Ф. Лист «Прелюды»

 

Великий сын венгерского народа Ференц Лист вошёл в историю мировой культуры не только как блестящий пианист, которому в своё время не было равных, но и как гениальный композитор, пополнивший сокровищницу музыкальных произведений талантливыми сочинениями. Помимо прекрасных творений для фортепиано композитор внёс ощутимый вклад и в симфоническую музыку.  Именно он впервые создал романтическое произведение, которое получило название «симфоническая поэма». Прекрасным примером тому служат его «Прелюды» - музыкальное сочинение, получившее высокую оценку слушателей по всему миру.

Историю создания «Прелюдов» Листа, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

История создания «Прелюдов», оказавшаяся весьма не простой, началась летом 1844 года, когда Лист с концертной программой приехал в Марсель. Радушно встреченный там знакомыми артистами гастролирующего немецкого хора, он был приглашён на их выступление, а вскоре руководитель коллектива обратился к композитору с просьбой о сочинении нового вокального произведения, которое должно будет непременно исполнено хором на ближайшем концерте. После того, как Ференц с удовольствием откликнулся на это предложение, его познакомили с Жозефом Отраном – французским поэтом, на стихи которого маэстро должен был написать музыку. Поэтический текст с названием «Аквилон» (ветер) Листом был отработан очень быстро, и новое произведение в исполнении хора прозвучало уже на четвёртом концерте пианиста. На фортепиано аккомпанировал сам автор.

Ференц Лист

Результат первого творческого сотрудничества композитора и поэта понравился всем, поэтому Лист попросил, а Отран предоставил ему ещё три своих стихотворения с названием: «Земля», «Вода» и «Звёзды», которые маэстро вскоре тоже положил на музыку.

 

После творческих встреч в Марселе прошёл год, и неутомимому композитору вдруг пришла новая идея: он задумал объединить хоры на стихи французского поэта в единый цикл с названием «Четыре элемента» и добавить к ним большую симфоническую увертюру. Начатое в 1845 году произведение несколько раз перерабатывалось и было закончено лишь через пять лет. Его оркестровку сделал талантливый немецкий композитор Йозеф Иоахим Рафф, работавший в то время помощником Листа.

«Четыре элемента»

Существует несколько версий того, почему увертюра, первоначально названная «Четыре элемента», стала «Прелюдами». По одной из них: Лист, впечатлённый стихами французского поэта Альфонса де Ламартина из сборника «Новые поэтические размышления», решил переименовать своё произведение и дать ему заголовок одного из стихотворений. Его же текст лег в основу программы нового сочинения, которое теперь стало называться не увертюрой, а симфонической поэмой. Суть программы такова: человеческая жизнь со всеми невзгодами и радостями – это всего-навсего прелюдия к главной – небесной жизни.

 

Премьерное исполнение «Прелюдов» состоялось в Веймаре в феврале 1854 года. За дирижёрским пультом стоял автор. Партитура была издана старейшим лейпцигским музыкальным издательством «Брайткопф и Гертель» в январе 1865 года.

 

Лист Жозеф Отран 

 ноты «Прелюдов» Листа 

 

Интересные факты

  • Термин «Симфоническая поэма» появился совершенно случайно. В анонсе о предстоящем 23 февраля 1854 года премьерном концерте было написано: «Прелюды – симфоническая поэзия».
  • Йозеф Иоахим Рафф – талантливый немецкий композитор, работавший секретарём Ференца в Веймаре и впоследствии сделавший оркестровку «Прелюдов», очень критически относился к творчеству Ференца Листа. Композитор чувствовал себя оскорблённым, но высоко оценивая блестящие работы Раффа по переложению музыкальных произведений для оркестра и поборов свою гордость, в письме попросил его о постоянном сотрудничестве.
  • Симфоническую поэму «Прелюды» Ференц Лист посвятил своей гражданской жене, княгине Каролине Сайн-Витгенштейн, с которой познакомился в 1847 году в Киеве, во время гастрольной поездки по Российской империи. Впоследствии дочь Королины – Мария Витгенштейн (в девичестве) основала музей Листа в Веймаре.

Каролина Витгенштейн

  • Советский писатель Валентин Пикуль рассказал о романе Листа с Королиной Витгенштейн в своём произведении «Реквием последней любви». Помимо этого, в 1970 году зрители увидели двухсерийный художественный фильм советско-венгерского производства «Грёзы любви», повествующий о романтических отношениях великого венгерского композитора и русской княгини.
  • В начале 1859 года симфоническая поэма Ференца Листа «Прелюды» была успешно исполнена в Нью-Йорке. После премьеры в США Карл Клаузер сделал переложение произведения для фортепиано, которое было представлено ​композитору в 1863 году. Аранжировка Листу не понравилась и он её частично переделал. Несколько позже сам автор сделал два варианта: для двух фортепиано и одного фортепиано в четыре руки. Существует также версия для фисгармонии и фортепиано А. Рейнхарда и для военного оркестра Л. Хелфера.
  • Звуки фанфары из заключительного марша «Прелюдов» были выбраны для сопровождения еженедельных радио и кинохроник, рассказывающих о победах вооружённых сил нацистской Германии в 1935—1945 годах.

 

 

Содержание

Несмотря на текстовую программу поэмы, которая четырежды переделывалась, музыкальное содержание «Прелюдов» получилось совсем иным. Лист сочинил оптимистическое, жизнеутверждающее произведение, в котором о смерти нет и намёка: человек проходит через все испытания судьбы и выходит из них победителем.

«Прелюды» являются ярким образцом монотематизма. Здесь трехзвучный выразительный мелодический оборот составляет основу не только темы вступления, но и интонационно связывает главную, связующую и побочную партии произведения.

Симфоническую поэму «Прелюды» Ференц Лист написал в форме сонатного аллегро с зеркальной репризой. Такая форма произведения соответствует замыслу композитора, в котором одержать победу должно величие человеческого духа, а поскольку этот образ выражен в главной партии, то её звучание необходимо именно в финале, ведь так обусловлено идеей сочинения.

Поэма начинается с загадочного по своему характеру вступления. Вкрадчивые звуки пиццикато струнных, а затем мотив, похожий на вопрос, создают ощущение романтичной таинственности. Задумчивая тема в хоральном звучании скрипичных инструментов, украшенная аккордами деревянных духовых, поначалу проходит в До мажоре, а затем ещё раз, но уже в ре миноре. Постепенно нарастая, она подводит к главной партии экспозиции, в основу которой заложен трёхзвучный мотив вступления - тема вопроса. Звучащая торжественно и величаво, в исполнении, фаготов, тромбонов и басовых струнных, главная партия убедительно отображает образ гордого человека, уверенного в своих силах.

Связующая партия продолжает характеризовать главного персонажа, но показывает его с другой стороны. Это уже не герой, готовый к победе, а личность, которой не чужды простые человеческие чувства: он тоже желает любви и счастья. Прозрачная фактура, убаюкивающее сопровождение, выразительная мелодия в исполнении струнных, а затем валторны, погружают в особую возвышенную атмосферу романтической мечтательности. Красочная модуляция из До мажора в Ми мажор подготавливает появление побочной партии – лирического образа любви. Вначале она звучит сокровенно, но в то же время тепло и проникновенно. Особую задушевность теме придаёт звучание хора валторн и засурдиненных альтов. В дальнейшем побочная партия разрастается, захватывая весь диапазон оркестра, и достигнув кульминации, угасает.

Идиллия, отображённая в побочной партии, заканчивается. В разработке ей на смену приходит совершенно контрастная музыка. Слышится завывание ветра, начинается буря, которая способна разрушить человеческое счастье. Однако вскоре живописно изображённая драматическая картина борьбы завершается призывными фанфарами медных духовых. Потрясения закончились, им на смену душевный покой. Сначала нежную мелодию выразительно пропевает гобой, а затем валторна, кларнет и флейта, имитируя пастушьи наигрыши свирелей, создают идиллическую картину полной безмятежности.

Вслед за этим неприметно начинается зеркальная реприза, сначала звучит связующая партия, которая меняя свой характер, становится более энергичной. Следующая за ней побочная партия тоже заметно преображается. Она приняла вид триумфального марша. Произведение завершается мощным проведением главной темы, которая звучит, как героический апофеоз поэмы.

 

 

«Прелюды» считаются одним из лучших творений Ференца Листа. Из тринадцати симфонических поэм написанных композитором, они пользуются наибольшей популярностью, и входит в репертуар многих знаменитых мировых оркестров.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Прелюды» Листа