- Небольшая интермедия «Полёт шмеля» из третьего действия оперы приобрела такую популярность в музыкальном мире, что стала визитной карточкой композитора.
- Римский-Корсаков для своих сказочных опер придумал особый лад: уменьшённый. Его красками композитор подчеркивал загадочные и фантастические образы в своих произведениях.
- Сам Николай Андреевич партитуру «Салтана» из-за необычной оркестровки называл «руководством к фокусам».
- На премьере, партию Царевны-Лебедь исполнила певица Надежда Забела - жена художника Михаила Врубеля, которого попросили разработать декорации к спектаклю.
Популярные номера
Ария Царевны Лебедь из II действия - слушать
Три чуда (Белочка, 33 богатыря, Лебедь) - слушать
Полет шмеля - слушать
История создания
Вся творческая Россия в 1899 году готовилась отмечать 100 -летие со дня рождения великого Пушкина. Не остался в стороне от этого грандиозного события и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Поначалу композитор надумал сочинить величественную кантату, в основу которой положить лиро-эпическое произведение поэта «Песнь о вещем Олеге». Однако вдруг вспомнил о совете Владимира Васильевича Стасова: обратить взор на «Сказку о царе Салтане» и преобразить её в эффектный музыкальный спектакль. Ещё раз перечитав это творение Пушкина, Римский-Корсаков, отметил в ней, помимо изобилия чудес, необычайную напевность поэтического текста. Не откладывая на потом, а именно в конце 1898 года, композитор попросил проработать сценарий известного либреттиста Владимира Ивановича Бельского.
К работе над «Салтаном» Николай Андреевич приступил весной, завершил сочинение всех номеров произведения осенью 1899 года. Оркестровка всех частей оперы была закончена в январе следующего года, а премьера оперы «Сказка о царе Салтане» состоялась в Москве в «Товариществе русской частной оперы» в октябре 1900 года.
Постановки
После успешной премьеры, опера блестяще ставилась на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. В 1902 году публика Петербургской консерватории смогла оценить работу композитора, в 1906 году премьера прошла в Оперном театре Зимина.
Любопытно, что на главных сценах императорских театров спектакль был поставлен лишь в 1913 (Большой) и 1915 году (Мариинский театр). В советское время театральные сцены разных городов радовали публику сказочной оперой. Кроме того, спектакль был с успехом поставлен в Барселоне, Брюсселе, Милане, Софии и Париже и многих других городах Европы.
Среди современных постановок стоит отметить спектакль 1997 года, поставленный на сцене Московского музыкального театра. Режиссером на этот раз выступил А. Титель. С успехом опера была поставлена также в Мариинском театре (2005 год), Московском детском музыкальном театре им. Наталии Сац и Ростовском музыкальном театре (2008). Интересная версия была представлена публике в ноябре 2016 года в Самарском музыкальном театре. В этом спектакле активно использовались современные технические средства. Яркие картины оперы – появление волшебного города, сказочную Царевну Лебедь, сцену нападения Коршуна, зрители смогли увидеть в формате 3D.
Опера «Сказка о царе Салтане» - это красивое и светлое волшебное повествование, где добро победно торжествует над злом. Радужная музыка данного произведения, созданная выдающимся Н.А. Римским-Корсаковым, настолько легка для восприятия, что этот спектакль можно смело рекомендовать тем, кто хочет познакомиться со сложным жанром, каким является оперное искусство.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»