П.И. Чайковский опера «Черевички»

 

Черевички

Творчество выдающегося классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя всегда привлекало композиторов, однако начало традиции использовать произведения великого писателя в оперном искусстве положил Пётр Ильич Чайковский. Весёлая волшебная повесть «Ночь перед Рождеством» так увлекла маэстро своей поэтичностью и незлобным юмором, что он написал на этот сюжет чудесную лирико-комическую оперу «Черевички» - настоящую зимнюю сказку, в которой переплетается волшебство и красивая романтическая история любви.

Краткое содержание оперы Чайковского «Черевички» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Вакула тенор кузнец
Солоха меццо-сопрано мать Вакулы, моложавая вдова, про которую идёт слух, что она ведьма
Бес баритон нечисть из преисподней
Чуб бас пожилой казак
Оксана сопрано дочь Чуба, возлюбленная Вакулы
Панас тенор кум Чуба
Пан Голова бас кум Чуба
Школьный учитель тенор прибыл в Диканьку после обучения в бурсе
Светлейший князь Потёмкин баритон фаворит императрицы Екатерины II
Церемониймейстер бас придворный чиновник, следящий за порядком церемоний

 

 

 

Краткое содержание «Черевичек»

опера Черевички

События оперы происходят в XVIII веке в украинском посёлке Диканьке и столице России Санкт-Петербурге.

Диканька. Вечер накануне Рождества. Чистое небо, покрытое яркими звёздами, украшает рогатый месяц. На улицу выходит Солоха, за ней тихонечко крадётся Бес. Заметив сатану, вдова заигрывает с ним, а затем уходит в хату. Остановившись возле двери, Бес размышляет о том, что прибыл из пекла, чтобы свести счёты с сыном Солохи Вакулой. Дело в том, что проклятый кузнец очень неприглядно разрисовал его на стенах церкви. Теперь черти в аду издеваются над ним и хохочут. Бес решил устроить вьюгу, чтобы помешать влюблённому Вакуле встретиться с красавицей Оксаной.

Из трубы дома на помеле вылетает ведьма – Солоха, за ней в поднебесье устремляется сатана, по пути воруя месяц. На землю опускается непроглядная тьма, которая мешает казаку Чубу и его куму Панасу найти дорогу к хате Дьяка.

В это время дочь Чуба Оксана, поджидая подруг, нарядилась и любуется собой, глядя в зеркало. Незаметно в хату входит Вакула и восхищённым взглядом смотрит на любимую девушку. Увидев кузнеца, Оксана начинает подтрунивать над ним, Вакула же признаётся ей в любви. Капризная красавица уходит в другую комнату. Между тем домой возвращается Чуб, но Вакула не узнаёт его в темноте и выпроваживает из собственного дома. Оксана тоже выгоняет кузнеца, но оставшись одна, загрустила: она поняла, что любит Вакулу.

 

Солоха с Бесом после прогулки по небу вернулись в хату. У них прекрасное настроение, однако как только начинается веселье раздаётся стук в дверь, и один за другим в доме вдовушки появляются гости: Пан Голова, Учитель и Чуб. Чтобы поклонники Солохи не встретились друг с другом, предприимчивая хозяйка прячет их в мешки. Домой возвращается Вакула, увидев расставленные кули, кузнец не замечая тяжести, взгромоздив их на спину, уносит из хаты.

Черевички краткое содержание

В рождественскую ночь парубки и девушки, колядуя, разгуливают по улице. К ним присоединяется Оксана вместе с подружкой Одаркой. Навстречу веселой толпе идёт Вакула с мешками за плечами. Своенравная красотка вновь начинает подшучивать над кузнецом, при всех заявляя, что если Вакула принесёт черевички от самой царицы, то она, не раздумывая, станет его женой. Обиженный укорами любимой девушки, кузнец бросает на снег тяжёлые мешки, оставляя только один небольшой, прощается с хлопцами и направляется к реке. Любопытные юноши развязывают кули и весело хохочут, когда из них один за другим вылезают пан Голова, Чуб и Учитель.

Погружённый в горькие раздумья, Вакула приходит к реке. Он сбрасывает с плеч мешок, из которого выскакивает бес. Забравшись кузнецу на спину, сатана обещает парню, что любимая девушка будет его, если тот взамен отдаст свою душу. Однако Вакула перехитрил Беса, оседлал его и приказал лететь прямо в Санкт- Петербург во дворец к царице.

Сатана вместе с кузнецом приземлился во дворцовой приёмной. Бес спрятался, а Вакула разговорился с только что пришедшими запорожцами, которым соизволил оказать приём сам Светлейший.

Все проходят в тронный зал. Потёмкин извещает о новой славной победе русской армии, а затем благосклонно беседует с казаками. За разговором, между делом, Вакула просит у Светлейшего царские черевички для своей невесты. Получив подарок, счастливый кузнец вместе с Бесом устремляется домой, к своей ненаглядной невесте.

Праздничное рождественское утро. Убитая горем Солоха у кузни оплакивает своего сына, который, как говорят, наложил на себя руки. Рядом стоит страдающая по Вакуле Оксана. Звучит колокольный перезвон и народ выходит из церкви. Девчата и хлопцы зовут Оксану с собой погулять, но она заплаканная уходит прочь. Вдруг появляется Вакула, и, поднеся подарки Чубу, просит руки его дочери. Задобренный отец соглашается. Подошедшая Оксана не верит своим глазам, ей ничего не нужно, ведь она и так очень сильно любит кузнеца. Все собравшиеся радостно поздравляют невесту и жениха.

 

Продолжительность спектакля 
I-II Акт III-IV акт
80 мин. 60 мин.

 

Чайковский «Черевички» Черевички краткое содержание

Чайковский опера «Черевички» Чайковский «Черевички» содержание

 

Интересные факты

  • Черевики или черевички — на старославянском языке это слово обозначало кожаную обувь. Позднее так назывались женские башмачки с острыми носами и на каблуке.
  • Своё либретто по мотивам повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Яков Полонский посвятил памяти Великой Княгини Елены Павловны, выдающейся женщине, внесшей огромный вклад в развитие Российского государства.
  • «Ночь перед Рождеством» - это произведение Николая Гоголя вошло во второй том циклического сочинения, которое автор назвал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все повести, составляющие сборник основаны на сказках и легендах народа, населяющего Малороссию. Писателя всегда интересовали народные предания и суеверия, он даже просил своих родных записывать различные сказания и поверья, чтобы потом на их основе создавать свои волшебные творения.
  • Чайковский всегда с большим интересом относился к сочинениям Николая Васильевича Гоголя, но, к сожалению, опера «Черевички» стала единственным творением композитора, в основу которой было положено произведение великого русского писателя.

Николай Васильевич Гоголь

  • «Черевички» были седьмой из десяти опер, которые написал Чайковский. Однако именно с этим произведением связано важное событие в жизни композитора. Пётр Ильич так беспокоился за своё любимое детище, что сам изъявил желание впервые выступить в роли оперного дирижёра. Композитор из-за неудачного юношеского опыта не любил вставать к дирижёрскому пульту и, хотя делал это, но весьма редко. Именно после премьеры «Черевичек», прошедшей с большим успехом, Чайковский стал регулярно заниматься дирижёрской деятельностью.
  • После успешно прошедшего премьерного исполнения оперы «Черевички» Пётр Ильич получил много подарков, но два из них особенно запомнились композитору. Артисты, занятые в опере, преподнесли Чайковскому веники (якобы помело ведьмы). Этот шутливый презент автор принял с большим восторгом. Вторым сувениром, восхитившим маэстро, были серебряные туфельки, на которых выгравированы музыкальные темы главных героев оперы.
  • Пётр Ильич Чайковский в Большом театре продирижировал только тремя премьерными спектаклями «Чародейки», а затем передал оперу Ипполиту Карловичу Альтани. Возможно, это послужило причиной тому, что постановка выдержала всего семь спектаклей, а затем и вовсе была снята с репертуара.

 

Популярные номера

Песня кузнеца Вакулы «Слышит ли, девица, сердце твоё»

Ария Оксаны «Цвела яблонька в садочке»

Дует Солохи и Оксаны «Кто говорит…»

 

История создания «Черевичек»

Петр Ильич Чайковский

1 февраля 1871 года российская музыкальная культура понесла тяжёлую утрату. Из жизни ушёл Александр Николаевич Серов – замечательный композитор, автор опер Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». За год до его кончины правление Русского музыкального общества г. Петербурга поручило маэстро сочинить оперу на либретто, которое специально для этого проекта написал прославленный литератор Яков Полонский по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед рождеством». Однако из-за внезапной смерти композитора данный замысел не был осуществлён. В 1873 году РМО объявило конкурс на написание этой оперы, в котором Пётр Ильич Чайковский решил принять участие.

Композитора к новой работе побуждали и другие причины. Пётр Ильич, часто бывавший в Украине, хорошо знал культуру и быт проживающего там народа: его привлекал мелодизм местного фольклора. Сочинять оперу Чайковский уехал в Каменку, к своей любимой сестре Александре Ильиничне Давыдовой. Работа над новым произведением, которое называлось «Кузнец Вакула»  началась в июне, а закончилась уже в августе 1874 года. В конкурсную комиссию, возглавляемую светлейшим князем Константином Николаевичем, входили такие авторитетные музыканты, как Н.А. Римский-Корсаков, Э.Ф. Направник и А.Г. Рубинштейн. Претендентов на получение главной премии в размере 1500 рублей насчитывалось шесть человек, однако жюри в своём мнении было единодушно и вознаграждение присудило Петру Ильичу. В этом творческом состязании композитора прельщало то, что постановку оперы обещали поставить в Мариинском театре.

Премьерный спектакль готовили тщательно, но то, что Чайковский увидел на сцене во время первого представления в ноябре 1876 года, его совершенно не порадовало. Публика тоже недоумевала, так как ожидала услышать лёгкую музыку в жанре комической оперы, а увидела серьёзное произведение, где на первый план была выведена любовь Оксаны и Вакулы. Сценическая жизнь «Кузнеца Вакулы» была весьма непродолжительной: в течение нескольких сезонов было сыграно всего 18 спектаклей.

В дальнейшем Петра Ильича не покидало чувство неудовлетворённости от того, что его любимое детище - опера «Кузнец Вакула» не оправдала ожиданий. Мысль о переделке произведения стала будоражить композитора ещё в начале восьмидесятых годов: ему было досадно при мысли о том, что опера канула «в реку забвения». В конце 1884 года Чайковский составил план переработки, в начале следующего года, находясь в усадьбе «Майданово, начал его осуществлять и в марте уже завершил. В спектакль он добавил новые сцены и вокальные номера, а также значительно облегчил оркестровую фактуру сочинения. Изменения коснулись и названия произведения: теперь оно стало именоваться «Черевичками».

Закончив новую редакцию оперы, Пётр Ильич рассчитывал, что с её постановкой не будет никаких проблем, однако, несмотря на доброжелательное отношение директора императорских театров Всеволожского, премьерное исполнение спектакля по различным причинам оттягивалось. Чайковский так переживал за постановку, что сам встал за дирижёрский пульт, хотя делать этого очень не любил. И вот, в Большом театре 19 января 1887 года, сопровождаемая оглушительными овациями, состоялась долгожданная премьера. Однако из-за отсутствия сборов, выдержав всего семь спектаклей, «Черевички» были сняты с репертуара и при жизни Чайковского более не исполнялись. 

 

Постановки

Несмотря на то, что первая постановка оперы «Черевички» триумфально прошла в Большом театре, её судьба на сцене поначалу складывалась не очень удачно. После премьерных спектаклей это произведение Петра Ильича вернулось на театральные подмостки только через год, и то по случаю гастролей в Москве именитых артистов из Мариинского театра Мидеи и Николая Фигнер.

опера Черевички эскизы костюмов

Несколько представлений были успешно даны с 15 февраля по 6 марта 1888 года. Более «Черевички» при жизни великого маэстро не ставились ни в одном театре. Про оперу вспомнили лишь через четырнадцать лет, и в 1902 году поставили в «Московском товариществе артистов частной русской оперы». Премьера состоялась в конце января, оркестром дирижировал Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Успех спектакля привлек внимание дирекции Мариинского театра, и «Чародейка» в 1906 году под управлением Эдуарда Францевича Направника была поставлена в Санкт- Петербурге, однако в репертуарный список театра она всё же не вошла. Опера обрела счастливую жизнь лишь на сценах советских театров. Её успешно ставили в разных городах, но особенно удачным был спектакль Большого театра в 1941 году. Оркестром руководил выдающийся музыкальный деятель Александр Шамильевич Мелик-Пашаев. Сегодня «Чародейка» входит в репертуар многих театров. В последнее время особенно яркими были постановки Камерного музыкального театра под управлением режиссера Бориса Покровского в 2009 году, а также Нижегородского театра оперы и балета в 2013 году.

 

Опера Петра Ильича Чайковского «Черевички» - это светлая рождественская сказка, которая не могла не полюбиться зрителям. Открывшая лирико-комический жанр в русской опере, она прочно вошла в репертуар музыкальных театров, впечатляя слушателей не только красивой музыкой, но и дивным изображением красивейшей природы, а так же яркими воплощениями персонажей.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Петр Ильич Чайковский «Черевички»