Л. Минкус балет «Дон Кихот»
Бессмертное творение Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» нашло свое отражение в разных видах искусства. К примеру, образ мечтательного идальго вдохновил таких выдающихся художников как Гюстав Доре, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. В музыке Дон Кихот был прославлен в симфонической поэме Рихарда Штрауса, опере Жюля Массне и в замечательном балете Людвига Минкуса, украшенном восхитительной хореографией Мариуса Петипа. Однако этот спектакль вовсе не инсценировка шедевра. В его сюжете использована лишь небольшая его часть, а сам главный герой Дон Кихот является даже в некотором роде второстепенным персонажем.
Краткое содержание балета Минкуса «Дон Кихот» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Описание |
Китри | дочь трактирщика |
Базиль | цирюльник |
Дон Кихот | рыцарь из Ла-Манчи |
Санчо Панса | оруженосец Дон Кихота |
Гамаш | богатый и благородный дворянин |
Лоренцо | трактирщик, отец Китри |
Краткое содержание балета «Дон Кихот»
Находясь под впечатлением от прочитанных рыцарских романов, идальго Дон Кихот отправляется странствовать по свету, искоренять ложь и подвигами прославлять своё имя. Должность оруженосца он возлагает на хлебопашца Санчо Панса.
Барселона. Праздничное настроение людей оживляет площадь. Среди веселящихся горожан влюбленная парочка: дочь трактирщика Китри и цирюльник Базиль. Трактирщику Лоренцо бедняк Базиль не по душе. Он хочет выдать свою дочь замуж за богача и дворянина Гамаша. Однако Китри противиться желанию отца. В самый разгар веселья появляется Дон Кихот и его оруженосец. Увидев Китри, рыцарь так поражён её красотой, что ему грезится дама его сердца - прекрасная Дульсинея.
Воспользовавшись суетой, Китри и Базиль убегают. Дон Кихот, Санчо, Лоренцо и Гамаш, направляются за ними, но сбежавшие влюблённые прячутся в цыганском таборе. Вожак хочет помочь Китри и Базилю и приглашает преследователей на театрализованное представление. Дон Кихот принимает приглашение, а Лоренцо и Гамаш продолжают погоню за сбежавшей парочкой.
Пока Дон Кихот принимает происходящее на сцене за действительность и вступает в бой с мельницей, принимая её за чудовищного великана, Китри и Базиль добежали до таверны. Их вскоре настигают Гамаш и Лоренцо, который хочет объявить о помолвке его дочери и богатого дворянина. Базиль, видя это, решает схитрить: он якобы хочет покончить с собой. Тем временем Китри упрашивает Дон Кихота, который вместе с Санчо Панса тоже добрался до таверны, убедить Лоренцо исполнить предсмертное желание Базиля: благословить их союз. Как только просьба была исполнена, молодой человек «ожил». Счастливые Китри и Базиль празднуют свадьбу, на которой почётным гостем является Дон Кихот.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
50 мин. | 35 мин. | 30 мин. |
Фото:
Интересные факты:
- Роман Сервантеса неоднократно привлекал внимание талантливых музыкантов и хореографов. Так, первый балет по его мотивам был написан еще в 1740 году. Балетмейстером выступил Франц Хильфердинг, который выбрал из романа лишь историю любви Китерии и Басильо. Любопытно, что все последующие версии, созданные уже другими авторами, также были основаны не на всем произведении, а лишь на выбранной линии, раскрывающей историю невероятной любви двух молодых людей - Китри и Базиля.
- На сегодняшний день насчитывается более 13 спектаклей, которые были поставлены по мотивам романа Сервантеса.
- «Дон Кихот» - это единственное творение Мариуса Петипа, которое он создал изначально именно для московской труппы.
- Через год после премьеры балета «Дон Кихот» Людвига Минкуса пригласили на должность первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров.
- Знаменитый «танец серпантин», представленный в сцене «Сны Дон Кихота», который впервые использовал в своей версии Александр Горский, был заимствован у популярной танцовщицы Лои Фуллер.
- Во время генеральной репетиции спектакля в редакции А. Горского произошло непредвиденное – внезапно приболела исполнительница роли Мерседес. Ее заменила молоденькая Софья Федорова, которая играла партию уличной танцовщицы. Новую роль она смогла отрепетировать всего пару минут, но и этого ей вполне хватило, чтобы достойно выступить на премьере. Ее выход в двух разных ролях вызвал небывалый успех.
- Любопытно, что Петипа не нравилась версия А. Горского и он даже обвинил его в плагиате. По словам Мариуса, тот использовал хореографию, которую балетмейстер применял в других своих постановках. Однако доказать или опровергнуть это исследователям так и не удалось. Связано это было с тем, что не сохранилось подробных сведений о первой постановке 1869 года.
- Некоторые части балета - это характерные танцы, имитация испанских танцевальных стилей, во время исполнения которых артисты балета используют туфли на каблуках, а не пуанты.
История балета «Дон Кихот»
В 1869 году Мариус Петипа задумал поставить балетный спектакль по роману М. Сервантеса. Он набросал сценарий будущего шедевра и обратился с предложением о сотрудничестве к композитору Людвигу Минкусу. Балетмейстер сам разработал трактовку и написал либретто, учитывая предыдущий опыт постановок по этому сюжету. Новое сочинение было предназначено для исполнения на московской сцене, а именно, для бенефиса Анны Собещанской.
Хореограф серьезно подошел к работе и учел все особенности и нюансы труппы. Если петербургская школа делала упор на техничность, а также романтическую приподнятость, то московская – на характерный танец. Петипа учел все эти нюансы и сделал упор в своей постановке именно на народном танце. В итоге в середине декабря 1869 года хореографический спектакль был представлен московской публике в Большом театре.
Музыка
Исследователи отмечают, что музыкальная часть произведения довольно простая и лишена симфоничности, искусных инструментовок. Ее можно смело назвать классической для своего времени, тем более музыка носит вторичный характер, значительно уступая место танцевальной части.
Обособленных характеристик персонажей нет в музыкальной партитуре. Однако композитор мастерски насытил ее танцевальностью, добавив ритмы вальса и галопа. Минкус стремился воссоздать атмосферу испанского колорита. В результате, лишь одна героиня исполняет классический танец – это Дульцинея, остальным же достались характерные.
Постановки
Премьера была назначена на середину декабря 1869 года. Оркестром Большого театра управлял П. Лузин. Партию Китри исполнила А. Собещанская, Базиля – С. Соколов.
Спустя два года Петипа решает перенести свой спектакль на Петербургскую сцену и принялся перерабатывать его. Новая редакция была готова в 1871 г. и уже в ноябре состоялась премьера. На этот раз партитура состояла из 5 актов 11 картин. В этой версии Китри и Дульцинея предстали в едином образе и их партии исполняла одна балерина. Публика оценила новую редакцию, в итоге эта версия спектакля надолго закрепилась в репертуаре.
В 1887 году на Петербургской сцене вновь был представлен публике балет, только уже в редакции Богданова, который сильно сократил его. В целом, постановщик старался придерживаться классической версии.
Одна из самых скандальных и обсуждаемых постановок принадлежит А. Горскому, который показал свою работу в 1900 году в Большом театре. Эта версия вызвала много критики и обсуждений, ведь Горский разрушил принятые формы балета. Он внес много новшеств в эту постановку. Сам же балетмейстер стремился совместить реалистические тенденции московской труппы и классические – петербургской. Горский не только изменил хореографию, но и добавил сцены из других произведений Петипа, а также музыку других композиторов. После скандальной, но успешной премьеры, хореограф стал одним из революционеров отечественного балета. Позднее именно версия Горского была признана классической и другие постановщики брали ее за основу.
В 1994 году совершенно новую версию произведения «Дон Кихот, или Фантазии безумца» представил публике Б. Эйфман. Чуть позже, в 2009-2010 годах он снова обратился к этому балету и опять переработал его, при этом хореография и сюжет претерпели значительные изменения.
«Дон Кихот» заметно выделяется на фоне других спектаклей, в нем нет острых драматических коллизий с кучей интриг. Прелесть этого спектакля в другом - в его яркой эмоциональности. Солнечные и жизнерадостные танцы, искрящиеся своим весельем, перед зрителями предстают в виде виртуозных испанских и цыганских номеров (сегидилья, шика, морена, зингара) во всей своей красоте.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: