В. Беллини опера «Сомнамбула»

 

Сомнамбула

Что может заставить высший свет Италии рыдать и по-настоящему страдать во время карнавала? Исключительно великая сила таланта. В марте 1831 года на сцене театра Каркано в Милане она воплотилась в музыке итальянского оперного гения Винченцо Беллини и мощном сопрано расширенного диапазона, принадлежащем его музе, непревзойдённой Джудитт Паста. Премьера оперы «Сомнамбула» прошла с грандиозным успехом: воплощённая на сцене история любви провинциальной девушки затронула душевные струны самых критически настроенных слушателей.

Краткое содержание оперы Беллини «Сомнамбула» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Голос

Описание

Тереза меццо-сопрано крестьянка, трудится на мельнице
Амина сопрано приёмная дочь Терезы, собирается замуж
Эльвино тенор жених Амины
Лиза сопрано хозяйка гостиницы, влюблена в Эльвино
Алессио бас крестьянин, состоит в любовной связи с Лизой
Граф Родольфо бас гость инкогнито

 

 

 

Краткое содержание «Сомнамбулы»

опера Сомнамбула

В небольшой деревеньке в предгорьях Альп — знаменательное событие, свадьба. Амина собирается стать женой Эльвино, которого любит всей душой. Избранник отвечает взаимностью. Жители искренне радуются за молодых, только Лизе не по душе наблюдать за тем, как счастливы жених и невеста. Хозяйка постоялого двора мечтает оказаться на месте новобрачной и стать законной женой Эльвино. Однако Судьба распорядилась иначе. В торжественный момент Эльвино надевает кольцо на палец дочери мельничихи, а Лизе остаётся сожалеть и довольствоваться любовной связью с другим, местным весельчаком и балагуром Алессио.

Вечером в деревню приезжает экипаж. Заезжий гость принимает приглашение присоединиться к празднованию, а затем выказывает намерение остановиться в одном из гостиничных номеров. Хозяйка предоставляет графу Родольфо комнату, общаясь, пытается ненавязчиво разузнать о нём побольше и заигрывает. Графу льстит внимание. С наступлением ночи Лиза стучится в комнату нового постояльца, она предупреждает его: местные узнали в нём сеньора и в скором времени придут выказать расположение. Покидая номер, кокетка роняет платок.

Ночью окно в комнате графа открывается, в помещение входит девушка в белом одеянии. Она что-то невнятно бормочет. Постоялец понимает: молодая особа пребывает в полубессознательном состоянии, она лунатик, и тревожить её в таком положении нельзя. Неожиданно незваная гостья теряет силы и ложится на кровать. Граф бесшумно, чтобы не нарушить её покой, выходит.

 

В комнату приходят жители деревни, чтобы выразить почтение сеньору, но замечают, что он отсутствует, а на его кровати спит незнакомка. Лиза мигом устремляется к Эльвино. Приведя его в номер, она с нетерпением будит спящую и обвиняет её в неподобающем поведении, измене. Амина не может вспомнить, как оказалась в чужой постели. Возгласы оскорблённого мужа ввергают её в смятение, стыд. Эльвино намерен расторгнуть брак.

Беллини Сомнамбула

Граф объясняет рассерженному ревнивцу: его молодая супруга — сомнамбула, она ходит во сне. Однако парень отказывается верить. От обиды он решает взять в жёны Лизу. Та несказанно рада. Новоявленную пару встречает мельничиха. Она отдаёт Лизе её платок. Эльвино узнаёт, что вещь Лиза обронила в апартаментах сеньора, а значит, и она ему неверна. В это время происходит необъяснимое: на некрепкий мостик над колесом мельницы выходит спящая Амина. Один неловкий шаг — она сорвётся с узкой переправы и погибнет. Однако сомнамбуле удаётся дойти до противоположного берега, где девушка падает на колени и принимается усердно молиться о прощении. Эльвино понимает, граф был прав и честен. Юноша подходит к любимой, та просыпается в его объятиях и понимает: Эльвино по-прежнему любит её. Наступает всеобщая радость, праздник продолжается.

 

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
75 мин. 55 мин.

 

Фото

Беллини опера «Сомнамбула» опера «Сомнамбула» краткое содержание

опера «Сомнамбула» содержание Беллини опера «Сомнамбула» краткое содержание

 

Интересные факты

  • «Сомнамбула» включает музыкальные отрывки и переработанные партитуры, которые ранее предназначались для другой оперы, «Эрнани». Подобная практика заимствования из собственных сочинений нередко «проскальзывает» в творчестве Беллини, виртуозно умевшего преподнести старые мотивы в новом прочтении в соответствии с предпочитаемым музыкальным контекстом.
  • Успех «Сомнамбулы» был отчасти обусловлен уникальным «совпадением» времени и места. Иными словами, опера была создана именно в тот период, когда Романи и Беллини, доводя свой талант до совершенства по отдельности, имели обширный опыт совместной работы. Это способствовало взаимопониманию.
  • Беллини лишь однажды поссорился с Романи во время работы над «Сомнамбулой». Это случилось в период генеральных репетиций. Произведение было завершено, партии разучены исполнителями. Беллини был недоволен… своей работой. Завершение второго акта не давало ему покоя. Композитор хотел сделать финальный «аккорд» утверждающим, запоминающимся, вызывающим эмоцию, вдохновляющим, а по факту — представил партитуру в неспешном темпе и без выраженной динамики. Решено было переделать финал. Романи было получено написать новый текст. Результат вновь не устроил композитора, последующие версии тоже, по его мнению, никуда не годились. Конфликт с поэтом был неизбежен, но итогом всех противоречий стала грандиозная, с точки зрения тесситуры, ария Амины из второго акта, переходящая, согласно развитию действия, в выражение искренней, безмерной радости. Беллини обрёл воплощение замысла, сложнейший номер вошёл в историю оперного искусства.
  • Вокальные партии Амины создавались специально для Джудитт Негри (Паста — после замужества). Оперная дива, к моменту написания «Сомнамбулы», уже успела завоевать признание и симпатии слушателей в Милане. Зимой 1830 года она блестяще солировала в Каркано в образе Анны Болейн в рамках премьеры одноимённой оперы Г. Доницетти.

Джудитт Паста

  • В 1834 году, ещё при жизни маэстро, Амина «обрела» голос другой оперной певицы, Марии Малибран, так же, при наличии сопрано, безупречно владевшей навыками вокального исполнения в высокой тесситуре.
  • В основе некоторых вокальных партий лежат народные песни, которые Беллини подслушал у простых девушек, работниц во время прогулок вдоль берегов озера Комо.
  • «Мастер меланхолии», как называли Беллини, полностью оправдал свой негласный титул. Опера начинается лирическим вступлением, дальнейшую музыкальную канву составляет кантилена, где угадываются черты сицилийских народных песен. Беллини остался верен авторскому стилю и не прогадал.

 

Лучшие номера из оперы «Сомнамбула»

«Come per me sereno, oggi rinacque il di!» — каватина Амины из первой сцены первого акта. (слушать)

«Son geloso del zefiro errante, che ti scherza col crin e col velo» — финальный дует Эльвино и Амины, сцена 1, акт 1. (слушать)

«Ah! Non credea mirarti» — ключевая ария Амины из заключительной сцены 2-ого акта. (слушать)

 

 

История создания «Сомнамбулы»

Сомнанбула история создания

«Сомнамбула» создавалась в атмосфере конкуренции, ощущаемой на разных уровнях. Соревновались между собой представители театров (Ла Скала и Carcano) за право премьерной постановки очередного произведения гения бельканто, Беллини не мог избежать ощущения некоего творческого состязания с Г. Доницетти, чья «Анна Болейн» только в декабре 1830 произвела фурор. Наконец, сам композитор вступал в противоборство со своей натурой: намереваясь создать оперу по сюжету В. Гюго, он, спустя несколько месяцев работы бросает серьезный замысел с острым социальным подтекстом и окунается в мир человеческих страстей и душевных чаяний.

Договорные условия с театром обязывали Беллини предоставить к зимнему сезону 1830-1831 гг новую оперу для постановки. В середине лета 1830 года Винченцо принялся писать музыку для «Эрнани». Обстоятельства складывались благополучно. Беллини имел возможность располагать временем и талантом либреттиста Феличе Романи и смел обоснованно надеяться на согласие своей музы Паста относительно исполнения ведущей женской роли. Однако вскоре работа над произведением приостановилась. Романи увлёкся написанием либретто для Гаэтано Доницетти и его лирической трагедии о супруге Генриха VIII. Беллини в это время пребывал в творческом кризисе, осознавая, что тема его новой оперы непременно подвергнется критике в правящих кругах и запрету со стороны надзорных органов власти. Наступил ноябрь, готового произведения на руках у Беллини не было, а «Эрнани» так и не суждено было обрести завершения.

В январе 1831 года Романи уже работал над либретто к опере «Сомнамбула». Сюжет был заимствован из балетной пантомимы французского драматурга Э. Скриба, с успехом представленной в Париже в 1827 г. Публика приняла благосклонно произведение, отвечающее модным веяниям того времени. Романи внёс корректировки в литературную основу: «перенёс» место действия из Прованса в Швейцарию, дал героям новые имена.

Беря за основу оперы сюжет о невесте-лунатике, Беллини практически не сомневался в успехе. Пасторальная картина жизни селян швейцарской провинции представала в сочетании с демонстрацией необычного явления так называемой «одической» силы, о которой только начали говорить в научных кругах. Действо неизменно вызвало бы любопытство и интерес искушённой аристократии, немного уставшей от исторической ретроспективы в искусстве.

дом, в котором Беллини создал оперу Сомнанбула

Беллини работал над «Сомнамбулой» в доме Д. Паста на озере Комо. Особняк певицы зачастую превращался в некое подобие салона, где гостеприимно принимали деятелей искусства, композиторов, поэтов и прочих представителей богемы. Местечко в живописном уголке Италии благотворно влияло на творческий процесс. Там же Беллини смог немного поправить здоровье. В период пребывания в Венеции, где состоялась премьера «Капулетти и Монтекки» в 1830 году, Беллини ощущал сильнейшее недомогание, которое сам предпочитал называть «желудочной лихорадкой». Боли в кишечнике и желудке уже стали проявляться периодически, обостряясь на фоне переутомления. Пребывание на вилле у озера помогло композитору на время забыть о болезни и работать плодотворно.

Впервые «Сомнамбула» была поставлена на сцене Каркано в Милане. Это произошло 6 марта 1831 года. В июле опера с успехом прошла на сцене Королевского театра в Лондоне. Осенью 1835 года, уже после смерти Беллини, «Сомнамбулу» ожидал успех в Нью-Йорке, на сцене Park Theatre.

 

Беллини был похоронен на родине, в Катании. Могила, находящаяся в одном из залов собора Святой Агаты, украшена фразой: «Не верилось, так скоро можешь ты погибнуть! О, цветок!». Пронзительные по настроению слова заимствованы из заключительной арии главной героини оперы «Сомнамбула». Беллини, подобно Амине, уже «не воспрянет ото сна». Однако его незримый гений до сих пор не оставляет подмостки лучших театров мира, воплощаясь в мелодичных ариях, исполняемых в технике бельканто современными мастерами оперного искусства.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Винченцо Беллини «Сомнамбула»