Д. Верди опера «Симон Бокканегра»
Тёмной, печальной и мрачной назвали оперу «Симон Бокканегра» не только зрители и критики, но и сам автор, Джузеппе Верди. Если бы не настойчивость гениального музыкального менеджера и издателя Джулио Рикорди, эта опера была бы сегодня малоизвестной и почти неисполняемой. Но благодаря тому, что он уговорил маэстро вернуться к своему старому сочинению, обновленный «Симон Бокканегра» стал одной из самых заметных работ великого композитора.
Краткое содержание оперы Верди «Симон Бокканегра» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Симон Бокканегра | баритон | дож Генуи (в прологе – корсар на службе Генуэзской республики) |
Мария Боккангера | сопрано | его дочь, она же Амелия Гримальди |
Якопо Фиеско | бас | генуэзский аристократ, он же монах Андреа |
Габриэле Адорно | тенор | генуэзский аристократ |
Паоло Альбиани | баритон | приближенное лицо Бокканегры (в прологе - ювелир) |
Пьетро | бас | придворный (в прологе – народный лидер Генуи) |
Краткое содержание «Симона Бокканегры»
Генуя и её окрестности, середина 14 века.
Пролог. Площадь перед дворцом Фиеско в Генуе. Амбициозный Паоло Альбиани и Пьетро решают использовать свое влияние, чтобы прославленный Симон Бокканегра стал дожем Генуи. Бокканегра удивлен, но надеется, что столь высокий пост поможет ему жениться на Марии, от которой он растит трехлетнюю дочь. Отец-аристократ Фиеско враждебно настроен к Симону из-за его низкого происхождения, но предлагает примирение, если тот отдаст ему на воспитание внучку. Корсар признается, что ребенок недавно пропал. Пробравшись в дом Фиеско для встречи с Марией, Бокканегра застает её мертвой. Толпа на площади ликует, провозглашая его новым дожем Генуи.
Основное действие. Прошло 25 лет. В саду дворца Гримальди дочь хозяина, Амелия, встречается со своим возлюбленным, Габриэлем Адорно. Обе их семьи – в немилости у дожа Бокканегры. Монах Андреа (Фиеско) и Адорно планируют восстание простив него. Габриэль просит Андреа благословить его на брак. Старик предупреждает его о неизвестном происхождении Амелии – Гримальди её удочерили. Юношу это не останавливает.
В дом Гримальди прибывает дож, чтобы убедить Амелию принять брачное предложение своего доверенного лица, Паоло. Во время разговора с девушкой Бокканегра понимает, что перед ним – его дочь Мария. Они решают пока сохранить свой секрет. Паоло, огорченный тем, что Симон не добился для него руки Амелии, переходит на сторону заговорщиков. Он пытается похитить девушку, но Габриэль защищает её, убивая одного из нападавших.
Бокканегра на заседании Сената слышит гул толпы за окном и приказывает охране впустить всех. Народ обвиняет Габриэле в убийстве, тот пытается оправдаться. Дож ему верит, поскольку знает имя зачинщика похищения. И именно Паоло он поручает огласить смертный приговор. Слова «Будь проклят!» Альбиони произносит фактически самому себе.
Паоло замышляет месть: Андреа арестован, Габриэле он внушает мысль, что Бокканегра – любовник Амелии, а в бокал дожа сыплет яд. Бокканегра выпивает из кубка и засыпает. К нему с кинжалом пробирается Габриэле, но наперерез бросается Амелия, открывая, что является дочерью дожа. Юноша раскаивается и готов сражаться на стороне её отца.
Бокканегра освобождает монаха из заключения, а Паоло приговаривает к смерти. Звучат праздничные песни к свадьбе Амелии и Габриэле. Узнав, что Паоло отравил Бокканегру, Андреа направляется к слабеющему дожу и торжествующе объявляет о его близкой кончине. Симон узнает Фиеско и рассказывает ему о том, что Амелия – его внучка. Бывшие враги примиряются. Бокканегра знакомит дочь с дедом, назначает зятя своим преемником и умирает.
Продолжительность спектакля | ||
Пролог - I Акт | II Акт | III Акт |
75 мин. | 30 мин. | 25 мин. |
Фото
Интересные факты
- История основана на реальных событиях. Настоящий Симон Бокканегра, однако, был не корсаром, а моряком, как и его брат, Эгидио. Он был выходцем из народа и представлял интересы простых людей в борьбе против власти аристократии. Бокканегра возглавил Геную в нестабильное и сложное время и правил городом-государством дважды – с 1339 по 1344 и с 1356 по 1364 годы. Его политика прежде всего была направлена на урегулирование внутренних конфликтов, но в годы его власти Генуя укрепилась и в военном плане, уверенно одержав несколько побед и став одной и крупнейших морских держав Аппенин наравне с Венецией. Говорят, что умер он действительно от отравления ядом.
- Первый исполнитель роли Симона, Леоне Джиральдони, последние 6 лет своей жизни преподавал вокал в Московской консерватории. Его сын, Эудженио Жиральдони, также стал прославленным баритоном и первым исполнителем партии Барона Скарпиа в «Тоске» Д. Пуччини.
- К исполнителю миланского Бокканегры Виктору Морелю из-за достаточно молодого возраста (32 года) Верди вначале отнесся с сомнением. Но потом был абсолютно покорен талантом этого певца и пригласил его быть своим Яго в премьерном «Отелло» и Фальстафом в своей последней опере.
- В разные периоды времени Пласидо Доминго пел в этой опере партии в двух тесситурах – тенором Габриэле и баритоном Симона Бокканегру.
- Основным мотивом своей самой мрачной оперы Верди выбрал море. Это и элемент места действия – Генуя расположена на побережье, и главный герой, чья судьба переплетена с морем. Для композитора, всегда интересовавшегося исключительно страстями человеческими, такое внимание к природе весьма необычно. Морем пропитаны интродукция к прологу, аккомпанемент арии Амелии, волнообразное построение звука, задающие тон всему полотну оперы.
- Музыка оперы кажется насыщенной темными тонами еще и потому, что три важнейших партии здесь написаны для низких голосов – Бокканегра, Паоло, Фиеско. Фиеско остается на заднем плане основных событий почти на всем протяжении оперы, но его загадочная фигура также работает на сумрачную атмосферу.
- В основе либретто оперы Верди «Трубадур» также лежит пьеса А.Г. Гутьерреса.
- С Арриго Бойто Верди написал две свои заключительные работы – «Отелло» и «Фальстаф». Бойто также написал либретто оперы «Джоконда» А. Понкьелли и своей собственной, «Мефистофель».
Лучшие номера из оперы «Симон Бокканегра»
«Piango su voi…» - ария Бокканегры и секстет (слушать)
«Orfanella il tetto…» - дуэт Боккангеры и Амелии (слушать)
«A te l'estremo addio» - ария Фиеско (слушать)
История создания и постановок «Симона Бокканегры»
Верди настолько непросто далась его предыдущая опера, «Сицилийская вечерня», что он решил больше не писать по заказу конкретного театра к определенному сезону. Но после триумфального возобновления в Ла Фениче освистанной прежде «Травиаты», маэстро смягчился и согласился создать еще одну оперу для венецианской сцены. Своему постоянному соавтору Франческо Марии Пиаве он предложил пьесу испанского драматурга А.Г. Гутьерреса «Симон Бокканегра». Сюжет был весьма запутан и практически непригоден для постановки на оперной сцене «как есть». Поэтому Верди передал Пиаве свой собственный сценарий оперы – в прозе. На самом деле, он даже предполагал, что либретто может остаться прозаическим, но Пиаве смог облечь в стихи все перипетии этой запутанной истории.
Во время создания либретто Верди находился в Париже, занимаясь переложением «Трубадура» на французский, а Пиаве – в Венеции, работать по переписке со скоростью тогдашней почты было малоэффективно, поэтому шлифовать поэзию композитор нанял писателя Джузеппе Монтанелли, также жившего в Париже. Пиаве в конце концов получил окончательную версию либретто, в сопровождающем письме Верди оставил за соавтором право поставить на обложке свое имя. При этом Пиаве ничего не узнал о своем парижском коллеге.
12 марта 1857 года в Ла Фениче состоялась премьера «Симона Бокканегры». В партии Симона выступил один из любимых баритонов маэстро Леоне Жиральдони. О реакции на премьеру Верди написал так: «Это было фиаско, почти настолько же грандиозное, как и на «Травиате». Последовавшие постановки в Реджио Эмилио и Неаполе были приняты теплее, но следом – Флоренция и вновь Милан в 1859 – опять провалы…
Для того чтобы успешно пройти австрийскую цензуру, создатели оперы сделали акценты на любовной линии, весьма невнятно выразив важные политические и социальные мотивы сюжета. В таком виде история получилась неполноценной. Уже через месяц после премьеры авторы предприняли попытку доработать тяжеловесное либретто, но принципиально изменить его не удалось.
В 1868 году Джулио Рикорди предложил композитору вернуться к «Симону Бокканегре». Эта идея витала в воздухе еще 10 лет, но Верди её игнорировал. Пока, опять же благодаря Рикорди, не познакомился с Арриго Бойто – миланским композитором и поэтом. В голове у Верди был замысел оперы «Отелло», под который он и искал либреттиста, но, вероятно, решив испробовать силы Бойто, предложил ему сперва «Симона Бокканегру». Новый соавтор настолько рьяно взялся за переделку, что композитору приходилось останавливать его. Верди отмечал, что не может полностью переписать оперу, поскольку это займет больше времени, чем он готов на неё потратить. Тем не менее, второй акт был значительно переделан. Композитор остался доволен работой своего соавтора.
Вторая версия оперы также рождалась в письмах – Верди жил в Генуе, Бойто – в Милане, встретились они лишь однажды. Местом новой премьеры был выбран Ла Скала. Когда маэстро познакомился с составом исполнителей, он чуть было не забрал оперу из театра. У Верди всегда были четкие представления, какие артисты ему нужны. Он считал, что Бокканегра не должен быть слишком молод. Поскольку эта роль внешне маловыразительная, её необходимо наполнить внутренним содержанием, а это значит, что исполнять её должен певец с большим актерским дарованием. Для партии Фиеско Верди требовал найти исполнителя со «стальным» тембром. «Либо опера для певцов, либо певцы для оперы… Ваш состав подходит для театра, но не для «Симона Бокканегры» - писал Верди, обосновывая Рикорди свою позицию по заявленным на премьеру артистам. Первое исполнение обновленного «Симона Бокканегры» состоялось 24 марта 1881 года. Заглавную партию пел Виктор Морель. Оперу настиг долгожданный успех. В течении последующих сезонов она была поставлена во многих европейских столицах.
В России опера впервые увидела сцену в 1955 году в Куйбышеве. Можно сказать, что только в конце 20 века «Симон Бокканегра» получил мировое признание. Сейчас ежегодно дается более 350 спектаклей. С 2016 года опера входит в репертуар Мариинского театра.
Экранизации «Симона Бокканегры»
Интерес театров и фестивалей к этой работе Верди воплотился в интересных постановках, некоторые из которых были экранизированы:
- Спектакль театра Реджио ди Парма, 2012, в главных партиях – Л. Нуччи (Бокканегра), Р. Скандиуцци (Фиеско), Ф. Мели (Габриэле), Т. Ивели (Амелия);
- Спектакль Ковент-Гарден, 2010, в главных партиях – П. Доминго, Ф. Фурланетто, Д. Каллея, М. Поплавская;
- Спектакль Ла Скала, 2010, в главных партиях – П. Доминго, Ф.Фурланетто, Ф. Сартори, А. Хартерос;
- Спектакль Венской оперы, 2002, в главных партиях – Т. Хэмпсон, Ф. Фурланетто, М. Дворский, К. Галлардо Домас;
- Спектакль Метрополитан оперы, 1995, в главных партиях – В. Чернов, Р. Ллойд, П. Доминго, К. Те Канава;
- Спектакль фестиваля «Хорегии Оранжа», 1985, в главных партиях – П. Каппуччилли, П. Плишка, Л. Бартолини, М. Кабалье.
Симон Бокканегра – один из самых драматичных персонажей Верди. И, пожалуй, самый автобиографичный. Он также потерял в молодости возлюбленную и ребенка, он также отдается своему долгу и борется за свободу и справедливость, в нем столько же нерастраченной отцовской любви, как и в самом маэстро. Глубокая психологическая проработка образов и напряженное многофигурное действие делает эту оперу одним из интереснейших произведений композитора.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Джузеппе Верди «Симон Бокканегра»