Ж. Бизе – Р. Щедрин балет «Кармен-сюита»

 

Ж. Бизе – Р. Щедрин балет «Кармен-сюита»Майя Плисецкая. Эту женщину, ставшую символом русского балета, хорошо знают по всей планете. Народная артистка Советского Союза, прима Большого театра, работавшая с лучшими мировыми хореографами, в своём творчестве опередила время. Восторженные зрители и критики называли её лучшей Одеттой, Джульеттой, Раймондой, Авророй и Жизелью. Все балеты, в которых блистала Плисецкая, перечислить трудно, но особенно запоминающей она была в роли, ставшей визитной карточкой балерины. Это Кармен из балета «Кармен-сюита» - новаторского спектакля, в котором неповторимая индивидуальность выдающейся балерины проявилась особенно ярко.

Краткое содержание балета «Кармен-сюита», историю и интересные факты о произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Кармен цыганка, работающая на табачной фабрике
Хозе молодой солдат
Тореро матадор, участник корриды
Коррихидор офицер-исправник
Рок образ злой судьбы
Три девушки работницы табачной фабрики

 

 

 

Краткое содержание «Кармен-сюиты»

Краткое содержание «Кармен-сюиты»

Городская площадь, на которой с одной стороны находится табачная фабрика, а на другой расположился пост солдат. Из ворот фабрики выходит работница - цыганка Кармен. Она красива, и поэтому привлекает к себе пристальное внимание мужчин. Спустя время на посту происходит смена караула, и на службу заступает молодой солдат Хозе. Красавец в мундире сразу понравился цыганке, и она настойчиво пытается его обольстить. Чары девушки срабатывают, и солдат страстно влюбляется в неё.

Некоторое время спустя Кармен обвиняют как зачинщицу драки, произошедшую между работницами фабрики, и поручают Хозе препроводить цыганку в тюрьму. Он не может совладать со своими чувствами и отпускает её, тем самым тоже совершая преступление. Чтобы постоянно быть со своей возлюбленной, молодой солдат решает сбежать, однако вскоре свободолюбивой цыганке Хозе становится не интересен, и она начинает заигрывать с любимчиком публики, блистательным Тореро. Видя это, влюблённый солдат сгорает от ревности, и когда его находит Коррихидор, чтобы вернуть в казарму, он в ярости прогоняет его. Наблюдая за случившимся и оценив поступок Хозе, который ради неё готов поступиться своей честью и обязательствами, Кармен готова вновь осчастливить его своей любовью.

Немного погодя, задумав узнать дальнейшую судьбу, Кармен гадает себе на картах. Перед её взором предстаёт Рок, который предвещает трагический исход её жизни, однако цыганка не принимает это во внимание. Она вновь обращает свой взор на великолепного Тореро, который смело сражается на арене с соединёнными воедино образом быка и образом Рока. Кармен, восторгаясь представлением, совершенно не обращает внимание на Хозе, настойчиво требующем от девушки вернутся к нему. Независимая цыганка решительно отвергает солдата, чем вызывает его яростный гнев. Обезумевший от мысли, что любимая больше ему не принадлежит, Хозе в страстном порыве закалывает Кармен кинжалом.

 

 

Продолжительность спектакля
I Акт
45 мин.

 

чайковский лебединое озеро лебединое озеро краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • После просмотра «Кармен-сюиты» в «Большом» импресарио из Канады пожелал включить балет в гастрольный тур театра в рамках «Экспо-67». Однако в Министерстве культуры заявили, что экспериментальный спектакль не следует показывать зарубежному зрителю, чтобы не испортить его отношения к русскому балету, который в этом виде искусства впереди планеты всей. Во время резкого разговора в кабинете министра Плисецкая заявила, что если «Кармен» в Канаду не повезут, то она тоже не поедет и даже уйдёт из «Большого». В результате канадцы не увидели ни «Кармен-сюиты», ни примы - балерины, но театр Плисецкая всё же не оставила.
  • Майя Плисецкая «Кармен-сюиту» в Большом театре станцевала 132 раза, а помимо того более 200 раз в разных уголках мира.

Майя Плисецкая в «Кармен-сюите»

  • Первый балет по новелле Проспера Мериме «Кармен» был поставлен уже в 1846 году, через три года после того как писатель поставил в своём произведении последнюю точку. Хореографом, осуществившим данную постановку, был балетмейстер Мариус Петипа. Следует заметить, что спектакль имел огромный успех.
  • В 2005 году, почти через сорок лет после первой постановки «Кармен-сюиты», Альберто Алонсо вновь пригласили в Москву, для того чтобы возродить балет и показать его к юбилейному дню рождения Майи Плисецкой. Роль Карменситы исполняла Светлана Захарова - прима-балерина Большого театра.
  • Балет «Кармен-сюита» в главной роли с Майей Плисецкой был экранизирован два раза: в 1969 и 1978 году.
  • Последняя раз Майя Плисецкая станцевала «Кармен» в 1990 году, балерине тогда было шестьдесят пять лет. Стоит отметить, что Майя Михайловна выходила на сцену до семидесяти лет.
  • Транскрипция знаменитой музыки Жоржа Бизе у Родиона Щедрина получилась настолько яркой, что сегодня на концертных площадках она звучит также часто, как и в музыкальных театрах. Это музыкальное произведение во всём мире приобрело невероятную популярность.
  • Билеты на балеты

 

 

История создания «Кармен-сюиты»

В 1964 году Майе Плисецкой исполнилось 39 лет. Она была ведущей балериной Большого театра, Народной артисткой СССР и женой выдающегося композитора Родиона Щедрина. Майя танцевала ведущие партии в таких знаменитых балетах, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель» и «Раймонда». Однако талантливой и полной сил артистке хотелось большего, а именно она мечтала воплотить на сцене героиню, о которой грезила с начала своей сценической карьеры. Кармен - именно этот образ до такой степени не давал Плисецкой покоя, что она сама по новелле Мериме и опере Бизе начала сочинять либретто балета. Изначально со своей идеей Майя обратилась к гениальному Шостаковичу, с которым они с мужем были в добрых отношениях и нередко вместе отдыхали семьями.

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Дмитриевич, прочитав предоставленное ему либретто, сделал вид, что заинтересовался, но вскоре шутливо отказался, заявив, что с Бизе он тягаться не сможет. Следующим композитором, к которому с просьбой о сочинении музыки к балету обратилась Плисецкая, был сосед по даче - Арам Хачатурян. Хотя и в этом случае поговорили и разошлись. Прошло два года и мечта балерины так бы и оставалась мечтой, если бы не счастливый случай, который привел в Москву на гастроли кубинский балет во главе со знаменитым балетмейстером Альберто Алонсо. Побывав на спектакле гостей и увидев их хореографию, Майя поняла, что это именно то, о чём она мечтала долгие годы.

Долго не раздумывая, Плисецкая обратилась к Алонсо с просьбой поставить для неё одноактный балет «Кармен». Кубинский хореограф сразу согласился, но при условии, если получит приглашение от советского Министерства культуры. Используя все свои связи, Майя добилась желаемого и вызов Альберто Алонсо на постановку «Кармен» в Большом театре был сделан. Хореограф со своим либретто в Москву прилетел, а музыки к балету так и не было, хотя любимый муж, несмотря на то, что был завален работой, обещал обязательно помочь. В конечном итоге балет решено было сделать, как посоветовал Алонсо на музыке Бизе.

Плисецкая и Щедрин

Свободную виртуозную обработку музыки из оперы «Кармен» и «Арлезианки» Щедрин сделал в очень короткий срок. Всего двадцать дней и транскрипция, рассчитанная на струнные и ударные инструменты, была готова. Репетиции балета тоже проходили в сжатые сроки. Костюмы успели сшить только к премьере, которая была назначена на 20 апреля 1967 года. Танцоры и музыканты очень старались, но желаемой реакции от публики не последовало. Зрители ждали пируэтов, фуэте, а получили странное представление, над которым необходимо было задуматься. Они вежливо аплодировали, а министр культуры Фурцева покинула свою ложу сразу по окончанию спектакля.

Следующий показ спектакля был назначен через день, однако Плисецкой и Щедрину загодя сообщили, что «Кармен» отменили. Раздосадованные новостью, они прямиком отправились к министру и услышали, что спектакль сырой, музыка изуродована, костюмы непристойны, да к тому же хореография весьма «откровенна». С обещанием сделать коррективы спектакль удалось отстоять, а московская публика постепенно стала привыкать к новаторскому балету.

Сценическая жизнь балета «Кармен-сюита» начиналась весьма нелегко, но сегодня он ставится и исполняется по всему миру. «Кармен» не умерла, как предрекали недоброжелатели, а с каждой новой постановкой обретает новую жизнь и новый облик. Билеты на балеты

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Ж. Бизе – Р. Щедрин «Кармен-сюита»