Балет «Драгоценности»

 

Джордж Баланчин. Этого выдающегося хореографа, который по крови считал себя грузином, по культуре – русским, а по национальности – петербуржцем, величают не только отцом американского, но также родоначальником неоклассического балетного искусства. Изначально являясь искренним приверженцем наследия Петипа и опираясь на классические традиции, он стал абсолютным новатором хореографического искусства, слившем в единое целое музыку и танец. Большинство композиций Баланчина не имеют литературной основы, а показательным примером тому служит балет «Драгоценности», который можно охарактеризовать, как романтически – воздушный, фееричный, современный и в то же время классический.

Содержание балета «Драгоценности», историю создания и интересные факты об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Содержание балета «Драгоценности»

«Драгоценности». Этот довольно сложный по форме, но лёгкий по восприятию бессюжетный хореографический виртуозный опус напоминает волшебный ларец, в котором скрыты ценные сокровища. Данное восхитительное творение, созданное балетмейстером Джорджем Баланчиным, состоит из трёх частей, имеющих названия: «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты». Все акты произведения, представляющие собой свой особый мир и созданные на музыку разных композиторов, являются разностильными балетами, которые могут существовать как отдельные спектакли. В то же время все разделы сего великолепного творения объединены общей идеей, наполненной весьма ёмким смыслом. Это связанные вместе три культурные эпохи, выраженные не только в музыкальном материале и хореографии, но и в обликах и костюмах танцовщиков.

Хореографический спектакль «Драгоценности» открывается балетом «Изумруды». Для него Баланчин выбрал музыку французского композитора Габриэля Форе. Балетмейстер извлёк подходящий музыкальный материал из двух сюит, которые композитор составил их сочинённых им номеров к театральным драмам: «Пеллеас и Мелизанда» бельгийского писателя Мориса Метерлинка и «Шейлок» - пьесы, поставленной по пьесе великого Уильяма Шекспира «Венецианский купец».  Подобранная Баланчиным нежная мелодическая ткань послужила прекрасной основой для льющейся струящемся потоком умиротворенной и изящной хореографии.

Декорации в данном акте окрашены в бирюзово-зелёные тона. В нём задействованы семнадцать танцовщиков: две пары, тройка солистов и кордебалет. Танцовщики, а также балерины, облачённые в роскошные тюники с пышной лёгкой многослойной юбкой, предстают перед взором зрителей в образе великолепных изумрудов. Их изысканные танцы, окутанные таинственностью, весьма близки к романтическому балету XIX века. Впрочем, и сам Баланчин признавался, что «Изумруды» навевают ему воспоминания о прекрасной и элегантной Франции – стране, где он утвердился как хореограф.

 

Следующая часть балета «Драгоценности» - это «Рубины». По характеру она значимо отличается от предыдущего раздела. Яркая и наполненная синкопами остроумная музыка «Каприччио для фортепиано с оркестром» Игоря Стравинского создаёт задорно-весёлое настроение. Танцы, в основу которых хореограф положил данный музыкальный материал, пропитаны озорным юмором. Здесь даже костюмы балерин в рубиновом цвете с коротенькими юбочками более напоминают джазовые наряды. Танцы поставлены так, что партнёры словно шутливо соревнуются друг с другом. Девушки то игриво кокетничают с юношами, то скачут верхом вместе с ними на лошадях. Данная хореография довольно сложна и имеет особые тонкости. Чтобы не ошибиться танцовщикам приходиться внимательно считать, так как в данном разделе важное значение имеет каждая нота.

Некоторые искусствоведы считают, что в «Рубинах» Баланчин олицетворил приютившую его жизнелюбивую Америку с его знаменитым Бродвеем. Впрочем, с таким суждением сам балетмейстер был категорически не согласен.

«Бриллианты» - это заключительный раздел трёхчастной хореографической композиции и его многие расценивают, как логичный, значимый и помпезный финал. Нежная и романтичная музыка Третьей симфонии Петра Ильича Чайковского балетмейстером выбрана не случайно. В данном акте Баланчин ностальгирует по Санкт – Петербургу – городу, где он родился, где прошло его детство и юность, а также по царственному образу Императорского балета. В «Бриллиантах» ведущую роль хореограф предоставил двум солистам, однако также довольно много задействовал артистов кордебалета. Все балерины данного спектакля танцуют в белоснежных пачках, а их головы украшены сверкающими диадемами. Венчает балет «Бриллианты» торжественный «Полонез». Впрочем, этот гордый танец стал великолепной короной не только заключительной части, но и всего хореографического спектакля «Драгоценности».

 

 

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
31 мин. 19 мин. 31 мин.

Фото:

балет «Драгоценности» балет «Драгоценности» краткое содержание

 балет «Драгоценности» краткое содержание

 

Интересные факты

  • Отец Джорджа Баланчина - Мелитон Антонович Баланчивадзе был известным грузинским композитором, основоположником национального профессионального музыкального искусства. Его, сочинившего первую грузинскую оперу, именовали «грузинским Глинкой». Родной брат хореографа – Андрей Баланчивадзе пошёл по стопам отца и тоже прославился как талантливый композитор – автор большого количества разножанровых произведений.
  • Тесная дружба крупнейших представителей мировой культуры XX века Джорджа Баланчина и Игоря Стравинского началась в середине двадцатых годов и продлилась до самой смерти композитора в 1971 году. Их творческое партнёрство отмечено почти сорока постановками, из которых важно отметить такие балеты, как «Аргон», оцениваемый искусствоведами как вершина хореографии XX века и «Цирковую польку», именуемую также «Балетом для слонов». Данный шуточный спектакль был заказан владельцами «Цирка Барнума и Бейли». В его исполнении было задействовано пятьдесят слонов и пятьдесят танцовщиц.
  • В 1954 году Баланчин с большим успехом представил свою версию балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». С момента того премьерного показа данный спектакль в Соединённых Штатах, как и в России вошёл в число рождественских традиций.
  • Впервые жители нашей столицы увидели балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» в 1972 году в Кремлёвском Дворце съездов. Хореограф никогда не скрывал своего ироничного отношения к Большому театру, а потому на его сцене спектакль был поставлен лишь после кончины Баланчина в 2012 году и с разрешения фонда его имени.
  • В Большом театре на украшение костюмов балетного спектакля «Драгоценности» было потрачено более трёх сотен кристаллов Сваровски.
  • Поговаривают, что Баланчин подумывал и о четвёртой части балета «Драгоценности», в которой хотел отобразить сапфиры. Впрочем, хореограф впоследствии на вопрос об этом с лукавством отвечал, что цвет этих камней на сцене воспроизвести довольно сложно.

 

История создания балета «Драгоценности»

К тому памятному 1967 году, когда на суд публики был представлен восхитительный балет «Драгоценности», Джордж Баланчин был уже весьма знаменитым хореографом - автором десятков впечатляющих постановок. При этом важно отметить, что для того, чтобы достичь широкой известности, ему предстояло пройти довольно тернистый жизненный путь.

Появившись на свет в Петербурге в 1904 году, а в семнадцать лет завершив обучение в хореографическом училище, Георгий Баланчивадзе – таково настоящее имя знаменитого балетмейстера, вошёл в состав труппы Государственного академического театра оперы и балета. Наряду с этим ещё в 1920 году талантливый и целеустремлённый юноша, постоянно ищущий свой особый творческий путь в жизни, поступил в консерваторию, где не только совершенствовался в игре на фортепиано, но и старательно изучал музыкальные теоретические дисциплины и композицию. Впрочем, в то же самое время он был отмечен не только как организатор, но и хореограф экспериментального объединения «Молодой балет», к выступлениям которого зрители проявляли живой интерес.

Джордж Баланчин

Обучение в консерватории, которое Григорий завершил в 1923 году, он совмещал с работой в театре и «Молодом балете». Помимо этого, молодой танцор довольно часто выступал в увеселительных заведениях, в таких, как казино и рестораны. Под популярные в то время мелодии шимми, фокстротов и тустепов он танцевал в паре с разными партнёршами с номерами, постановкой которых занимался сам. В те суровые нэповские времена подобные подработки для Баланчивадзе была необходимы, так как помогали ему выкручиваться из сложного материального положения. Дело в том, что зарплата начинающего танцора кордебалета в театре была нищенской, а концерты у коллектива «Молодого балета» были весьма редкими и кроме известности в авангардистских кругах Григорию ничего не приносили.

В следующем 1924 году Баланчивадзе в составе группы танцоров театра посчастливилось получить разрешение и выехать на гастроли в Германию. Уже тогда он принял решение в Россию не возвращаться, а закрепиться в Европе, где в то время было больше возможностей и перспектив для полноценного творчества.

Турне, начавшееся не очень удачно в немецких городах, продолжилось в столице Туманного Альбиона, а затем в Париже, где на танцоров обратил внимание сам Дягилев. Как результат, всех гастролирующих артистов выдающийся импресарио пригласил в свою знаменитую антрепризу «Русский балет», а Георгию предложил в ней не только должность танцора, но и хореографа. Тогда же по совету директора антрепризы артист своё сложное для восприятия иностранцев имя преобразовал по западному образцу и стал именоваться Джорджем Баланчиным.

Уже в 1925 году хореограф, весьма быстро оценённый в не только во Франции, но и в Европе, поставил четыре балетных спектакля, один из которых на музыку, сочинённую Игорем Стравинским. Это послужило творческому сближению двух великих людей. Затем было ещё четыре года весьма интересной работы в «Русском балете», однако кончина великого Дягилева завершила существование прославленной антрепризы. Все артисты, а в их числе и Баланчин, разбрелись в поисках новой работы. Так Джорджу, как приглашённому балетмейстеру, пришлось помотаться по всему Европейскому континенту. Он засветился в Лондоне, Копенгагене, затем на время пристроился в «Русский балет Монте Карло». Вслед за этим Баланчин создал собственную труппу – «Les Ballets 1933», просуществовавшую всего несколько месяцев, но представившую публике такие успешные постановки, что работа хореографа привлекла внимание американского мецената Линкольна Кирстейна. Как итог, восхищённый творчеством Баланчина, любитель искусств пригласил его переехать в Соединённые Штаты и создать там Школу американского балета. От такого привлекательного и весьма перспективного предложения Григорий отказаться не мог, ведь он давно мечтал о своей балетной школе, труппе и театре. Не раздумывая, Баланчин дал согласие и его даже не смущало незнание английского языка. Так в 1933 году хореограф пересёк океан и начал самый блестящий этап своей деятельности. При поддержке не только Линкольна Кирстейна, но и ещё одного состоятельного американца Эдварда Уорберга, он основал бальную школу, которая приняла первых учениц в начале января 1934 года. Это были девочки обеспеченных родителей, пожелавших приобщить своих детей к данному завораживающему виду искусства. Вскоре ученицы представили на суд зрителей балет «Серенада», который Баланчин поставил на музыку П.И. Чайковского. Несмотря на то, что техника танцовщиц была довольно слаба, спектакль воспринимался как подлинный шедевр. Уже через год перед публикой впервые предстал созданный Баланчиным небольшой по составу профессиональный коллектив, именованный «Американским балетом». Труппа много гастролировала, но из-за проблем с финансированием в 1941 году прекратила своё существование. Не падая духом, Баланчин, всё также поддерживаемый Кирстейном, собирал один коллектив за другим, но все они существовали не долго и лишь в 1946 году была собрана труппа, впоследствии во всём мире завоевавшая популярность под названием «New York City Ballet». На счету данного коллектива, рождаемый Баланчиным большой перечень балетов, которые иначе как блистательными не назовёшь, а их представления постоянно сопровождали переполненные залы зрителей. Хореограф создавал разножанровые постановки, среди которых одно, двух и трёхактные балеты, а также новые варианты прежних популярных хореографических спектаклей, таких как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда», «Коппелия». Впрочем, особое предпочтение Баланчин отдавал балетам без сюжета. Обычно они создавались на музыку, которая для танцев не предназначалась, то есть на инструментальные ансамбли и концерты, сюиты и даже симфонии. Одним из таких произведений был балет «Драгоценности», который увидел свет в 1967году.

Произведение у Баланчина получилось настолько очаровывающим, что история его появления стала обрастать разными легендами. По одной из них: прогуливаясь по Пятой авеню, хореограф зашёл в бутик ювелирной фирмы «Van Cleef and Arpels». Сияющие красота драгоценных камней произвела на него весьма сильное впечатление. Следующее предание, более трогательное. Оно гласит, что выдающийся скрипач Натан Мильштейн, с которым Баланчин находился в приятельских отношениях, познакомил балетмейстера с известным ювелиром Клодом Арпельсом. В дружеском разговоре с ювелиром мистер Би, как Баланчина со временем стали называть в Америке, признался, что с большим интересом относится к драгоценным камням.  Как отклик на такое признание Арпельс пригласил хореографа взглянуть на его коллекцию. Визит в салон ювелира произвёл на Баланчина настолько волнующее впечатление, что у него зародилась мысль: всю завораживающую красоту потрясающих самоцветов выразить в танце. Балетмейстер выбрал три вида камней: изумруды, рубины и бриллианты. Позднее искусствоведы стали утверждать, что каждый из этих камней символизирует три этапа не только жизненного, но и творческого пути хореографа. «Изумруды», представленные на музыку французского композитора Габриэля Форе, отображали изысканность этой элегантной страны. «Рубины» с музыкой Игоря Стравинского Баланчин посвятил приютившей его Америке. «Бриллиантами» он отдал дань ностальгическим воспоминаниям об императорском петербургском балете, а также любимому композитору Петру Ильичу Чайковскому.

При работе над произведением вдохновение балетмейстера было невероятно высоким. Он создавал движения, опираясь на характерные особенности конкретных танцовщиц: на их изумительную пластику и профессиональное умение. Хореограф горел желанием в образах балерин олицетворить лучшие сокровища мира, в свою очередь символизирующие безупречное мастерство артистов.

Премьера балета «Драгоценности» состоялась в середине апреля 1967 года, а затем оригинальный бессодержательный и сенсационный балет начал своё путешествие по всему миру и в 1972 году покорил жителей Москвы. Спустя время, а точнее в 1974 году хореографический спектакль был впервые поставлен в Париже, далее в Амстердаме, Монреале, Чикаго, Берлине и других крупных городах по всему миру. Жители Петербурга оценили «Драгоценности» в постановке Мариинского театра в 1999 году, а Москвы – в постановке Большого театра в 2012 году.

«Драгоценности». Данный балетный триптих, который на всех континентах считается визитной карточкой величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина, имеет счастливую судьбу. Созданный во второй половине шестидесятых годов прошлого столетия, он своей красотой и в нынешнее время вызывает восхищение зрителей по всему миру, поскольку сверкающие грани «Изумрудов», «Рубинов» и «Бриллиантов» радуют не только ценителей классического балета, но и любителей внешнего великолепия.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: