Балет «Тщетная предосторожность»

 

Комедия. Это слово пришло к нам из глубины веков. Ещё в Древней Греции, а именно в VI веке до нашей эры, поэты постоянно устраивали соревнования на лучшее юмористическое произведение. Затем победившее творение окрашивали песнями и танцами и демонстрировали публике. Прошло много столетий и в эпоху Возрождения данный термин вновь вошёл в обиход. Так стали называть театральные постановки, которые включали в себя смешные сценки и различные музыкальные номера. В первой половине XVIII века комический окрас стал приобретать такой замечательный музыкальный жанр как опера. А почти спустя пятьдесят лет французский хореограф Жан Доберваль представил на суд зрителей наполненный задорным юмором первый комедийный балет, впоследствии получивший название «Тщетная предосторожность».

Краткое содержание балета «Тщетная предосторожность», историю создания и интересные факты об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Лиза дочь фермерши Марцелины, влюблённая в Колина
Колин бедный крестьянин, возлюбленный Лизы
Марцелина богатая фермерша, мать Лизы
Мишо богатый винодел
Ален сын винодела Мишо, предполагаемый жених Лизы
Нотариус должностное лицо, удостоверяющий сделки

 

 

 

Краткое содержание балета «Тщетная предосторожность»

События балета переносят нас во Францию конца XVIII века. Там в одной из провинций, в сельской местности вместе с дочерью Лизой проживает богатая фермерша Марцелина. Лиза влюблена в соседа - бедного крестьянского парня Колена и хочет выйти за него замуж. Впрочем, у расчётливой мамаши девушки совершенно другие планы на её будущее.

Раннее утро, о наступлении которого оповещает петух, появившейся во дворе со свитой своих кур. Из дома выходит Лиза. Она осматривается вокруг в надежде увидеть Колена. Девушка немного расстроена, но её настроение быстро меняется, когда она немного погодя заметила своего возлюбленного. Впрочем, свидание молодых людей длилось недолго, так как появление Марцелины вынудило Колена спешно скрыться. Матушка заставила Лизу взбивать масло, но как только она удалилась, вновь вернулся Колен. Поначалу юноша помогал девушке в работе, но вскоре они забыли о масле, которое так и осталось не взбитым. Пылкие признания в чувствах друг к другу для них оказались важнее.

Как только Колин ушёл, во двор дома Марцелины прибежали подружки Лизы, чтобы позвать её с собой. Вот только девушку задержала бдительная мать. Увидев, что дочь не выполнила заданную работу, она устроила Лизе настоящую трёпку. Сердитую матушку остановило лишь появление желанных ей гостей: богатого виноградаря Мишо и его сына Алена. Они пришли с намерением посватать Лизу и обещанием выплатить за такую красивую невесту богатое вознаграждение. Девушке навязанный жених совершенно безразличен, однако её матушке выгодный союз по душе. Удачно сговорившись насчёт свадьбы, все отправляются проверить как идёт сбор урожая.

 Уборочная завершена, и крестьяне этому очень радуются. Они устроили танцы, в которых принимает участие Колен. Когда Марцелина с дочерью и гостями прибывает на поле, они видят безудержное веселье, которому селяне предались, закончив работу. Ален тоже пускается в пляс и тащит за собой Лизу. Увидев это Колин всячески старается помешать назойливому жениху. В результате Лиза и Колин скрываются от него. Ален ищет свою невесту, однако вскоре его внимание отвлекает селянин, который искусно играет на флейте. Неудачливый жених тоже хочет попробовать, впрочем, старания Алена таковы, что над ним все начинают потешаться. От насмешек парня спасают его отец и Марцелина. Они уводят и успокаивают жениха. Тем не менее танцы возобновляются, и в них принимают участие Колин и Лиза. Вернувшаяся Марцелина, увидев свою дочь с бедняком, начала сильно сердиться. Она разогнала влюблённых в разные стороны и при этом строго отругала Лизу. Крестьяне, чтобы спасти девушку он материнской расправы, предложили Марцелине потанцевать, и это у неё получилось весьма ловко. Праздник продолжился, но вдруг небо потемнело, налетел сильный ветер и гроза, которые вызвали всеобщий переполох.

Марцелина и Лиза, промокшие после дождя, вернулись домой. Чтобы отвлечь дочь от мыслей о недостойном Колине, мать заставляет её заняться рукоделием, однако сама, утомившись за день, села на стул и задремала. Лиза, уверенная в том, что Колен ждёт её во дворе, попыталась у Марцелины вытащить из кармана ключ от двери, но неудача. Матушка проснулась, а, чтобы больше не заснуть достала бубен и стала в него бить. Удары сначала были сильными, а затем слабее и совсем стихли: Марцелина вновь заснула. Свидание влюблённых, несмотря на возникающие препятствия, всё же состоялось. Колен влез по лестнице и тихонько открыл окно. После такой волнующей встречи девушка порхала от счастья как бабочка, и когда Марцелина проснулась, она не могла узнать свою дочь. Вскоре раздался стук в дверь – это пришли крестьяне. Они принесли снопы и попросили хозяйку с ними рассчитаться за работу. После того как селяне ушли, вслед за ними по делам отправилась и Марцелина, а, чтобы дочь не побежала на свидание с Колином, закрыла дверь на ключ. Лиза поначалу расстроилась, но затем успокоилась и начала мечтать о том, как они с Колином будут вместе счастливо жить. В семье будет много детей, которых они будут любить и хорошо воспитывать. Впрочем, в комнате Лиза находилась не одна. Колин спрятался среди принесённых селянами снопов, и когда он вышел из своего укрытия, то немного смутил девушку. Затем вновь последовали пылкие объяснения в любви и обмен шейными платочками.

Вскоре вернулась Марцелина, и Лиза в смятении спрятала Колена в своей спальне. Мамаша с ликованием предупредила дочь, что вскоре придёт её жених с отцом и нотариусом, чтобы подписать брачный договор. Лиза умоляла Марцелину не делать этого, так как она не любит Алена. Рассердившаяся фермерша заперла дочь в спальне, в которой уже спрятался Колен. Когда долгожданные гости явились и был подписан брачный контракт, Марцелина торжественно вручила Алену ключ от спальни Лизы. Когда жених открыл дверь комнаты, то увидел там обнимающихся Лизу и Колена. Мишо и Ален, обескураженные таким разворотом событий, порвали свадебный договор и удалились. Марцелине ничего не осталось как благословить молодых и согласиться на их союз. Все были рады такому счастливому исходу.

 

 

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
50 мин. 30 мин. 40 мин.

Фото:

балет «Тщетная предосторожность» балет «Тщетная предосторожность» краткое содержание

 балет Тщетная предосторожность краткое содержание

 

Интересные факты

  • Жан Доберваль – это сценический псевдоним. Настоящее имя автора балета «Тщетная предосторожность» - Жан Берше д’Оберваль. Он был внебрачным сыном известного драматурга и актёра театра Комеди Франсез Этьена-Доминика Берше д’Оберваля.
  • Жан Доберваль обучался танцевальному искусству у выдающегося хореографа Жана-Жоржа Новерра, однако впоследствии сам стал известен не только как автор «Тщетной предосторожности, но и учитель Шарля Дидло, которого сегодня величают «отцом русского балета».
  • Балетный спектакль «Тщетная предосторожность» был первоначально поставлен Жаном Добервалем на музыку, основанную на пятидесяти пяти популярных французских танцевальных мелодиях.
  • Балет, на русской сцене получивший наименование «Тщетная предосторожность», за свою историю несколько раз менял своё название. Сам автор Жан Доберваль озаглавил его «Le ballet de la paille, ou Il n'est qu'un pas du mal au bien». Это переводится как «Соломенный балет, или от зла до добра всего один шаг». Далее в зависимости от места постановки он постоянно переименовывался. Например, «Худо сбереженная дочь или Бесполезная предосторожность», «Жанна и Колен, или Деревенская свадьба», «Обманутая старуха», «Лиза и Колен», «Плохо охраняемая девушка», «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность», «Любовники, застигнутые врасплох», «Распутница», а также «Уж замуж невтерпёж или Тщетная предосторожность».
  • В балете «Тщетная предосторожность» частенько менялось не только название, но и имена основных героев. К примеру Лизу изначально звали Лизон, а Колена – Кола. Марцелина именовалась и вдовой Раготтой, и Симоной. Виноградаря Мишо называли Томасом, а его наследника Алена – Никезом.
  • Важно отметить, что во все времена партия Марцелины исполнялась мужчинами.
  • Хореографы обычно балет «Тщетная предосторожность» укладывали в два акта, однако Мариусу Петипа и Льву Иванову этого показалось недостаточно, и они, ещё более раскрасив свою постановку танцами, расширили спектакль до трёх действий.

 

История создания балета «Тщетная предосторожность»

Чтобы досконально разобраться в довольно замысловатой истории балета «Тщетная предосторожность» необходимо совершить путешествие в далёкие времена. А именно, отправиться во Францию второй половины XVIII века, где в то время своим мастерством пленял зрителей талантливый танцовщик Жан Доберваль. Он был настолько высокоодарён, что сам Жан Жорж Новерр – величайший реформатор, который жанру балета придал классические очертания, в своих балетах отдавал ему сольные партии. После завершения в начале восьмидесятых годов хореографической карьеры, Доберваль сменил своего наставника Новерра на посту главы балетной труппы Королевской Академии музыки. Впрочем, в данной должности танцор продержался всего два года и покинул её в связи с тем, что продолжал внедрять новаторские идеи своего учителя, которые подвергались серьёзной критике со стороны дирекции театра.

Жан Доберваль

Оставив «Большую Оперу» и Париж, Доберваль вскоре покинул и родину, но, когда вернулся во Францию, то обосновался в Бордо. В театре этого города реформаторские замыслы прогрессивного хореографа воспринимались весьма радушно. Там он поставил несколько спектаклей, среди которых «Ветреный паж» и «Доротея». Провинциальные зрители постановки Доберваля, в которых главными персонажами были не боги и не герои из античных времён, а обычные люди с их недостатками и слабостями, благожелательно отзывалась на его сценическую работу. Воодушевляясь реакцией зрителей на новаторские спектакли, балетмейстер постоянно искал свежие идеи. Так однажды он, посетив типографию в Бордо, увидел гравюру с картины Пьера-Антуана Бодуэна, на которой была изображена девушка в растрепанной одежде и вся в слезах. Она стояла возле сарая для сена и выслушивала упрёки старухи - матери. На втором плане молодой человек лез на чердак вверх по лестнице, чтобы скрыться в безопасном месте. Данное произведение не только впечатлило и развеселило Доберваля, но и навеяло балетмейстеру мысль: положить его в основу нового комедийного спектакля. Хореограф даже заголовок ему сразу придумал: «Балет о соломе». В данном забавном сюжете было всё, что входило в моду и привлекало публику: главные герои – представители простого народа, которые, попав в комическую ситуацию, выходили из неё с помощью собственной смекалки и хитрости.

Музыку к балету, полное название которого звучало так: «Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien» (в переводе «Соломенный балет, или от зла до добра всего один шаг»), Добервиль никому не заказывал. Он собрал её с миру по нитке, то есть использовал французские народные танцевальные мелодии и связал их в единое произведение. Партию главного героя исполнял сам Доберваль, а ему к тому времени было около пятидесяти лет, а партнёршей по спектаклю стала его жена – балерина Мария-Мадлен Креспе, выступавшая под псевдонимом Теодора. Премьера спектакля прошла в Бордо с большим успехом 1 июля 1789 года.

Спустя два года Добервалю удалось осуществить постановку комедийного «Соломенного балета» в Лондоне. Зрители во время спектакля искренне смеялись и выходили из зала с добродушной улыбкой. Такой впечатляющий результат дал возможность балету Доберваля победно пройти по театральным сценам Европы. В 1793 году спектакль увидела публика Венеции, в следующем – Вены. Далее был Марсель, Лион и Неаполь, а вот затем история балета начала лихо закручиваться. Сюжет, пользующегося большой популярностью «Соломенного балета», стал привлекать и других балетмейстеров. При этом музыкальную составляющую постановки они использовали по своему вкусу. Дело даже дошло до того, что французский композитор Пьер Гаво, специально сочинив музыку, переделал балет в оперу, которая, к сожалению, продержалась недолго. Однако её музыкальный материал использовал ученик Доберваля хореограф Жан-Пьер Омер для личной постановки «Соломенного балета». Впрочем, история спектакля после этого стала развиваться ещё интенсивнее. В 1828 году француз Фердинан Герольд наградил популярный балет музыкальным материалом, который теперь можно было назвать постоянным. Между тем почти сорок лет спустя партитуру к балету, в то время всё чаще именуемому «Тщетная предосторожность» заново создал немецкий композитор Петер Гертель.

Российский зритель с «Тщетной предосторожностью» познакомился в Москве в 1800 году в постановке балетмейстера Джузеппе Соломони. Тот спектакль был основан на оригинальном лоскутном музыкальном материале 1789 года. Публика Санкт-Петербурга впервые увидела комедийный балет лишь восемь лет спустя. Его поставил ученик Жана Доберваля хореограф Шарль Дидло. В дальнейшем в России «Тщательная предосторожность» практически не покидала сцены ведущих театров. Она привлекала многих балетмейстеров, среди которых важно отметить Ж. Ламираля, Ф. Бернаделли, Ж. Перро, И. Никитина, М. Петипа, Л. Иванова, Х. Мендеса, А. Горского. Одни хореографы ставили спектакли на музыку Фердинана Герольда, другие использовали партитуру Петера Гертеля. При этом стоит отметить, некоторые балетмейстеры украшали свои постановки музыкальными цитатами из известных произведений Россини, Вебера, Бетховена, Пуни, Делиба, а Мариус Петипа просил композитора Людвига Минкуса специально к этому спектаклю сочинить несколько номеров.

В нынешнее время большой популярностью пользуется хореографическая версия балета «Тщетная предосторожность», которую в 1960 году поставил английский хореограф - Фредерик Аштон. И поскольку данный балет в нынешнее время тоже пользуется завидной популярностью, современные хореографы непрерывно прикладывают свои таланты к возрождению данного шедевра, который покоряет своим чарующим обаянием.

 

«Тщетная предосторожность». Этот изящный балет, восхищающий неподдельными эмоциями и вызывающий искренние улыбки, причисляется к старейшим шедеврам балетной классики. Созданный в конце XVIII-го века и наполненный добродушным юмором, он на протяжении столетий передавался из поколения в поколение как редкая драгоценность. Как результат «Тщательная предосторожность» украшает репертуар многих музыкальных театров мира и пользуется большой популярностью у зрителей.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Балет «Тщетная предосторожность»