Балет «Бахчисарайский фонтан»

 

Борис Владимирович Асафьев. Этот выдающийся композитор, учёный, педагог и общественный деятель вошёл в историю музыкальной культуры нашей страны, как весьма яркий её представитель. Наполненные новаторскими мыслями исследовательские работы Асафьева сыграли значимую роль в развитии советской музыковедческой школы. Его педагогическая деятельность была отмечена воспитанием целой плеяды видных музыкальных историков и теоретиков. Тем не менее самым ценным в разносторонней деятельности данной незаурядной личности является его композиторское наследие, включающее прекрасные балеты, среди которых знаменитый «Бахчисарайский фонтан».

Краткое содержание балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Князь Адам польский магнат, отец Марии
Мария княжна, дочь князя Адама
Вацлав молодой польский дворянин, жених Марии
Хан Гирей Хан Гирей
Зарема фаворитка Гирея
Служанка Марии пожилая невольница

 

 

 

Краткое содержание балета «Бахчисарайский фонтан»

В своём старинном родовом замке польский князь Адам устроил большое торжество, на который приглашено много знатных гостей. Поводом для праздника послужил день рождения его любимой дочери Марии, которая помолвлена с молодым дворянином Вацлавом. Девушка питает к своему жениху нежные чувства, а потому она с нетерпением ждёт встречи со своим возлюбленным. Свидание молодых людей наполнено романтикой и счастьем, а гости тем временем продолжают беззаботно веселиться: за торжественным полонезом следует изящная мазурка, затем зажигательный краковяк. Казалось ничего не предвещало несчастья, однако на аллее парка перед замком появляется вражеский лазутчик, а спустя время во дворец врываются татарские воины во главе с ханом Гиреем. Замок горит. В жестокой схватке с врагом погибают защитники замка и отец Марии. Воцлав, стараясь спасти свою невесту, с оружием в руках пробивает дорогу, но на их пути появляется сам хан Гирей и кинжалом убивает жениха польской княжны. При этом, мимолётом взглянув на Марию, он сражён красотой девушки.

Войско Гирея возвращается в Крым. Хан очень доволен результатом своего военного похода: среди богатой добычи есть особо ценный трофей - красавица Мария.

В Бахчисарае все ждут возвращение воинов, но особое нетерпение проявляет фаворитка гарема хана Гирея – восточная красавица Зарема. Она радостно встречает своего повелителя, однако он к ней равнодушен. Зарема всё поняла, когда по гарему провели польскую княжну. Фаворитка сразу увидела, какими влюблёнными глазами хан смотрит на свою новую наложницу. Зарема в отчаянии, но не сдаётся. Своими чарами она пытается вернуть расположение любимого мужчины. Впрочем, несмотря на все старания фаворитки, хан её игнорирует.

Марию поселили в отдельные апартаменты. За ней ухаживает пожилая прислужница, которая с пониманием и радушием относится к новой госпоже. Девушка делится с ней своими воспоминаниями о том, как ей жилось в родной Польше. Служанка внимательно выслушивает Марию, а затем уговаривает её прилечь и отдохнуть, однако сделать это княжне не удаётся. В её покоях появляется Гирей. Хан умоляет девушку принять его любовь, а за это он готов бросить к её ногам всё чем владеет. Мария отвергает Гирея и его ухаживания: как можно полюбить человека, который повинен в смерти родных людей? Омрачённый нескрываемой неприязнью девушки, которая разбила ему сердце, хан удаляется.

После такого неприятного визита Мария, сильно переволновавшись, никак не может уснуть. А тем временем, крадучись, в покои княжны входит Зарема. В её руке кинжал, которым она припугнула служанку. Объятая страхом пожилая невольница побежала звать на помощь. Зарема же, приблизившись к Марии, просит не отнимать Гирея, к которому она питает страстные чувства. Княжна уверяет фаворитку, что хан ей не нужен и она никогда не ответит на любовь человека, сделавшего её несчастной. Их разговор прерывает Гирей, пришедший по зову служанки. Хан сильно разгневан на Зарему, но, когда он смотрит на Марию, его взгляд становится очень нежным. Видя это, фаворитка вскипает от ревности и в порыве наносит Марии удар кинжалом. Гирей шокирован таким развитием событий. Его горю нет предела. Зарему хан отдаёт в руки стражников, которые по его приказу сбрасывают женщину с высокой стены.

Проходит время, однако после трагической гибели польской княжны Гирей всё также безутешен. Он ко всему равнодушен. Правителя не услаждают грациозные танцы молодых наложниц и не радует богатая добыча его храбрых воинов. Хан погружён в гнетущие воспоминания из прошлого. Его беспрерывно преследует образ красавицы Марии.

 

 

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
45 мин. 35 мин.

Фото:

балет «Бахчисарайский фонтан» балет «Бахчисарайский фонтан» краткое содержание

 балет Коппелия краткое содержание

 

Интересные факты

  • Борис Владимирович Асафьев является автором первого советского балета, который был создан в 1918 году и имеет название «Карманьола».
  • «Бахчисарайский фонтан» - это первый спектакль, ознаменовавший зарождение нового жанра, именуемого хореодрамой или драмбалетом, в котором тесно объединились музыка, танец и драматическая постановка. В таком спектакле танцевальный язык артистов балета заметно преобразился. В нём каждая поза и каждый жест приобрели свой смысл.
  • «Бахчисарайский фонтан» – иное название «Фонтан слёз» находится в основанном в XVI веке городе Бахчисарай, расположенном на полуострове Крым, между городами Симферополь и Севастополь. Фантан был сооружён в 1764 году рядом с усыпальницей возлюбленной наложницы крымского хана Кырым Герая у Южных ворот бахчисарайского дворца.
  • Именно с балета «Бахчисарайский фонтан» началось всенародное признание балерины Галины Улановой как неподражаемой артистки.
  • Важно отметить, что на создание знаменитой сцены с «Татарской пляской» хореографа Ростислава Захарова вдохновило старинное блюдо, увиденное им в Эрмитаже. Балетмейстер поначалу даже не представлял, как должны выглядеть подобные танцы, но внимательное рассмотрев поднос он приметил детали, которые помогли хореографу создать яркий эпизод.
  • Изначально «Бахчисарайский фонтан», представленный как спектакль в 4-х актах, в нынешнее время в театре идёт в варианте, сокращённом до 2-х актов.

 

История создания балета «Бахчисарайский фонтан»

Когда Борис Владимирович Асафьев в 1933 году приступил к созданию балета «Бахчисарайский фонтан», он был в полном расцвете творческих сил и характеризовался не только как талантливый композитор, но и эрудированный музыковед, прекрасный педагог, видный общественный деятель, а также известный публицист. Ещё в 1917 году, восторженно приветствуя Октябрьскую революцию, Асафьев активно включился в преобразования, в которых нуждалась культура юной Страны Советов. В 1918 году его назначили сотрудником музотдела Наркомпроса, а в следующем – Борису Владимировичу доверили ещё одну важную должность: он стал советником по репертуарным программам ведущих музыкальных театров Петрограда - Мариинского и Михайловского. Тогда же Асафьев в Петроградском институте истории искусств сформировал отделение истории музыки, а спустя два года ко всему прочему ему вменили в обязанность художественное руководство Петроградской филармонией. При этом Борис Владимирович все свои выше перечисленные должности совмещал с преподавательской работой на историко-теоретическом отделении консерватории. Впрочем, спустя время чрезмерная занятость столь многообразной деятельностью всё же стала Астафьева ощутимо утомлять, и он почувствовал нестерпимую тоску по музыкальному творчеству.

Борис Владимирович Асафьев

В сочинительском труде Борис Владимирович отдавал предпочтение созданию хореографических спектаклей. Дело в том, что после окончания консерватории он работал концертмейстером балетной труппы Мариинского театра. Для начинающего музыканта это была весьма увлекательная работа. У него была возможность свободно посещать постановки, общаться со знаменитыми артистами и балетмейстерами, а помимо того вникать в секреты хореографического искусства. Так к началу тридцатых годов на счету Асафьева было уже семь произведений данного жанра, а в ноябре 1932 года состоялась премьера восьмого хореографического спектакля с названием «Пламя Парижа». Он получил весьма высокую оценку, так как открыл новый этап в развитии отечественного балета. Вдохновившись таким результатом, Борис Владимирович решил продолжить успешное достижение и сочинить музыку ещё к одному балетному спектаклю, однако никак не мог решить какая тематика должна быть отражена в новом произведении. На помощь композитору пришёл драматург Николай Дмитриевич Волков. Именно он помогал в написании либретто, которое легло в основу балета «Пламя Парижа». Теперь Николай Дмитриевич предложил композитору текст музыкально-сценического произведения по мотивам пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан, которое создавал использовав законы театральной драмы. Астафьев к данному предложению отнёсся с большим интересом, ведь два года назад он, посещая Крым и бывшую ханскую столицу Бахчисарай, был просто очарован красотами дивного края.

После создания музыки спектакля, которая была написана довольно быстро, Волков и Асафьев предоставили партитуру режиссёру Мариинского театра Сергею Эрнестовичу Радлову. Он в свою очередь в качестве балетмейстера рекомендовал Ростислава Захарова – молодого хореографа, большого почитателя метода Станиславского. То есть подобралась творческая команда талантливых людей, в результате слаженной работы которых зрителям Ленинградского театра оперы и балета был представлен инновационный хореографический спектакль, положивший начало новому направлению, именуемому «драмбалетом».

Премьера «Бахчисарайского фонтана» - постановка, изначально включающая четыре действия, обрамлённые прологом и эпилогом, состоялась в конце сентября 1934 года и прошла с большим успехом. Затем спектакль начал своё путешествие по огромной стране и трудно было найти музыкальный театр, сцена которого не была украшена балетом «Бахчисарайский фонтан».

«Бахчисарайский фонтан». Данная лирико-драматическая хореографическая поэма, поражающая своей яркостью и выразительностью, созданная почти столетие назад, и в нынешнее время триумфально шествует по музыкальным театрам нашей страны. Чувственный балет, признанный истинным шедевром хореографического искусства, в котором жесты - это слова, а партии – диалоги и монологи, предоставляет зрителю полное эстетическое удовольствие, то есть он никого не оставляет равнодушным.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: