П.И. Чайковский опера «Чародейка»
«Русская Кармен» - так современники великого Чайковского называли его оперу «Чародейка». Это потрясающее произведение выдающегося маэстро, которому, несмотря на его обворожительную музыку, была уготована сложная судьба. Петр Ильич Чайковский сочинял эту оперу с большим увлечением, вложил в неё свою душу и умения, которых к тому времени было предостаточно. Он считал «Чародейку» величайшей своей удачей и называл лучшим произведением для музыкального театра, но, к сожалению, ни публика, ни критика по достоинству её не оценили, что весьма расстраивало композитора. Однако время всё расставило по своим местам, и в нынешнее время опера причисляется к вершинным созданиям гениального Чайковского.
Краткое содержание оперы Чайковского «Чародейка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Князь Курляев Никита Данилович | баритон | наместник великого князя в Нижнем Новгороде |
Княгиня Евпраксия Романовна | меццо-сопрано | жена наместника |
Княжич Юрий | тенор | сын наместника |
Мамыров | бас | дьяк |
Настасья | сопрано | молодая вдова, прозванная Кумой и Чародейкой, хозяйка постоялого двора у переправы |
Ненила | меццо-сопрано | сестра Мамырова, постельница Евпраксии Романовны |
Журан Иван | бас | ловчий князя |
Фока | баритон | дядя Настасьи |
Полина | сопрано | подружка Настасьи |
Кудьма | баритон | чёрный колдун |
Краткое содержание оперы «Чародейка»
События оперы происходят в конце XV века в окрестностях Нижнего Новгорода.
Постоялый двор около переправы через реку Оку, на другом берегу которой расположился город Нижний Новгород. Хозяйка заезжего дома – молодая вдова, красавица Настасья, добрыми людьми называемая Кумой, а злыми языками – чародейкой, всегда приветливо встречает своих гостей. Люди разных чинов и званий частенько заглядывают к ней, чтобы развеять скуку, весело попировать и вдоволь испить зелена вина. Однако поборникам строгих порядков такое разгулье не по душе: они ненавидят Настасью и распространяют слухи, что она знается с нечистой силой.
Как-то мимо постоялого двора проплывала лодка, в которой с охоты возвращался сын князя Курляева – молодой княжич Юрий. Молва о благородстве и привлекательности юноши достигшая Настасьи, вызывала у неё большой интерес, однако Юрий, сторонясь бойкого места и его хозяйки – чародейки, вновь проплыл мимо. Лишь только все проводили взглядом уплывающую лодку княжича, как пришло известие о прибытии новгородского наместника - князя Курляева. Все знали, что разгневанный наместник, подстрекаемый дьяком Мамыровым, давно хотел разогнать «бесовское гнездо». Гости в смятении, так как знакомы с жестокостью и своенравием князя. Спокойна лишь Настасья. Когда Курляев прибыл со своей свитой, она своим обаянием и разумной речью так очаровала князя, что он не только сменил гнев на милость, но и, выпив чашу поднесённого ему вина, снял с руки перстень и одарил им красавицу хозяйку.
Захмелевший наместник уже сам не прочь повеселиться, и прибывшие с ним скоморохи пускаются в задорный пляс, к которому не по своей воле, а по приказу князя присоединяется дьяк Мамыров.
Спустя некоторое время в княжеском саду в кручине на крылечке сидит жена наместника - Евпраксия Романовна. С недавних пор князь не обращает на неё никакого внимания, покидает дом и уезжает за Оку на постоялый двор к Куме. Этой ситуацией решил воспользоваться дьяк Мамыров, обиженный на князя и Куму за принесённую ему обиду. Он убеждает княгиню, что Настасья приворожила князя колдовскими чарами. Оставшись одна, униженная женщина поклялась отомстить сопернице. В плохом расположении духа в саду появляется князь, все мысли которого только о полюбившейся ему Настасье. Упрёки жены в измене его ещё больше раздражают. Разгневанные друг на друга супруги уходят, а в сад врывается разъярённый народ. Толпа преследует прислужников князя, которые обнаглев, белым днём ограбили торгующих людей. Явившийся на шум, дьяк Мамыров выступил в защиту воров и приказал стражникам схватить бунтовщиков. Услышавший крик, сын князя Юрий разбирается в конфликте, упрекает дьяка в самоуправстве, успокаивает народ и призывает его разойтись. В сад возвращается княгиня. Узнав, что князь вновь отправился за Оку, она рассказывает сыну о своей разлучнице. Негодующий княжич обещает матери убить Чародейку.
Вечер. Князь вновь прибыл с визитом к Куме. Он обещает ей бесчисленные богатства в обмен на её чувства. Однако молодая женщина неумолима и заявляет, что лучше лишит себя жизни, чем покорится нелюбимому. Князь в бешенстве удаляется, но приходят друзья Кумы и предупреждают её о другой опасности. Теперь нужно остерегаться княжича, пообещавшего убить молодую вдову. Однако Настасья не боится, так как не дорожит своей жизнью, которая теперь ей совсем не мила. Погасив свет и не закрыв дверь, женщина хочет лечь на кровать. В комнату бесшумно входит Юрий. Подойдя к ложу женщины с приготовленным для убийства кинжалом, он столбенеет. Красота Чародейки поразила княжича. Сердца молодых людей потянулись друг к другу. Настасья тут же поведала возлюбленному, что не виновата и на притязания князя она всегда отвечала отказом.
В лесу на берегу Оки Юрий поджидает Настасью: влюбленные собрались вместе бежать в далёкие края, так как князь и княгиня за непокорность изгнали сына из родного дома. В тот же лес, переодевшись странницей, приходит Евпраксия. Взяв у чёрного колдуна смертельного зелья, она хочет отравить «ведьму», разрушившую её семейное счастье. Пока Юрий на время отлучился, княгиня встретила Настасью и обманом напоила её отравленной водой. Когда вернулся княжич, а Насте стало плохо, княгиня призналась, что это она опоила Чародейку отравой. Настасья умирает на руках Юрия, который называет свою мать убийцей и проклинает её. Тело молодой вдовы подоспевшие княжеские слуги по приказу хозяйки бросают в воду. В лесу появляется преследовавший сына князь, он не верит словам Юрия, что Настя мертва и в неистовстве убивает княжича. От случившегося все присутствующие застыли в оцепенении. Надвигается буря с сильной грозой. Обезумевший от горя князь умирает.
Продолжительность спектакля |
|||
I Акт |
II Акт |
III Акт |
IV Акт |
48 мин |
43 мин |
40 мин |
29 мин |
Фото
Интересные факты
- Имя Петра Ильича Чайковского было настолько популярно у публики, что дирекция Мариинского театра вставила оперу «Чародейка» в репертуарный план ещё до того как композитор поставил последнюю точку в партитуре этого произведения.
- Первой исполнительницей роли Настасьи была солистка Мариинского театра Эмилия Павловская. Певица сразу невзлюбила либретто и свою героиню, о чём постоянно говорила Петру Ильичу.
- Одной из причин, по которой оперные театры не любят ставить «Чародейку» - это трудность вокальных партий, которые требуют сильных голосов с обширным диапазоном.
- Ипполит Шпажинский – автор трагедии «Чародейка», был довольно известным драматургом, чьи пьесы с успехом ставились на сценах российских театров. «Чародейка» была написана Шпажинским в 1884 году и в том же году поставлена на сцене. Впоследствии пьеса была переведена на немецкий, французский и чешский языки.
- В неудачах оперы Петра Ильича Чайковского «Чародейка» все привыкли винить не совсем удачное либретто Шпажинского. Однако распространению такого мнения способствовал русский советский композитор и музыковед Борис Владимирович Асафьев, который не очень жаловал драму «Чародейка».
Популярные номера
Ария Кумы «Глянуть с Нижнего» (слушать)
Ариозо Кумы «Где же ты, мой желанный» (слушать)
Ариозо Юрия «Милее мне всего на свете»
Дуэт «Когда ты гнев в душе моей, поведав все, смирила»
История создания оперы «Чародейка»
К середине восьмидесятых годов Пётр Ильич Чайковский слыл композитором, купавшимся в лучах мировой славы. Он совершал многократные концертные поездки за рубеж, устанавливая там дружеские связи со знаменитыми европейскими музыкантами, а по возвращении в Россию помимо композиторского творчества активно занимался музыкально-общественной деятельностью. К тому времени из-под пера композитора вышло большое количество сочинений различного жанра, среди которых произведения оперного жанра занимали особое место. Будучи уже автором «Опричника», «Воеводы», «Ундины», «Черевичек», «Евгения Онегина», «Орлеанской девы» и «Мазепы», он постоянно подыскивал интересные сюжеты для своих новых опер. Так, в 1884 году брат Петра Ильича – драматург и либреттист Модест, обратил внимание композитора на вновь вышедшую пьесу Ипполита Шпажинского «Чародейка», которая с успехом прошла в Малом и Александрийском театрах. Драматург обычно строил свои произведения на темы семейных отношений, но в этом произведении Чайковский, когда прочитал пьесу, увидел возможность создать реалистическую народно-бытовую трагедию.
Его внимание, прежде всего, привлекла сила страстей, заложенная в драме, и особенно та сцена, в которой у княжича Юрия, впервые увидевшему Чародейку, вспыхивает страстное чувство. Загоревшись идеей создания оперы по произведению Шпажинского, Пётр Ильич в январе 1885 года обратился к драматургу с просьбой о написании либретто. Ипполит Васильевич согласился, несмотря на то, что композитор сразу его предупредил о значительной переработке текста. В конечном результате либретто оперы изрядно стало отличаться от первоисточника. Были сокращены не только диалоги, но и целые сцены, удалены некоторые второстепенные персонажи. В итоге число актов уменьшилось до четырёх вместо бывших пяти. Однако были внесены и другие изменения. Массовой стала картина столкновения горожан с княжескими прислужниками, а также по просьбе композитора Шпажинский ввёл колоритный персонаж чёрного колдуна Кудьмы.
В феврале 1885 года Пётр Ильич поселился в усадьбе Майданово, живописном месте, располагавшемся в окрестностях города Клина. В марте он закончил там оперу «Черевички», а затем после возвращения из Швейцарии дописывал симфонию «Манфред». К работе над «Чародейкой» Чайковский приступил только в сентябре, и шла она очень тяжело. Затруднения были вызваны не слишком удачным либретто Шпажинского. В результате сочинение оперы растянулось на два года. Ни одно из ранее созданных композитором произведений данного жанра не писались так долго, да и ни одно из них не подвергалось стольким переделкам. Завершив партитуру в мае 1887 года, Пётр Ильич до самой премьеры, состоявшейся в октябре 1887 года в Мариинском театре, делал корректировки музыкального материала. Премьерное исполнение «Чародейки», которым дирижировал сам автор, особого восторга у публики не вызвало, и затем после 12 представлений опера была вовсе удалена из репертуарного плана театра. Этот неуспех своего произведения композитор воспринял очень тяжело.
Постановки
Уже премьерные спектакли «Чародейки», четырьмя из которых дирижировал сам Пётр Ильич, показали, что, несмотря на великолепный состав исполнителей и прекрасное исполнение хора и оркестра, публика восприняла оперу без особого восторга. Уже на пятом представлении зал был полупустой, а после седьмого спектакля оперу вовсе сняли с репертуара. Московской постановке «Чародейки» повезло ещё меньше. Наспех отрепетированная и соответственно плохо исполненная, в феврале 1890 года в Большом театре она выдержала всего одно представление. Следующая постановка в Москве была отмечена в 1916 году.
Предание о том, что «Чародейка» самая неудачная опера Петра Ильича было развеяно в 1941 году, когда в ленинградском Кировском театре она была поставлена по переделанному либретто. Автором нового текста стал русский советский поэт Сергей Митрофанович Городецкий.
В том же году опера впервые была поставлена в Горьковском театре оперы и балета, а в 1954 году - в оперном театре Алматы.
В 1958 году «Чародейка» вновь заставила о себе говорить. Её поставили, используя либретто Городецкого, выдающийся режиссёр Леонид Баратов и начинающий дирижёр, тридцатилетний Евгений Светланов. Спектакль был отмечен хорошими отзывами и впоследствии в репертуаре Большого театра продержался до 1965 года (всего 49 спектаклей).
В двадцать первом веке про «Чародейку» вспомнили снова. В 2003 году Мариинский театр в третий раз обратился к опере Петра Ильича, находящейся в тени других его произведений этого жанра. Постановку осуществляли английский режиссёр Дэвид Паунтни, а также музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев. Премьера состоялась в июне 2003 года, но перед тем спектакль был показан в португальском Национальном оперном театре Сан-Карлуш в Лиссабоне в феврале того же года.
В 2012 году «Чародейка» триумфально покорила сцену Большого театра, а виновниками успешного возвращения оперы Чайковского стали дирижёр Александр Лазарев и художник Валерий Левенталь. Тонкая и вдумчивая режиссура Александра Тителя с великолепной музыкой Чайковского стали основой для впечатляющего музыкального спектакля.
В 2014 году состоялась ещё одна примечательная постановка «Чародейки». Венский Театр-ан-дер-Вин открыл этим произведением новый театральный сезон. Следует заметить, что этот театр часто практикует постановки малоизвестных спектаклей, к которым за рубежом относится «Чародейка».
«Чародейка» - эта опера, несмотря на то, что сам Чайковский считал её одним из лучших своих творений, так не вошла в число репертуарных спектаклей и очень редко ставится на сценах музыкальных театров. Композитор до последних дней считал, что оперу не поняли и не оценили по достоинству, и вопреки сценической неудаче в «Чародейке» он не разочаровался.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Петр Ильич Чайковский «Чародейка»