Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (Голубая рапсодия)
История мировой культуры знает много композиторов, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства. Одним из таких новаторов был Джордж Гершвин, впервые сочинивший произведение, в котором симфонический оркестр заставил играть блюз и тем самым сотворил своего рода чудо. «Рапсодия в стиле блюз» - так называется выдающееся сочинение, которое стало революционным лозунгом, подхваченным композиторами по всему миру.
Историю создания «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
История знаменитого произведения началась в двадцатые годы прошлого столетия. Поздним вечером 3 января 1924 года Гершвин со своим старшим братом Айрой и их общим другом композитором Бадди Дезильва захотели немного отдохнуть. Ища развлечения, они, гуляя по Манхэттену, заглянули в один из бильярдных клубов. Айра, слегка устав от игры, решил отвлечься и, взяв в руки ежедневную газету «Нью-Йорк Трибюн», в разделе развлечений прочитал интересное сообщение, которое на всех друзей воздействовало интригующе. В анонсе сообщалось, что 12 февраля, в день рождения 16-того президента США Авраама Линкольна, в Эолиан-холле Нью-Йорка состоится концерт оркестра Пола Уайтмена с программой, в которой будет исполнена новая американская музыка. Особое внимание молодых людей привлекла информация о том, что композитор Гершвин с увлечением работает над джазовым концертом.
Эта информация ошеломила Джорджа, так как через три недели должна состояться премьера его мюзикла «Сладкий маленький дьявол», и вдруг такая новость: до 12 февраля он оказывается должен сочинить новый концерт. Чтобы прояснить ситуацию, композитор, дождавшись утра, позвонил Уайтмену. Джазмен объяснил Гершвину, что сделать такое заявление в прессе его заставила сложившая ситуация. Дело в том, что его конкурент Винсент Лопез захотел присвоить идею с экспериментальным концертом себе.
Поначалу Джордж немного сомневался, ведь времени осталось так мало, но дирижёр его уговорил. Гершвину предстояло только сочинить произведение для двух фортепиано, а оркестровку будет делать Ферде Грофе – талантливый композитор, в то время работавший штатным аранжировщиком в оркестре Уайтмена.
Не откладывая в долгий ящик, Джордж сразу приступил к сочинению нового произведения. Он работал даже тогда, когда переезжал в Бостон, где должна была состояться премьера его нового музыкального спектакля. Например, главная тема «Рапсодии в стиле блюз» была написана в поезде. Так вот, Гершвин писал не джазовый концерт, а именно рапсодию – произведение в свободном стиле для фортепьяно и оркестра, включающем в себя элементы европейской симфонической музыки и американского джаза.
Изначально композитор именовал своё новое творение «Американской рапсодией», но Айра, посетив выставку художника Джеймса Уистлера и увидев там картину «Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси», посоветовал брату назвать произведение «Рапсодией в блюзовых тонах».
Концерт, который предоставлял возможность послушать «эксперименты в современной музыке», привлёк внимание многих выдающихся музыкантов. В нью-йоркском Эолиан-холле 12 февраля можно было встретить Сергея Рахманинова, Фрица Крейслера, Яшу Хейфеца, Леопольда Стоковского и Игоря Стравинского. Программа включала произведения разных авторов, но их сочинения восхищения у публики не вызывали. Восторженное волнение пошло по залу только тогда, когда за рояль сель Джордж Гершвин и раздались первые звуки его «Рапсодии». Музыкант играл так, что у слушателей от эмоций катились слёзы. По окончании произведения буря оваций охватила зал, а на следующий день публикации в газетах наперебой расхваливали талант Гершвина.
Интересные факты
- Изначально Джордж Гершвин знаменитый вступительный кларнетовый пассаж из «Рапсодии» сочинил в виде звукоряда из семнадцати нот. Однако исполнение Росса Гормана, который на репетиции произведения сыграл последние ноты глиссандо, привлекло внимание композитора, и именно этот вариант был записан в партитуру.
- Пользующаяся популярностью «Рапсодия» Гершвина имеет очень много вариантов аранжировки. Например, однажды брат Джорджа Гершвина Айра услышал знаменитое произведение своего брата в исполнении банджо-октета и получил от такой инструментовки весьма негативное впечатление.
- Выдающемуся американскому джазмену Дюку Эллингтону так нравилась «Рапсодия» Гершвина, что он несколько раз делал разные инструментовки этого произведения для своего джаз-бэнда.
- На сочинение «Рапсодии» Гершвину было выделено совсем мало времени, кое-что он даже не успел записать на нотной бумаге. Например, на премьерном исполнении партию фортепиано автор играл по памяти.
- В то время, когда Гершвин сочинял «Рапсодию», ему было всего 25 лет, однако он успел зарекомендовать себя в музыкальных театрах на Бродвее, так как был автором музыки к дюжине спектаклей. Объявление о том, что именно он сочиняет новое произведение и вызвало живой интерес к экспериментальному концерту Уайтмена.
- На сегодняшний день сохранились две записи «Рапсодии», на которых сам автор солирует на фортепиано. Одна датирована июнем 1924 года – Гершвин играет с оркестром Уайтмена, а другая апрелем 1927 года – с оркестром под управлением Натаниэля Шилкрета.
- Музыку Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» режиссёры часто используют в анимационных и кинофильмах. Ярким примером может служить полнометражный мультипликационный фильм «Фантазия 2000», а также фильмы Вуди Аллена «Манхэттен» и База Лурмана «Великий Гэтсби».
- «Рапсодия» Гершвина прозвучала на церемонии открытия летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе. Для одновременно исполнения произведения было приглашено 84 пианиста.
Содержание
Сочинение Гершвина представляет собой рапсодию в полном смысле этого слова. Её музыкальный материал, не заключенный в строгие рамки музыкальной формы, а чередующийся в свободной последовательности, окрашен блюзовыми интонациями, характерными для афроамериканской музыки. Мелодический материал произведения включает в себя несколько контрастных по своему характеру тем, которые постоянно подвергаются вариационным преобразованиям.
Всё начинается с эффектного двухоктавного глиссандо кларнета, подводящего к первой теме, своеобразный характер которой придают пониженные ступени мелодического мажора и синкопированный ритм. Вторая тема, исполняемая тромбоном и валторной, имеет ярко выраженное блюзовое звучание, так как подчёркнута пониженными 3 и 7 ступенями. После проведения трубой третьей темы, и четвёртой - тутти всего оркестра, на первый план выходит виртуозные импровизации пианиста, основанные на всём предыдущем музыкальном материале. Далее в произведении появляются не только звучащие ранее мотивы, но и новые, например выразительная распевно-лирическая тема, которая затем талантливо будет трансформирована в заводную токкату. В финале рапсодии композитор, используя предшествующие темы, отобразил ликующий праздник, веселью которого нет предела.
Выдающееся произведение Джорджа Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» в нынешнее время является самым исполняемым произведением, сочинённым американским композитором. Оно сегодня так же, как и в двадцатые годы прошлого столетия, остаётся для слушателей интересным и животрепещущим.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (Голубая рапсодия)