С. Прокофьев опера «Война и мир»

 

Прокофьев «Война и мир»

В свое время идея написать оперу по роману-эпопее Льва Толстого была очень дерзкой и смелой затеей. Как же можно заставить Наташу Ростову петь вместе с Андреем Болконским?! Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, написав легендарную одноименную оперу, условно разделенную на две части: войну (7 картин) и мир (6 картин). Произведение не сразу было поставлено и постоянно подвергалось доработкам, но в итоге Сергею Сергеевичу удалось достигнуть своей цели, создав поистине грандиознейший спектакль. Он был высоко оценен современниками и последующими поколениями.

Краткое содержание оперы Прокофьева «Война и мир» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Андрей Болконский баритон князь, возлюбленный Наташи
Наташа Ростова сопрано дочь графа Ильи Ростова, невеста князя
Анатоль Курагин тенор молодой человек, обманувший Ростову
Пьер Безухов тенор приятель князя и Анатоля Курагина
Элен Безухова контральто сестра Курагина
Софья меццо-сопрано кузина Наташи
Кутузов бас генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией
Наполеон баритон французский император, полководец

 

 

 

Краткое содержание «Войны и мира»

Прокофьев опера «Война и мир»

В имении Отрадном князь Андрей Болконский познакомился с юной Наташей Ростовой, которая тут же очаровала его. Чуть позже они снова встречаются уже в Петербурге на балу у екатерининского вельможи. Болконский настолько увлечен Наташей, что решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако на пути к их счастью встает несколько преград. Отец Андрея против брака, показывая это всем видом, и даже отказываясь знакомиться с будущими родственниками. Старый князь отправляет сына за границу на год.

Пока жених находится далеко Наташа случайно встречается с Анатолем, братом Элен Безуховой.  С Анатолем Курагиным девушка познакомилась на екатерининском балу. Оказалось, что молодой человек влюбился в нее с первого взгляда, потеряв рассудок. Ростовой очень льстят его слова и она даже не догадывается о том, что ее поклонник на самом деле женат. Анатоль предлагает Ростовой тайно обвенчаться и бежать с ним, на что Наташа дает свое согласие.

 

Близкие вмешиваются во всю эту сомнительную историю и запрещают Наташе бежать, открывая ей глаза на его законную жену Курагина. Наташа не верит в это и просит Пьера Безухова объяснить ей все. Молодой человек вынужден подтвердить информацию и заявляет, что обязательно расскажет обо всем Андрею Болконскому, своему другу. Однако совершенно неожиданно сам признается Наташе в своих чувствах. Вот только Ростова не услышала его пылкие речи, ведь она в отчаянии приняла яд, попытавшись свести счеты с жизнью.

опера Война и мир

Внезапно сообщают известие о наступлении Наполеона и начале военных действий в стране. Помимо Андрея, на войну уходят и другие мужчины, в числе которых Пьер Безухов. Болконский получает серьезное ранение во время сражений и перед смертью ему удается увидеться с Наташей, чтобы еще раз признаться ей в чувствах. Девушка же искренне просит у него прощения.

Плененного Пьера Безухова удается спасти благодаря партизанскому отряду во главе с Василием Денисовым.  Москву освобождают, и военные действия заканчиваются победой русской армии под руководством фельдмаршала Кутузова.

 

Продолжительность спектакля
Мир Война
100 мин. 100 мин.

Фото:

Война и мир краткое содержание Прокофьев Война и мир

 

 

Интересные факты

  • Композитор сочинял оперу на протяжении двенадцати лет. Связано это был с невероятно сложным замыслом, с трудом укладывающимся в рамки оперного жанра.
  • Прокофьев был очень требователен к себе, именно поэтому он продолжал корректировать партитуру оперы до последних дней своей жизни.
  • У композитора и либреттиста не было возможности полностью отразить все события эпопеи, поэтому они отобрали лишь часть эпизодов и ярких моментов.
  • Постановки спектакля были прерваны на долгое время из-за обвинения композитора в «антинародном формализме».
  • Есть предположения, что замысел создать оперу по роману Толстого возник еще в 1935 году, когда Сергей Прокофьев в Челябинске взял почитать книгу у певицы Веры Духовской. Именно тогда композитор признался ей, что мечтает создать оперу на этот сюжет. Вторая же супруга Прокофьева сообщала, что «Войну и мир» она читала Сергею Сергеевичу и композитор заявил, что видит сцену встречи раненого Болконского и Ростовой как оперную. Как бы то ни было, первые рукописи появляются лишь в 1941 году.

  • Несмотря на проделанную огромную работу, окончательный вариант спектакля композитору не удалось увидеть.
  • Рисуя характеристики персонажей, композитор не стал показывать прошлое Андрея Болконского, который пережил утрату супруги и ранение в Аустерлицком сражении.
  • Затея разделить оперу на две части, исполняемые каждая в отдельный вечер, принадлежит дирижеру Самосуду.
  • Любопытно, что Прокофьев, при создании оперы, использовал не только роман Толстого, но также и стихотворения Жуковского «Вечер», Батюшкова «Веселый час», оду Ломоносова, части из дневника Дениса Давыдова.
  • После постановки оперы в 1946 году, Б. Покровский вспоминал свою первую встречу с Прокофьевым. По его словам, композитор исполнял клавир спектакля как плохой пианист и делал это скорее в виде одолжения, наигрывая. После первого знакомства, Покровскому даже не понравилась опера, ведь он ожидал услышать нечто иное, ближе к образному миру Чайковского. В связи с этим, его главному помощнику Самосуду пришлось заново строить драматургию, согласно законам. Кроме того, именно он посоветовал Прокофьеву дописать две картины.
  • Композитор принимал далеко не все вносимые правки в спектакль, например, он долго не соглашался дописывать сцену бала. В итоге, именно этот эпизод стал центральным.
  • Героиня романа Наташа Ростова считала любую оперную постановку бессмыслицей.
  • Все действия в спектакле разворачиваются с 1809 по 1812 год.
  • Подобно спектаклю, который не сразу был исполнен в полной версии, Толстой также сначала представил читателям первую часть произведения в 1865 году, а затем последующие фрагменты. Лишь в 1868 году роман-эпопея был издан целиком.
  • В романе «Война и мир» 559 персонажей, причем большая их часть относится к реальным героям, в опере Прокофьеву пришлось значительно сократить их число.
  • Одна из самых выдающихся записей была сделана Ростроповичем, среди солистов были Г. Вишневская, Гедда и Гюзелев.

 

Популярные арии и номера из оперы «Война и мир»

Ария Кутузова "Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов" (слушать)

Ариозо Наташи "А может быть он приедет нынче" (слушать)

Вальс (слушать)

Мазурка (слушать)

Заключительный хор (слушать)

 

Музыка

Прокофьев поделил условно всю партитуру на две части: мирная жизнь и картины войны. В основе первой части лирико-психологическая драма главных героев и их любовь. Композитор попытался показать все богатство внутреннего мира персонажей Толстого. Князь обрисован очень точно, со всеми его мыслями о жизни, а также обновлением души. А вот Наташа предстала в более утонченном образе. Очень важную роль играет Пьер Безухов, но композитор намеренно не показал разносторонний образ молодого человека, а также его сложный поток мыслей и чувств. Картины этой части в основном более камерны, большое внимание уделяется деталям.


Вторая часть оперы показывает картины военных действий 1812 года, в которых Прокофьев сосредоточился на образе народа. Русский лагерь противопоставлен французскому, во главе с Наполеоном. В этой части преобладают масштабные картины: Бородинское сражение, пожар в Москве сцены боя и др.

Чтобы показать действующих лиц, Прокофьев применяет развитую систему лейтмотивов. Например, лирический лейтмотив Наташи Ростовой показывает ее тонкий поэтический образ. Грозно звучит мотив войны, который впервые появляется в 8 картине. Невероятно сильно и остро представлен лейтмотив народного страдания. Большое внимание Прокофьев уделяет также хоровым сценам, для обрисовки образа русского народа.

 

История создания «Войны и мира»

Сергей Прокофьев

Весной 1941 года у композитора С. Прокофьева возник план написания оперы «Война и мир». Он обратился за помощью к М.А. Мендельсон-Прокофьевой (своей супруге), которая разработала либретто. Уже в первый месяц была написана внушительная часть спектакля. В дальнейшем, композитор расширял ее, добавлял некоторые эпизоды и редактировал. Первый вариант оперы был закончен в 1943 году, после множества правок и доработок.

7 июня 1945 года публика смогла увидеть первый концертный вариант спектакля в Большом зале консерватории. В июне 1946 года в Санкт-Петербурге успешно прошла премьера 1 части оперы, в которую вошло лишь восемь картин. К этой версии была специально дописана вторая и десятая картина. Кроме того, было решено сделать спектакль двухвечерним, разделив его на две части. Это и побудило Прокофьева несколько расширить партитуру.  Вторая часть на премьере не была показана публике, состоялась только ее генеральная репетиция.

После ленинградской постановки опера удостоилась Сталинской премии, но в ее адрес, а также в адрес Прокофьева посыпалась критика. Музыкальный язык спектакля назвали труднодоступным. После выхода Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 дальнейшие показы были прерваны, но это не остановило композитора и он продолжил упорно трудиться над оперой. В результате, Сергей Сергеевич написал вторую редакцию, которая была несколько сокращенной и называлась одновечерней. Эта версия была исполнена уже после смерти Прокофьева в 1953 году в Москве, благодаря работе Ансамбля советской оперы ВТО.

В 1955 году публике представили обе части спектакля в театре МАЛЕГОТ, под руководством Э. Грикурова. Правда и на этот раз исполнялось лишь 11 картин.

 

Постановки

Впервые опера была поставлена в полной версии в ноябре 1957 года, долгожданная премьера успешно прошла в театре К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Режиссеры Баратов и Златогоров провели огромную работу, чтобы воплотить свою затею. Все 13 картин были исполнены лишь с некоторыми купюрами.

Еще одна знаковая постановка была осуществлена в 1959 году в Большом театре режиссером Покровским. На этот раз представили сокращенный одновечерний вариант спектакля, состоящий также из 13 картин. Среди других преставлений это выделяется тем, что впервые был продемонстрирован публике хоровой пролог. Роль Наташи исполнила легендарная Г. Вишневская, Андрея Болконского – Кибкало. Премьера полной редакции без каких-либо купюр и видоизменений прошла лишь в 1982 году в Перми.

Помимо исполнений на Родине, спектакль был с успехом показан на многих мировых сценах. Так, в 1953 году опера была представлена публике в Италии, в рамках фестиваля Флорентийский музыкальный май. Затем она исполнялась в Софии (1957), Лейпциге (1961), Праге (1970), Лондоне (1972), Бостоне (1974), Сиднее (1973), Эдинбурге (1989), Сиэтле (1990).

В 1991 году состоялась совместная постановка Мариинского театра и Ковент-Гардена под руководством Гергиева. Еще одна интересная работа российского и зарубежного театра успешно была поставлена в 2000 и 2002 году. На этот раз труппа Мариинского театра сотрудничала с Нью-йоркским Метрополитен. Управлял оркестром В. Гергиев. Публика очень тепло приняла подобные эксперименты и высоко оценила постановку.

Одной из самых скандальных версий считают работу Грэма Вика, который представил спектакль в 2014 году в Мариинском театре. Его вариант оперы называют неприятным и скучным. Режиссер отходит от авторского замысла, уделяя внимание развлечению публики. Театральные критики не скупились на слова и разгромили постановку за такую свободную трактовку сюжета.

 

Опера-эпопея С. Прокофьева – это одно из грандиознейших произведений советского оперного театра. Многолетние искания композитора вылились в гигантский по масштабу спектакль, который вобрал в себя достижения и открытия Прокофьева в самых разных музыкальных жанрах.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Сергей Прокофьев «Война и мир»