Л. Делиб балет «Коппелия»

 

балет «Коппелия»Лео Делиб. Имя этого выдающегося французского композитора хорошо известно всем поклонникам классической музыки, ведь его богатое творческое наследие включает произведения, которые достойны самых восторженных эпитетов. Полные обаяния и изящества сочинения Делиба, стихией которого был музыкальный театр, заслужили постоянную прописку на лучших мировых театральных сценах, а особым шедевром маэстро, считается насыщенная прекрасными мелодиями и чарующим восточным колоритом романтическая опера «Лакме», повествующая о любви английского офицера и индийской девушки. Помимо этого, Делиба считают смелым новатором и в области балетной музыки. Хорошим примером тому служит сказочный хореографический спектакль «Коппелия», красочность и шутливый сюжет которого привлекает зрителей всех возрастов.

Краткое содержание балета Лео Делиба «Коппелия» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Коппелиус врач, алхимик и мастер кукол
Коппелия кукла, так искусно сконструированная Коппеиусом, что её принимают за дочь врача
Сванильда юная горожанка, невеста Франца
Франц молодой ремесленник, жених Сванильды
Бургомистр глава города

 

 

 

Краткое содержание балета «Коппелия»

Действие балета переносит зрителя в начало XIX столетия, в небольшой городок восточно-европейской страны, которая граничит с Галицией.

Утро летнего дня. Из дома, расположенного на краю городской площади, выходит молодая девушка по имени Сванильда. Она очень счастлива, так как обручилась со своим любимым молодым человеком Францем. Тем не менее юную особу охватывает беспокойство: в доме напротив, у доктора Коппелиуса поселилась таинственная красавица. Все считают её дочерью врача и называют Коппелией. Она ни с кем не общается, всегда находится дома взаперти, а днём сидя у окна читает книгу. Девушка настолько хороша, что все молодые люди города заглядываются на таинственную красавицу и стараются привлечь её внимание. Сванильда беспокоится, что её жених тоже может увлечься необыкновенной прелестницей, а потому этим утром решила с ней объясниться. Впрочем, Коппелия даже не взглянула на Сванильду, чем сильно разозлила девушку. За данной сценой, хитро улыбаясь, наблюдал доктор Коппелиус.

Спустя время на площади появляется Франц - жених Сванильды. Он следовал к дому своей невесты, но вдруг остановился и обратил взор на красавицу из соседнего дома. Франц поклонился ей и послал воздушный поцелуй. Девушка ответила на этот знак внимания, но затем исчезла, а вместо неё в окне появился разгневанный Коппелиус.

Рассерженная Сванильда тоже наблюдала за этим эпизодом, однако затем, увидев порхающую бабочку побежала, чтобы её поймать. Франц заметив невесту, бегущую за бабочкой, изловчился и настиг красивое насекомое, а затем безжалостно приколол его на свою одежду. Сванильда, возмущённая жестокостью своего жениха, в гневе высказала ему, что всё знает о его чувствах к Коппелии. Франц пробует оправдаться, но все его старания оказываются напрасными.

На площади собирается много народа, а затем появляется бургомистр, который извещает о предстоящем торжестве по поводу подаренного правителем нового колокола. Далее глава города обращается с предложением к Сванильде: хорошо было бы во время праздника сыграть её свадьбу с Францем. В ответ на это девушка, танцуя танец с колоском, даёт всем понять, что между молодыми людьми отношения окончены.

Наступает вечер. Народ с площади расходится, а старый Каппелиус, закрыв дом, отправляется в кабачок. На пути его встречает группа молодых людей, которые подшучивают над доктором и дразнят его. В кутерьме Каппелиус теряет ключи от своего дома, которые затем находят девушки – подружки Сванильды. Вместе они решают проникнуть в таинственное жилище алхимика, чтобы своими глазами увидеть, что находится в странном доме. Сванильду же интересует только её соперница. Девушки открывают дверь и скрываются за ней. Чуть позже из кабачка возвращается Коппелиус, обнаруживший исчезновение ключей, а Франц в то же самое время при помощи лестницы пытается залезть в окно, в котором видел красавицу Каппелию.

 

Девушки, пробравшись в дом доктора, обнаруживают там странные фигуры, которые при близком рассмотрении оказываются куклами-автоматами в человеческий рост. Сванильда, подойдя близко к Каппелии, убеждается, что её соперница тоже марионетка. Раскрыв секрет таинственной красавицы, девушки начинают веселиться. Они, дергая за пружины, заводят кукол и приводят их в движение.  В это время в дом возвращается Коппелиус. Обнаружив непрошенных гостей, он сильно сердится и выпроваживает проказниц. В жилище доктора осталась лишь Сванильда: она успела спрятаться в комнате за занавеской.

Только Коппелиус проверил, что все его куклы в порядке, как через окно вновь пожаловал незваный посетитель и им оказался Франц. Он просит прощения у доктора за то, что таким образом проник в его дом. Юноша объясняет хозяину, что влюблён в его дочь. Выслушав это, злой алхимик задумал недоброе, а именно при помощи колдовства забрать силы у молодого человека и тем самым оживить куклу Коппелию. Старик притворился добрым и предложил Францу выпить с ним по бокалу вина, в которое затем подмешал снотворное. Юноша, сделав глоток напитка, тут же заснул. Коппелиус достал старинную книгу и стал читать заклинания. Затем он подкатил кресло, в котором сидела Коппелия (на самом деле это Сванильда, которая надела платье куклы), поближе к Францу и начал произносить магический заговор.

Чудеса произошли: кукла ожила и начала двигаться. Сначала она это делает неуклюже, но затем всё увереннее и быстрее. Коппелиус, будучи в восторге от случившегося, продолжает произносить заклинания, а кукла всё более расцветает и уже красиво танцует. Затем она начинает капризничать и шалить, да так, что доктор не может её успокоить, а ведь старик за день устал и ему необходим отдых. Однако «ожившая Коппелия» не унимается. Она хватает всё подряд: бутылку с вином, шпагу и старинную книгу, а также бросает и разбивает всё, что попадается ей под руку. Этим шумом девушка хочет разбудить Франца, но он не просыпается и лишь заведённые ею куклы создают такой трезвон, что молодой человек пробуждается и приходит в себя. Сванильда, всё ещё переодетая в платье Коппелии, показывает жениху куклу, затем берёт за руку и бежит с ним из дома доктора Коппелиуса, который понял, что над ним жестоко подшутили.

Утро. На городской площади собираются люди, чтобы отпраздновать освящение подаренного колокола. Прибывают правитель и бургомистр, которые поздравляют пары молодых людей, решивших в этот торжественный день связать свои судьбы. Франц и Сванильда тоже окончательно мирятся и в качестве приданного получают от правителя мешочек с золотыми монетами. Однако торжество нарушает появившийся доктор Коппелиус, который жалуется правителю, что ему, разгромив мастерскую, причинили большой ущерб. Бургомистр возмещает доктору его убытки, а правитель отдаёт распоряжение начать праздник, который представлен в виде развёрнутой хореографической сюиты.

 

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
36 мин. 30 мин. 36 мин.

Фото:

Делиб балет Коппелия Коппелия краткое содержание

 балет Коппелия краткое содержание

 

Интересные факты

  • Композитора Лео Делиба называют революционером французской театральной музыки. В списке творческого наследия выдающегося маэстро числится тридцать произведений для музыкального театра, среди которых всего три балета, а остальные оперы и оперетты.
  • Артур Сен-Леон – хореограф, сочинивший танцы к балету «Каппелия», пользовался большим успехом и служил в самых известных музыкальных театрах Европы. Сен-Леон обладал исключительной разносторонней одаренностью, которая позволяла ему виртуозно играть на скрипке, сочинять музыку, дирижировать оркестром, прекрасно танцевать, быть преподавателем, либреттистом, а также разговаривать на десяти европейских языках. Как правило, постановки Сен-Леона имели увеселительный характер и отличались яркими костюмами и декорациями. С 1859 года по 1869 год талантливый хореограф работал в России и его влияние на становление и развитие русского балета трудно переоценить. Именно Сен-Леон подготовил эпоху Мариуса Петипа, который заменил его в Санкт-Петербурге в 1869 году. Необходимо отметить, что, окончательно вернувшись в Париж, Сен-Леон поставил свой последний спектакль, которым оказался балет «Каппелия».
  • Балет «Каппелия» был создан по мотивам сказочной новеллы немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек», написанной в 1817 году. Удивительно, как такая трагическая фантасмагория, окрашенная угрюмой романтикой, преобразилась в наполненный искромётным юмором, комический жизнеутверждающий спектакль.
  • Балет «Коппелия» пользуется такой популярностью, что со дня первой постановки в 1870 году и по нынешние дни он не сходит со сцен музыкальных театров по всему миру. Стоит заметить, что за это время в сценарий и хореографию первоначальной версии спектакля вносились весьма ощутимые изменения. Иногда они были настолько значительными, что сюжет балета полностью менялся.
  • О популярности балета «Коппелия» говорит тот факт, что немецкий астроном Макс Вольф в честь него в 1916 году назвал открытый им астероид.

 

 

История создания балета «Коппелия»

Такое трудно себе даже представить, но история балета «Коппелия», являющегося образцом хореографического спектакля-комедии, берёт своё начало с того момента как немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман в 1817 году поставил последнюю точку в своей трагической сказке-новелле «Песочный человек». Писатель сочинял её под воздействием модного течения того времени: жители европейских городов были зачарованы куклами-автоматами, которые могли выполнять те или иные действия. Несмотря на то, что эти марионетки отличались дивной красотой, сказка у Гофмана с данным персонажем получилась мрачной, и даже жуткой. Впрочем, даже такие произведения немецкого писателя пользовались большим успехом не только в Германии, но и в странах Европы. Хорошим примером тому служит «Щелкунчик», который на свой лад переделал Александр Дюма (отец).

Прошло несколько десятилетий и куклы-автоматы с новой силой вновь привлекли к себе внимание. Повышенный интерес к этому побудила Всемирная выставка, проходящая в Париже в 1867 году. На ней помимо других разделов была представлена экспозиция под названием Галерея машин. Это дало толчок возникновению новой волны моды на автоматы и подтолкнуло руководство Парижской оперы к мысли: осуществить постановку хореографического спектакля, в котором главным персонажем была бы автоматическая кукла. Для воплощения данной идеи дирекция театра обратилась к композитору Лео Делибу, хореографу Артур Сен-Леону и либреттисту Шарлю Нюиттеру. Перед ними была поставлена задача: создать спектакль на эту популярную тему.

Лео Делиб

Данный творческий тройственный союз решил за основу нового спектакля взять произведение модного во Франции немецкого писателя Гофмана, которое называлось «Песочный человек». Однако поскольку все трое: либреттист, хореограф и композитор кошмаров и ужасов не выносили, то в процессе работы над произведением, они все мрачные фантазии немецкого литератора растеряли и превратили философскую трагедию в незамысловатую комическую историю, в которой юноша влюбился в куклу и чуть было не потерял свою очаровательную и сообразительную невесту.

Сначала создатели хотели назвать балет «Нюрнбергская кукла», но так как спектакль был раскрашен разными национальными танцами то такой географически уточняющей заголовок решили заменить.  В окончательном варианте балет стал именоваться «Коппелия или Красавица с голубыми глазами».

В общей сложности работа над прелестным шаловливым балетом шла почти три года, а его премьерное исполнение состоялось лишь 25 мая 1870 года. Однако через три месяца случилось большое несчастье: из жизни безвременно ушёл хореограф Артур Сен-Леон и по этой причине «Коппелия» на сцену Парижской оперы вернулась только через год, но уже в обновлённой версии. Спустя тринадцать лет балет в России со своими танцами представил Мариус Петипа, а далее сколько было постановок столько и корректировок хореографической составляющей «Коппелии».

 

 

«Коппелия». Этот восхитительный балет, созданный французским композитором Лео Делибом, в нынешнее причисляется к шедеврам классического хореографического искусства. Красочность костюмов и декораций, искусно поставленные танцевальные номера, а также поэтичная эмоционально-выразительная музыка, в которой богатство мелодического языка сочетается с инструментальным колоритом оркестра, делают данный спектакль одним из самых почитаемых причём не только у взрослых, но и у юных любителей балетного искусства.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: