Д. Пуччини опера «Турандот»

 

Турандот

Любите ли вы загадки? Простые, сложные, интригующие и подчас невообразимо интересные. В сказочных приданиях немало историй, когда герою выпадало серьезное испытание, где главным условием было разгадать сложнейшую загадку, иначе он будет казнен. Такая задача выпала и на долю главному герою оперы Джакомо Пуччини «Турандот» —  принцу Калафу.

Краткое содержание оперы Пуччини «Турандот» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

 Описание

Калаф тенор татарский принц
Турандот сопрано жестокая китайская принцесса
Лиу сопрано рабыня, влюбленная в Калафа
Панг тенор главный дворецкий, министр
Пинг баритон канслер, министр
Понг тенор повар, министр
Альтоум тенор император Китая, отец Турандот
Тимур бас старый и слепой свергнутый хан, отец Калафа 

 

 

 

Краткое содержание

опера Турандот

Это произведение окутано восточным колоритом и сильнейшим драматизмом, которое пронизывает даже героев итальянской комедии – веселые «маски». Здесь они предстают в образе злых и расчетливых китайских министров. А что же принцесса Турандот? Она сама жестокость, черствая и холодная красавица, сердце которой заковано в лед. Чтобы отомстить мужскому роду, Турандот придумала испытания для претендентов на ее руку – три загадки, и те, кто не смог их отгадать, тут же были казнены, будь то персидский принц или другой чужестранец. Но красота ее пленила юношей, заставляя идти на отчаянные попытки, и в этот раз в нее влюбился Калаф – неизвестный принц. Благодаря своему сильному чувству и смекалке, он разгадал все три загадки, чем поверг в шок жестокую принцессу.

В свою очередь Калаф предложил ей свое испытание – назвать его имя, чтобы освободиться от данного обещания – выйти замуж на чужестранца. Весь Пекин думал над этой загадкой, но никто не знал на нее ответа, лишь отец юноши и его спутница – молодая невольница Лю, безответно влюбленная в Калафа. Но и от них не узнала Турандот имя неизвестного принца. Заканчивается опера дуэтом принцессы, Калафа и их страстным поцелуем. Загадочный юноша все же сумел растопить сердце восточной красавицы.

 

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
35 мин. 50 мин. 40 мин.

 Фото:

Пуччини Турандот опера Турандот краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • Примечательно, что сюжет оперы был немного изменен по сравнению с первоисточником. Композитор задумал светлый финал, где побеждает любовь, не омраченный гибелью девушки Лю. Сам сюжет взят из повести азербайджанского автора Низами.
  • Работа над спектаклем растянулась на несколько лет отчасти из-за того, что авторы либретто Дж. Адами и Р. Симони очень долго не могли закончить последний акт. Виной тому была сильная занятость.
  • Композитор изначально, когда приступил к этому произведению, знал, что это последний его спектакль и постоянно спешил, боясь, что не успеет его дописать. Друг и ученик композитора Франко Альфано смог закончить оперу, воспользовавшись оставшимися набросками.
  • Редакция Альфана считается не очень удачной, хотя и исполняется почти во всех театрах мира. В 2001 году итальянский композитор Лучано Берио написал свою версию, и многие музыкальные критики предполагают, что со временем она будет преобладать в будущих постановках.

 

  • Премьера оперы «Турандот» состоялась в Милане, дирижировал оркестром А. Тосканини. В середине третьего действия музыка внезапно смолкла, и маэстро убрал дирижерскую палочку. Развернувшись к публике, Тосканини сказал, что именно в этом месте перо выпало из рук Дж. Пуччини. Занавес медленно опустился. Лишь на следующий день публика смогла увидеть полную версию оперы. До сих пор в некоторых постановках режиссеры предпочитают на этом месте заканчивать спектакль.
  • До XX века опера «Турандот» была запрещена в Китайской Народной Республике. Правительство страны считало, что Китай показывается не с лучшей стороны. Но в 1998 году запрет был снят сенсационной постановкой «Турандот в запретном городе». Постановка обошлась в 15 млн. долларов. Дирижер: Зубин Мета, режиссер: Чжан (Цзан) Имо.

  • Ария «Пусть никто не спит» - одна из наиболее популярных и востребованных образцов классической музыки и входит в репертуар огромного количества исполнителей.
  • Есть несколько различных вариантов концовки произведения, но пока наиболее признанной публикой и постановщиками является та, которую написал Альфано. Свои версии «финала» публике представили композиторы Лучано Берио в 2001 году и Хао Вейя в 2008 году.
  • Декорации для известнейшей постановки оперы на Боденском озере в рамках популярного австрийского музыкального фестиваля возводили 12 месяцев.
  • Опера Пуччини – это не единственное произведение по сказке Гоцци. Ранее этот сюжет привлек композитора Бузони, который создал свою оперу. Премьера которой успешно прошла в 1917 году в Цюрихе.
  • Партия принцессы Турандот считается достаточно сложной. Исполнительница Биргит Нильсон во время постановки оперы в «Метрополитен-опера» во втором акте выдержала высокую ноту намного дольше тенора Франко Коррели. Естественно, во время антракта раздосадованный артист обратился к директору с заявлением, что не желает дальше продолжать участвовать в спектакле. Тот не придумал ничего другого, как посоветовать певцу отомстить исполнительнице и укусить ее за шею в сцене, когда Калаф целует Турандот.
  • Известный актер Николай Наумов, будучи еще школьником, сыграл роль принца Калафа в театре мимики и пластики «Мимоша».

 

Популярные арии

ария Калафа "Nessun dorma" (слушать)

ария Лю "Tanto amore segreto" (слушать)

ария Турандот "In questa reggia" (слушать)

ария Лю "Signore, ascolta!" (слушать)

финальный дуэт Турандот и Калафа "Principessa di Morte" (слушать)

 

История создания

Джакомо Пуччини

В основе оперы «Турандот» лежит азербайджанская повесть XII века. В свое время она очень привлекла внимание драматурга К. Гоцци, который создал по ней сказку. Примечательно, что когда Ф. Шиллер переводил ее на немецкий, то немного изменил характеры героев – усилив их, а также переписал знаменитую сцену загадок главной героини. Когда уже сам Пуччини увидел драматический спектакль режиссера Макса Рейнхарда по этому произведению в 1919 году, то у него сразу же возникла идея создать оперу. Именно в этом время сказка как раз получила широчайшее распространение в Европе.

Композитор обратился с этой затеей к своим либреттистам Адами и Симони, чтобы они занялись литературной составляющей. Причем сам Пуччини также активно участвовал в разработке либретто, об этом свидетельствуют многочисленные пометки, пожелания и указания в его письмах. Работа над произведением началась с 1920 года и продолжалась до 1924 года, однако закончить его Пуччини так и не успел, несмотря на все старания. Таким образом, заключительный дуэт и финал, благодаря сохранившимся наброскам, дописал уже после смерти композитора его талантливейший ученик Франко Альфано. А саму оперу принято называть «лебединой песней» композитора.

Франко Альфано (в центре)

Следует понимать, что такое произведение как «Турандот» было вовсе не свойственно для композитора. В нем Пуччини пришлось изменить традициям камерности, которые до сих пор были во всех его театральных произведениях. Говоря о жанровой принадлежности, в этом произведении явно прослеживаются признаки opera seria. Плюс ко всему, во время работы над спектаклем Пуччини намеренно усилил драматическую линию, ведь даже комичные «маски», которые являются заимствованными героями итальянской комедии – Панталоне, Бригелла, Тарталья, получили китайские имена и вместе с тем стали жестокими и далеко не безобидными министрами. Измененный финал также омрачен гибелью Лю. Причем образ этой девушки коренным образом отличается от той коварной соперницы Адельмы, представленной в сказке Гоцци. Не случайно именно это сочинение Пуччини считал лучшим своим творением.

 

История постановок

Турандот

Мировая премьера оперы успешно прошла в апреле 1926 года в театре Ла Скала. Режиссером выступил Джоаккино Форцано, дирижер – Артуро Тосканини. Именно это представление было поставлено без заключительного дуэта и финала, в остальных же постановках, режиссеры использовали версию Ф. Альфано. В этом же году, на многих сценах Европы и мира была успешно поставлена «Турандот».

Долгожданная премьера в СССР успешно прошла в 1928 году в Баку. Публика Большого театра впервые увидела легендарную оперу лишь в 1931 году. Режиссер Леонид Баратов и дирижер Лев Штейнберг приложили массу усилий и своего таланта для этого. Этот спектакль шел уже на русском языке и всего выдержал 39 представлений, пока не был снят в 1934 году.

Среди современных трактовок следует отметить грандиозную задумку в австрийском городе Брегенце, где проходит музыкальный фестиваль. В 2015 году зрители были поражены необычайными декорациями к опере «Турандот», в постановке Марко Артуро Марелли. Прямо на Боденском озере была возведена сцена и китайская стена. Такие величественных декораций еще не создавал ни один театр. Для того, чтобы установить эту конструкцию, понадобилось 119 еловых и стальных свай, который были погружены на шесть метров в грунт. В ходе работ было задействовано около 40 фирм из Германии, Австрии, Румынии и Швейцарии. Вес китайской стены составляет 335 тонн. Кроме того, привлекают внимание терракотовые воины, которые расположены на сцене (205 фигур) и рельсовая карусель, проложенная вокруг сцены. Сопровождал спектакль Венский Симфонический оркестр. Стоит ли говорить о том, что успех этой постановки был грандиозный.

Еще одна постановка оперы, которая поражает своими декорациями – это премьера в Казани в 2012 году, затем эта версия была поставлена во многих городах Европы. Над декорациями трудился сценограф Игорь Гриневич. Для данной постановки был сооружен настоящий 10 метровых замок императора. Кроме этого, на сцене были красивые фонтаны с водой и каскадные водопады. Стоимость всех декорация и костюмов, сшитых из натуральной кожи и китайского шелка, составила 6 млн. рублей.

К интересным постановкам следует отнести работу режиссера Вячеслава Стародубцева в Новосибирском театре. Опера была поставлена в стиле квеста, плюс еще и с необычными декорациями в стиле русского авангарда, отсылками к работам Кандинского. Выделяется этот спектакль на фоне других постановок и необычными костюмами, а также трактовкой образов. Так, по версии Стародубцева, душа Лю, после ее смерти перешла к принцессе Турандот.

Такой интересный сюжет привлекал также кинорежиссеров, и опера была неоднократно экранизирована. Достаточно привести в пример работу итальянского режиссера Марио Ланфранки, снятую в 1958 году или версию Рубена Симонова и Александра Шорина 1971 года. Стоит упомянуть также фильм грузинского режиссера Отара Шаматава 1990 года.

 

Опера «Турандот» — это сплетение удивительной, колоритной музыки и мощного драматического действия, которые не оставят равнодушными никого из зрителей. Попробуйте и вы испытать на себе загадки коварной принцессы и насладитесь замечательным творением Джакомо Пуччини.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Джакомо Пуччини «Турандот»