Р. Леонкавалло опера «Паяцы»
«Паяцы» - опера, настолько полно выразившая все идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. Но главное достижение «Паяцев» лежит не сфере искусствоведческих теорий, а в музыке: ариозо Канио не только является ее эмоциональным центром, но и одной из самых известных в мире мелодий.
Краткое содержание оперы Леонкавалло «Паяцы» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Канио (Паяц) | тенор | владелец передвижного театра |
Недда (Коломбина) | сопрано | его жена, молодая девушка |
Тонио (Таддео) | баритон | артист театра, влюблен в Недду |
Беппо (Арлекин) | тенор | артист театра |
Сильвио | баритон | возлюбленный Недды |
Краткое содержание оперы «Паяцы»
Перед закрытым занавесом появляется Тонио. Он рассказывает об основной теме драмы, которая развернется перед зрительскими глазами: под маской своего персонажа актеры вынуждены прятать свои истинные чувства.
В итальянскую деревню приезжает передвижной театр, и Канио зазывает местных жителей на вечернее представление. Крестьяне охотно соглашаются и приглашают труппу посетить таверну. Канио и Беппо идут с ними, а Тонио, отказавшись от приглашения, остается, чтобы тайно наблюдать за Неддой.
Недда в одиночестве мечтает о любви и ждет встречи с Сильвио, который живет в этой деревне. Тонио объясняется в любви Недде, но та смеется над ним и осаждает его хлыстом. Тонио клянется отомстить. Тем временем к Недде приходит Сильвио, он просит девушку бросить мужа и бежать с ним. Неожиданно возвращается Канио, которого позвал Тонио. Сильвио успевает скрыться, но ревнивец требует, чтобы Недда назвала имя любовника. Только Беппо спасает ее от удара ножа. Однако пора готовиться к спектаклю…
Вечер. Начинается представление, на которое приходит и Сильвио. Сюжет спектакля напоминает о реальной драме в жизни комедиантов: Таддео влюблен в Коломбину, у которой роман с Арлекином. Свидание любовников прерывает Паяц. Прощальные слова Коломбины, адресованные Арлекину, напоминают Канио о реальных событиях в его жизни. Ревность застилает разум, и он убивает Недду, а затем и Сильвио, бросившегося на помощь возлюбленной.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
45 мин. | 25 мин. |
Интересные факты
- В оригинальной партитуре оперы композитор оставил множество пометок для исполнителей. Тито Гобби писал, что они точны и очень полезны, несмотря даже на наличие «крепких выражений».
- «Паяцы» - короткая семидесятиминутная опера, разделенная при этом на два акта и пролог. Пролог считается манифестом веризма, первый акт повествует о реальных событиях, а второй отдан театральной постановке комедиантов.
- Леонкавалло мастерски соединил в своем произведении новаторские идеи веризма с традиционной итальянской комедией дель арте, персонажами которой являются Коломбина, Арлекин и Пьеро (он же Паяц). После премьеры оперы в России образы комедии дель арте стали популярны и в русском искусстве начала 20 века.
- Беппо – единственный персонаж оперы, которого не раздирает любовная страсть.
- В 1907 году «Паяцы» стали первой итальянской оперой, которая была полностью записана на грампластинку. Ариозо Канио «Vesti la giubba» в исполнении Энрико Карузо было записано тремя годами ранее и впервые в истории разошлось миллионным тиражом. Тогда же певец записал и песню «Утренняя», которую Леонкавалло создал специально для него.
- Сразу два драматурга, испанец Мануэль Тамао-и-Баус и француз Катюль Мендес, обвинили композитора в плагиате сюжета. Мендес даже подал на него в суд. Леонкавалло пришлось выступить со статьей в газете Фигаро, где он объяснил обстоятельства появления своего либретто.
- Леонкавалло написал еще 9 опер и 9 оперетт, многие имели успех при жизни композитора, но с течением времени ни одна не стала столь же популярной, как «Паяцы». Это произведение позволило своему автору и в наши дни входить в двадцатку самых исполняемых оперных композиторов мира.
- Либретто всех своих опер и оперетт композитор написал сам. Его наследие также включает в себя пьесы для фортепиано, песни, хоровые и симфонические произведения.
- В конце 1880-х годов Леонкавалло знакомится с Джулио Рикорди, крупнейшим нотным издателем Милана, имевшим эксклюзивные права на печать партитур Верди. Рикорди заказывает музыканту оперу. В 1888 году Леонкавалло показывает издателю ноты оперы «Медичи», но последний остался недоволен этой работой. Тогда композитор заключает контракт с главным конкурентом Рикорди – Сонцоньо. И менее чем через год пишет «Паяцев», издание которых принесло внушительный доход. Его стараниями «Медичи» все же были поставлены в Милане в 1893 году.
- Композитор начал учиться музыке в 8 лет, а в 16 уже закончил Неаполитанскую консерваторию.
- На рубеже 19 и 20 веков Леонкавалло считали главным соперником Пуччини. Это нашло свое воплощение и в том, что оба композитора написали оперы «Богема» на сюжет А.Мюрже.
- Афоризм Бернарда Шоу о том, что все оперные либретто сводятся к одному: «Тенор хочет переспать с сопрано, но им мешает баритон», к «Паяцам» абсолютно неприменим. Здесь теноровая партия отдана ревнивому мужу, а баритоном поет любовник.
- Финальная фраза «Комедия окончена!», которую по традиции произносит Канио, на самом деле не соответствует замыслу Леонкавалло. Автор предполагал, что опера закончится так же, как и началась – обращением Тонио к публике.
- Несмотря на то, что сюжеты опер Рихарда Вагнера далеки от принципов веризма, работы немецкого композитора произвели на молодого Леонкавалло невероятное впечатление. Их влияние заметно как в его первой опере «Чаттертон», так и в «Паяцах». Любовный дуэт Недды и Сильвио перекликается со вторым актом «Тристана и Изольды». Его кульминация напоминает «Ночной гимн любви» вагнеровского произведения. Даже текст имеет такое же значение: «Все забудем!». Принцип построения музыкальной канвы также основан на вагнеровских идеях: опера не делится на отдельные арии, музыка льется сплошным потоком, оркестр является не аккомпаниатором, а солистом. Вокальные партии предельно лишены фиоритур и украшательств. Музыка здесь существует для передачи эмоций, а не для красоты.
- Опера Леонкавалло «Цыгане» (1912) основана на сюжете одноименной поэмы А.С. Пушкина.
- Композитор много работал с Карузо в качестве пианиста-концертмейстера. Певец, в свою очередь, отмечал, что Канио является его любимой партией.
- Мариинский театр и сегодня имеет в репертуаре «Паяцев». Опера исполняется самостоятельно, без привязки к «Сельской чести».
- Мнение композиторов – современников Леонкавалло – о «Паяцах» разделились. Н.А. Римскому-Корсакову опера не понравилась, он назвал ее автора «музыкальным карьеристом», а музыку «надувательской». К числу критиков творчества композитора принадлежал также и К. Дебюсси. П.И. Чайковский, напротив, положительно отзывался о творчестве веристов, отмечая красоту и пластичность музыки. А писатель Дж. Голсуорси ставил «Паяцев» даже выше опер Пуччини, ценя гармоничное соответствие сюжета и музыки.
Что делает «Паяцев» веристской оперой?
- Сюжет. Веристские произведения изобилуют драмами о любви и страстях, изменах и ревности с криминальной кровавой развязкой. Веристы ставили своей целью показать жизнь такой, как она есть, со всей ее изнанкой.
- Место и время действия. Небольшая деревня Монтальто на юге Италии, точная дата – 15 августа 1865 года.
- Персонажи. Эмоциональные и импульсивные, их поступки преобладают над размышлениями.
- Музыкальные приемы. Тесситурно сложные партии с форсированием верхнего регистра, использование непевческих выразительных средств (криков, рыданий), мощный оркестровый финал с главным лейтмотивом оперы.
История создания и постановок
История «Паяцев» начинается с другой оперы – «Сельской чести» Пьетро Масканьи. Она увидела сцену в 1890 году и открыла в оперном театре направление веризма. 34-летний Руджеро Леонкавалло уже имел за плечами дипломы Неаполитанской консерватории по композиции и фортепиано, Болонского университета по литературе. Он объездил пол-Европы, работая пианистом в кафе и учителем музыки. Посетив «Сельскую честь», Леонкавалло настолько проникся идеей веризма, что решил написать оперу по собственному либретто. Сюжет нашелся в его детских воспоминаниях. Когда-то случай убийства из ревности на сцене во время спектакля бродячего театра рассматривался в суде, где служил отец композитора.
Работа началась в конце 1891 года. Через пять месяцев «Паяцы» была готовы и немедленно представлены публике – 21 мая 1892 года в миланском театре Даль Верме. Оркестром дирижировал Артуро Тосканини. Оперу ждал колоссальный успех, за несколько лет ее показали почти все оперные дома Европы, а партия Канио стала визитной карточкой самых блестящих вокалистов. Российская премьера состоялась 11 января 1893 года в Москве, на этом спектакле «Паяцы» звучали по-русски. Императорские сцены поставили оперу в том же году – 11 ноября Большой театр, 23 ноября – Мариинский. Со временем стало традицией давать «Сельскую честь» и «Паяцев» в один вечер. На оперном сленге такие спектакли называются Кав-Паг (от итальянских «Cavalleria rusticana» и «Pagliacci»).
Музыка «Паяцев» в кинофильмах
Ариозо Канио «Vesti la giubba» и его мелодия были использованы в качестве саундтрека к сотне фильмов, например:
- Маргарита (2015)
- Сапожник (2014)
- Римские приключения (2012)
- Утомленные солнцем (1994)
Сюжет «Паяцев» сам по себе весьма эффектен и кинематографичен. Самой известной экранизацией оперы является фильм 1982 года. В постановке Франко Дзеффирелли приняли участие выдающиеся исполнители – Пласидо Доминго, Тереза Стратас, Хуан Понс.
Среди других отметим:
- Фильм 1968 года с Джоном Викерсом, Райной Кабаиванска, Питером Глоссопом. Постановка Ла Скала, дирижер – Герберт фон Караян.
- Фильм 1954 года с Франко Корелли, Мафальдой Микелуцци и Титто Гобби.
- Фильм 1948 года с Тито Гобби, Джиной Лоллобриджидой (поет Онелия Финески), Афро Поли (поет Гальяно Мазини).
Для того чтобы войти в число великих опер и остаться в истории, «Паяцам» не потребовались ни сложный сюжет, ни внушительный объем, ни долгие арии. Опера имеет гораздо более счастливую судьбу, нежели ее создатель, надежды которого повторить ее успех так и не оправдались. Только однажды Руджеро Леонкавалло посетило вдохновение написать произведение со столь оригинальной идеей, эмоциональной открытостью музыки, яркой театральностью, которые уже более века способствуют исключительному успеху его творения.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Руджеро Леонкавалло «Паяцы»