В.А. Моцарт опера «Дон Жуан»
В основе оперы Моцарта «Дон Жуан» лежит легенда о дерзком и отважном искусителе, который с легкостью покорял женские сердца. Со времен своего возникновения этот сюжет занимал умы многих великих писателей и композиторов, которые постоянно к нему обращались. Примечательно, что менялась лишь окраска главного героя, порой он был описан, как преступный и грубый злодей, который в финале получал заслуженное наказание. Но иногда авторы выделяли совершенно другие черты Дон Жуана, его ловкость, остроумие, привлекательность и бесстрашие, с помощью которых он борется с устаревшими нормами морали.
Какой же главный герой в опере Моцарта? Сам композитор назвал произведение веселой драмой, в которой с особой изящностью переплетаются трагическое и комическое, бытовое и возвышенное. Опера полна выразительных номеров, раскрывающих истинные чувства героев, традиционных сцен с переодеваниями и даже содержит сцену рокового возмездия. А Дон Жуан предстает перед нами смелым, обаятельным и необычайно энергичным героем.
Краткое содержание оперы Моцарта «Дон Жуан» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Дон Жуан | баритон | распутный молодой дворянин |
Дон Педро | бас | командор, глава Севильи |
Донна Анна | сопрано | дочка Дона Педро, помолвлена с Доном Оттавио |
Дон Отавио | тенор | жених Донны Анны |
Донна Эльвира | сопрано | дворянка из города Бургос |
Лепорелло | бас | слуга Дона Жуана, ведет журнал с похождениями хозяина |
Мазетто | бас | фермер |
Церлина | сопрано | невеста Мазетто |
Краткое содержание «Дон Жуана»
Дон Жуан пытается соблазнить Анну, очередную красотку, переодевшись ее женихом доном Оттавио. Отец обманутой донны – Командор, вызывает на дуэль обидчика, но терпит поражение. Это все не останавливает Дон-Жуана, который отправляется дальше на поиски приключений. Теперь его заинтересовала молодая невеста Церлина, и герой пытается увести ее прямо из под носа жениха Мазетто. Несмотря на всю хитрость и ловкость, он остается ни с чем, ведь девушка непреклонна и остается верна своему суженному.
А вот самого Дон-Жуана ждет неприятный сюрприз, обманутая донна Эльвира, а также донна Анна с женихом хотят отомстить соблазнителю и пытаются схватить его. Но и с этими неприятностями главный герой справляется с завидной ловкостью. Чтобы доказать свое бесстрашие, он приглашает на ужин статую убитого им Командора. В разгар трапезы появляется приглашенный гость и увлекает Дон-Жуана, отказавшегося покаяться, под землю. Заканчивается опера торжеством мстителей, радующимся что злодей все же понес наказание.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
90 мин. | 85 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Интересно, что многие деятели искусства считали это произведение величайшим творением в истории музыки. Однако другой венский классик Л. Бетховен выделял все же «Волшебную флейту», так как считал сюжет «Дон-Жуана» аморальным.
- Опера была написана за достаточно короткие сроки, так заказ был получен в мае 1787 года, в октябре этого же года прошла премьера. Увертюра же написана была и вовсе накануне представления.
- Нередко можно встретить легенду, что во время написания оперы композитор и либреттист встречались в Праге с Казановой, чтобы получить консультацию, однако этот факт не подтвержден документально.
- Либреттист Лоренцо да Понте в своем сценарии для оперы решил вписать два своих любимых итальянских продукта: вино Марзимино и сыр Джиунката.
- Всем известное название оперы «Дон Жуан» - первоначально было не таким. Первоначально произведение называлось "Наказанный распутник, или Дон Жуан".
- В своих дневниках Лоренцо да Понте вспоминал интересную ситуацию, которая его вдохновляла во время сочинения либретто к опере. Он писал, что работал за письменным столом около двенадцати часов подряд. Лоренцо был окружен токайским вином, чернильницей и портсигаром. В то время в его доме жила мать с очаровательной дочерью шестнадцати лет, помогающая в бытовых вопросах. Он сожалел, что не мог относиться к ней, как к дочери. Каждый раз после того, как Лоренцо пользовался колокольчиком (по его словам, делал он это часто, особенно, когда муза покидала его), в его комнате появлялась эта девушка. Она приходила либо с бисквитом, либо с чашечкой кофе, либо просто появлялась без всего. Лоренцо писал, что у нее было милое лицо, она была всегда живая, всегда улыбалась, а главное, делала все именно так, как нужно было писателю: после таких "встреч" его вдохновение приобретало новую силу, и находились великолепные решения. Этот отрывок из дневника показывает, что сам Да Понте был легкомысленным и любвеобильным мужчиной, как Дон Жуан.
- Лоренцо да Понте написал либретто меньше, чем за месяц.
- Зафиксирован случай, как Моцарт, недовольный работой оперной дивы, исполняющей партию Церлины, во время репетиции лично вышел на сцену. Ему не нравилась реакция актрисы на предложение Дон Жуана во время бала, которое было довольно откровенным, и даже непристойным. Автор поднялся на сцену, подошел к певице и что-то прошептал ей на ухо, а затем шлепнул по попе. Ответ не заставил себя долго ждать: ошарашенная актриса пнула композитора. Тогда, удовлетворенный поступком дивы, маэстро сказал, что именно такую реакцию он и ожидал, потому что она натуральная и настоящая, а не то что до этого изображала певица.
- Удивительно, что премьера оперы была удачной и вызвала положительные впечатления у публики. У многих певцов не были выучены партии, так как композитор дописывал их в последние дни, и артисты получили ноты прямо перед началом выступления.
Популярные арии
Ария Лепорелло "Madamina, il catalogo e questo" - слушать
Ария Дона Жуана "Fin ch’han dal vino" - слушать
Ария Донны Анны "Ah No, Mio Bene! ... Non Mi Dir" - слушать
Дуэттино Дона Жуана и Церлины "La ci darem la mano" - слушать
Музыка
Dramma giocosa - такое определение дал своей опере автор. Веселой драмой, или, существует еще перевод, трагикомедией - получился «Дон Жуан». Данное определение в полной мере раскрывает суть и всю картину произведения: сплетение трагического и комического, возвышенного и бытового. Эти моменты, показывают музыкальное сочинение жизненным и правдивым. До Моцарта, еще никто не сочинял подобных комических опер, с таким необычайным накалом страстей.
Композитор великолепно олицетворяет героев с помощью музыкально-психологических характеристик, которыми он владел в совершенстве. Каждая ария яркая и выразительная, с определенным чувством. Отношения между героями охарактеризованы музыкально тонко, а раскрытие этих взаимоотношений наблюдается в череде ансамблей. «Дон Жуан» очень серьезно продуман драматургически, так как основное построение действий идет от сопоставления противоположных начал, например: Дон Жуан и Командор, где в первом бурлящая жизнь, а во втором смертный холод.
Моцартовский образ Дон Жуана непрост и многогранен. Несмотря на то, что музыкальный гений развратника "убивает", он все равно его старается облагородить. Так, мы видим Дон Жуана отважным, обаятельным, в котором течет беспредельная жизненная энергия. Другие оперные герои: Лепорелло - товарищ, который всегда вместе со своим хозяином, то восхищается им, то не одобряет его действия, замечательные донны: Анна, Эльвира, Церлина и другие - в драме они подчиняются вышестоящим людям. Все действия, мысли, чувства, желания этих персонажей тесно сплетены с поступками главная героя развратника.
Психологическая музыкальная драма состоит из 2-ух действий, в конце каждого большая финальная сцена. В произведение постоянная смена вокально-музыкальных сцен на речитативы, низкие мужские голоса - в преимуществе, множество картин с переодеваниями и потасовками.
История создания «Дон Жуана»
Может показаться, что в основе сюжета исторические данные, с реальным персонажем. Но на самом деле Дон Жуан - это легенда. Средневековый, испанский миф о бесстрашном мужчине, который был дерзок, ловок, вечно искал приключения и любил соблазнять дам. Эта небылица была очень известна в странах Европы.
Премьера оперы В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро" с триумфом прошла в Пражском театре. После успешного показа "Свадьбы", театр заказал у композитора новое музыкально-вокальное произведение (инициатором и спонсором был предприниматель Паскуаль Бондини). Моцарт сам выбрал историю о Дон Жуане для новой оперы. Всего 6 месяцев гений сочинял музыку. Приступив к работе в мае 1787 года, уже в конце октября спектакль был готов к премьере. Интересно, что постановка в Вене (май 1788 г.) состоялась с некоторыми музыкальными изменениями автора.
Лоренцо да Понте - либреттист, который занимался текстом для музыкального произведения Моцарта. Либретто классическое: итальянский язык, выдержанный комедийный план. Но Вольфганг Амадей своей музыкой вышел за границы комедии. Им была создана замечательная, глубокая опера: страстная, сталкивающая острые характеры.
Для Моцарта и да Понте работа над оперой не была тягостной, наоборот, она была легкой. Композитор считал, что премьеры оперы прошла с таким огромным успехом, что больше уже некуда.
Постановки
29 октября 1787 года Прага и ее жители увидели премьеру спектакля «Дон Жуан». Первоначально планировалось показать оперу на 15 дней раньше, но исполнительский состав не успел доучить свои партии, да и сам композитор не дописал некоторые ноты, поэтому ему пришлось работать чуть ли не в последнюю ночь перед премьерой, а сами певцы увидели свои партии перед началом спектакля. Даже с учетом всех этих недочетов и казусов, опера получила громаднейший успех.
Вторую постановку увидела Вена 7 мая 1788 года, в дополненном варианте. К тому времени Моцарт дописал несколько номеров, а некоторые убрал из партитуры. В конце музыкальной драмы Дон Жуан умирал.
Премьера в России состоялась 21 апреля 1828 года. Первый город, который поставил эту оперу был Санкт-Петербург (Большой театр). А.К. Шеллер перевел текст с оригинала на русский, А. Каноппи занимался декорациями. Василию Самойлову, Сергею Байкову, Александру Иванову, Марии Шелиховой, Матвею Шувалову, Нинфодоре Семеновой и другим оперным певцам выпала честь участвовать в первой российской постановке. Большой театр Москвы впервые увидел премьеру "Дон Жуана" в конце января 1839 года.
На данный момент музыкальная драма пользуется большой популярностью и исполняется во всех странах мира. Самые известные театры с удовольствиям ставят спектакли по «Дон Жуану», но в современном облике. Костюмы, декорации и другая атрибутика уже 21 века, а не 19.
В заключении хочется сказать, что эта драма актуальна и в наше время, именно поэтому она так популярна и востребована. Великий Моцарт вместе с Лоренцо да Понте создали вечное музыкальное произведение, которое и через века будет также часто ставится на мировых сценах. «Дон-Жуан» является одной из вершин оперного искусства XVIII века и по праву входит в репертуар многих музыкальных театров мира. Предлагаем вам ознакомиться с великим творением гения, посмотреть оперу «Дон-Жуан» и открыть для себя загадочного героя-соблазнителя с новой стороны.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
В.А. Моцарт «Дон Жуан»