Иоганн Штраус «Прощание с Петербургом»
«Сто писем о любви». Эта фраза звучит весьма романтично, а когда узнаёшь, что речь идёт о нежных отношениях именитого композитора Иоганна Штрауса и русской девушки по имени Ольга, то воспринимаешь её с особым трепетом и интересом. Да, именно Россия подарила великому музыкальному сочинителю - «королю вальсов», первую и настоящую любовь. Это был головокружительный роман, вдохновивший композитора на создание множества прекрасных творений, и среди них особого внимания заслуживает лирический вальс «Прощание с Петербургом», который он посвятил своей возлюбленной.
Историю создания вальса «Прощание с Петербургом» Иоганна Штрауса, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
Всё началось с того, что в 1855 году Иоганну Штраусу - младшему, перенявшему эстафету у своего знаменитого отца – композитора Иоганна Батиста Штрауса, был предложен весьма привлекательный ангажемент. В то время карьера музыканта стремительно двигалась вверх. О таланте Штрауса стало известно далеко за пределами Вены, а его оркестр получил постоянную прописку при дворе императора Франца-Иосифа І. Однажды композитор был представлен весьма важному господину из России. Вероятно, им был директор Царскосельской железной дороги Фердинанд Иванович Таубе. Их общение было недолгим, но весьма результативным. В итоге Штраус согласился за солидное вознаграждение занять место дирижёра на концертный сезон в Павловске, устраиваемый для изысканной публики. Вскоре контракт был подписан, и согласно ему, летом следующего года музыкант отправился в Санкт-Петербург. Двенадцать оркестровых музыкантов он привёз с собой из Вены, а остальных набрал в России. Первый концерт прошёл с оглушительным успехом. После каждого произведения публика устраивала овации. Важно отметить, что тридцатиоднолетний Штраус был строен, красив и вдохновенен, а своей манерой дирижировать со скрипкой, которая время от времени начинала звучать в его руках, он был удостоен не только всеобщей симпатии, но и неподдельных восторгов, особенно от представительниц прекрасного пола. Зал, где прежде под музыку можно было пообедать, теперь полностью преобразился в концертный, который слушателей вмещал с большим трудом. Дачники Павловска, а также Царскосельские и столичные меломаны – все были очарованы музыкой венского композитора.
Штраусу яркий и нарядный Павловск тоже пришёлся по душе. Русская публика его боготворила. Артистическая комната музыканта утопала в цветах, а в одном из печатных изданий написали, что Штраус вскоре будет шествовать от квартиры до эстрадного помоста по ковровой дорожке, склеенной из трепетных посланий страстных поклонниц. Музыканту в Павловске так всё нравилось, что, когда контракт подходил к своему завершению, он стал волноваться, что красивая жизнь близится к завершению. Впрочем, вскоре Штраус получил радостное известие: договор был продлён ещё на два года.
В следующие концертные сезоны всё продолжилось: блистательный успех, море цветов и записки от поклонниц. Однако летом 1958 года в артистической комнате его невольно привлёк букет из белых роз, в котором была записка: «В знак восхищения от незнакомки». Несмотря на огромное количество восторженных посланий, именно это настолько привлекло внимание композитора, что его сердце забилось как-то особенно сильно. В своём воображении он старался нарисовать портрет неведомой особы. Чтобы ответить на вопрос: кто и где она, композитор старался глазами найти её среди публики, а однажды на суд слушателей представил пьесу с названием «Незнакомка».
В нынешнее время существует несколько версий о том, как Иоганн познакомился с таинственной девушкой, однако какая из них достоверна, история умалчивает. Её звали Ольга Смирнитская. Прелестная девушка, проводящая лето с родителями на даче в Павловске, с большими глазами и грустным восхищённым взглядом, сразу покорила сердце опытного ловеласа. Она привлекла Штрауса не только привлекательной внешностью, но и умом, образованностью, а также умением слушать и понимать. Затронув самые нежные струны в сердце композитора, Ольга стала его первой настоящей любовью, которая сопровождалась тайными свиданиями и полными нежности письмами.
Во время коротких встреч влюблённые мечтали о будущем и клялись друг другу в вечной любви. Скрывать свои чувства они вынуждены были из-за родителей девушки, которые даже в мыслях не допускали социального неравенства. Не рассчитывая получить одобрение, влюблённые даже помышляли совершить побег, но Ольга на него так и не отважилась.
Известно, что Штраус посвящал Ольге свои сочинения, среди которых полька-мазурка «Бонбоньерка», полька-мазурка «Проказница» и вальс «Прощание с Петербургом» который он сочинил в конце августа, перед тем как покинуть Россию и расстаться со своей любимой. Произведение впервые было исполнено в Павловске в первых числах сентября 1858 года. Венская публика с этим произведением познакомилась в том же году на концерте 21 ноября. Несмотря на то, слушатели и критики восприняли сочинение весьма радушно, в репертуар Штраус-оркестра композитор впоследствии его не включал. Видимо ему тяжело было вспоминать о девушке, которую очень сильно любил, но так и не смог связать с ней свою судьбу.
Интересные факты
- Иоганн Штраус начал вальс «Прощание с Петербургом» с соло виолончели в знак уважения к великим князьям Константину Николаевичу и Михаилу Николаевичу, которые с увлечением музицировали на этом инструменте.
- Плодотворная творческая жизнь Иоганна Штрауса отмечена 496-ю произведениями, из которых более трети, а именно 168, принадлежит королю танца – вальсу.
- Ольга Смирнитская в 1864 году обвенчалась с дворянином, военным юристом Александром Лозинским, и у них было четверо сыновей. Супруги прожили вместе 60 лет, но по воспоминаниям родственников они совсем не ладили между собой.
- Ольга Смирнитская была одна из первых русских женщин-композиторов. Её вокальные миниатюры на стихи поэтических гениев: Пушкина, Лермонтова, Фета, печатались в модных сборниках романсов.
- Портрет Ольги Смирнитской - кисти живописца Ивана Макарова, Иоганн Штраус берёг всю свою жизнь. Письма композитора к возлюбленной из России, наполненные нежными чувствами, были обнаружены в архиве венской библиотеки лишь в 1993 году. Они там оказались благодаря Паулине Сверчковой - верной подруге Ольги. Она привезла письма в Австрию и передала их вдове Иоганна Штрауса.
- История романтической, но драматически завершившейся любви великого Штрауса, навсегда оставившего своё сердце в России, не могла остаться без внимания режиссёра Яна Фрида. В 1971 году мастер музыкальных фильмов положил её в основу художественного фильма «Прощание с Петербургом».
- Царскосельская железная дорога между Санкт-Петербургом, Царским Селом и Павловском начала функционировать в 1837 году. Для привлечения пассажиропотока в Павловске решили к вокзалу пристроить концертный зал. Намерение оказалось правильным. В летний сезон весь светский Петербург направлялся на концерты в Павловск. В начале 50-х годов было задумано для концертных выступлений из Европы приглашать талантливых артистов. Гонорар, предложенный Иоганну Штраусу, составлял 22 тысячи за сезон. По тем временам это были баснословные деньги.
- Иоганна Штрауса в России на русский манер стали называть Иваном Страусом, и он этому не противился.
- После того, как в 1960 году Штраус расстался с Ольгой Смирнитской, он продолжал согласно контракту работать в Павловске ещё несколько лет, но приезжал туда вместе с женой. Заключительным был сезон 1865 года.
Содержание
Ответ на вопрос, почему музыка изящного романтического вальса наполнено проникновенным лиризмом и отличается особой душевной взволнованностью, можно найти в названии произведении. Расставание – это всегда безрадостно, а порой и вовсе очень печально. И вот такое настроение автор и передаёт в своём творении с названием «Прощание с Петербургом».
Данное произведение представляет собой своеобразную сюиту из пяти вальсов, обрамлённую интродукцией и весьма развёрнутой кодой. Оно открывается элегичным соло виолончели, которое затем отголоском перехватывает гобой. Вскоре характер музыки заметно меняется и следующие 16 тактов вступительного раздела звучат более взволнованно.
Далее начинается основной раздел, включающий в себя пять вальсов, отличающихся мелодическим и тональным разнообразием. Иными словами, произведение по своему строению похоже на колоритную мелодическую гирлянду. Каждый вальсовый фрагмент состоит из двух 16-ти тактовых, не контрастных, но проникнутых возвышенным настроением льющихся мелодий, в которых явно прослеживается славянские интонации. Несмотря на то, что музыкальный материал в основном изложен в мажорных тональностях, он наполнен особой светлой печалью.
Произведение, развивающееся как музыкальное повествование и содержащее элементы драматургии, завершается довольно объёмной кодой, в которой автор как бы подводит итог всему тому, что произошло с ним в России. О его впечатлении от страны, так властно манившей к себе и о любви к русской девушке, которая в его памяти останется на всю жизнь.
«Прощание с Петербургом». Этот романтический шедевр великого Иоганна Штрауса значительно отличается от его творений данного жанра. Он звучит как волнующий рассказ о нежных чувствах композитора к своей возлюбленной и совсем не по-штраусовски трогателен и печален. Вальс не ассоциируются с праздником и торжественным настроением, но также чарующе красив.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: