Н.А. Римский-Корсаков опера «Псковитянка»

 

Псковитянка

Дебютная опера Н.А. Римского-Корсакова не отпускала его всю жизнь – на протяжении почти 30 лет он неоднократно перерабатывал «Псковитянку», писал к ней отдельную оперу-пролог «Боярыня Вера Шелога». И, несмотря на то что успех первой постановки при жизни автора так и не был превзойден, великолепная партия Ивана Грозного дала возможность творческого раскрытия для великих русских басов, среди которых – Ф.И. Шаляпин.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Иван Грозный

бас

российский царь

Князь Юрий Токмаков

бас

царский ставленник в Пскове

Михаил Туча

тенор

сын посадника

Княжна Ольга

сопрано

его возлюбленная, дочь князя Юрия

Боярин Матута

тенор

богатый и знатный жених Ольги

 

 

 

Краткое содержание «Псковитянки»

опера Псковитянка

Псков, 1570 год.

Княжна Ольга у себя в саду проводит время с подругами, но ее не занимают девичьи развлечения – она ждет весточки от любимого. Одна из девушек, улучив момент, сообщает, что Михаил придет к ней на свидание.

Вечерняя встреча влюбленных омрачена мыслями о будущем – Ольга сосватана отцом за состоятельного боярина Матуту. Михаил строит планы заработка в сибирских землях, который даст ему возможность побороться за руку Ольги, но девушка умоляет его не пускаться в опасный путь, она намерена отговорить отца от планов на ее замужество.

Вышедшие в сад Токмаков и Матута прерывают их встречу, и Ольга невольно становится свидетелем откровенного разговора: Юрий Иванович признается, что девушка – не его дочь. Матерью её является Вера Шелога, сестра его покойной жены, а отец и вовсе неизвестен. Колокольный звон призывает мужчин на вече. Ольге, ошеломленной такими новостями, кажется, что звонят траур по ней.

 

На главной площади Пскова многолюдно: народ собрался на зов колокола – гонец из Новгорода привез жуткие вести: Иван Грозный с опричниками учинил жестокую расправу над горожанами и направляется в Псков. Князь Юрий взывает к смирению: встретить царя следует радушно и приветливо. Но Михайло Туча готов защищать город от осквернения и вместе с единомышленниками скрывается в чаще для того, чтобы прийти на помощь Пскову, если царское войско начнет лютовать и здесь.

На площади накрыты столы – все в ожидании приезда царя. По неясной причине больше всех взволнована Ольга – она испытывает страстное желание видеть Грозного. Он появляется, народ его приветствует.

В доме Токмакова Грозный встречается с псковской знатью. Несмотря на теплый прием, царю мерещится измена. Он требует, чтобы князь первым отведал из его кубка. Когда Ольга подносит напиток, он обращает внимание на ее сходство со случайной возлюбленной своей юности. Когда Грозный остается с князем Юрием наедине, тот рассказывает историю появления девочки в его доме. Царь осознает, что он только что узнал собственную дочь и меняет гнев на милость.

В псковском лесу - царская охота, здесь же в монастырь для молитвы идет Ольга. Она намеренно теряет след спутниц – ее ждет Туча. Нежную сцену прерывает Матута – он незаметно следовал за Ольгой. Ранив Тучу, он забирает девушку с собой и идет в царскую охотничью ставку, чтобы донести на предателя и соперника.

Царь Иван не хочет слышать наветов на посадского сына от человека, который замыслил похищение Ольги. Он выспрашивает у нее о ее прошлой жизни, о детстве. Внезапный шум привлекает внимание – это Михайло, несмотря на рану, пришел с оружием освободить любимую из неволи. Гневу Грозного нет предела, он приказывает всех уничтожить, а Тучу доставить живым. Михайло удается бежать, Ольга устремляется за ним. Стрелки целятся в беглеца, но попадают в девушку. Несчастный царь скорбит над телом дочери.

 

 

Продолжительность спектакля
IАкт II Акт III Акт
60 мин. 40 мин. 45 мин.

 

Римский-Корсаков Псковитянка опера Псковитянка краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • М. Балакирев считал, что Римский-Корсаков не напишет оперы лучше, чем «Псковитянка».
  • С «Псковитянкой» можно познакомиться, посмотрев запись постановки Большого театра 1999 года под управлением Е. Светланова. В главных партиях – В. Почапский (Грозный), М. Гаврилова (Ольга), Л. Зимненко (Токмаков), П. Кудрявченко (Туча).
  • Свою первую оперу композитор посвятил единомышленникам из «Могучей кучки» («дорогому кружку»).
  • У «Псковитянки» немало пересечений с «Борисом Годуновым» М.П. Мусоргского. Это можно объяснить тем, что в период интенсивной работы над обеими операми композиторы не только близко общались, но и жили вместе.

Мусоргский опера «Борис Годунов»

  • Не только создание и переработка музыки оперы заняла несколько десятилетий – либретто «Псковитянки» также писалось Л. Меем в течение 9 лет. Сюжет оперы вымышленный, но в его основе историческое событие – приезд Ивана Грозного в Псков в 1570 году после Новгородского погрома, во время которого было убито до трети населения Новгорода. В Пскове царские репрессии не имели столь массового характера, в том числе, из-за местного юродивого, который предрек многие беды, если Грозный посягнет на жизни псковичей.
  • Единственный отечественный фильм, в котором снялся Ф. Шаляпин – немая картина 1915 года «Царь Иван Васильевич Грозный» по опере «Псковитянка». Певец был и сооснователем «Товарищества Шарез», снявшего этот фильм. Шаляпин остался неудовлетворен своим первым съемочным опытом, так как команда «Мотор!» часто не совпадала с его актерским настроением. Однако картина навсегда осталась в истории кинематографа еще и потому, что свою первую роль в ней сыграл М.И. Жаров.

 

Лучшие номера из оперы «Псковитянка»

«Одна в лесу…» - ариозо Ольги

«Раскукуйся ты, кукушечка» - песня Тучи

 

 

История создания и постановок «Псковитянки»

Николай Андреевич Римский-Корсаков

О каком сюжете может мечтать молодой 24-летний композитор? Несомненно, о большом, серьезном и основательном, полном правды и размаха. Этим критериям соответствовала историческая драма Л. Мея «Псковитянка», где одним из центральных персонажей являлся царь Иван Грозный. Однако это была не политическая, а человеческая история.

Мелодии оперы творческому воображению композитора навеяли русские просторы и впечатления от поездки в Тверскую губернию – в предвкушении путешествия и после него были написаны несколько сцен. Но затем работа двигалась медленно – нуждался в оркестровке «Каменный гость» Даргомыжского, наметилось и интересное сочинение «Млада», в котором приняли участие сразу несколько членов «Могучей кучки», в том числе Римский-Корсаков.

В 1871 году сочинение оперы перешло в активную стадию. Последняя точка в партитуре была поставлена в начале 1872 года. Сразу же автор отправил свое детище на согласование цензору и вначале получил отказ. Причин было две – изображение Пскова городом с развитым местным управлением, практически альтернативным царской власти, и присутствие на сцене монарха в качестве персонажа оперы. Римский-Корсаков получил одобрение на постановку только через протекцию великого князя Константина.

Псков

Опера откровенно не нравилась Э.Ф. Направнику, главному дирижеру Мариинского театра – возможно, искренне, а возможно, из-за статьи, которую Римский-Корсаков опубликовал несколькими годами ранее. В ней он по-юношески необдуманно раскритиковал дебютную оперу Направника «Нижегородцы». Но, поскольку разрешение на постановку было дано «сверху», труппа и оркестр приступили к репетициям.

1 января 1873 года «Псковитянка» была исполнена на императорской сцене. Царя Ивана пел О. Петров, Ольгу – Ю. Платонова, Токмакова – И. Мельников. В первом сезоне опера прошла 10 раз с аншлагами. Однако в прессе ее не хвалили. Автор и сам замечал партитурные огрехи, явившиеся следствием недостатка мастерства.

Уже через три года композитор взялся за переработку оперы. К 1878 году были написаны новые эпизоды: пролог, сцена у Печерского монастыря; переписаны многие дуэты и арии. Николай Андреевич и его окружение признавали, что музыка стала более профессиональной, но сама опера – тяжеловесной и сухой. Эта редакция не была поставлена в Мариинском театре. Композитор особенно и не настаивал на сценической версии, осознавая все недочеты, отправив лишь единожды в дирекцию запрос и более ничего не предпринимая. В 1891 году, имея за плечами уже гораздо больший опыт, Римский-Корсаков вновь берется за свою первую оперу. В 1895 году 3 редакция увидела свет в любительском Панаевском театре, где состоялись четыре спектакля. Год спустя в партии Царя Ивана выступил Ф. Шаляпин.

В 1898 композитор написал пролог к событиям «Псковитянки» - «Боярыня Вера Шелога», две оперы в один вечер были представлены на обеих императорских сценах – в Большом театре (1901 год) и в Мариинском (1903 год). В этих постановках в партии Ивана Грозного выходил Шаляпин. Певец снискал огромную любовь публики, но успех оперы в целом был несравним с тем, который она получила на премьере.

В 20 веке «Псковитянка» перешагнула российскую границу и прозвучала в Италии, Великобритании, Бельгии, Испании. Одним из первых зарубежных исполнений стало парижское, 1909 года, в рамках «Русских сезонов» Дягилева. На афишах красовалось название «Иван Грозный» - более кассовое и понятное иностранному зрителю, в заглавной партии выступал популярнейший Шаляпин. На советской сцене опера шла в ведущих театрах страны. С 2008 года «Псковитянка» неизменно присутствует в афише Мариинского театра, эта постановка стала капитальным возобновлением спектакля 1952 года. В 2010 опера исполнялась в исторических декорациях – под стенами Псковского кремля.

 

Римский-Корсаков на закате жизни едва ли не раскаялся в том, что так много раз пытался переписать «Псковитянку»: самая первая редакция осталась самой эмоциональной, самой яркой и – самой успешной. Ведь она создавалась не под гнетом рациональных установок или профессиональных канонов, а под властью главного творческого инструмента – вдохновения.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Николай Андреевич Римский-Корсаков «Псковитянка»