Д. Гершвин «Американец в Париже»

 

Американец в Париже

Двадцатые и последующие за ними тридцатые годы прошлого столетия в Соединённых Штатах принято называть «эпохой джаза». Эта интереснейшая глава в истории музыкальной культуры связана с именем выдающегося американского композитора Джорджа Гершвина, которого сегодня именуют классиком музыки XX века. Оставивший потомкам богатое творческое наследие, он стремился отобразить в своих творениях дух того времени и стиль жизни американской нации. Одним из таких произведений является симфоническая поэма «Американец в Париже». В этом сочинении композитор, не касаясь серьёзных социальных проблем, музыкальным языком рассказал о восторженных впечатлениях американца, путешествующего по Парижу.

Историю создания «Американца в Париже» Гершвина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

1924 год в жизни Джорджа Гершвина был весьма удачным. Успех «Рапсодии в стиле блюз», а затем привлекательная постановка мюзикла «Леди, будьте добры!» принесли свои плоды, а вернее сказать хорошие деньги. Финансовое положение семьи стало настолько благополучным, что позволило ей приобрести пятиэтажный дом и перебраться в более престижный район Нью-Йорка, а Джорджу наконец-то отправиться в трёхгодичное творческое турне по Европе. Успех молодого композитора в Лондоне был настолько грандиозным, что с ним захотели встретиться даже члены королевской семьи, но, несмотря на радушный приём англичан, сердце Гершвина рвалось во Францию. Причиной тому было желание Джорджа поскорее познакомиться с выдающимся композитором Морисом Равелем, чьей музыкой он не переставал восхищаться.

Джордж Гершвин

Наконец-то долгожданная для американца встреча состоялась. Гершвин, которого привлекала необычная гармонизация в произведениях французского маэстро, попросил дать ему несколько уроков. Однако Равель, после первого прослушивания произведений Джорджа, ласково ему отказал, заявив при этом: «Зачем быть второсортным Равелем, если ты можешь быть первоклассным Гершвином?». То есть, как потом оправдывался великий француз, он не хотел портить своеобразный музыкальный стиль талантливого американца. Впоследствии, завязавшиеся дружеские отношения двух композиторов привели к тому, что Джордж настойчиво стал уговаривать Мориса посетить Соединенные Штаты с гастрольным турне.

Морис Равель

Париж впечатлил Джорджа не только знакомством со многими известными талантливыми личностями, но и своими достопримечательностями. Экспозиции Лувра, дворцово-парковый ансамбль Версаля, прогулки по Елисейским полям и суетным улицам Парижа, нарядные люди, звуки клаксонов таксомоторов – всё это приятно воздействовало на воображение молодого человека и не могло не вдохновить композитора на создание нового сочинения. Так появилась пьеса с названием «Очень Парижская», в которой Гершвин отразил волнующую атмосферу парижской столицы, а затем её музыкальный материал положил в основу нового произведения – симфонической поэмы «Американец в Париже».

 

Вернувшись на родину в начале 1928 года Джордж сразу стал хлопотать о гастрольном туре Равеля в Соединённые Штаты. Для организации концертной поездки он обратился к другу композитора Роберу Шмитцу - основателю Франко-Американского музыкального общества, которое занималось в США популяризацией современной французской музыки. Шмитц предложил Равелю за концерты солидный гонорар в размере десяти тысяч долларов, и Морис согласился, такое вознаграждение могло поправить его финансовое положение.

Гершвин вновь встретился с Равелем в Нью-Йорке 7 марта на дружеской вечеринке по случаю дня рождения французского композитора. Встреча с Морисом побудила Джорджа вернуться в Париж, и на этот раз он поехал вместе со своим старшим братом. Эта трёхмесячная поездка была очень плодотворной, Гершвин тесно общался с композиторами: Уильямом Уолтоном, Артю́ром Онегге́ром и Сергеем Прокофьевым, показывал свои произведения издателям, а так же бегал по магазинам, разыскивая автомобильные клаксоны, которые нужны были ему для создания специальных звуковых эффектов в задуманном им «Американце в Париже». Наброски этой симфонической поэмы Гершвин увлечённо начал делать ещё во Франции, а закончил уже в Штатах. Впоследствии, в своём интервью корреспонденту журнала «Музыкальная Америка» композитор пояснил, что в своём сочинении он хотел отобразить всё, что особенно впечатляет американского гостя в Париже, то есть передать атмосферу французской столицы.

 

Премьерное исполнение «Американца в Париже» состоялось Карнеги-Холл в середине декабря того же 1928 года. Произведение прозвучало в исполнении оркестра Нью-Йоркской филармонии под управлением Вальтера Дамроша, и было воспринято аудиторией очень радушно.

 

Гершвин в Париже мюзикл Американец в Париже 

Гершвин  

 

Интересные факты

  • Свою пьесу «Очень Парижская», мелодический материал которой Гершвин в дальнейшем использовал в симфонической поэме «Американец в Париже», композитор сочинил в качестве подарка Мейбл и Роберту Ширмер – гостеприимным хозяевам дома, приютившим Джорджа во время его пребывания в Париже.
  • Морис Равель, высоко оценивший талант Гершвина и всё-таки заставивший Джорджа всерьёз задуматься об образовании, написал рекомендательное письмо своей хорошей знакомой, композитору и педагогу Наде Буланже, которая в то время проживала в Фонтенбло и работала в Американской консерватории. Однако пообщавшись с Гершвином, Надя высказалась, что ничему его научить не сможет.
  • Находясь в Париже, Гершвин, после отказа Мориса Равеля, предпринял попытку взять несколько уроков у Игоря Стравинского, но опять получил отказ. На вопрос: «Сколько денег вы заработали в прошлом году?» Джордж ответил: «200 000 долларов». На это Стравинский с насмешкой парировал: «Чтобы зарабатывать такие деньги, это я должен учиться у Вас писать музыку».

Игорь Стравинский

  • Для исполнения «Американца в Париже» специально изготавливался музыкальный инструмент, состоящий из четырёх различных по звучанию клаксонов, которые в начале произведения изображали сигналы парижских такси. В партитуре их порядок обозначался буквами A, B, C и D, а кроме того указывалась длительность их звучания. Для исполнения поэмы Джордж сам выбирал клаксоны в Париже, но, к сожалению, сегодня они потеряны.
  • Оркестровка «Американца», которую мы сегодня слышим, имеет существенные отличия от оригинальной версии Гершвина. В этом следует винить издателя композитора Фрэнка Кэмпбелл-Уотсона. Он так отредактировал партитуру, что она потеряла свой первоначальный облик.
  • В 1951 году режиссером Винсентом Миннелли была снята музыкальная мелодрама «Американец в Париже», в котором снялись Джин Келли и Лесли Карон . В киноленте много мелодий Джорджа Гершвина, а завершается она грандиозной танцевальной сценой, в которой использована музыка симфонической поэмы композитора. В следующем 1952 году фильм получил шесть «Оскаров».

 

 

Содержание

ноты для клаксона в "Американца в париже"

«Американец в Париже» - это музыкальная фантазия, имеющая особенности, как сюиты, так и симфонической поэмы, с которой её сближает свобода в развитии музыкального материала и мотивная связь. Произведение можно поделить на пять разделов, заключённых в рамки трёхчастной формы. Первую часть «Allegretto grazioso» композитор, чтобы ярче подчеркнуть французский колорит, написал в стиле Клода Дебюсси и композиторов знаменитого объединения «Шестёрка». Основанная на трёх темах, которые непрерывно варьируются и активно развиваются, она отображает прогулку американского гостя по улицам Парижа, ссору таксистов и отдых за чашечкой кофе в студенческом квартале.

Средний раздел «Andante ma con ritmo deciso», начинающийся красивым соло в блюзовых тонах засурдиненной трубы, передаёт ностальгическое чувство, связанное с тоской по родине, возникшее у американца в связи с посещением великолепного Люксембургского сада. В последней части, рассказывающей о том, как наш путешественник встретился с земляком и поделился с ним своими впечатлениями, вновь возвращаются темы, которые энергично звучали в первой части, а в грандиозном финале так же появляется блюзовая тема из среднего раздела.

 

«Американец в Париже» - это замечательное произведение выдающегося композитора Джорджа Гершвина сразу полюбили слушатели во всём мире. Оно наравне с «Порги и Бесс» и «Рапсодией в стиле блюз» входит в список знаменитых шедевров американского маэстро, которые довольно часто звучат на лучших сценах в исполнении звёздных музыкальных коллективов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Американец в Париже» Гершвина