И. Стравинский балет «Петрушка»
Балет «Петрушка», музыку к которому написал молодой композитор Игорь Стравинский, стал в 1911 году гвоздем «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. Но блестящий творческий триумвират композитора И. Стравинского, хореографа М. Фокина и художника А. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.
Краткое содержание балета Стравинского «Петрушка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Описание |
Петрушка | смешная кукла балаганного театра |
Балерина | кукла, в которую влюблен Петрушка |
Арап | кукла, предмет интереса Балерины |
Фокусник | хозяин кукол |
Шарманщик | уличный музыкант |
Краткое содержание «Петрушки»
Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен.
Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.
Продолжительность спектакля | |||
I Акт | |||
35 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Петрушка – персонаж русского кукольного театра, у которого есть «старшие братья» в других культурах: Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии.
- Один из авторов «Петрушки» художник и либреттист А. Бенуа называл его «балетом-улицей». Среди его персонажей ряженые, гусары, кучер, шарманщик, поваренок, купец, цыганки, гуляющие.
- В балете уличная танцовщица кружится под старинную песенку «Деревянная нога». Ее незатейливый мотив Стравинский услышал на одной из улочек Ниццы от шарманщика. Впоследствии у песенки объявился автор – некто Спенсер, и суд обязал композитора выплатить ему сумму гонорара.
- На первой репетиции оркестра в Париже музыканты в голос стали смеяться, настолько забавной им показалась музыка «Петрушки». Дирижеру П. Монто понадобился весь его дар убеждения, чтобы объяснить коллегам, что музыку Стравинского не следует воспринимать как шуточную.
- Роль Петрушки стала ключевой в жизни и творчестве таких танцовщиков, как В. Нижинский, В. Васильев, М. Цивин, С. Вихарев, Р. Нуреев и других.
- Считается, что именно Дягилев открыл миру талант Стравинского. Когда он впервые услышал молодого композитора, у того даже не было высшего музыкального образования.
- Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры.
- Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с Сергеевым Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой.
- В 1993 году была выпущена платиновая монета, посвященная Стравинскому. На ней отчеканено рельефное изображение композитора на фоне сцены из балета «Петрушка».
- В 1947 году Стравинский создал вторую редакцию «Петрушки» для исполнения меньшим числом музыкантов. Вместо "четверного" состава оркестра партитура была переделана для "тройного" состава, и музыка к «Петрушке» стала существовать в двух вариантах – как балетная и как оркестровая.
- По мотивам балета «Петрушка» в 1993 году создан российский мультфильм «Рождественская фантазия».
- В музыку балета Стравинский искусно вплел мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «А снег тает».
- Музыка из балета «Петрушка» звучит в кинофильмах «Очаровательная проказница», «Поцелуй вампира», «Богоматерь Турции».
Популярные номера из балета «Петрушка»
«Вдоль по питерской» (слушать)
«Русская» (слушать)
Танец балерины (слушать)
«Ах вы, сени, мои сени» (слушать)
История создания «Петрушки»
Балет «Петрушка», в отличие от многих гениальных творений, чей замысел долго зреет в голове автора, родился…случайно. После оглушительного успеха балета «Жар-птица», премьера которого прошла в 1910 г., Стравинский с подачи Дягилева готов был погрузиться в работу над новым балетом «Весна священная». Композитор осознавал, насколько сложна и многопланова тема, за которую он собирался взяться, и решил дать себе некоторую передышку. Отдыхая в Швейцарии, он для собственного развлечения набросал пьесу для фортепиано с оркестром, причем выстроил музыкальные темы таким образом, что фортепианная партия и оркестровое сопровождение не гармонировали друг с другом, а звучали явным диссонансом, как будто вступая в постоянный и неразрешимый конфликт. Впоследствии композитор признавался, что во время творческого процесса ему виделся игрушечный плясун, который «своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр».
В итоге родилась музыка, характер которой даже ее гениальному создателю казался странным, пока однажды Стравинского не осенила ассоциация – это Петрушка! Колкая, резкая музыка с неожиданными сменами ритма полностью соответствовала внутреннему содержанию задиристого персонажа русских ярмарочных гуляний. Возможно, «Петрушка» так и существовал бы в виде концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы однажды Стравинский не сыграл ее основателю «Русских сезонов» С. Дягилеву.
Интуиция безошибочно подсказала опытному импресарио – это балет, о чем он сразу и заявил Стравинскому. Дальнейшая работа над балетом полностью оправдывала его название – в ней царил полный хаос. Вместо того, чтобы сочинять музыку к предложенному либретто, как обычно бывает при создании балета, Стравинский сочинял отдельные музыкальные куски, а Дягилев и знаменитый художник Александр Бенуа в перерывах между гастролями придумывали, какой сюжет и события могли бы соответствовать такой музыке. Либреттистом «Петрушки» все же считается Бенуа, хотя к выстраиванию драматургии балета приложили руку все его создатели.
Постановки
Для хореографического воплощения «Петрушки» Дягилев пригласил балетмейстера-новатора Михаила Фокина, над декорациями трудился Александр Бенуа. Премьерный показ балета состоялся в 1911 году. В этот вечер на сцене парижского театра Шатле блистали звезды дягилевской антрепризы – Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Александр Орлов. Искушенный парижский зритель, которого трудно было чем-либо удивить, оказался потрясен до глубины души роскошью спектакля. В нем парижане увидели русскую жизнь с ее национальными традициями, удалью, бушующими страстями, способными увлечь в свой водоворот любого.
Однако на Родине «Петрушку» ждал более суровый прием. Зрителям и критикам, привыкшим к благозвучию балетной музыки, партитура Стравинского резала слух. Музыка балета была крикливой, резкой, насыщенной «площадными» мотивами. Понадобилось время, чтобы соотечественники оценили по достоинству ее неповторимый характер, рисунок и образность, позволявшая представлять себе то, что происходит на сцене, даже с закрытыми глазами.
В 1920-й г. известный танцовщик Леонид Леонтьев перенес «Петрушку» на сцену Мариинского театра. Леонтьев в свое время работал с Дягилевым, поэтому ему удалось достоверно воссоздать психологическую атмосферу балета. Именно леонтьевская редакция была взята за эталон балетмейстером К. Боярским, вернувшим «Петрушку» в 2008-м году на сцену Мариинского театра.
В 1921 году балет Стравинского в постановке Фокина увидели московские зрители. Главные роли исполнили ведущие артисты Большого театра В. Смольцов, Е. Гельцер и В. Рябцев.
В период с 1925 по 1932 гг. «Петрушка» был поставлен в Копенгагене, Ганновере, Эссене, Буэнос-Айресе.
Абсолютно оригинальной интерпретацией фокинского балета стала постановка Олега Виноградова в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова в 1990 г. Виноградовский Петрушка является не жалкой и нескладной куклой, а живым юношей, который бесконечно одинок среди окружающих его бездушных масок. Партию Петрушки станцевал Сергей Вихарев.
В 1992 г. народный артист России Андрис Лиепа предпринял попытку восстановить два балета Фокина – «Петрушка» и «Жар-птица» - в их первозданном виде. Эта кропотливая работа проходила в московском культурном центре «Дягилевъ Центръ», а премьеры были организованы в Санкт-Петербурге в 1993 г. В 1997 году Лиепа стал вдохновителем и режиссером кинопроекта «Возвращение Жар-Птицы». Известный танцовщик включил в него три спектакля Фокина - «Петрушку», «Шехеразаду» и «Жар-Птицу». Ведущие мужские роли в телеверсиях воскрешенных им спектаклей Лиепа исполнил сам.
«Петрушка», несмотря на внешний примитивизм сюжета, чрезвычайно глубок по своему смысловому наполнению. В нем нашли воплощение эстетические поиски нового пути в искусстве начала XX века. Спустя 100 лет «Петрушка» не потерял своей актуальности. Это балет о свободе и несвободе личности, о борьбе страдающей одинокой души против окружающей всеобщей бездуховности. В нем, как в жизни, сплетаются веселье и грусть, радость и отчаяние, и все эти чувства выражаются в едином хороводе танца. Если 100 лет назад «Петрушка» был воспринят как балет-сенсация, то для современного зрителя – это балет-легенда, ярчайший бриллиант в короне мирового балетного искусства. Он с успехом продолжает идти на сценах многих театров, доказывая, что настоящее искусство неподвластно времени.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: