П.И. Чайковский опера «Мазепа»
Сценическое произведение, созданное на основе поэмы А.С. Пушкина, являет собой образец чрезвычайно сложной драмы, как в техническом, так и в лирическом аспекте. П.И. Чайковский взял на себя смелость написать оперу, где главная роль отведена негативному персонажу, и именно его характер становится своеобразным катализатором фатальных изменений в людских судьбах на фоне грандиозных исторических событий.
Краткое содержание оперы Чайковского «Мазепа» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Голос |
Описание |
Мазепа | баритон | главнокомандующий войска Запорожской Сечи, гетман |
Мария | сопрано | дочь Кочубея, влюблена в Мазепу |
Кочубей | баритон | наместник царя на территории Малороссии |
Любовь | меццо-сопрано | супруга Кочубея |
Искра | тенор | боевой товарищ Кочубея |
Орлик | бас | верноподданный Мазепы |
Андрей | тенор | сподвижник Кочубея, рассчитывает на расположение Марии |
Краткое содержание «Мазепы»
Действие разворачивается на Украине, в начале XVIII столетия. В усадьбе Кочубея на берегу реки Днепр проходит летний праздник. Гости собрались за большим столом, среди приглашённых — украинский гетман. Девушки вышли к реке, гадают на возлюбленного, и только Марию не увлекают эти забавы. В её мыслях — Мазепа. Пожилой военачальник отвечает взаимностью девушке и в разгар праздника просит её руки у отца. Кочубей поражён, он не собирается выдавать дочь замуж за человека, который уже перешагнул 70-летний порог. Возникает ссора, рассерженный и обиженный отказом гетман требует от Марии сделать выбор. Та отдаёт предпочтение избраннику и покидает вместе с ним отчий дом.
Семья стольника погружена в траур по случаю бегства наследницы. Удручённый Кочубей, вспомнив недавний разговор с гетманом по поводу его возможного союза с королём Швеции, придумывает план: отправить царю донос, в котором сообщалось бы об измене Мазепы. С помощью Искры и Андрея задумка оказывается воплощённой, однако Пётр Первый, будучи уверенным в верности гетмана, спешит обвинить в предательстве Кочубея. Василий попадает в темницу в замке гетмана. Там узника пытают, Орлик заставляет заключённого подписать ложные признания.
Мария, пребывающая в неведении относительно судьбы отца, пытается лаской выведать планы и настроения Мазепы. Тот, поддавшись чарам молодой девушки, рассказывает ей о намерении стать единоличным правителем, когда шведы, с помощью его содействия, отвоюют территорию Полтавы.
Неожиданно к Марии приходит мать. Она в отчаянии и слёзно просит дочь уговорить Мазепу не казнить Кочубея. Однако в разговоре женщины теряют драгоценное время и опаздывают к месту аутодафе. Мать в горе отрекается от дочери.
Грядёт Полтавское сражение. Андрей безуспешно пытается отыскать на поле брани заклятого врага, чтобы в честном бою отомстить за Кочубея. Однако сам Андрей, встретив изменника, погибает от его выстрела. Мазепа с Орликом спасаются бегством под натиском русских войск. Перед смертью храбрый соратник Кочубея видит Марию, которая склонилась над его окровавленным телом. Она безумна и не узнаёт друга детства, принимает его за маленького, брошенного ребёнка. Погружённая в сумасшедшие грёзы Мария напевает колыбельную, Андрей умирает на её руках.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
60 мин. | 65 мин. | 40 мин. |
Фото:
Интересные факты
- «Мазепа» по глобальной идее демонстрирует очевидную схожесть с другой оперой Чайковского, «Евгений Онегин». В обоих произведениях в центре музыкального повествования оказывается молодая женщина. Её глубокое чувство, жертвенная любовь к мужчине обнажает изначально существовавшие пороки и недостатки избранника и с чудовищной силой притягивает трагедию, которая буквально захлёстывает жизнь главной героини и её близких людей. Несмотря на созидательную природу любви, зародившееся в женской душе нежное, но удивительно сильное чувство «запускает» фатальный механизм разрушения, порождающий смерть, хаос и, в общем итоге, опустошение.
- Чайковский изначально хотел отразить в опере историю любви и предательства, не сосредотачиваясь при этом на социальных и военных деталях, поэтому сцена Полтавской битвы носит несколько «проходящий» характер и не является доминантным акцентом, несмотря на эпичность и огромное историческое значение реального события.
- В процессе работы Чайковский жаловался, что возросшая в нём внутренняя потребность к самокритике сыграла с ним злую шутку. Если ранее композитора упрекали в недостатке объективного видения своих творений, то теперь эта способность в его характере возобладала настолько, что напрочь лишила вдохновения. Столкнувшись с подобного рода творческим кризисом, в сентябре 1881 года П.И. Чайковский решил отказаться от намерения заканчивать оперу, заявив, что она его более не привлекает. Возобновить рабочий процесс предстояло лишь через 3 месяца.
- Композитор намерено отказался вводить персонаж шведского короля в сюжетную канву оперы. По словам Чайковского, Карл XII имеет весьма поверхностное отношение к настоящей психологической драме, которая разыгралась между Кочубеем, Марией и гетманом.
- «Мазепа» стала для Чайковского личным испытанием, преодоление которого в итоге помогло понять, что работа в условиях ограничений со стороны театральных импресарио заметным образом лишает творца необходимой ему свободы самовыражения через искусство. Не осталось сомнений в том, что выбирая между оперной и симфонической формой, композитор предпочтёт последнюю, невзирая на то, что опера — структурно более богата.
- Когда в профессиональных кругах премьеру «Мазепы» в Санкт-Петербурге подвергли жёсткой критике относительно вокальных навыков исполнителей, брат Чайковского, Модест, бросил все усилия, чтобы отзывы не дошли до композитора. Впоследствии Пётр Ильич, узнав истину, выразил брату огромную благодарность словами: «Ты всё сделал правильно, в то время правда могла бы меня уничтожить».
Лучшие номера из оперы «Мазепа»
Ариозо Кочубея в начале 2-го акта. Полная драматизма партия является ключевой в раскрытии персонажа. В более ранних сценах Кочубей предстаёт сдержанным и рассудительным, в этой арии перед зрителями возникает герой, способный к глубоким чувствам, поглощённый собственной жизненной трагедией.
Ариозо Кочубея (слушать)
«О Мария, Мария!» — ариозо Мазепы из 2-ой сцены второго действия. Неповторимая особенность партии заключается в двояком впечатлении, которая она создаёт. Глубина нежных чувств, которые якобы гетман испытывает к любимой женщине — обманна. Это иллюзия, сладкая ложь, за которой скрывается тщеславная, самовлюблённая, порочная душа гетмана. Это сложный вокальный номер, который требует от исполнителя филигранной эмоциональной игры, а слушателям предоставляет возможность рассмотреть, распознать подобную эмоциональную двойственность.
Ариозо Мазепы (слушать)
«Мой милый друг!» — дуэт Марии и Мазепы во второй сцене 2-ого действия. Это уникальная вокальная интрига, тщательно заранее продуманная Мазепой. Воздействуя на тонкие струны девичьей души, коварный злодей намерен убедить любовницу отречься от семьи и стать его беспрекословной «служанкой», союзницей, которая окажется рядом, даже если на противоположную чашу весов ляжет жизнь её родного отца.
Дуэт Марии и Мазепы (слушать)
История создания «Мазепы»
П.И. Чайковский работал над оперой «Мазепа» в период с июня 1881 по апрель 1883 гг. За основу было взято стихотворное произведение А.С. Пушкина «Полтава», описывающее драму людских судеб в контексте грандиозной победы императора Петра I над шведским правителем Карлом XII, переломившей ход Северной войны. В работе над поэмой Пушкин позволил себе некоторую вольность в трактовке событий, что немного негативно сказалось на достоверности, зато во многом позволило сделать характеры главных героев ярче, а мотивы их действий — проникновенными и вызывающими эмоциональный отклик.
Опера «Мазепа» далась композитору с трудом. На разных этапах создания Чайковский буквально заставлял себя трудиться над произведением, стараясь представить в конечном итоге на суд зрителей драму, достойную стихов А.С. Пушкина. Поэма «Полтава» вызывала у композитора чувство восторга и восхищения.
Первоначально намерение создать оперу по мотивам «Полтавы» захватило Чайковского, обуреваемый идеей блестящего воплощения творческого замысла, он в кратчайшие сроки написал 4 вокальные партии и черновик одного дуэта основных героев. Последний — был создан на основе музыки из симфонической увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта». В наивысшей степени композитора беспокоила реализация возможности отражения психологической напряжённости во взаимоотношениях между Мазепой и Марией, а также Любовью и её дочерью.
Три летних месяца 1881 года Чайковский трудился над своей новой оперой, но с наступлением осени вдохновение покинуло автора, и он стал тяготиться необходимостью завершить начатое произведение. В своём письме к Сергею Танееву Чайковский отмечал, что сценические номера, которые он уже сочинил для оперы, вызывают теперь у него чувство раздражения и отвращения, создавая тягостную уверенность в том, что написанное — предел его возможностей.
И вот в начале декабря 1881, будучи в Риме, Чайковский вновь взялся перечитывать стихи Пушкина и начал писать музыку для сцены, в которой должны были участвовать Мазепа и Мария. Именно в этот период Пётр Ильич осознал, что его оперу ждёт успех, и у него, как у творца, имеются все необходимые инструменты, чтобы приблизить день триумфа. Причиной такого воодушевления послужило новое прочтение, переосмысление действия и характеров героев поэмы, Чайковский проникся ими, хотя раньше не испытывал особой привязанности к персонажам. В итальянской столице работа над оперой проходила интенсивно, однако вскоре запал вновь иссяк, и композитор в очередной раз стал отвлекаться на другие сочинения, инструментальные пьесы и ансамбли.
Весной 1882 года Чайковский, пребывая в Каменке (местечко в границах современной Украины, ранее входящее в состав Российской империи), вновь обратил внимание на «Мазепу». Решив завершить произведение, композитор принялся усердно работать, однако вынужден был признать: интенсивный творческий процесс проходил без особого энтузиазма, который ранее неизменно способствовал созидательному труду. К сентябрю опера практически «истощила» внутренний потенциал автора. В письмах того периода композитор обозначал, что никогда прежде не испытывал таких серьёзных трудностей в написании масштабной композиции. Отсутствие желания продолжать сочинять Чайковский связывал с тем, что стал более строго относиться к самому себе, хотя порой его одолевали гнетущие мысли о том, что сам талант исчерпал себя. В конце сентября Чайковский приступил к работе над оркестровым сопровождением. Только тогда, наконец, у автора появилось твёрдое ощущение, что его работа обретёт признание.
Структура оперы подразумевает 3 действия и 6 сцен. Автором либретто выступил Виктор Буренин, русский поэт, драматург и литературный критик. Чайковский не был удовлетворён в полной мере полученным текстом: он казался слишком «сухим», лишённым изначальной экспрессии, заложенной в литературном источнике. Либретто было дополнено композитором, в частности, Пётр Ильич добавил больше оригинальных строк из поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. Слова знаменитого ариозо Мазепы из второго акта были написаны Василием Кандауровым.
Премьерный показ оперы состоялся 15 февраля 1884 году на сцене Большого театра в Москве. Буквально через 4 дня «Мазепу» уже давали в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Везде спектакль был принят тепло, однако первые показы продемонстрировали один неприятный момент: несмотря на музыкальное совершенство, фактическое исполнение не дотягивало до идеала. Певцы и певицы, задействованные в первых постановках, просто не смогли технически безупречно справиться с предложенными вокальными партиями.
В настоящее время опера «Мазепа» является истинным подарком и волнующим сложным испытанием для любого оперного солиста, обладающим выраженным баритоном. Затратные, с точки зрения вокального мастерства, партии центрального героя — основная причина нечастых постановок на театральных сценах. С другой стороны, ввиду этого обстоятельства, каждая премьера становится заметным, обсуждаемым событием в мире искусства, позволяющим по-новому взглянуть на диапазон музыкального таланта конкретного исполнителя. «Мазепа» оказалась своеобразной шкатулкой с сюрпризом и для самого создателя, который лишь в процессе, претерпевая все «муки творчества», начал осознавать масштабность и глубинный чувственный характер событий, описываемых с помощью музыкальных средств.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: