Микалоюс Константинас Чюрлёнис

 

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Про творения этого выдающегося композитора и художника, являющегося основоположником литовского профессионального музыкального и изобразительного искусства, говорили, что его мелодии переливаются разноцветными красками, а картины наполнены сочными звуками. То есть именно в работах Чюрлёниса, которого также характеризуют как удивительного мастера образа, размышления о единстве разных видов искусств достигли лучшего воплощения. Своё истинное творчество композитор-художник основывал на любви к природе, на её чарующей красоте и совершенной гармонии, а все переполняющие его чувства так искусно выражал музыкальными звуками и красками, что был признан уникальным явлением в мировой культуре.

Краткую биографию Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, а также интересные факты об этой выдающейся личности читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография

День 10 сентября (по старому стилю) 1875 года у молодого органиста из небольшого литовского городка Варены Константиноса Чюрлёниса был отмечен радостным событием: его жена Адель родила первенца. Ребёнку при крещении дали двойное имя Микалоюс - Константинас, однако поскольку Литва в те времена входила в состав Российской империи, то малыша в книге рождений записали как Николая Константиновича Чюрлянева. В семье же за малышом сразу закрепилось имя Констант.

Варена, место рождения Чюрлёниса

Спустя три года чета Чурлёнисов с малолетним сыном перебралась в городок Друскиненкай, однако вскоре случилось непредвиденное: у Константинаса-отца вдруг возникло желание продать всё своё имущество и бродяжничая посмотреть на мир. Адель, оставшаяся одна с трёхлетним малышом, была шокирована таким неожиданным решением своего мужа, ведь до этого они жили душа в душу. На помощь несчастной женщине пришла жена графа Опермана, у которой Адель служила до замужества: она забрала и мать, и ребёнка к себе. Через год непутёвый отец семейства вернулся. Обиженная супруга поначалу не хотела прощать мужа, однако спустя время всё же с ним воссоединилась.

После возвращения, Константинас-отец, сразу обратил внимание на музыкальные способности своего немного подросшего первенца, а потому не замедлил начать с ним заниматься музыкой. Уже в шесть лет талантливый маленький музыкант так освоил орган, что мог заменять отца на утренних службах в костёле. В итоге сын, не отходивший от домашнего пианино, вскоре обогнал отца - своего первого учителя музыки.

Когда пришло время, Кастукаса определили в Друскиненскайское народное училище, которое он успешно окончил в десять лет, но затем перед отцом и матерью встал сложный вопрос: как далее продолжить образование сына? Семья, к тому времени имеющая четверых детей, вела весьма скромное существование, а потому отправить Константа для дальнейшего обучения в гимназию губернского города Гродно у родителей не было финансовой возможности. В итоге мальчик остался в Друскининкае и кроме музыки более ничем не занимался. Такая ситуация с юным Костюкасом очень беспокоила друга семьи Чюрлёнисов - доктора по фамилии Маркович. Он постоянно проживал в Варшаве, но на лето со всем своим семейством приезжал на дачу в курортный Друскиненкай. Доктор, частенько заходивший к Чурлёнесам и с раннего детства наблюдавший за младшим Константинасом, был уверен, что мальчик обладает явными задатками таланта, однако три года приостановки образования заметно сказались на развитии способного подростка. Это очень беспокоило доктора Марковича, который к Кастукасу относился с особым вниманием. Возмущённый такой несправедливостью, он в письменном послании обратился к князю Михаилу Огинскому, имевшем в своём роду литовские корни, с просьбой поучаствовать в судьбе сына органиста из Друскиненкая. Спустя время доктор получил ответное письмо от князя, в котором сообщалось, что он согласен взять юношу в свою, находящуюся в Плунге, оркестровую школу. В это частное учебное заведение на полный пансион принимали одарённых мальчиков из малообеспеченных семей, давая им не только музыкальные, но и общие знания.

 

От природы общительный Кастукас в школе в короткий срок нашёл себе друзей, а кроме того благодаря своим незаурядным способностям вызвал симпатию к себе и князя Михаила. На новом месте Чюрлёнису было хорошо. Он быстро завоевал репутацию лучшего ученика, любовь однокашников и особое отношение князя. Юноше нравилось постоянно заниматься музыкой, гулять по прекрасным окрестностям усадьбы и читать книги из богатой княжеской библиотеки. В то же самое время Костукас начал увлекаться и изобразительным искусством. Он нигде рисованию не учился, но это было какое-то особое стремление молодой души.  Природные и архитектурные зарисовки, сделанные в тот период, стали предтечей будущей живописи талантливого художника.

Знакомство Чюрлёниса с оркестром началось с флейты, затем был корнет, а далее и другие музыкальные инструменты, которые он осваивал весьма быстро. Как результат такого интереса к оркестровому инструментарию из-под пера будущего композитора вышло его самое первое музыкальное произведение «Марш», разученное и исполненное на празднике в честь князя Михаила. Такие впечатляющие успехи Чюрлёниса позволили ему довольно скоро из учеников перейти в оркестранты с пятирублёвым месячным жалованием, а это при полном обеспечении питанием и жильём. Юноше выдали расшитую золотом нарядную форму, но самое главное он стал более активнее знакомиться с произведениями таких музыкальных гениев, как Моцарт, Мендельсон, Россини, Шуберт и Шопен.

 

Варшавский музыкальный институт

Когда Чюрлёнису минуло восемнадцать лет, князь Михаил Огинский посоветовал ему продолжить музыкальное образование в Варшаве. При этом меценат пообещал, что все финансовые затраты возьмёт на себя. Константинас очень обрадовался такому предложению и в начале 1894 года подал документы для зачисления на фортепианное отделение престижного Музыкального института. Помимо клавирных произведений великих классиков Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шопена первокурсник с увлечением приступил к освоению контрапункта. Уже через два года, то есть в 1896 году он сочинил небольшие фортепианные миниатюры, которые с удовольствием исполнял в доме своего благодетеля доктора Маркевича. Именно тогда Чюрлёнис решил поменять специализацию и заниматься только композицией у профессора Зигмунда Носковского. В тот же период Константинас сблизился Эугениушем Моравским-Домброва, с которым затем дружил до конца своих дней.

Чюрлёнис с другом Эугениушем Моравским-Домброва

Он стал часто бывать в семье своего друга Генека и в результате влюбился в его сестру Марию, тоже отвечающую на чувства молодого человека. Родители девушки с настороженностью наблюдали на отношения дочери и Константиноса: несмотря на то, что их сын учился в консерватории, старшим Моравским не нравилась будущая профессия Чюрлёниса. На молодого композитора пылкая влюблённость действовала весьма плодотворно. Так к окончанию института в 1899 году он являлся автором тридцати разножанровых произведений, среди которых особого внимания заслуживает дипломная работа: кантата для хора и симфонического оркестра «De profundis».

После завершения обучения в институте Константинасу была предложена должность директора музыкальной школы в городе Люблине, от которой он не раздумывая отказался, так как хотел заниматься только композиторской деятельностью. К примеру, в 1900 году Чюрлёнис написал «Торжественный полонез» и посвятил его своему покровителю Михаилу Огинскому. В ответ на это добрый князь подарил молодому сочинителю великолепное пианино. В тот же год композитор создал симфоническую поэму «В лесу», ставшую одним из самых популярных его произведений. Летом следующего года Чюрлёнис сочинил около двух десятков прелестных миниатюр: мазурок и прелюдий, а осенью, вновь при финансовой поддержке князя, решил продолжить своё композиторское образование в Лейпцигской консерватории.

 

 

Не только композитор, но и художник

К усовершенствованию своих композиторских навыков в Германии Чюрлёнис приступил в середине октября 1901 года. При этом необходимо отметить, что помимо занятий композицией у Карла Рейнеке и контрапунктом у Саломона Ядассона, он в качестве развлечения стал активно заниматься живописью. Впрочем, так продолжалось недолго: внезапная смерть князя Огинского, финансирующего обучение Чюрлёниса, порушила все планы талантливого литовца. Летом 1902 года ему пришлось вернуться в Варшаву, так как средств оставаться в Лейпциге у Константиноса не было. Впрочем, об этом он особенно и не жалел, так как не был доволен знаниями, которые получил за прошедший год. По возвращении в польскую столицу, композитора сразу пригласили преподавать в его альма-матер, но и от этого респектабельного предложения Чюрлёнис отказался. Видимо именно тогда Константинас решил своё творчество направить в сторону живописи. В то время композитор стоял на пороге своего тридцатилетия, однако постоянно отвергал то, что могло бы дать ему размеренную жизнь и регулярный заработок. Полный энергии молодой человек стремился раскрыть себя в искусстве, но знания, полученные им в Варшаве, а затем в Лейпциге, творческую личность разочаровывали. По этой причине Чюрлёнис переходит на новое поприще, которое последнее время его сильно привлекало. Уже осенью 1902 года он приступил к занятиям в частной Школе живописи Яна Каузика. Чтобы оплачивать своё обучение, Константинас начал давать уроки музыки. Вознаграждение за них давало возможность начинающему художнику не только вести скромное существование, но и помогать своим троим младшим братьям, которые учились в Варшаве. Каждую свободную минуту Чюрлёнис свои альбомы пополнял эскизами, этюдами и самыми разнообразными набросками. Чтобы набить себе руку, он рисовал пейзажи, фигуры людей, лица родственников, однако никому свои работы не показывал, а тут же их сжигал.

В заведении Каузика Константинас обучался с 1902 по 1905 год, а затем продолжил своё художественное образование во вновь открывшейся Школе изящных искусств общепризнанного в Варшаве художника Казимира Стабровского. В число преподавателей данного учебного заведения входили такие талантливые мастера художественного искусства как Фердинанд Рущиц, Кароль Тихий, Конрад Кшижановский, Ксаверий Дуниковский. В художественном училище Стабровского, имевшего статус высшей школы, Чюрлёнису были очень рады. Он пользовался всеобщей симпатией, как среди учащихся, так и педагогов, которые выделяли его старательность в изучении изобразительной грамотности. В тот период своё музыкальное творчество Константинос отодвинул на второй план и всю энергию отдал живописи: в данном направлении его воображение распирало от разнообразных замыслов. Увлекаясь астрономией, космогорией и индийской философией, а также зачитываясь Ветхим Заветом, Чюрлёнис горел желанием творить свободно. Начинающий художник с увлечением рисовал всё то, что видел и получал за это высокие оценки.

Впрочем, произошедшие вскоре Январская революция, всеобщая забастовка в Варшаве, а также активные протесты и народные волнения сильно повлияли на планы Чюрлёниса. По своим взглядам он примыкал к социал-демократам и был тесно связан с прогрессивно настроенной молодёжью. Из-за свободомыслящих убеждений Константинас попал под подозрение полиции и в результате вынужден был на время покинуть Варшаву. Он расстроился из-за такого развития событий, так как на выставке студенческих работ его картины привлекли особое внимание публики. И всё же Чюрлёнису пришлось срочно скрыться, однако то путешествие, в которое он отправился, принесло ему массу хороших впечатлений. Дело в том, что ранее он был нанят в качестве учителя музыки для дочери инженера Вольмана, и по приглашению этого богатого семейства отправился в путешествие по Крыму и Кавказу. Там композитор – художник смог любоваться красивыми горными пейзажами, а также часами просиживать у моря и рисовать. Необходимо отметить, что жена инженера Вольмана, которую звали Бронислава, сразу разглядела в учителе своей дочери Галины необычайно талантливую личность.  Впоследствии она финансово поддерживала Чюрлёниса, а он посвятил ей ряд своих музыкальных произведений, в числе которых знаменитая симфоническая поэма «Море».

 

 Затем важным событием, вдохновившем Константинаса на дальнейшее творчество, была выставка работ Варшавской художественной школы, устроенная весной 1906 года в столице России. Из пяти тысяч работ, экспонируемых в залах Академии художеств, не только большой интерес, но и восторг вызвали фантастические пастели неизвестного в Санкт-Петербурге литовского художника Чюрлёниса: цикл «Сотворение мира», «Музыка лета» и «Покой». Также высокая оценка творчества самобытного художника была дана критиками и затем отмечена в столичных газетах. Впрочем, сам Чюрлёнис считал свой успех неожиданным и даже незаслуженным, но с ним была решительно не согласна Бронислава Вольман, тоже побывавшая на петербургской выставке. По возвращении в Варшаву, она предложила Константинасу совершить путешествие по городам Европы, чтобы посетить знаменитые музеи и воочию познакомиться с творчеством великих художников. Восторженные впечатления от этой поездки Чюрлёнис затем подробно отразил в письменном послании госпоже Вольман.

 

Новый этап. Вильнюс

Вернувшись на Родину после столь вдохновляющего путешествия, Константинас принял решение в Вильно (сейчас Вильнюс) организовать Первую литовскую художественную выставку. Важно заметить, что представленные там работы Чюрлёниса у местной аудитории вызвали реакцию прямо противоположную петербургской. Вильнюсская публика была в недоумении, а иногда даже смеялась над сюжетами его картин, однако художник совсем не расстроился. Он понимал, что соотечественников в этом плане необходимо просвещать, а потому принял предложение принять участие в деятельности вновь созданного Литовского художественного общества. Работа Чюрлёниса на этом поприще была настолько активной, что можно уверенно говорить о его неоценимом вкладе в возрождении его родной литовской культуры. Помимо того, Константинас в Вильнюсе организовал и возглавил литовский хор, записывал, обрабатывал и опубликовывал фольклорные народные песни, выступал на концертах не только как руководитель вокального коллектива, но и пианист, исполняя произведения великих классиков. Такая бурная деятельность композитора-художника по возрождению литовской культуры сплотила вокруг Чюрлёниса единомышленников и настоящих энтузиастов, среди которых была студентка-филолог София Кимантайте. Между молодыми людьми возникли романтические отношения, развитие которых были подытожены венчанием, состоявшемся 1 января 1909 года.

Константинас Чюрлёнис с женой Софией

После свадьбы молодожёны отправились в Санкт-Петербург, где София с удовольствием наблюдала за успехами своего мужа. В январе и феврале картины Константинаса единовременно экспонировались на двух выставках в столице, а также биеннале в Вильнюсе. Помимо этого, музыкальные произведения Чюрлёниса регулярно звучали на вечерах современной музыки. То есть его музыкальное и художественное творчество постоянно привлекало к себе внимание как критиков, так и коллег. Весной, когда чета Чюрлёнисов вновь вернулась на Родину, Константинас вновь интенсивно приступил к работе, но в основном направленной в сторону изобразительного искусства: в тот период он написал около двадцати картин. Впрочем, у него были моменты, во время которых музыкальные мысли из него выливались как из рога изобилия: так появилось несколько прекрасных прелюдий. Данный творческий подъём Чюрлёниса, произошедший летом 1909 года, можно определить, как заключительный, поскольку осенью он один поехал в Петербург, а зимой друзья сообщили жене, что Константинас серьёзно заболел.

Перед Рождеством София привезла мужа в Друскиненкай. Поначалу в родном доме Чюрлёнису стало немного легче, но затем болезнь обострилась настолько, что Константинаса пришлось определить в частную клинику для душевнобольных в Пустельниках. Там Чюрлёнис провёл более года, а в это время его работы, выставляемые на выставках в Петербурге, Москве, Варшаве и Вильнюсе, привлекали всё большее внимание в широких кругах любителей живописи, и имя автора картин начали произносить с большим уважением. Однако слава как всегда опоздала: хотя весной 1910 года Константиносу и стало немного лучше, из лечебницы его, так и не выписали. Осенью Чюрлёниса порадовали сообщением о рождении дочери, но весной следующего года, а именно 10 апреля 1911 года, он скончался в больнице на руках своей жены Софии.

 

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Родион Щедрин биография

 

Интересные факты

  • Мать Чюрлёниса, в девичестве Адель‐Анна‐Мария‐Магдалена Радман, была немкой из семьи, принадлежавшей к евангелической церкви. В четырнадцать лет она осталась сиротой и её приютили родственники, тоже проживающие в колонии немецких поселенцев в городке Сейрияй. Повзрослев, девушка пошла в услужение к графу Оперману и с титулованным семейством стала посещать костёл в Лишкяве, с неизвестной ей до тех пор католической службой. Внимание девушки привлекало красивое звучание органа, а затем и сам органист по имени Константинас. Венчание молодых людей проходило в том же костёле, но вскоре после свадьбы они переехали в Варену.
  • Дед Чюрлёниса по материнской линии занимался изготовлением, а затем продажей янтарных, деревянных и гипсовых статуэток. Видимо Константинас от него унаследовал способность к изобразительному искусству.
  • Не только при жизни, но и до 1955 года Микалоюса Константинаса Чюрлёниса величали по-русски, а именно Николай Константинович Чурлянис.
  • Отец Чюрлёниса, которого тоже звали Константинас, несмотря на то, что был сыном крестьянина, заниматься сельским хозяйством не имел никакого желания. В юности Константинас‐отец освоил русскую и польскую грамоту, а также у местного музыканта научился играть на органе. Врождённую музыкальность родитель передал всем своим восьмерым детям, при этом только первенец и последняя дочь Ядвига имели абсолютный слух.
  • Страсть к бродяжничеству Чюрлёниса-отца, которое можно назвать асоциальным поведением, очевидно было проявлением неординарной, а возможно и нездоровой психики. Он постоянно стремился отделиться от домочадцев и даже от своего любимого старшего сына. Константинас-старший любил уединяться в лесной глуши или часами просиживать на рыбалке.
  • Своё первое музыкальное образование Чюрлёнис получил в частной музыкальной школе князя Михаила-Николая Огинского, являвшимся внуком Михаила-Клеофаса Огинского, сочинившего знаменитый полонез «Прощание с родиной».
  • Чюрлёнис по национальности был литовцем, но на родном языке композитор-художник не общался, так как его не знал. Учить литовский язык Константинас начал с того момента, когда познакомился со своей будущей женой Софией Кимантайте.
  • Чюрлёнис был весьма одарённым и образованным человеком. Он весьма успешно профессионально занимался музыкой и изобразительным искусством, но помимо этого серьёзно увлекался литературой, а также такими науками, как математика, химия, физика, астрономия, психология, палеонтология, минералогия и нумизматика.
  • Чюрлёнис - художник является автором около трёхсот работ, среди которых мировую известность приобрели циклы, включающие несколько картин: «Звёздная соната», «Знаки зодиака», «Сотворение мира», «Времена года», «Сказка королей», «Похороны», «Соната моря», «Соната солнца», «Соната весны», «Соната лета», «Соната пирамид».

 

Чюрлёнис – композитор

Входящее в золотой фонд литовской профессиональной музыки наследие Чюрлёниса, несмотря на то, что он занимался композицией в общей сложности чуть более одного десятилетия, является весьма ценным.  В списке сочинений, которые современники композитора характеризовали как музыкальную живопись, семь произведений для симфонического оркестра, и среди них особую известность приобрели поэмы «В лесу», «Море» и «Сотворение мира», а также увертюра «Кястутис». Помимо этого, Чурлёнис, будучи в своё время руководителем вокального коллектива, сочинил немало хоровых произведений. Более пятнадцати из них были созданы на религиозные тексты, а другие, исчисляемые шестью десятками, являются обработками народных песен. Шесть произведений композитор написал для камерных ансамблей, более двадцати для органа, а также свыше двухсотпятидесяти самых разных композиций для фортепиано. Однако это ещё не всё: у Чюрлёниса есть произведение для духового оркестра, для виолончели с оркестром, а также вокальные миниатюры.

Микалоюс Константинас Чюрленис. Эта выдающаяся личность за свою недолгую жизнь оставила настолько яркий след в культуре, что была признана уникальной не только в своём отечестве, но и за его пределами. Неповторимое искусство Чюрлёниса в нынешнее время расценивается как особое явление, которое весьма значительно повлияло на дальнейшее развитие авангардного искусства.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Микалоюс Константинас Чюрлёнис