К.М. Вебер опера «Вольный стрелок»
Долгое время две крупнейшие европейские нации – немцы и австрийцы - не имели своего «лица» в опере. Были попытки развить традиционную форму музыкального спектакля - зингшпиль, но даже при наличии беспрецедентной государственной поддержки и имени Моцарта на партитурах, национальному жанру не удалось преодолеть господство итальянской и французской оперы. Все изменилось после рождения «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера. Романтическая опера с уникальной музыкой, основанная на германском сюжете, показала путь, по которому пошли многие немецкие композиторы.
Краткое содержание оперы Вебера «Вольный стрелок» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Оттокар | баритон | князь |
Куно | бас | княжеский лесничий |
Агата | сопрано | дочь Куно |
Анхен | сопрано | подруга Агаты |
Каспар | бас | младшие егеря |
Макс | тенор | |
Килиан | баритон | зажиточный крестьянин |
Краткое содержание оперы «Вольный стрелок»
Богемия, середина 17 века.
Дочь княжеского лесничего Агата собирается замуж за егеря Макса. Однако для того, чтобы Куно отдал ему руку дочери и свою должность в наследство, Максу необходимо успешно пройти испытание по меткой стрельбе. Стреляя по мишеням, Макс проигрывает местному крестьянину Килиану и становится посмешищем прямо накануне самого важного турнира своей жизни.
Утопив печаль в вине, Макс легко поддается на уговоры Каспара, который открывает ему тайну обладания волшебными пулями - они летят туда, куда их направляет стрелок, вопреки законам природы, даже если цель кажется абсолютно недоступной. Каспар назначает Максу встречу ночью в Волчьем ущелье - там он сможет добыть такие пули для грядущего состязания. Одно утаивает Каспар – он давно продал душу Черному охотнику Самьелю. Пришла пора окончания их договора и душа егеря должна будет отправиться в ад – если только не приведет кого-то себе взамен. Этой заменой и должен стать Макс.
Макс навещает Агату – девушка полна дурных предчувствий. Она умоляет его не ходить в Волчью долину, но Макс полон решимости отправиться туда.
Тем временем в долине Каспар видит Самьеля. Он просит у него 7 волшебных пуль для Макса. 6 из них тот пустит в свои цели, а седьмая по велению Самьеля полетит в сердце Агаты – девушка когда-то отвергла Каспара. После этого душа несчастного Макса будет навсегда отдана дьяволу.
Сделка заключена, и Каспар начинает ковать волшебные пули. Макса пытаются остановить призраки его матери и Агаты, вокруг начинается страшная буря… Но дело сделано – Макс получает семь пуль. Шесть из них он потратил на подготовку. На состязание у него остается последняя пуля.
Агата готовится к свадьбе, но вместо свадебного венка находит похоронный. Святой отшельник передал ей букет белых роз, из которых Анхен делает новый венок. Сон накануне свадьбы также обернулся кошмаром – девушка увидела себя белой голубкой, в которую стреляет Макс. К ее ужасу, в момент состязания князь указывает ее жениху на такую же птицу и приказывает подстрелить ее. Агата бросается к нему с криком: «Не стреляй! Эта голубка – я!». Но поздно, седьмая волшебная пуля уже вылетела навстречу жертве. Одновременно двое падают на землю – Агата и Каспар. Девушка – в обморок, а егерь – насмерть. Цветы, подаренные отшельником, оградили ее смерти, и Самьель забрал того, кто и должен был отправиться вместе с ним.
Макс признается в своем обмане князю, который сперва хочет изгнать бесчестного, но затем отдает решение в руки отшельника. Старец дает возможность милосердию победить правосудие: состязаниям по стрельбе пора положить конец, а Максу дать шанс на раскаяние и возможность через год вновь просить руки своей возлюбленной.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
50 мин. | 45 мин. | 40 мин. |
Фото
Интересные факты
- Вебер всегда писал увертюру в последнюю очередь, чтобы включить в нее мотивы ключевых сцен и персонажей.
- Самиель – разговорная роль. У персонажа есть свой лейтмотив, но он единственный в опере не поет.
- Вебер мастерски использовал инструменты, определив каждому свою роль. Звук рога является не только символом охоты, но и тоски, и надежды. Молитва Агаты сопровождается звуками виолончели, в то время как Макс характеризуется любимым инструментом композитора – кларнетом. Мелодические черты Анхен (предположительно, аллегорически являющейся музыкальным портретом невесты Вебера, певицы Каролины Бранд) исполнены на гобое (полонез) и скрипке (романс). Флейте отдана главная роль в финальной речи Отшельника, представляющей победу человеческой мудрости и божественной справедливости (отсылка к моцартовской «Волшебной флейте»).
- Опера имеет счастливый конец, в то время как в народной легенде история заканчивалась наихудшим образом: невеста гибла от выстрела, ее жених сходил с ума.
- «Вольный стрелок» исполняется 120 раз в сезон в постановках 19 театров мира и является самой популярной оперой Вебера.
- После премьеры «Вольного стрелка» Бетховен был невероятно удивлен мощью и красотой этой музыки и сказал Веберу, что писать оперы – его предназначение. Вебер последовал совету знаменитого соотечественника, в последующие годы выпустив еще две работы – «Эврианту» для Вены и «Оберон» для Лондона. Через полтора месяца после премьеры последнего Вебер скончался от туберкулеза, не дожив до своего 40-летия.
Лучшие номера из оперы «Вольный стрелок»
«Was gleicht wohl auf Erden» - хор охотников (слушать)
«Kommt ein schlanker Bursch gegangen…» - ария (полонез) Анхен (слушать)
«Nein! Langer trag…» - ария Макса (слушать)
История создания и постановок
В истоках сюжета лежат народные немецкие легенды о Волшебном стрелке. Познакомившись с одной из них, 23-летний Карл Мария фон Вебер зажегся идеей оперы на эту благодатную для творца тему, в которой есть все – любовь, мистика и родные мелодии. Идея вынашивалась несколько лет, пока в Дрездене, будучи руководителем музыкального театра, он не познакомился с драматургом Фридрихом Киндом. В 1817 году из-под пера Кинда вышло насыщенное событиями либретто, и Вебер смог приступить к созданию музыки. Взяв за основу традиционный немецкий жанр зингшпиль, который к этому времени уже исчерпал себя, он создал первого в 19 веке полноправного конкурента итальянской и французской опере.
Время создания «Вольного стрелка» созвучно времени его действия. В 1813 году состоялась «Битва народов» под Лейпцигом, положив конец наполеоновскому господству в Австрии и Пруссии. События оперы разворачиваются сразу после Тридцатилетней войны. Послевоенный период символизирует надежды людей на спокойную, счастливую жизнь. Но это же время полно сомнений и тягостных переживаний о потерях и поисках своего предназначения в новом мире.
Все эти мотивы нашли свое место в «Вольном стрелке»: предательство Каспара, рефлексия Макса, мирная жизнь простых людей на своей земле среди родных лесов, в глубине которых, подчас, таится неизвестное.
Опера стала настоящим откровением со дня ее премьеры 18 июня 1821 года в Берлине. В первый же сезон «Вольного стрелка» поставило множество театров Германии и Австро-Венгрии: Вена, Лейпциг, Прага, Карлсруэ; а также Датская королевская опера. В 1824 стартовали сразу четыре постановки в Лондоне и в парижском театре Одеон.
В 1841 году за «Вольного стрелка» взялся сам Гектор Берлиоз. Он готовил постановку оперы для Гранд-Опера на французском языке. «Офранцуживанию» должен был способствовать также и новый балет, включенный в третий акт. Музыку для него Берлиоз взял, разумеется, у Вебера, оркестровав его фортепианную пьесу «Приглашение к танцу». Объективно, это не пошло опере на пользу, и вставной номер выглядел чужеродно и нелепо. В 1823 году опера прозвучала в Санкт-Петербурге. В 1901 вышла постановка в Мариинском театре с Иваном Ершовым в партии Макса.
«Вольный стрелок» на видео
- Фильм «Невеста охотника», 2010. В главных партиях – М. Кёниг (Макс), Д. Банс (Агата), М. Волле (Каспар).
- Постановка оперы Цюриха, 1999. В главных партиях – П. Сейфферт, И. Нильсен, М. Сальминен.
- Постановка фестиваля в Людвигсбурге, 1988. В главных партиях – У. Хельман, Н. Джонсон, Т. Мор.
- Постановка Гамбургской государственной оперы, 1968. В главных партиях – Э. Козуб, А. Саундерс, Г. Фрик.
После того как за дело принялись музыковеды, «Вольный стрелок» претерпел множество толкований. Одни считали, что это опера про мистику, другие – что про силу природы, третьи видели в Вебере приемника оперы Французской революции, четвертые – мастера использования народной песни в духе Гайдна и Бетховена. Независимо от этих соображений, «Вольный стрелок» остается самой романтической оперой всего немецкоязычного репертуара.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Карл Мария фон Вебер «Вольный стрелок»