К.М. Вебер опера «Вольный стрелок»

 

Вольный стрелок

Долгое время две крупнейшие европейские нации – немцы и австрийцы - не имели своего «лица» в опере. Были попытки развить традиционную форму музыкального спектакля - зингшпиль, но даже при наличии беспрецедентной государственной поддержки и имени Моцарта на партитурах, национальному жанру не удалось преодолеть господство итальянской и французской оперы. Все изменилось после рождения «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера. Романтическая опера с уникальной музыкой, основанная на германском сюжете, показала путь, по которому пошли многие немецкие композиторы.

Краткое содержание оперы Вебера «Вольный стрелок» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Оттокар баритон князь
Куно бас княжеский лесничий
Агата сопрано дочь Куно
Анхен сопрано подруга Агаты
Каспар бас младшие егеря
Макс тенор
Килиан баритон зажиточный крестьянин

 

 
 

 

Краткое содержание оперы «Вольный стрелок»

Богемия, середина 17 века.

опера Вольный стрелок

Дочь княжеского лесничего Агата собирается замуж за егеря Макса. Однако для того, чтобы Куно отдал ему руку дочери и свою должность в наследство, Максу необходимо успешно пройти испытание по меткой стрельбе. Стреляя по мишеням, Макс проигрывает местному крестьянину Килиану и становится посмешищем прямо накануне самого важного турнира своей жизни.

Утопив печаль в вине, Макс легко поддается на уговоры Каспара, который открывает ему тайну обладания волшебными пулями - они летят туда, куда их направляет стрелок, вопреки законам природы, даже если цель кажется абсолютно недоступной. Каспар назначает Максу встречу ночью в Волчьем ущелье - там он сможет добыть такие пули для грядущего состязания. Одно утаивает Каспар – он давно продал душу Черному охотнику Самьелю. Пришла пора окончания их договора и душа егеря должна будет отправиться в ад – если только не приведет кого-то себе взамен. Этой заменой и должен стать Макс.

Макс навещает Агату – девушка полна дурных предчувствий. Она умоляет его не ходить в Волчью долину, но Макс полон решимости отправиться туда.

 

Тем временем в долине Каспар видит Самьеля. Он просит у него 7 волшебных пуль для Макса. 6 из них тот пустит в свои цели, а седьмая по велению Самьеля полетит в сердце Агаты – девушка когда-то отвергла Каспара. После этого душа несчастного Макса будет навсегда отдана дьяволу.

Сделка заключена, и Каспар начинает ковать волшебные пули. Макса пытаются остановить призраки его матери и Агаты, вокруг начинается страшная буря… Но дело сделано – Макс получает семь пуль. Шесть из них он потратил на подготовку. На состязание у него остается последняя пуля.

Агата готовится к свадьбе, но вместо свадебного венка находит похоронный. Святой отшельник передал ей букет белых роз, из которых Анхен делает новый венок. Сон накануне свадьбы также обернулся кошмаром – девушка увидела себя белой голубкой, в которую стреляет Макс. К ее ужасу, в момент состязания князь указывает ее жениху на такую же птицу и приказывает подстрелить ее. Агата бросается к нему с криком: «Не стреляй! Эта голубка – я!». Но поздно, седьмая волшебная пуля уже вылетела навстречу жертве. Одновременно двое падают на землю – Агата и Каспар. Девушка – в обморок, а егерь – насмерть. Цветы, подаренные отшельником, оградили ее смерти, и Самьель забрал того, кто и должен был отправиться вместе с ним.

Макс признается в своем обмане князю, который сперва хочет изгнать бесчестного, но затем отдает решение в руки отшельника. Старец дает возможность милосердию победить правосудие: состязаниям по стрельбе пора положить конец, а Максу дать шанс на раскаяние и возможность через год вновь просить руки своей возлюбленной.

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
50 мин. 45 мин. 40 мин.


Фото

Вебер Вольный стрелок опера Вольный стрелок краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • Вебер всегда писал увертюру в последнюю очередь, чтобы включить в нее мотивы ключевых сцен и персонажей.
  • Самиель – разговорная роль. У персонажа есть свой лейтмотив, но он единственный в опере не поет.
  • Вебер мастерски использовал инструменты, определив каждому свою роль. Звук рога является не только символом охоты, но и тоски, и надежды. Молитва Агаты сопровождается звуками виолончели, в то время как Макс характеризуется любимым инструментом композитора – кларнетом. Мелодические черты Анхен (предположительно, аллегорически являющейся музыкальным портретом невесты Вебера, певицы Каролины Бранд) исполнены на гобое (полонез) и скрипке (романс). Флейте отдана главная роль в финальной речи Отшельника, представляющей победу человеческой мудрости и божественной справедливости (отсылка к моцартовской «Волшебной флейте»).

Моцарт опера «Волшебная Флейта»

  • Опера имеет счастливый конец, в то время как в народной легенде история заканчивалась наихудшим образом: невеста гибла от выстрела, ее жених сходил с ума.
  • «Вольный стрелок» исполняется 120 раз в сезон в постановках 19 театров мира и является самой популярной оперой Вебера.
  • После премьеры «Вольного стрелка» Бетховен был невероятно удивлен мощью и красотой этой музыки и сказал Веберу, что писать оперы – его предназначение. Вебер последовал совету знаменитого соотечественника, в последующие годы выпустив еще две работы – «Эврианту» для Вены и «Оберон» для Лондона. Через полтора месяца после премьеры последнего Вебер скончался от туберкулеза, не дожив до своего 40-летия.

 

Лучшие номера из оперы «Вольный стрелок»

«Was gleicht wohl auf Erden» - хор охотников (слушать)

«Kommt ein schlanker Bursch gegangen…» - ария (полонез) Анхен (слушать)

«Nein! Langer trag…» - ария Макса (слушать)

 

История создания и постановок

В истоках сюжета лежат народные немецкие легенды о Волшебном стрелке. Познакомившись с одной из них, 23-летний Карл Мария фон Вебер зажегся идеей оперы на эту благодатную для творца тему, в которой есть все – любовь, мистика и родные мелодии. Идея вынашивалась несколько лет, пока в Дрездене, будучи руководителем музыкального театра, он не познакомился с драматургом Фридрихом Киндом. В 1817 году из-под пера Кинда вышло насыщенное событиями либретто, и Вебер смог приступить к созданию музыки. Взяв за основу традиционный немецкий жанр зингшпиль, который к этому времени уже исчерпал себя, он создал первого в 19 веке полноправного конкурента итальянской и французской опере.

Время создания «Вольного стрелка» созвучно времени его действия. В 1813 году состоялась «Битва народов» под Лейпцигом, положив конец наполеоновскому господству в Австрии и Пруссии. События оперы разворачиваются сразу после Тридцатилетней войны. Послевоенный период символизирует надежды людей на спокойную, счастливую жизнь. Но это же время полно сомнений и тягостных переживаний о потерях и поисках своего предназначения в новом мире.

Все эти мотивы нашли свое место в «Вольном стрелке»: предательство Каспара, рефлексия Макса, мирная жизнь простых людей на своей земле среди родных лесов, в глубине которых, подчас, таится неизвестное.

Опера стала настоящим откровением со дня ее премьеры 18 июня 1821 года в Берлине. В первый же сезон «Вольного стрелка» поставило множество театров Германии и Австро-Венгрии: Вена, Лейпциг, Прага, Карлсруэ; а также Датская королевская опера. В 1824 стартовали сразу четыре постановки в Лондоне и в парижском театре Одеон.

В 1841 году за «Вольного стрелка» взялся сам Гектор Берлиоз. Он готовил постановку оперы для Гранд-Опера на французском языке. «Офранцуживанию» должен был способствовать также и новый балет, включенный в третий акт. Музыку для него Берлиоз взял, разумеется, у Вебера, оркестровав его фортепианную пьесу «Приглашение к танцу». Объективно, это не пошло опере на пользу, и вставной номер выглядел чужеродно и нелепо. В 1823 году опера прозвучала в Санкт-Петербурге. В 1901 вышла постановка в Мариинском театре с Иваном Ершовым в партии Макса.

 

«Вольный стрелок» на видео

  • Фильм «Невеста охотника», 2010. В главных партиях – М. Кёниг (Макс), Д. Банс (Агата), М. Волле (Каспар).
  • Постановка оперы Цюриха, 1999. В главных партиях – П. Сейфферт, И. Нильсен, М. Сальминен.
  • Постановка фестиваля в Людвигсбурге, 1988. В главных партиях – У. Хельман, Н. Джонсон, Т. Мор.
  • Постановка Гамбургской государственной оперы, 1968. В главных партиях – Э. Козуб, А. Саундерс, Г. Фрик.

 

После того как за дело принялись музыковеды, «Вольный стрелок» претерпел множество толкований. Одни считали, что это опера про мистику, другие – что про силу природы, третьи видели в Вебере приемника оперы Французской революции, четвертые – мастера использования народной песни в духе Гайдна и Бетховена. Независимо от этих соображений, «Вольный стрелок» остается самой романтической оперой всего немецкоязычного репертуара.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Карл Мария фон Вебер «Вольный стрелок»