К. Сен-Санс опера «Самсон и Далила»

 

Самсон и Далила

Камиль Сен-Санс – автор 13 опер, отдельные из которых с успехом ставились на европейских сценах, обретая как мгновенную популярность, так и столь же стремительное забвение. Самой жизнеспособной оказалась его третья опера, «Самсон и Далила». Но, как это часто бывает, именно ей потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе.

Краткое содержание оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Самсон

тенор

иудейский герой

Далила

меццо-сопрано

филистимлянка

Верховный жрец Дагона

баритон

филистимлянский священник

Абимелех

баритон

газский сатрап

 

 

 

Краткое содержание «Самсона и Далилы»

опера Самсон и Далила

Палестина, город Газа, библейские времена.

Филистимляне поработили иудеев. Самсон призывает соотечественников к сопротивлению. Появляется жестокий правитель Абимелех, он издевается над иудеями, среди которых растет негодование. Начинается конфликт, в ходе него Самсон убивает Абимелеха. Иудеи восстают. Верховный жрец Дагона пытается воззвать к филистимлянам, но те потеряли боевой дух, глядя на мощного и сильного Самсона. Они забирают тело сатрапа и бегут.

Иудейские старейшины благодарят бога за удачный исход. Появляются филистимлянки, среди которых – Далила. Она восхищается Самсоном, тот понимает, что чары девушки сильнее его воли.

Далила ночью ждет Самсона, но думает только о мести, её не интересует даже вознаграждение, предлагаемое Верховным жрецом. Когда приходит Самсон, Далила признаётся ему в любви и выведывает главную тайну – его невероятная сила заключена в волосах. Пока Самсон спит, Далила обрезает его волосы, а затем зовет филистимлян, которые его схватывают.

Ослеплённый Самсон томится в тюрьме. Его гнетёт, что иудеи вновь оказались под вражеским игом. Самсона приводят в храм Дагона, где филистимляне, в их числе и Далила, высмеивают его. В ярости он просит Бога вернуть ему силу. Почувствовав, что молитва услышана, он разрушает храм, погребя под обломками врагов и себя самого. 

 

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
45 мин. 50 мин. 35 мин.


Фото

Сен-Санс Самсон и Далила опера Самсон и Далила краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • Восточная музыка, которая пронизывает оперу, родилась под влиянием алжирской культуры. Из-за слабых легких композитор многие зимы проводил на востоке – в Алжире и Египте.
  • «Самсон и Далила» - один из лучших образцов французской оперы на восточную тему, наравне с «Искателями жемчуга» Ж. Бизе и «Лакме» Л. Делиба.

Бизе опера «Искатели жемчуга»

  • «Mon coeur s’ouvre a ta voix», которую принято считать третьей арией Далилы, на самом деле является дуэтом, и слова, которые певицы в концертах поют как «Samson, je t’aime», на самом деле принадлежат Самсону, поющему: «Dalila, je t’aime».
  • Партия Самсона – одна из «визитных карточек» Пласидо Доминго.
  • Первая аудиозапись оперы была сделана еще в 1904 году.
  • Среди других известных произведений на этот сюжет – оратория Генделя «Самсон» и опера Рамо «Самсон».
  • Музыка оперы чрезвычайно популярна в программах фигурного катания. Так, её использовали: олимпийская чемпионка 2018 года Алина Загитова (сезон 2016/17, короткая программа), олимпийские чемпионы 2010 года в танцах на льду М. Дэвис и Ч. Уайт (сезон 2008/09, произвольная программа), двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая (сезон 2001/02, произвольная программа), чемпионы мира 1996 года в парном катании М. Ельцова и А. Бушков (сезон 1991/92, произвольная программа).

 

 

Лучшие номера из оперы «Самсон и Далила»

«Mon coeur s’ouvre a ta voix» - третья ария Далилы

«Printemps qui commence» - первая ария Далилы

 

История создания и постановок «Самсона и Далилы»

Камиль Сен-Санс

Камиль Сен-Санс изначально хотел написать ораторию. И, несмотря на то что либреттист убедил его переработать произведение в оперу, во многом «Самсон и Далила» сохранила ораториальный стиль. Тому свидетельствуют и повествовательный характер развития сюжета, и большая доля хоровых эпизодов, и то, что многие важные события, например, арест Самсона в конце второго акта, происходят за сценой. Столь явный жанровый уклон связан с тем, что в середине 19 века Европа переживала возрождение интереса к хоровой музыке. Сен-Санс высоко ценил оратории Генделя и Мендельсона и задумал создать подобное произведение, опираясь на либретто Вольтера «Самсон», написанное для французского классика Ж.Ф. Рамо.

История оперы началась в 1867 году, либреттистом был приглашен Фердинанд Лемер, муж одной из кузин супруги композитора. Его поэмы Сен-Санс уже использовал для своих вокальных сочинений. В основе либретто был положен сюжет 16 главы библейской старозаветной «Книги Судей». Вначале композитор написал музыку ко второму акту – квинтэссенции драматических отношений главных героев, с его дивными ариями и дуэтами, затем – хоровые сцены. Второй акт был полностью исполнен на приватном любительском вечере, и отзывы, которые композитор получил от присутствующих, оказались не слишком комплементарны. Кроме того, французское общество было абсолютно не готово к появлению на сцене священных героев Библии. В довершение, разразилась война с Пруссией, и Сен-Санс отправился служить в Национальную гвардию. Вследствие этих обстоятельств работа над «Самсоном и Далилой» была приостановлена на несколько лет.

В 1872 году в Веймаре композитор встретился с Ференцем Листом, который на тот момент руководил Веймарской придворной оперой. Лист, узнав о незавершенном «Самсоне и Далиле», стал его уговаривать дописать оперу и сразу предложил постановку у себя в театре. Сен-Санс вдохновился этой идеей и вернулся к сочинению. В 1876 году партитура была готова. Сен-Санс и Полина Виардо, которой предназначалась главная партия, устраивали несколько исполнений оперы и её отрывков. На этих вечерах присутствовали, в том числе и руководители театров, но, увы, никто во Франции не взял оперу к исполнению. Тогда композитор уехал в Веймар, чтобы поставить её там. И, хотя Лист уже не был первым лицом местного театра, ему удалось договориться, чтобы «Самсон и Далила» появились в репертуаре.

Ференц Лист

Премьера состоялась 2 декабря 1877 года на немецком языке и прошла с безусловным оглушительным успехом. Партия Далилы досталась местной солистке, Августине фон Мюллер, Самсона – Францу Ференци. Несмотря на значительный резонанс в Веймаре, в первые годы своего существования опера почти нигде не звучала. В 1882 её поставили в Гамбурге. На родину, во Францию, она добралась только к 1890 году – сначала в Руан, а осенью и в Париж, где была встречена очень тепло. В следующие два года «Самсона и Далилу» показали театры Нанта, Монпелье, Бордо, Тулузы и Женевы. Наконец, 23 ноября 1892 года премьера прошла и в Парижской опере – главном музыкальном театре Франции. В этой постановке впервые был исполнен «Танец жриц», не вошедший ни в один из более ранних спектаклей. Сен-Санс посвятил эту оперу своей музе, Полине Виардо, которая к моменту парижской премьеры уже вышла из возраста исполнения партии Далилы. В то же время популярность оперы в мире стала стремительно расти. В 1890-е её поставили в Монако, США, Италии, Англии. Премьера, исполненная российской оперной труппой, состоялась 19 ноября 1896 года в Мариинском театре.

В 20 веке «Самсон и Далила» никогда надолго не выпадала из мировой афиши, а партия Далилы, наравне с Кармен, стала главнейшей в репертуаре любой меццо-сопрано. Одной из её лучших исполнительниц на рубеже 21 столетия стала солистка Мариинского театра Ольга Бородина. Сегодня в мире существуют 48 постановок этой оперы, в 2016 году новые спектакли представили Мариинский театр и Парижская опера. В сезоне 2018/2019 «Самсона и Далилу» анонсировал Метрополитен-опера.

 

«Самсон и Далила» на видео

Познакомиться с постановками оперы в лучших мировых театрах можно не выходя из дома. На DVD выпущены:

  • Спектакль Метрополитен-опера с Пласидо Доминго и Ольгой Бородиной, 1998 год;
  • Спектакль Ковент-Гарден с Джоном Викерсом и Ширли Верретт, 1982 год;
  • Спектакль Оперы Сан-Франциско с Пласидо Доминго и Ширли Верретт, 1981 год.

Мелодии оперы звучат в фильмах:

  • «Солнечный удар», режиссер Н. Михалков, 2014;
  • «Мосты округа Мэдисон», режиссер К. Иствуд, 1995;
  • «Мираж», режиссер Ж-К. Гиге, 1992;
  • «Агата», режиссер М. Аптед, 1979.

 

«Самсон и Далила» - настоящая находка для театров и исполнителей. Сюжет позволяет различные трактовки, временные переносы и воплощение оригинальных режиссерских идей, а многомерность характеров персонажей – свободные актерские интерпретации мотивов их поступков. В этом причина того, что новые постановки этой красивой оперы всегда очень ожидаемы публикой.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Камиль Сен-Санс «Самсон и Далила»