Антон Рубинштейн

 

Антон РубинштейнНекоторым композиторам и культурным деятелям удаётся не только внести своё имя в историю национального или мирового музыкального искусства, но и оказать колоссальное влияние на его развитие и восприятие в целом, взрастить десятки и сотни новых талантов, многие из которых способны будут вписать на скрижали истории уже свои инициалы. Одним из таких композиторов был и Антон Григорьевич Рубинштейн – фигура колоссального масштаба в русском культурном сообществе.

Краткую биографию Антона Рубинштейна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография Рубинштейна

Будущий маэстро впервые увидел свет в 1829 году, в небольшом селе Выхватинец, что располагалось в Балтском уезде Подольской губернии. Поскольку мать Антона Григорьевича была родом из Прусской Силезии, в семье, помимо основного, звучал также язык Шиллера и Гёте. Отец Рубинштейна был простым купцом, его супруга занималась воспитанием детей, которых в семье, включая самого Антона, было пятеро. Именно мать оказала огромное влияние на будущую карьеру композитора, преподав сыну его первые уроки музыки.

Подольская губерния, место рождения Антона Рубинштейна

К слову, талантами в семействе блистал не только Антон: его младший брат, Николай, превосходно играл на пианино, и много позже стал главой московского отдела РМО, возглавив в Москве крупную российскую консерваторию. Две сестры Антона также избрали музыку своей основной профессией: одна построила карьеру камерной певицы, а другая занялась преподаванием музыкального искусства. «Исключением» в семье выступил лишь старший сын Яков: его стезёй стала медицина.

Николай и Антон Рубинштейны

В 1833 году семья Рубинштейнов, приняв православие, переезжает в Москву, где у отца будущего мэтра появляется возможность открыть собственное дело. Когда Антону исполнилось восемь, его отдали на обучение к Александру Ивановичу Виллуану: одному из лучших педагогов Москвы того времени. Впервые на сцену Антон попал уже в десять: он выступил в рамках благотворительного мероприятия.

Виллуан, заметив огромный потенциал ученика, в 1840 году настоял на отправлении Антона в Париж, чтобы тот мог поступить во французскую консерваторию, однако стать «альма-матер» для русского таланта консерватории было не суждено. Впрочем, поездка в Европу не прошла зря: Рубинштейн обзавёлся новыми знакомствами в лице Фредерика Шопена и Ференца Листа, который даже нарекал молодого пианиста своим преемником.

 

Совет Листа отправиться в тур по Европе Рубинштейн решил как можно скорее воплотить в жизнь. Вместе с Виллуаном они дали целый ряд концертов в европейских странах: от Германии через Голландию, Британию и Норвегию до Швеции, Австрии, Саксонии и Пруссии. Турне закончилось только через два с половиной года, когда пианист снова вернулся в Москву, однако пребывание в ней не затянулось надолго: уже через год мать увезла Антона и Николая (младшего сына семьи Рубинштейнов) в столицу Германии. Там Антон нашёл себе нового наставника, маэстро контрапункта Зигфрида Дена, у которого в своё время брал уроки сам Глинка.

Тем временем, Григорий Рубинштейн в Москве потерял свой бизнес, и вскоре умер. Супруга его, получив горестное известие, отправилась на родину, а Антон решил переехать в Вену. Самостоятельная жизнь у 17-летнего талантливого пианиста поначалу не задавалась: приходилось добывать себе пропитание, давая дешёвые уроки игры на инструменте и выступая при церкви. На помощь голодающему таланту вновь пришёл Лист: вместе с перспективным флейтистом Гейнделем он отправил Антона в тур по Венгрии.

В 1849-ом Рубинштейн переезжает в Петербург, и с того времени начинает успешно строить карьеру на родине, не забывая периодически выбираться с турне и за границу. Маэстро неоднократно выступал не только в Европе, но и в Северной Америке. Оперы Рубинштейна понемногу стали пользоваться популярностью и ставиться на большой сцене, а к 1865 году карьера его ощутимо пошла в гору. В этом же году уже состоятельный и всемирно известный композитор взял себе в жёны княжну Веру Александровну Чекуанову, которая впоследствии родила ему троих детей.

 

Осенью 1894 года великого композитора не стало. Своё здоровье Рубинштейн подорвал ещё годом ранее, когда кончина младшего сына нанесла тяжелейший удар по физическому и психологическому состоянию Антона Григорьевича. Мэтр также не уделил должного внимания серьёзной простуде, которую подхватил, давая один из концертов в Дрездене. Измотанный болезнями и постоянным стрессом организм не смог долго выносить тяжелые рабочие нагрузки, и 20 ноября 1894-го врачи констатировали смерть Антона Рубинштейна от сердечного приступа.

 

Антон Рубинштейн Антон Рубинштейн биография

Антон Рубинштейн краткая биография Антон Рубинштейн - дирижер

 

Интересные факты об Антоне Рубинштейне

  • Композитор, который знал, что такое голод и нужда, придя к международной славе, никогда не забывал о помощи другим. Так, в 1893 году в Санкт-Петербурге он принял участие в благотворительном концерте для людей с нарушениями зрения.
  • Несмотря на великую славу и успех в качестве музыканта, как композитор Рубинштейн при жизни так и не был признан. В основном, виной тому – разногласия и споры с представителями так называемой «Могучей кучки» русских музыкантов: слишком уж разнились стилистические взгляды на творчество у величайших представителей российской музыкальной культуры своего времени.
  • В период с 1872 по 1873 году Рубинштейн в рамках своего обширного турне по Северной Америке дал в общей сложности 215 концертов за 8 месяцев. Помогал артисту в этом нелёгком деле польский скрипач и талантливый композитор Генрик Венявский.

  • Выступления в Северной Америке, согласно историческим источникам, принесли композитору 80 тысяч рублей гонорара, что сейчас вполне сравнимо с теми невиданными для рядового обывателя суммами, которые получают поп-звёзды за международные гастроли.
  • Знаменитейшая сегодня опера «Демон» Рубинштейна целых три года ждала разрешения на постановку от Мариинского Театра.
  • В первой консерватории на территории России, основанной и возглавляемой самим же Рубинштейном, в своё время получал музыкальное образование непревзойдённый Пётр Ильич Чайковский.
  • Идея создания российского академического музыкального учреждения «Могучей кучке» поначалу пришлась не по душе. Только после того, как Чайковский вступил в ряды учеников Рубинштейна, Римский-Корсаков согласился с целесообразностью такого решения и вместе с несколькими другими выдающимися представителями музыкальной элиты присоединился к профсоюзу.

Петр Ильич Чайковский

  • Рубинштейну во время работы в консерватории приходилось быть и её директором, и дирижёром оркестра, и преподавателем фортепиано, хорового пения.
  • Дирижирование Рубинштейна в своё время увековечил на холсте гениальный Илья Репин. Художник очень любил музыку, и состоял с Антоном Григорьевичем в тёплых, дружеских отношениях. Всего Репин написал три портрета мастера, один из которых отправился в частную коллекцию одного из самарских купеческих семейств. Много позже, в 1918 году портрет вместе с другими картинами коллекции приобрёл статус национального достояния и перекочевал в местный музей.
  • Княжна Вера Александровна, с которой мастер решил связать свою жизнь, была гостеприимной и весёлой хозяйкой: члены культурного сообщества России регулярно гостили на даче у Рубинштейна. Среди них можно было встретить статского советника, предпринимателя, коллекционера и мецената Сергея Михайловича Третьякова, художника Эрнста Карловича Липгарта, музыканта Карла Юльевича Давыдова и поэта Якова Полонского.
  • Директором консерватории Антону Григорьевичу довелось побыть дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 годы.

Автограф Антона Рубинштейна

  • Посвящая студентов консерватории в авторский «Курс фортепианной литературы», маэстро не забывал разбавлять лекционный формат собственными музыкальными вставками.
  • Выступая перед императорским семейством, Рубинштейн произвёл колоссальное впечатление на его членов. Сам Николай I восхищался виртуозной игрой мастера.
  • После того, как композитор в первый раз покинул пост директора консерватории, он вновь решился на европейское турне. Как и прежде, за границей игру мастера оценили по достоинству, и ему даже пришлось тактично отказываться от весьма заманчивого предложения немецкого герцога Карла Александра остаться при его дворе в Веймаре.
  • Благодаря опере «Демон», российская оперная культура получила таких замечательных певцов, как Фёдор Шаляпин, Борис Штоколов и Иоаким Тартаков.
  • Оперу «Купец Калашников», дирижировал которой сам Рубинштейн, дважды запрещали в России. Некоторым из власть имущих не понравилось, что на театральных декорациях изображены иконы.
  • Незадолго после того, как Антон Григорьевич вновь возглавил музыкальную консерваторию, ему было присвоено звание почётного гражданина Петергофа. Именно в этом городке располагалась его дача, где и проходили многие вечера культурной элиты того времени.

 

Творчество Антона Рубинштейна

Первым серьёзным произведением Рубинштейна можно считать оперу «Куликовская битва» (1852), известную также, как «Дмитрий Донской». После этого мастер успешно выпускает оперы «Месть», «Сибирские охотники» и «Фомка-дурачок». Примечательно, что в последних трёх произведениях чувствуется веяния «народного» звучания. Таким образом композитор отдавал дань уважения русскому фольклору. Опера «Сибирские охотники» была представлена также и за границей, не без очередной помощи старого знакомого Рубинштейна, Ференца Листа.

Прославившая своего автора как композитора опера «Демон» увидела свет в начале 1870-х. Правда, головокружительный успех после премьеры на «Демона» обрушен не был: публика осталась фактически равнодушна к глубокой лирической драме с проникновенной музыкой. Лишь после того, как к главной партии оперы приложил свою руку (а точнее – свой голос) Фёдор Шаляпин, произведение обрело настоящую популярность и стало узнаваемым не только на территории нашей страны, но и за её пределами.

А. Рубинштейн опера «Демон»

Среди прочих однозначно удавшихся произведений автора стоит выделить оперы «Фераморс», «Маккавеи» и «Нерон». Высокой популярностью пользовались оратория «Христос», симфония под названием «Океан». Оперные критики также придерживались положительного мнения об оратории «Суламифь».

Если же говорить о Рубинштейне как о музыканте, то пиковой точкой его карьеры можно назвать «Исторические концерты», сыгранные в 1885-1886 годах в России и западной Европе. Цикл выступлений включал в себя 175 различных музыкальных произведений. Впоследствии Рубинштейн повторил выступление уже бесплатно, сыграв только перед педагогами и учащимися.

 

Польский самородок

Влияние Рубинштейна на мировую музыкальную культуру можно представлять не только в виде совокупной ценности написанных и сыгранных мастером произведений, но и в виде множества талантливых учеников, которым мэтр обеспечил «дорогу в мир». Одним из таких был знаменитый Иосиф Гофман, с детства славившийся своим талантом игры на пианино.

Иосиф Гофман

С Гофманом композитор познакомился во время своего пребывания в Дрездене в 1892 году. Юному польскому дарованию удалось пробиться на прослушивание у Рубинштейна. Гофман произвёл ощутимое впечатление на Рубинштейна своей талантливой игрой, и мэтр принял его в качестве своего единственного частного ученика. Занятия было решено проводить дважды в неделю.

После успешнейшего исполнения Четвертого концерта своего учителя на большой сцене в 1894 году, Гофман услышал от Рубинштейна, что мастеру больше нечего преподать своему ученику. Сыгранное произведение прочно закрепилось в концертном репертуаре Гофмана.

Вне всякого сомнения, Антон Рубинштейн был крупнейшим культурным деятелем своего времени, одним из первых русских музыкантов, добившихся мирового признания, человеком, не щадившим себя ради музыкального просвещения общества, в котором ему довелось жить. Наследие, оставленное этим композитором, трудно переоценить, и напомнить о нём сегодня нам может не только скромный памятник мастеру, открытый в Петергофе, но и десятки знаменитых на весь мир произведений за авторством как самого Рубинштейна, так и его учеников.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: