П.И. Чайковский Симфония «Манфред»

 

П.И. Чайковский Симфония «Манфред»

Этот шедевр творчества великого Петра Ильича Чайковского заслуженно называют оперой без слов. Симфония «Манфред», созданная русским композитором по программе, основанной на философской трагедии выдающегося английского поэта Джорджа Байрона, - это не только красивая музыка, но и поучительное повествование. Рассказывая музыкой драматическую историю несчастного Манфеда, композитор намеревался предостеречь последующие поколения о том, какую опасность для человечества таит в себе бездушие и бездуховность. Музыка этого гениального произведения, невольно заставляющая задуматься о роковой судьбе главного героя, приводит к размышлению о смысле жизни. Ведь жизнь, прожитая без пользы для людей, прожита зря.

Историю создания «Манфреда» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Идея создания симфонии «Манфред» изначально принадлежала выдающемуся русскому композитору Милию Алексеевичу Балакиреву. Глава «Могучей кучки», вдохновлённый программными симфониями Гектора Берлиоза, который в 1867 году удостоил Россию своим посещением, составил сюжет по философско-драматической поэме - трагедии лорда Байрона и попросил французского маэстро осуществить его замысел. Однако Берлиоз, ссылаясь на возраст и плохое самочувствие, от этого предложения категорически отказался.

Петр Ильич Чайковский

Прошло более десяти лет, но Милий Алексеевич от своих намерений не отступился и с просьбой о написании симфонии в 1882 году обратился к Чайковскому, так как считал, что только его талант может справиться с этой задачей. Балакирев прислал Петру Ильичу тщательно разработанную программу, с кратким разъяснением её сути.

 

Поначалу сюжет и расплывчатые размышления Балакирева об утрате человеческих идеалов Петра Ильича не вдохновили, но Милий Алексеевич не сдавался и через два года вновь начал уговаривать своего московского коллегу, прислав ему обновлённую версию программы к симфонии «Манфред», отредактированную В.В. Стасовым. На этот раз Чайковский согласился в надежде на то, что предстоящая поездка в Швейцарию и прогулки по её горам навеют композитору интересные мотивы.

Милий Алексеевич Балакирев

Перед поездкой в 1885 году в Давос Пётр Ильич первым делом зашёл в книжный магазин, чтобы купить «Манфреда» и прочитал его сразу по прибытии в Швейцарию. Познакомившись с драмой, композитор сделал для себя много новых открытий, о чём в программе Балакирева и Стасова не говорилось ни слова, например о могуществе человека и в то же время его бессилии, о постижении различных тайн, но невозможности их применения. Размышляя об этом, Чайковский пришёл к выводу, что программу необходимо изменить, да так, чтобы на первом плане была не сюжетная линия, а терзания главного героя. И несмотря на то, что «Манфред» в тот момент уже очень увлекал композитора, работа над произведением продвигалась очень медленно. Наброски симфонии он сделал в апреле в Швейцарии, а затем четыре месяца просидел над ней, не разгибая спины, и закончил в конце сентября, уже находясь в усадьбе «Майданово».

 

В феврале 1886 года музыкальное издательство «П. Юргенсон» напечатало партитуру произведения, а в следующем месяце в Москве состоялось успешное премьерное исполнение симфонии «Манфред». За дирижёрским пультом на концерте, проходящем в рамках РМО, стоял немецкий дирижёр Макс Эрдмансдёрфер.

 

Чайковский Макс Эрдмансдёрфер 

оркестр исполняет «Манфреда» Чайковского ноты «Манфреда» Чайковского 

 

Интересные факты

  • «Манфред» явился первой симфонией Петра Ильича Чайковского, все части которой композитор связал лейтмотивом.
  • Симфонию «Манфред» Чайковский заслуженно посвятил русскому композитору Балакиреву, так как именно Милий Алексеевич был инициатором создания этого выдающегося шедевра.
  • Когда Петр Ильич закончил «Манфреда», то оценивал его как самое лучшее своё творение. Однако спустя полгода отношение к произведению у композитора кардинально изменилось. Теперь он считал это сочинение отвратительным и даже высказывался о том, что ненавидит его, исключение составляла только первая часть.
  • Философская драма «Манфред» английского поэта Джорджа Байрона вдохновляла многих талантливых людей. Одним из них был выдающийся балетмейстер Рудольф Нуриев, сочинивший в 1979 году на основе этого произведения свой первый оригинальный балет, использовав для него музыку одноимённой программной симфонии Петра Ильича Чайковского. Спектакль хореограф ставил под себя, поэтому главная мужская роль была очень сложной. Более часа танцор должен выполнять на сцене без остановок сложные пируэты в очень быстром темпе. Премьера балета состоялась осенью 1979 года в парижском дворце "Пале-де-Спор".

  • Несмотря на то, что симфония «Манфред» Петра Ильича Чайковского считается самым малоисполняемым сочинением великого композитора, сегодня существует около двадцати замечательных записей этого произведения. Например, в 1940, 1949 и 1953 годах были выпущены диски, на которых данное сочинение исполняет симфонический оркестр NBC под управлением выдающегося итальянского дирижёра Артуро Тоскани, а в 1967 и 1971 годах сделал звукозаписи Госоркестр СССР под управлением Евгения Светланова. Известны также прекрасные записи Лондонского, Венского и Мельбурнского симфонических оркестров.

 

 

Содержание

Симфонию «Манфред» (h-moll) Пётр Ильич Чайковский изложил в четырёх частях, каждая из которых между собой связаны сюжетной линией. Содержание программы первой части произведения по сравнению с другими её разделами является наиболее развёрнутой и суть её заключается в следующем. Граф Манфред, ведущий затворническую жизнь, посвятивший себя науке и таинствам магии, сумел овладеть секретом бессмертия, постичь то, что недоступно обычному человеку. В юности Манфред мечтал нести просвещение в народные массы, но впоследствии разочаровавшись в людях, с которыми не мог найти взаимопонимание, обрёк себя на одинокое существование. Он научился распознавать врагов и разрушать их коварные планы, а также особенными заклятиями вызывать духов и общаться с ними. Отныне графа угнетают мрачные мысли: жизнь его разбита, он греховен и повинен в смерти своей прекрасной возлюбленной, воскрешение которой не в его силах. Горькое уныние гордого отшельника приводит к тому, что он отчаянно ищет забвения.

Чайковский Манфред

 

Первая часть симфонии - Lento lugubre, написанная композитором в крупной трёхчастной форме, с неимоверной силой отображает душевные страдания Манфреда, его тяжкое раскаяние и скорбь о безвозвратно утерянном счастье. Начальный раздел включает в себя три темы, каждая из которых точно передаёт мучительные мытарства главного героя. Первая тема, звучащая как вопрос, на который нет ответа, очень кратка и лаконична. Мрачный и напряжённый характер ей придают низкозвучащие деревянные инструменты (бас-кларнет и три фагота), подстёгиваемые хлёсткими аккордами альтов, виолончелей и контрабасов. Вторая тема, в октаву исполняемая группой струнных, своим движением постоянно устремляется вверх, но её сдерживают нисходящие мотивы фаготов и медных духовых. Третья тема, наполненная интонациями горьких вздохов и стонов, звучит на фоне напряжённого триольного фона. Все мотивы начального раздела постоянно чередуются. Их интенсивное вариационное развитие приводит к кульминации, окрашенной в тона мрачной безнадёжности.

Средний раздел по характеру сильно контрастирует с музыкой, звучащей в начале произведения. Взволнованному драматизму здесь противопоставлена просветлённая лирическая тема, которая передаёт нежные воспоминания главного героя о его погибшей любимой девушке Астарте. Мягкость мотиву придаёт засурдиненное звучание скрипок, но затем, когда эстафету принимают деревянные духовые, которых своими подголосками поддерживает скрипичная группа, музыка становиться более эмоциональной и возбуждённой.

Заключительный раздел первой части симфонии сравнительно невелик, однако именно в нём композитор подводит к высочайшей кульминационной точке, показывая всю трагичность жизненной ситуации Манфреда. Тема главного героя тут представлена в наиболее раскрытом виде.

 

Вторая часть. Vivace con spirito. «Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада».

Манфред, гуляя по горам, останавливается у водопада и при помощи заклинания вызывает образ прекрасный феи Альп. Он рассказывает ей свою печальную историю и просит о помощи: хоть на мгновенье увидеть свою погибшую возлюбленную. Фея отвечает, что мёртвые ей неподвластны и исчезает.

Вторая часть симфонии – это написанное в миноре легкое и изящное скерцо, которое наполнено удивительными волшебными оттенками. В крайних разделах Чайковский, используя прозрачную оркестровую фактуру: легкое стаккато деревянных духовых, воздушное звучание скрипок и хрустальные переливы арф, весьма выразительно рисует картины горной природы и искрящиеся брызги водопада. Далее характер музыки резко меняется. Начинается трио, где на первый план выходит нежная тема с красивой мелодической линией, изображающая горную фею. Однако такое светлое настроение не остаётся без изменений: мрачный оттенок в него вносит звук валторны, исполняющей безотрадный мотив главного героя из первой части.

 

Третья часть. Andante con moto. «Пастораль. Картина простой, бедной, но привольной жизни горных жителей». Манфред с высоты горы наблюдает за мирным размеренным бытиём селян. Их заботы и радости ему чужды.

В музыке этой части, раскрашенной народными мотивами, находит отражение не только великолепие альпийской природы, но и все очарование сельского бытия. Всё начинается с простой, но выразительной темы в исполнении гобоя, которая очень напоминает пастуший наигрыш. Далее эстафету принимают мотивы валторны и кларнета. Затем последующее интенсивное развитие звучащих ранее тем приводит к большому динамическому расширению, на пике которого, разрушая идиллическое настроение, вновь появляется сильно преобразованная фатальная тема Манфреда.

 

Часть четвёртая. Allegro con fuoco. Ариман, древнеперсидское божество зла, смерти и тьмы, в подземном дворце восседает на раскалённом шаре. Возле огненного трона собрались злые духи, которые прославляют своего господина и развлекают его адскими танцами. Нарушая вакханалию, в чертогах повелителя тёмных сил появляется Манфред, он просит Аримана помочь ему и воскресить Астарту. Появляется призрак девушки. Манфред умоляет возлюбленную простить его, но в ответ слышит только своё имя и слово «Прощай». Призрак исчезает, а Манфред, почувствовавший себя прощёным, возвращается на землю и ждёт скорой смерти, как избавление от мучительных душевных страданий.

В финале симфонии, являющейся кульминацией всего произведения, музыкой отчётливо разграничены сцены, которые обозначены в программе. В начале части композитор красочно изображает фееричный разгул злых сил посредством двух тем, которые прежде следуя одна за другой, затем объединяются и становятся неразделимы. Разгул нечисти прерывается небольшим хоральным эпизодом, который подготавливает появление главного героя.

Возникновение призрака Астарты сопровождается темой, которая изначально звучит в первой части, однако на этот раз в обрамлении звучания арф она становится более мягкой, хотя в то же время и гораздо печальнее, и тем самым отображает душевные страдания девушки. Последнее проведения этой темы, по характеру отличающееся от предыдущих передаёт состояние, и символизирует прощение Манфреда. Завершается произведение торжественным хоралом, основанным на теме главного героя. Его просветлённое звучание украшено мотивом из средневекового распева «Dies irae», напоминающим о Страшном Судилище, которое ожидает грешника.

 

«Манфред» Петра Ильича Чайковского – это гениальное произведение, в котором страдания человека, его душевная боль отображены с такой мощью, что среди произведений мировой музыкальной культуры, пожалуй, очень сложно найти нечто подобное. Радует, что данное творение великого маэстро входит в репертуар многих знаменитых симфонических оркестров, ведь оно очень актуально в нынешнее время, так как сегодня многие молодые люди ради своей гордыни и карьеры не боятся омрачить даже очень светлые отношения.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Симфония «Манфред» Чайковского