Клаудио Монтеверди
Санта Мария Глориоза деи Фрари – одна из величайших венецианских базилик. Как и во многих храмах Светлейшей здесь упокоены аристократы и деятели искусства: дожи Джованни Пезаро и Франческо Дандоло, художник Тициан и скульптор Антонио Канова. Слева от алтаря, украшенного «Вознесением Девы Марии» Тициана, расположена капелла миланцев, в полу которой неожиданно скромная небольшая плита с нанесенным именем: Клаудио Монтеверди. Со стен капеллы взирают на мир глаза святых работы Тинторетто и Вазари, а серый камень венчает земной путь композитора, которого по праву зовут отцом мировой оперы.
Краткую биографию Клаудио Монтеверди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Монтеверди
9 мая 1567 года в североитальянском городе Кремона в семье врача родился первенец, которого крестили именем Клаудио. Мальчик оказался музыкально одарен и поступил в ученики к капельмейстеру Кремонского кафедрального собора Маркантонио Индженьери. В пятнадцать лет Клаудио посвятил учителю первое издание своих мотетов.
Очень быстро Монтеверди стал известен не только в родном городе, но и во всех соседних – Брешии, Вероне, Милане, Венеции. В 1590 он переехал в Мантую, став музыкантом герцога Гонзага. Капельмейстером двора был фламандский композитор де Верт, его сменил Палавичино, после смерти которого в 1601 году должность занял Монтеверди. Винченцо Гонзага высоко ценил маэстро, который сопровождал его в военных походах и официальных визитах. Благодаря этому, Клаудио познакомился с музыкальной культурой европейских стран – венгерской, французской, австрийской, голландской.
В 1599 году Клаудио женился на певице Клаудии де Каттанес, у пары родилось трое детей: два сына и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. К сожалению, семейное счастье было прервано в 1607, когда супруга внезапно умерла. В это же время двор Гонзаги начал испытывать финансовые сложности. Монтеверди поехал в родную Кремону, но герцог пытался его вернуть, предлагая щедрое жалование. Хотя композитор и понимал, что необходимо искать другой путь развития, альтернативы пока не было, и он продолжил работу в Мантуе вплоть до смерти герцога в 1612 году. Последующие события были также безрадостны – новый герцог уволил Монтеверди, в Кремону пришлось вернуться без гроша в кармане.
В 1613 Монтеверди едет в Венецию и после прослушивания, на котором он исполнил написанную по случаю музыку для мессы, получает пост маэстро главного храма Светлейшей – базилики Сан-Марко. Это был первый по значимости музыкальный пост в католическом мире за пределами Ватикана. Поначалу на композитора обрушились административные заботы – поиск и обучение музыкантов и хористов, поддержание дисциплины - в храме служили 30 певцов и 6 инструменталистов. Но вместе с тем он должен был писать музыку для всех главных церковных праздников. А вскоре у него начали заказывать и другие венецианские церкви, и аристократы, и светская власть города-государства. Более того, Монтеверди все еще писал и для двора Мантуи – формально он оставался ее подданным, хотя и пенял на то, что герцогство задолжало его пенсию.
Старший сын композитора, Франческо, учился в Падуе и Болонье на юридическом факультете, однако, страсть к музыке оказалась сильнее, и в 1623 году он приехал к отцу на службу в хор собора Сан-Марко. Младший сын, Массимилиано, продолжал другую семейную профессию и учился на медика, но был схвачен инквизицией за чтение запрещенных книг. Отцу потребовалось немало усилий и денег, чтобы юноша избежал пыток и гонений.
В начале 1630-х в Венецию пришла чума, уничтожившая треть населения города, в адском костре страшной болезни Монтеверди потерял младшего брата, Джулио Чезаре. В этот же период композитор становится священником, принимая сан. Скончался маэстро 29 ноября 1643 года.
Интересные факты
- Италия перенасыщена мировым культурным наследием, где каждый город является колыбелью искусств. Несмотря на это, небольшая Кремона может претендовать на звание самого музыкального города страны, поскольку является родиной не только Монтеверди, но и великих скрипичных мастеров и виртуозов – Амати, Страдивари, Гварнери. Скрипичные мастерские составляют славу города и в наши дни.
- В обеих рукописях «Коронации Поппеи» (венецианской и неаполитанской) нет даже обозначений инструментов – только партитура для голосов солистов и континуо (басовый голос для построения аккомпанемента). Создание оркестрового сопровождения было работой интерпретаторов музыки, а не композитора.
- В отличие от более поздних композиторов, Монтеверди не разделял партии по типу голосов. Все главные партии «Коронации Поппеи», за исключением Сенеки, были написаны для сопрано. Мужские роли часто исполняли кастраты, поющие в той же тесситуре. Эти традиции в современных постановках не находят продолжения, для большей достоверности мужские партии исполняют тенора.
Творчество Монтеверди
Первые произведения юного Монтеверди – мотеты и мадригалы – показывают своего автора как вполне зрелого для своего времени творца. Он продолжал публиковать мадригалы и во время службы при мантуанском дворе. Однако в эти же годы рождается его первая опера, как сказали бы мы, или «музыкальная сказка», как это называлось тогда. В 1607 году во время карнавала состоялась премьера «Орфея» - первого образца превосходного соединения драмы и музыки. Монтеверди, скорее всего, был в составе делегации герцога Гонзага на показе оперы «Эвридика» Я. Пери, состоявшейся в 1600 году. Эта работа не могла не вдохновить такого поклонника искусств как герцог, он желал видеть аналогичные произведения и при своем дворе.
Но Монтеверди, потакая патрону, несомненно, пошел куда дальше Пери. Его «Орфей» - это уже не просто серия речитативов, в нем сплетены арии, дуэты, танцы и распевные части. И главное – все они имеют естественное развитие, гармонично переходя из одного элемента в другой. Идея музыкальной драмы настолько захватила композитора, что уже год спустя появилась несохранившаяся до наших дней «Арианна». Однако он не забывал и о своих обязанностях сочинять для церкви. В 1610 он пишет две выдающихся работы: мессу «Во время оно» и Вечерню Блаженной Девы, в которых использует новые приемы композиции. До того как мир узнал Баха, Вечерня Монтеверди была, бесспорно, самым выдающимся произведением духовной музыки.
В своем стремлении развивать музыкальное искусство и искать новые формы композитор шел наперекор традициям и правилам, что делало его объектом для критики. Для того чтобы объяснить свою эстетику и приемы, он сформулировал их основные положения в кратком эссе «Вторая практика».
Большую часть своей карьеры Монтеверди был связан с церковью как музыкант, поэтому духовных сочинений в его наследии сравнительно немного. Во время службы в Венеции он продолжает публиковать сборники мадригалов, всего 9 книг, включая вышедшие посмертно. Множество сочинений мастера бесследно утрачено – большинство произведений, созданных для Мантуи в период 1613 – 1627 годов, были уничтожены во время войны за мантуанское наследство после кончины последнего прямого потомка рода Гонзаго.
В 1637 году в Венеции открылся Сан-Кассиано – первый общедоступный театр в Европе. В городе началась настоящая «оперная лихорадка»: один за другим открывались театры, развивалось постановочное мастерство и сценография и, разумеется, особенный подъем испытывало композиторское искусство. Творческая волна не оставила в стороне и 70-летнего маэстро Монтеверди: именно в этот период после значительного перерыва рождаются три его оперы – «Возвращение Улисса на родину», «Свадьба Энея и Лавинии» и «Коронация Поппеи».
«Возвращение Улисса на родину» создано на основе мифа об Одиссее. Венецианские композиторы часто использовали этот сюжет – повенчанному с морем городу он был близок и понятен как никакой другой. Главные оперные премьеры в Венеции проходили в дни карнавала. Новинка от маэстро Монтеверди прозвучала со сцены Театра Санти Джованни э Паоло в карнавальный сезон 1639/40 годов. О «Свадьбе Энея и Лавинии», поставленной годом позже, до наших дней дошли лишь отрывки либретто. А вот «Коронация Поппеи» и сегодня является одной из самых популярных работ маэстро. Она стала первой в мире оперой, основанной на историческом сюжете и последним произведением семидесятипятилетнего композитора. Либретто Джованни Бузенелло основано на свидетельствах римского историка Тацита. Премьера прошла во время карнавала 1642/43 годов.
Кто вы, автор?...
Творчество Клаудио Монтеверди отделено от нас несколькими столетиями, большую часть которых его работы были в забвении. Отсутствие полноценных авторизованных рукописей породило множество сомнений в подлинности произведений, которые было принято считать монтевердиевскими. Основные баталии развернулись вокруг двух последних из дошедших до нас работ композитора – «Возвращения Улисса на родину» и «Коронации Поппеи». Их судьба была очень схожей – после нескольких исполнений в 17 веке оперы считались утраченными, пока столетия спустя не были найдены рукописи. В случае с «Улиссом» подлинность находки сразу поставили под сомнение – партитура была неполной и во многих случаях не соответствовала сохранившемуся либретто, а также стилистически отличалась от «Коронации Поппеи», написанной всего тремя годами позже. В середине 20 века благодаря косвенным историческим свидетельствам рукописи были утверждены, как принадлежащие перу Монтеверди, и опера стала появляться на сценах лучших театров мира.
Точных сведений о премьере «Коронации Поппеи», составе исполнителей, воспоминаний очевидцев или критических статей не сохранилось. В 1651 году опера была поставлена в Неаполе, явив собой новую версию произведения. В конце 19 века в одной из частных коллекций был найден манускрипт оперы «Нерон» (ее второе название) с именем Монтеверди на обложке. Оказалось, что венецианская и неаполитанская редакции отличаются не только друг от друга, но и от оригинального либретто. Как впоследствии установили, не все части обнаруженной партитуры были написаны одной рукой, второй акт специалисты датировали 18 веком! В середине 20 века В. Остхоф заявил, что первый и третий акты венецианской рукописи оперы написаны тем же человеком, который записывал партитуры опер Франческо Кавалли в 1650-е, то есть уже после смерти Монтеверди. Кроме того, по мнению музыковеда, многочисленные правки и комментарии к рукописи принадлежат руке самого Кавалли. Исследования, проводившиеся учеными в разных странах мира, привели к тому, что к 1970-м уже никто не мог заявить однозначно, что автором «Коронации Поппеи» является Монтеверди. Более того, в известных прижизненных описаниях последних лет композитора нет ни одного упоминания о том, что он создал такую оперу!
В течение десятилетий версии сыпались как из рога изобилия. Договорились даже до того, что «Коронация Поппеи» - продукт коллективного труда нескольких композиторов, включая Монтеверди. Но вот, наконец, нашелся исторический артефакт – письмо неназванного лица к французскому кардиналу, в котором упоминается успех примадонны Анны Ренци в опере «Коронация Поппеи», целиком написанной Монтеверди. Помимо этого, появились труды музыковедов, доказывающих, что в данном произведении очевиден неповторимый стиль композитора, который вырастил страстное и полное эмоций искусство оперы из скромных романтических мадригалов.
Музыка Монтеверди в кино
Музыкой эпохи барокко кинематограф интересуется нечасто. Однако мелодии Монтеверди вошли в саундтреки известных фильмов:
- «Звезда родилась», 2018
- «Страшные сказки», 2015
- «Рождественская сказка», 2008
- «Дитя Макона», 1993
- «Мольер», 1978
- «Война и мир», 1966
Среди видеоверсий опер маэстро можно отметить:
- «Коронация Поппеи» театра Реал, 2012, постановка П.Л. Пицци, в главных партиях – Даниэль Де Низ и Филипп Жарусски;
- «Возвращение Улисса на родину» Цюрихской оперы, 2002, постановка К-М Грюбер, в главных партиях – Весселина Казарова и Дитрих Хеншель
- «Орфей» Оперы Брюсселя, 1998, постановка Р. Аешлиманна, в главных партиях – Рене Якобс и Саймон Кинлисайд.
Имя Клаудио Монтеверди окружено множеством загадок, тем притягательнее его творчество, тем четче слышно сквозь века живой голос гения, подарившего человечеству новый вид искусства. Именно поэтому на скромном камне в капелле миланцев всегда лежат живые цветы в знак благодарности от всех нас.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди