Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
«Русским Парсифалем» называют «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Итогом творческих исканий, долгих лет изучения русского фольклора, размышлений о сути жизни стала эта опера для своего создателя, Н.А. Римского-Корсакова. Время её написания совпало с началом крупнейших российских потрясений 20 века, оттого главные темы приобрели пророческий и предостерегающий смысл.
Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Феврония |
сопрано |
лесная отшельница |
Гришка Кутерьма |
тенор |
нищий пьяница |
Князь Юрий Всеволодович |
бас |
правитель Великого Китежа |
Княжич Всеволод Юрьевич |
тенор |
его сын |
Фёдор Поярок |
баритон |
княжеский ловчий |
Краткое содержание «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Феврония уединённо живет в лесу. Во время охоты княжич Всеволод сбивается с пути, и девушка помогает ему найти дорогу. Всеволоду приходится по душе её доброта, он влюбляется и предлагает Февронии руку и сердце. Девушка отвечает на его чувства согласием.
В Малом Китеже народ ожидает приезда невесты княжича на свадьбу. «Лучшие люди» недовольны, что Всеволод выбрал в жёны простолюдинку. Они платят Гришке Кутерьме за то, чтобы он публично высмеял низкое происхождение Февронии, но за добрую девушку заступается народ. Внезапно на город налетают татары. Февронию и Гришку они берут в заложники. Их цель – пройти к скрытому в лесах Великому Китежу. Гришка под страхом пыток соглашается показать татарам дорогу. Феврония молится о том, чтобы господь сделал Великий Китеж невидимым.
В Великом Китеже на площади перед Успенским собором собрались все жители. Из Малого Китежа вернулся Фёдор Поярок, которого татары ослепили. Он рассказал о падении города и приближении врага, путь которому, как он слышал, указывает сама Феврония. Всеволод созывает дружины на защиту города. Народ готовится принять смерть, войска татар уже видны на горизонте. Спускается густой туман, раздается колокольный звон – Великий Китеж исчезает.
В сече при Керженце погибло все войско Всеволода, а сам он был смертельно ранен. Татары ставят лагерь на берегу озера Светлояр, напротив Великого Китежа, укрытого густым туманом. Враги привязывают Гришку к дереву и начинают делить свою добычу. Одним из трофеев является Феврония – в борьбе за обладание ею сходятся два татарских предводителя, один из которых убивает другого. Гришка просит Февронию его освободить, он признается, что сам пустил слух, будто бы это она ведёт татар на Китеж. Девушка отпускает пьяницу. Внезапно они видят, что туман над озером рассеялся, и в воде отражается Китеж – только самого города на берегу больше нет. Гришка и Феврония скрываются в лесу. Просыпаются татары, призрачный город вселяет в них ужас, они бросаются врассыпную.
Беглецы забрели в чащу леса. Кутерьма потерял рассудок, его одолевают бесы, и он убегает. Феврония обессилена, она ложится на траву и засыпает. Вдруг усталость уходит, она видит своего жениха, а вещие птицы поют ей о покое и вечной жизни. Вместе со Всеволодом они отправляются в Китеж.
Звонят колокола Успенского собора, молодую пару встречает князь Юрий. Но даже сейчас Феврония вспоминает Гришку, ей хочется, чтобы и он нашел путь в Китеж. Девушка пишет ему письмо с указанием дороги в невидимый град. Народ Китежа прославляет венчание Всеволода и Февронии.
Продолжительность спектакля | ||
I-II Акт | III Акт | IV Акт |
60 мин. | 60 мин. | 60 мин. |
Фото
Интересные факты
- Римский-Корсаков недолюбливал известного баритона Л.Г. Яковлева. После посещения его исполнений Мизгиря в «Снегурочке», Грязного в «Царской невесте» и Эгнатия в «Сервилии» композитор перестал писать в своих операх крупные баритоновые партии. Николай Андреевич знал, что руководство Мариинского театра, благоволящее к Яковлеву, отдаст их ему, а не солисту, которого предложит композитор. В «Сказании…» из основных действующих лиц баритоном поёт только Федор Поярок, ему отдана важная, но небольшая партия.
- После «Сказания» композитор долго не чувствовал в себе азарта написать что-то еще, а работа над имеющимися замыслами не складывалась. В какой-то момент он даже решил, что пора прекращать писать музыку. Несмотря на то что впоследствии был написан еще «Золотой петушок», «Сказание» стало последней оперой Римского-Корсакова, премьера которой состоялась при его жизни.
- Музыка «Сказания» наполовину состоит из молитв, в её философской основе – противостояние добра и зла, божественного и бесовского. Она утверждает важнейшие христианские ценности о прощении и милосердии. При этом сам Римский-Корсаков на протяжении всей жизни был убежденным атеистом.
- Роль Февронии в «Сказании» стала первой мировой премьерой начинающей певицы М.Н. Кузнецовой-Бенуа. Через 7 лет, в 1914, Жюль Массне специально для неё напишет свою последнюю оперу, «Клеопатра», а еще через некоторое время она станет женой его племянника А. Массне.
- Партия Февронии еще при создании «Сказания» предназначалась Н.И. Забела-Врубель - Римский-Корсаков написал специально для неё многие женские образы в своих операх. Но потрясения последних лет – смерть единственного сына-малютки и тяжелая душевная болезнь мужа – сказались на голосе выдающейся певицы. Её партией на премьере оперы стала Птица Сирин.
- В. Бельский заметил, что татарские орды в произведении имеют не столько этнографический, сколько культурный смысл – они не таковы, как были на самом деле, а таковы, какими предстали в образах песен и сказаний русского народа. Подтверждает это и то, что даже Марш Татар восходит своей мелодикой не к восточному, а к русскому фольклору.
Лучшие номера из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
«Ах ты лес, мой лес, пустыня прекрасная» - ария Февронии (слушать)
«О, слава, богатство суетное!» - монолог князя Юрия (слушать)
«Сеча при Керженце» - симфоническая картина (слушать)
История создания и постановок «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
В основе оперы лежат две несвязанные между собой легенды: о чудесном спасении святого Китежа и о муромской деве Февронии. Однако интерес к ним Н.А. Римского-Корсакова и В.И. Бельского был настолько сильным и равнозначным, что они неразрывно сплелись в идею оперного сюжета. Впервые соавторы заговорили о нем в 1890-е, во время работы над «Сказкой о царе Салтане», позже продолжали прорабатывать сюжет, и к лету 1903 года либретто было полностью готово. Несмотря на то что композитор частенько торопил либреттиста, несуетная проработка пошла только на пользу: Бельский создал один из лучших русских оперных текстов. Либретто насыщено национальными мифологическими образами и подкреплено подлинными историческими материалами. Непосредственными источниками послужили также народные былины, песни и сказания.
Во второй половине 1903 года Римский-Корсаков начал в полной мере работать над музыкой «Сказания», в этот раз он даже оркестровкой занимался не после, а по мере написания сцен. Через год, в сентябре 1904, в основном опера была закончена. В основном – потому что до весны 1905 года композитор не раз переписывал и поправлял отдельные эпизоды. Затем он готовил оперу к печати, но не спешил отдавать на рассмотрение Дирекции Императорских театров. Более того, даже когда в 1905 году её глава, В.И. Теляковский, сам предложил поставить оперу в Мариинском театре, Николай Андреевич пообещал подарить ему отпечатанный экземпляр партитуры, но заметил, что более не намерен представлять свои оперы в Дирекцию. Это была эмоциональная реакция – после скандального вечера премьеры его оперы «Кощей», который закончился с участием полиции (1905 год, революционные события, а из зала кто-то выкрикнул: «Долой самодержавие!»), произведения Римского-Корсакова были запрещены к исполнению в Санкт-Петербурге. Продолжалось это всего два месяца, но обида на власти в Николае Андреевиче еще кипела.
Тем не менее обещание он сдержал, презентовав партитуру Теляковскому. И с весны 1906 года Мариинский театр начал разучивать «Сказание». Репетиции шли долго и нервно. Некоторые идеи композитора были настолько необычными, что с коллективом театра возникали непонимание и конфликты. 7 февраля 1907 года состоялась премьера, значение которой, как и успех, трудно переоценить. Современники назвали её грандиозным культурным событием – наравне с выходом книг Л. Толстого. В партии Февронии на сцену вышла молодая певица Мария Кузнецова-Бенуа, Гришку пел выдающийся тенор Иван Ершов. В 1908 году оперу поставил Большой театр. На двух главных сценах страны «Сказание» появлялось неоднократно: 5 постановок в Мариинском театре, 6 - в Большом. В 1926 опера была впервые исполнена за границей – в барселонском Театре Лисео. В 2012 году несколько ведущих европейских оперных домов создали постановку «Сказания» в режиссуре Д. Чернякова, которая была показана в Амстердаме, Милане, Барселоне, Париже.
«Сказание…» на видео
«Сказание» несколько раз исполнялось под открытым небом, в 2004 году – в Тихвине, родном городе Н.А. Римского-Корсакова, в сентябре 2016 года - под историческими стенами Астраханского кремля. Первый спектакль был создан Мариинским театром, второй – Астраханским театром оперы и балета, оба существуют в видеоверсиях.
Также можно познакомиться с постановками:
- Нидерландской оперы, 2012, режиссер Д. Черняков, в главных партиях: С. Игнатович (Феврония), Д. Дашак (Гришка), В. Ванеев (Князь Юрий), М. Аксёнов (Княжич Всеволод);
- Театра Лирико ди Кальяри (совместная постановка с Большим театром России), 2008, режиссер Э. Някрошюс, в главных партиях: Т. Моногарова, М. Губский, М. Казаков, В. Панфилов.
Удивительная по красоте и до обидного малоисполняемая опера. Причиной тому и сложная тема, и длительность, и высокие требования к исполнительскому составу, и трудность сценического воплощения. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», как отметил режиссер его первой постановки, В.П. Шкафер, это «исключительное событие в музыкальном мире». Таковым оно является и сегодня.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»