А. Глазунов «Симфония №1»
Александр Глазунов – это видный представитель плеяды замечательных русских композиторов, внёсших весомый вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Он оставил для потомков богатое наследие, в котором особое место занимают монументальные, а именно симфонические произведения. В них творческий облик композитора выражен наиболее ярко, представлены характерные для его сочинений эпическая широта, пластичность музыкального языка и изящество мелодических линий.
Особое место среди произведений выдающегося маэстро занимает его Первая симфония, так как она хоть и написана в шестнадцатилетнем возрасте, но является убедительным примером проявления ярчайшего композиторского дарования юного Глазунова.
Историю создания «Симфонии №1» Глазунова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
История возникновения Первой симфонии, которая сразу после премьерного исполнения сделала А. Глазунова знаменитым, была довольна интересной. Всё началось в немецком Бад-Киссингене, куда Саша в 1879 году вместе с родителями приехал на летний отдых, и где он имел возможность обстоятельно познакомиться с симфоническим оркестром, который два раза в день играл в курортном парке. Мальчика это настолько заинтересовало, что он постоянно посещал не только концерты, но и репетиции коллектива. Музыкантам очень понравился любознательный молодой человек, который в антрактах всегда увлечённо расспрашивал об их инструментах. Именно в то время Саша полюбил оркестр, и у него зародилась мечта в будущем стать композитором.
Летом следующего 1880 года эта история получила продолжение, но уже на знаменитом курорте Друскеники. Впечатление от услышанной «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена в исполнении местного оркестра было настолько велико, что его не покидала навязчивая мысль написать такое же большое произведение. Поначалу Саша решил назвать симфонию «Славянской» и отработать в ней народные мелодии, которые постоянно записывал по примеру своих учителей М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакого. Однако спустя время от этого названия Александр отказался и решил: пусть будет просто «Первая», ведь за ней последуют и другие.
В конце лета, по возвращении домой, Саша первым делом поведал Балакиреву и Римскому-Корсакову о своих дерзновенных для неопытного музыканта замыслах, а кроме этого показал эскизы симфонии, тематизм которой их просто покорил. Наставники не только одобрили планы своего воспитанника, но и впоследствии всячески помогали ему, так как считали, что это произведение явится своеобразным аттестатом зрелости талантливого Глазунова. Милий Алексеевич, например, оказал помощь в оркестровке многих страниц, а также помог дописать коду финала, которая никак не получалась у юного композитора.
К весне симфония бала закончена, и её премьерное исполнение назначили на 17 марта 1882 года в зале Дворянского собрания. Оркестром дирижировал Балакирев. Уже сразу стало ясно, что слушателям произведение понравилось, аплодисменты усиливались после каждой части. И какого же было удивление публики, когда при вызове автора на сцену вышел застенчивый мальчик в форме гимназиста, которому с большим трудом можно было дать шестнадцать лет. Удивление зрителей было настолько сильным, что юного автора долго не отпускали с подмостков. В августе того же года успех симфонии повторился, она была исполнена в Москве на Всероссийской выставке, однако на этот раз произведением дирижировал Римский-Корсаков.
Интересные факты
- Как знак большого уважения свою Первую симфонию юный Саша Глазунов посвятил Н.А. Римскому – Корсакову. Слова о глубокой благодарности учителю он надписал на партитуре произведения.
- Просмотрев партитуру Первой симфонии, Римский - Корсаков, преподававший Глазунову теоретические дисциплины и композицию высказался о том, что ученик более в учителе не нуждается.
- За рубежом Первая симфония Глазунова на суд слушателей была представлена на фестивале в Веймаре в мае 1884 года. Инициатором исполнения был сам Ференц Лист, который ознакомившись с произведением, дал ему положительную оценку. В знак благодарности за радушный приём и оказанное внимание Глазунов свою Вторую симфонию посвятил памяти великого венгерского композитора, который, к сожалению, к моменту окончания сочинения произведения ушёл из жизни.
- Несмотря на то, что Первая симфония Саши Глазунова изначально была успешно встречена не только слушателями, но и критиками, из-за недостаточного опыта юного композитора она несомненно имела ряд различных недочётов и щероховатостей, и поэтому композитор на протяжении жизни не раз возвращался к его редакции. Например, он внёс дополнительную корректировку произведения перед изданием в 1885 году, а затем в 1929 году. К сожалению, в результате такого внимания автора к данному своему сочинению изначальная его редакция, которая датировалась 1881-1882 г. не сохранилась.
- Впоследствии Глазунов понимал, что вся Первая симфония пронизана влиянием композиторов «Могучей кучки». Мало того, что он перенял манеру оркестровки своих учителей, кроме этого, в своём первом монументальном произведении Саша сам явственно слышал отзвуки произведений кучкистов.
- О достоинствах Первой симфония А. Глазунова красноречиво говорит тот факт, что это произведение юного композитора любили Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский.
- Несмотря на грандиозный успех премьерного исполнения произведения, нашлись «доброжелатели», которые распускали слухи, что симфония написана по заказу богатых родителей юноши его знаменитыми преподавателями: М. Балакиревым и Н.А. Римским – Корсаковым. Кроме этого, в прессе появлялись карикатуры изображавшие Сашу Глазунова в виде младенца с нотами в руках.
- Во время репетиции Первой симфонии произошло важное событие: Саша познакомился М. Беляевым – богатейшим меценатом, в дальнейшем сыгравшим в жизни композитора значимую роль. Большой знаток музыки, он, сразу влюбившись в талант юного музыканта, устроил Саше Глазунову творческий вояж по странам Европы, а затем, для того чтобы печатать сочинения своего подопечного, основал в Германии собственное музыкальное издательство.
Содержание
Первая симфония - это весьма значимое произведение на раннем этапе творческого пути Александра Глазунова. Пусть это сочинение довольно наивное и ещё не достаточно совершенное, тем не менее, в нем уже обозначились особенные черты, характерные для знаменитого глазуновского симфонизма, то есть восторженная праздничность, мечтательность и радостное мироощущение. Кроме этого творение юного автора отличается величием, грандиозностью и широтой музыкального изложения.
Музыка симфонии раскрашена в светлые жизнерадостные и даже несколько пасторальные тона, ведь она была создана на основе впечатлений, полученных юношей во время летнего отдыха, и поэтому в образном содержании произведения находят отражение красота летней природы, а также все прелести сельской жизни. В тематизме произведения умело использованы мотивы народной музыки, но вместе с тем в нём ярко проявляется присущий композитору мелодический дар.
Симфония «Е-dur» включает в себя четыре части:
- «Аллегро». Экспозиция начинается с легкой, синкопированной танцевальной главной партии, сочетающей в себе подвижную плясовую песню и распевную мелодию. Гармонизовав эту тему простыми трезвучиями в свободной последовательности, композитор привносит в неё интересный народный колорит. Далее весёлый мотив сменяется прозрачным и задумчивым пением деревянных духовых инструментов, рисующих картину весенней природы, однако вскоре всё опять окрашивается светлыми и радостными красками, отображающим юношеское жизнелюбивое мироощущение.
- «Скерцо» изображает нам жанровую картинку: деревенское праздничное веселье. Всё начинается со вступления басов с накладывающимся на него незамысловатым, но наполненным юмором наигрышем кларнетов и альтов. В средней части, композитор как тематический материал использовал народную песню «Микита», а чтобы мелодия звучала ярче и острее и приобрела своеобразный гротескный характер, гармонизовал её, используя приём переменно – ладового смещения.
- «Адажио» – это певучие и плавные мелодии. Эту часть симфонии можно было бы назвать элегией, но в ней нет ни грусти, ни печали и она насквозь пропитана задушевностью и теплотой. Тем не менее, автор в ней размышляет при помощи музыки о чём-то жизненно важном.
- «Финал» – это яркая картина разгульного народного праздника. Композитор, используя в различных ритмических вариантах три разнохарактерные мелодии, одна из которых постоянно меняющая свой облик известная польская песня, рисует непринужденное безудержное веселье, которое завершается мощными насыщенными аккордами.
Первая симфония А. Глазунова - это замечательное произведение тогда ещё юного композитора. Несмотря на то, что оно не стало произведением, имеющим в музыкальной истории большое значение, однако явно обозначила о появлении подающего большие надежды молодого дарования.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Александр Глазунов Симфония №1