Р. Вагнер опера «Лоэнгрин»
Рихард Вагнер, заинтересовавшись средневековыми легендами и германскими мифами, написал оперу «Лоэнгрин», в которой соединил различные сказания о рыцаре Грааля. Этот неведомый герой всегда появлялся в сияющих доспехах на ладье, запряженной лебедем, чтобы защитить невиновного.
Краткое содержание оперы Вагнера «Лоэнгрин» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Лоэнгрин | тенор | рыцарь Грааля |
Генрих Птицелов | бас | король Германии |
Эльза | сопрано | принцесса Брабанта |
Фридрих фон Тельрамунд | баритон | граф Брабанта |
Ортруда | сопрано | супруга графа |
Готфрид | немой | брат Эльзы, герцог Брабанта |
Краткое содержание
События оперы «Лоэнгрин» повествуют о времени правления Генриха Птицелова в XII веке. В центре сюжета оказывается история принцессы Эльзы и ее брата Готфрида, который исчез таинственным образом. Чтобы защитить девушку от Фридриха Тельрамунда, который назвал ее убийцей брата и отказался от брака с ней, появляется герой в доспехах. Таинственный рыцарь вступается за честь дамы, выигрывает поединок и вскоре женится на ней. Но не все так просто, есть одно условие – Эльза не должна спрашивать кто он и откуда прибыл.
Увы, принцесса не сдержала свое обещание и попыталась выведать у рыцаря кто же он на самом деле. В итоге, герой открывается всем, что он рыцарь Грааля – Лоэнгрин, наделенной великой силой. Однако оставаться теперь ему нельзя среди людей, и расколдовав Готфрида, превращенного злой колдуньей в лебедя, он исчезает. Эльзе ничего не остается другого, как оплакивать свою судьбу.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
70 мин. | 85 мин. | 80 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Кому не знаком «Свадебный хор» из III акта? Это произведение очень часто звучит на церемониях бракосочетания, причем не только в кино, но и в жизни.
- Любопытно, но «Свадебный хор» никогда не исполняется на еврейских свадьбах, поскольку композитора принято считать антисемитом.
- Представление оперы длится 3,5 часа, поэтому зачастую режиссеры-постановщики вынуждены убирать из партитуры некоторые эпизоды.
- Людвиг II Баварский очень ценил творчество Вагнера и был так восхищен оперой «Лоэнгрин» и главным героем, что построил свой знаменитый замок «Нойшванштайн» вдохновляясь этим музыкальным шедевром. Так что замок можно по праву считать памятником композитору и его музыке.
- Несмотря на то, что события взяты из легенды, можно установить точное время происходящего. Дело в том, что в начале вступительной речи из I действия, король Генрих Птицелов сообщает, что истекли 10 лет, на которые был заключен мирный договор с венграми в 923 году.
- Как всегда, Вагнер создавал сначала литературную часть оперы, потом уже музыку. Причем сперва он записывал текст в прозе, а лишь потом создавал стихи.
- Либретто композитор начал писать в 1845 году, партитура была закончена в 1848 году. Однако, на премьере оперы автор присутствовать не смог, так как скрывался за пределами страны. Постановку спектакля осуществлял его друг Ф. Лист в 1850 году в Веймаре. Сам же Рихард Вагнер смог впервые увидеть свой шедевр лишь одиннадцать лет спустя.
- Первоначально познакомившись с легендой в Париже, Вагнер не был впечатлён. Сюжет показался ему довольно запутанным и не подходящим немецкому духу. Лишь в 1945 году легенда о рыцаре неожиданно вспомнилась ему, и сам композитор рассказывал друзьям, что образ Лоэнгрина в сияющих доспехах предстал перед ним. Чуть позже автору в голову пришла идея создать спектакль на этот сюжет.
- Первое исполнение оперы не показало ее во всей красе. Еще бы, в оркестре было всего пять первых скрипок и шесть вторых, при таком то замысле это просто немыслимо. Лишь спустя некоторое время зрители смогли по достоинству оценить великолепную музыку Вагнера и не менее прекрасное воплощение средневековой легенды о таинственном рыцаре Лоэнгрине.
- В России премьера состоялась в 1868 году в Мариинском театре, а в Британии Королевский оперный театр представил «Лоэнгрин» в 1875 году на итальянском.
- Астероиды Ортруд и Эльза, открытые в 1904 и 1878 годах, названы в честь героинь оперы.
- Наиболее известным отрывком «Лоэнгрин», является "Свадебный хор" из последнего акта, который по-прежнему исполняется во время многих торжественных бракосочетаний
Музыка
Музыкальная часть спектакля отличается необыкновенным лиризмом, который принято называть одухотворенным. Для характеристики главных героев, Вагнер очень широко пользуется в этой опере системой лейтмотивов, причем сам композитор еще не использовал этого термина. Наряду с этим, он применяет и лейттембры. Так, Эльзу сопровождают деревянные духовые инструменты, тема зла передается виолончелями и фаготами, а вот возвышенная тема Грааля – струнными. Самое примечательно, что эти темы не только контрастируют, но и взаимопроникают, а также способны влиять друг на друга.
Музыкальные исследователи отмечают, что в этой опере Вагнер стремился показать именно душевное состояние героев, а также обрисовать психологические конфликты. Причем подобное нарушение равновесия между внутренним и внешним, становится отличительной чертой вагнеровского стиля.
Популярные арии и номера:
Вступление - слушать
Свадебный хор - слушать
Ариозо Эльзы "Euch lüften, die mein Klagen" - слушать
Ария - прощание Лоэнгрина "Mein lieber Schwan..." - слушать
История создания
«Лоэнгрин» – это одна из значительных романтических опер в истории музыки, которую Вагнер создал опираясь на средневековые романы. В ней раскрывается таинственная история Лоэнгрина, который был рыцарем Святой Чаши Грааля, сыном Парсифаля. Особым знаком является тот факт, что рыцарь прибывает на лодке, которую ведет Лебедь. С этой легендой о Лоэнгрине композитор познакомился в 1841 году, а через несколько лет в 1845 году сделал эскиз текста, когда отдыхал на курорте в Марианскне-Лазне.
Впервые этот рыцарь встречается в поэме «Парсифаль», написанной немецким поэтом Вольфрамом фон Эшенбахом. Парсифаль является хранителем священной реликвии Грааля, а Лоэнгрин – это его наследник. В поэме утверждается, что эту чашу охраняет орден Тамплиеров. Исследователи заметили, что Эшенбах в своем произведение соединил две легенды: о святой чаше Грааль и о рыцаре Лебедя. В начале XIX столетия историки обратили пристальное внимание на эти сказания, а знаменитейшие исследователи сказок – братья Гримм опубликовали в издании: «Рыцарь Лебедя», «Лоэнгрин в Брабанте». Собственно, благодаря этому, интерес к старинной легенде возник вновь и на нее обратил внимание гениальный композитор.
Вагнер утверждал, в сюжете его привлекли воплощенные идеи стремления к счастью, а также к искренней любви. Стоит отметить, что вынужденное одиночество рыцаря Грааля напоминало Вагнеру его же судьбу. Это путь художника, который должен донести до людей высокие идеалы правда и красоты, но не всегда его принимают восторженно, нередко он вынужден встречаться с человеческой завистью и злобой.
Разработав самостоятельно либретто, весной 1846 года автор принялся сочинять музыку оперы. Так, уже в летом этого года он разработал схему будущего произведения, а в апреле 1848 года партитура была завершена. Композитор понимал, что европейские театры не согласятся поставить оперу на немецком языке. Он даже начал делать перевод либретто на английский язык, чтобы исполнить ее в Лондоне, но не довел дело до конца. Впервые в этом городе публика услышала его спектакль только спустя двадцать лет, причем исполнялась она на итальянском языке.
Постановки
Долгожданная премьера оперы «Лоэнгрин» была задержана на два года. Вагнер искал театр, где можно было бы поставить спектакль. Дело в том, что осложняло все начавшаяся майская революция 1849 года. Вагнера обвинили в участии в революционных действиях и выслали из страны. Однако благодаря помощи Ференца Листа, спектакль был поставлен в 1850 году в Веймаре. Репетиции шли около трех месяцев и пришлось сильно потратиться финансово, для осуществления постановки. Композитор не смог присутствовать в зале, потому что все еще был в другой стране. Публика приняла спектакль весьма прохладно, во многом это было связано с неполным оркестром. После постановки Лист рассказал подробно Вагнеру о том, как все прошло и композитор остался крайне недоволен. Его рассердило, что представление длилось больше четырех часов, ведь по его мнению, это означало, что Лист везде слишком замедлял темп. Однако через 11 лет, когда он сам услышал свою оперу впервые именно в оркестровом исполнении, а не фортепианном, Вагнер был вынужден признать, что зря сердился на друга, ведь он был прав. В рамках Байройтского фестиваля этот спектакль был исполнен в 1894 году.
Российская публика впервые смогла познакомиться с оперой композитора лишь в 1873 году в Санкт-Петербурге. Причем она входила в специально организованную программу, состоявшую из двух частей и в одной из них исполнялся «Борис Годунов» Мусоргского. В Москве она была исполнена в 1881 году.
Среди современных постановок стоит отметить работу группы Датской Королевской Оперы, которая представила свою версию спектакля на сцене Новой оперы в Москве. Режиссер Каспер Хольтен и художник Штеффен Аарфинг давно признаны настоящими знатоками вагнеровского искусства. Российская премьера «Лоэнгрина», успешно прошедшая в 2008 году была признана критиками одной из лучших вагнеровских постановок. Интересной задумкой было то, что Лоэнгрин – это единственный персонаж, которого облачили в современный костюм (классический костюм с галстуком), по всей видимости был намек на то, что рыцарь этот из будущего. Да и Фридриха рыцарь убивает вовсе не мечом, а из пистолета.
Весьма противоречивой получилась байройтская премьера спектакля 2010 года. Постановкой занимался Ганс Нойенфельс, дирижером выступил Андрис Нельсонс. Режиссер постарался отойти от классического образца и представил публики весьма нестандартный и яркий спектакль. Особый интерес и множество вопросов вызвало у публики появление на сцене крыс, его даже шутливо прозвали за это «крысиным спектаклем».
«Лоэнгрин» принято считать одной из самых совершенных опер гениального композитора, в которой очень ярко раскрыт душевный мир героев, их непростые переживания и эмоции. Очень рельефно показано и столкновение двух сил – добра и зла. Это произведение по праву ценится настоящими профессионалами и любителями музыки, которых привлекает не только таинственная легенда о средневековом рыцаре, но и невероятный стиль композитора, присущий только ему.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Рихард Вагнер «Лоэнгрин»