Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

 

Садко

Величайший композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков зарекомендовавший себя, как истинный патриот национальной культуры, оставил потомкам богатое творческое наследие, среди которого опера-былина «Садко» — образец подлинного народного стиля. Музыкальный спектакль завораживает публику своим необычным сюжетом и сказочно-фантастическими образами. Все живописное действие оперы автор окрасил мелодическим материалом, основанным на фольклорной тематике. Помимо того, произведение очаровывает зрителей завораживающими зарисовками морской стихии, ведь недаром композитора величают непревзойдённым маринистом.  

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Садко» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

 Действующие лица

Голос

Описание

Садко тенор новгородский певец и гусляр
Любава Буслаевна меццо-сопрано жена Садко
Фома Назарыч бас старшина Новгорода
Лука Зиновьич тенор воевода Новгорода
Нежата контральто юный киевский гусляр 
Океан-Море бас повелитель моря
Волхова сопрано дочь морского повелителя

 

 

 

Краткое содержание «Садко»

опера Садко

Новгородский гусляр Садко, мечтающий о странствиях и приключениях, прославился своими песнями. Приглашённый на пир зажиточных торговцев, он осуждает купцов за пустое хвастовство и отказывается воспевать их богатство. Хозяевам это пришлось не по нраву, и они прогоняют музыканта с городского праздника.

Расстроенный Садко отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там исполнять свои чудесные песни. Красивая элегия так заворожила дочерей Морского царя, что одна из них – Волхова, пообещала Садко подарить три рыбки золото-перо и предсказала скорое благополучие. Поверив обещаниям царевны, гусляр решил бросить вызов богатым новгородцам. Прибыв на торговую площадь, он побился с купцами об заклад, что в Ильмень-озере поймает диковинных златопёрых рыбок. Волхова помогает Садко выиграть спор: он сразу выловил три рыбешки, которые вмиг превратились в слитки золота. В один миг разбогатев, Садко сразу собрал дружину и снарядил корабль, чтобы отправиться в заморские страны. Дома его осталась ждать красавица жена Любава.

Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, но однажды его корабль встал посреди моря и не мог тронуться с места. Садко догадался, что это Морской Царь требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки, захотела заполучить полюбившегося ей гусляра. Садко ничего не оставалось, как отправиться в бездну. Гусляр на дне морском предстал перед Морским Царём и его супругой Царицей Водяницей. Своим чудесным пением Садко всех очаровал, и Повелитель предложил ему остаться и взять в жёны Волхову. Во время безудержного свадебного веселья море бушует, а потому тонут корабли и гибнут люди. Внезапно возникает Видение-Старчище и повелевает гусляру вернуться в Новгород.

Садко с Волховой поднимаются на поверхность моря. Оказавшись на суше, Садко заснул, а Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом она превращается в реку, по руслу которой домой возвращаются корабли и дружина Садко. Гусляр тем временем встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время. Все жители города вышли встретить дорогих гостей, а также посмотреть на внезапно появившееся из ниоткуда чудо-чудное  - реку  Волхову.

 

 

Продолжительность спектакля  
I Акт II Акт III Акт
50 мин. 60 мин. 60 мин.

 Фото:

Римский Корсаков Садко опера садко краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • Целых три столетия (XXII-XXV вв.) через Новгород проходили все торговые пути с Запада. За счет такой монополии над всем русским рынком, Новгород имел преимущество перед другими городами Руси.
  • Римский-Корсаков создал шестнадцать опер, из которых шесть имеют сказочный сюжет: «Сказка о царе Салтане» «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный», «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка».  
  • Сочиняя в 1867 году музыкальную картину «Садко», Римский-Корсаков применил оригинальный звукоряд, который помог ему наиболее красочно изобразить фантастический мир. Впоследствии такая особая последовательность тонов и полутонов получила наименование «гамма Римского-Корсакого».
  • По некоторым источникам считается, что Садко - историческая личность. В новгородской летописи (1167 года) сохранилась запись о Садко Сытиниче, заложившим церковь из камня. Это церковное построение дало возможность сохранить в памяти народа имя "сказочного" героя Садко, а также подтверждает информацию о том, что он был богатым человеком.
  • Римского-Корсакова величают не только чудесным музыкальным сказочником, но и уникальным музыкальным маринистом. Помимо «Садко» морская тематика наиболее ярко отображена в таких произведениях композитора, как сюита «Шехеразада» и опере «Сказке о царе Салтане».
  • Инструментальная аранжировка Томми Дорси «Песни индийского гостя» 1938 года сразу стала классикой джаза.

Песня индийского гостя

  • Николай Андреевич Римский-Корсаков в двенадцать лет был отдан на обучение в Морской кадетский корпус. После окончания обучения он гардемарином попал на клипер Алмаз и побывал в таких странах как Англия, Польша, Норвегия, Франция, Испания, Италия, США и Бразилия.

 

 

Популярные арии и номера из оперы «Садко»

Песня Садко "Заиграйте, мои гусельки" - слушать

Колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил» - слушать

Вступление "Океан-море синее" - слушать

Песня индийского гостя - слушать

 

 

 

История создания «Садко»

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Девяностые годы позапрошлого столетия принесли Римскому-Корсакову много несчастий.  Кончины матушки и в тот же год сынишки Святослава, а затем утрата доченьки Машеньки на три года вылились в композиторское бесплодие. Душевный кризис Николая Андреевича начал ослабевать лишь весной 1894 года. Тогда он приступил к созданию оперы «Ночь перед рождеством», а в начале лета композитор получил письменное послание от музыковеда-историка Николая Финдейзена с предложением сочинить оперу, в основу которой положить былины о «Садко». Эта просьба сработала как триггер для неугомонного воображения Римского-Корсакого, впрочем, этот легендарный герой привлекал внимание Николая Андреевича и раньше. Ещё в начале композиторской карьеры, а именно в 1867 году, он сочинил музыкальную картину «Садко», а затем стал задумываться о создании оперного спектакля.

Римский-Корсаков начал работать над «Садко» летом 1894 года. С либретто ему помогали Василий Ястребцев, Николай Штруп, а затем поэт Владимир Бельский. Осенью 1896 года произведение было завершено. Изначально предполагалось, что спектакль будет впервые показан в Мариинском театре, однако в дирекции императорских театров было высказано мнение, что данная опера весьма сложна в постановке. Премьера «Садко» состоялась в Московской частной опере С.И. Мамонтова.

 

Музыка «Садко»

Опера «Садко» эпическая. Так, Римский-Корсаков, последователь Глинки, сохранил традиции, которые Михаил Иванович заложил в музыкальной драме "Руслан и Людмила". Одна из особенностей, которую содержит в себе эпическая драматургия - это отсутствие в опере делений на действия. Произведение "Садко" умещается в семи картинах. Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения. Первый предложенный им вариант - это делить на два действия, второй - на пять. Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников. Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществились во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы.

У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность. Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.

Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы "прекращается", и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и "морской" лейтмотив в музыке к произведению.

 

Постановки

опера садко

Премьеру постановки планировали сделать в Мариинском театре в 1896 году, но задуманное не свершилось. Лично Николай II не пропустил «Садко» к показу зрителю, вычеркнув произведение из предложенной программы театра. Произошла премьера только 26 декабря следующего года (по старому календарю) в московском частном театре С.И. Мамонтова. Опера получилась очень успешной, в том числе благодаря великолепным декорациям К. Коровина.

В этой музыкальной драме раскрылся неповторимый талант Надежды Забелы-Врубель, исполнительницы партии Волховы. Варяжским гостем блистательно выступил Федор Шаляпин!

Именно, благодаря "былинному речитативу", как считал сам Римский-Корсаков, опера "Садко" выделялась из других написанных произведений композитора.

Опера "Садко" - одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Анреевича. До сегодняшних дней, она имеет популярность за границей и ставится в лучших театрах мира. На Российских сценах музыкальная драма "Садко" имеет большую популярность.

 

Опера «Садко» - одно из самых популярных и востребованных сочинений Римского-Корсакого. Оно весьма популярна и ставится не только на российских сценах, но и за границей в лучших театрах мира. «Садко» — это не просто опера, а эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки. Раскрывая перед слушателем образы старинных сказаний и былин, эта опера придется по душе как взрослым, так и детям, которые оценят сказочный мир морского царства и, конечно же, необыкновенно прекрасную музыку Н.А. Римского-Корсакова.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Н.А. Римский-Корсаков «Садко»