Д. Шостакович балет «Светлый ручей»

 

В тридцатые годы прошлого столетия на экраны советских кинотеатров одна за другой выходили музыкальные комедии талантливых режиссёров Григория Александрова и Ивана Пырьева. Киноленты «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Трактористы», «Свинарка и пастух» приобретали такую популярность, что изречения из этих фильмов моментально становились крылатыми фразами, а музыкальные композиции воспевались как гимны. Отмечая всенародное признание и любовь, наполненного юмором жанра, театральные деятели тоже решили опробовать его на своих подмостках. В результате подобного эксперимента появился балет «Светлый ручей», музыку к которому сочинил выдающийся и всеми любимый композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Содержание балета «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича, а также интересные факты и историю создания произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Действующие лица

Описание

Зина колхозная активистка, массовичка-затейница
Пётр муж Зины, агроном-практикант
Классическая танцовщица столичная артистка, профессиональная балерина
Классический танцовщик столичный артист, партнёр профессиональной балерины
Гармонист столичный музыкант
Пожилой мужчина обыватель-дачник
Моложавая дачница жена пожилого дачника
Гаврилыч старый колхозник, инспектор по качеству
Галя девушка-школьница
Николай колхозный тракторист

 

 

 

Краткое содержание балета «Светлый ручей»

Действие спектакля происходит в тридцатые годы двадцатого века в колхозе, расположенном в одном из районов Северного Кавказа.

Работники колхоза «Светлый ручей», успешно окончив уборку урожая, готовятся к празднику, на который должны приехать столичные артисты. Встречать дорогих гостей на железнодорожную станцию пришли: уважаемый колхозник Гаврилыч, девушка-школьница Галя, агроном-практикант Пётр и его жена Зина. Не оставляют без внимания такое важное событие, как приезд столичных артистов, и скучающие дачники: пожилой мужчина и его моложавая жена. Вскоре все, кроме Зины, которая в ожидании гостей занята чтением книги, поднимаются на платформу.

Артисты приехали, и вдруг среди прибывших гостей Зина узнаёт старую знакомую, вместе с которой она когда-то занималась в балетной школе. Вероятно, что-то непредвиденное случилось в жизни девушки, ведь после окончания хореографического училища она оставила мечту стать профессиональной танцовщицей, вышла замуж и с супругом уехала работать в колхоз. Давние приятельницы, ненадолго уединившись, оживлённо начинают вспоминать былые годы учёбы. Вскоре к ним подходит Пётр. Агроному очень понравилась городская артистка и он сам, того не замечая, начинает ухаживать за гостьей, чем вызывает у жены чувство ревности.

Потом артистов повезли в одну из полеводческих бригад, где их уже с нетерпением ждут колхозники. После знакомства начинается импровизированная торжественная часть, на которой, приветствуя передовиков производства, гости дарят им ценные подарки. Небольшая официальная часть плавно перетекает в задорные танцы, в которых принимают участие не только работники колхоза, но и подоспевшие на гулянье любопытные дачники. Развеселившийся Гаврилыч уговаривает гостей, чтобы и они станцевали перед селянами. Импровизированный танец артистов на каждого зрителя производит своё особое впечатление. Жена дачника не может оторвать взора от партнёра балерины, а пожилой дачник и Пётр от балерины. Агроном был так очарован эффектной артисткой, что теперь его скромная жена казалась ему совсем непривлекательной. Заметив увлечение мужа, Зина сильно расстраивается, а окружающие тем временем продолжают танцевать и радостно веселиться.

Наступает вечер, и колхозники приглашают гостей пройти к столу покушать. Когда все расходятся, пожилой дачник просит свидания у балерины, а его жена тем временем назначает встречу партнёру танцовщицы. Затем Пётр демонстративно провожает городскую гостью, а Зина настолько этим огорчена, что не в силах сдержать своих слёз. Гаврилыч и оставшиеся молодые люди утешают девушку, но вдруг, видно почувствовав неладное, возвращается артистка. Она заверяет свою бывшую приятельницу, что Петр ей совершенно безразличен, и на ухаживания агронома балерина отвечать не собирается. При этом артистка уговаривает Зину рассказать односельчанам о своём танцевальном таланте. Девушка соглашается и демонстрирует собравшимся в тот момент людям свои хореографические способности.

 

 

Неожиданно балерине приходит в голову идея. Она предлагает разыграть Петра, а заодно пожилого дачника и его жену. Смысл шутки таков: балерина переодевается в костюм партнёра и идёт на свидание с женой дачника. Партнёр, переодевшись в балерину, должен встретиться с дачником, а Зина, облачившись в костюм балерины, пойдёт к своему мужу. Замысел одурачивания всеобще одобряется.

Наступает ночь. Сельская молодёжь собралась на посиделки. К ним присоединяются прибывшие столичные артисты и дачники. Пётр, пожилой дачник и его жена незаметно напоминают своим пассиям о ночных свиданиях. Заметив это, молодые люди решают приступить к осуществлению задуманного плана. Все определённые ранее герои начинают переодеваться: балерина в костюм партнёра, партнёр и Зина принимают образ балерины. И даже колхозный тракторист Коля, натянув на себя костюм собаки, очень хочет поучаствовать в розыгрыше. Между тем девушка Галя жалуется присутствующим, что она тоже приглашена на свидание приезжим гармонистом, и это ей совсем не нравиться. Молниеносно было принято решение подшутить и над музыкантом, а потому на встречу с гармонистом Галя пойдёт с Колей-собакой. На свидании Коля изображал злого пса и постоянно кидался на неудачливого ухажёра, который впоследствии всё же понял, что над ним весело подшутили.

В установленное место на свидание с балериной приходит пожилой дачник. Там же назначила встречу с партнёром балерины и жена дачника. Заметив своего мужа, она притаилась среди деревьев и стала наблюдать за тем, как её благоверный обхаживает прекрасную танцовщицу. На самом деле это переодетый в женское платье партнёр балерины, но в темноте дачник не заметил подмены. Всё происходящее не нравиться жене дачника, которая прогоняет своего муженька палкой, а её пугает страшная собака. Однако вскоре в костюме танцовщика появляется балерина, которая едко издеваясь над дачницей, уводит её. Теперь настало время свидания Петра и балерины. На эту встречу по шутливому заговору приходит Зина, переодетая в столичную гостью. Пётр не узнаёт свою жену, а она в свою очередь шутит, дразнит его и в конечном итоге таинственно исчезает.

Далее страсти ещё более накаляются. Балерина, переодетая в костюм партнёра, обвиняет дачника в соблазнении якобы своей возлюбленной и вызывает его на дуэль. Первый выстрел за танцовщицей, но – осечка. Затем пистолет получает дачник: он хоть и сильно трусит, однако прицеливается, и звонкий удар по ведру принимает за выстрел. Танцовщица падает, а пожилой ловелас в страхе, что убил человека, убегает. Через минуту танцовщица под хохот «заговорщиков» поднимается и начинает весело танцевать. Вскоре вновь появляются дачники, которые в конечном итоге поняли, что над ними таким своеобразным образом пошутили.

Наступает утро праздничного дня. Пётр с нетерпением ждёт выступления балерины, которая ему очень понравилась. Однако на сцену выходят не одна, а две одинаковые танцовщицы, лица которых закрыты масками. После окончания танца взволнованный Пётр направляется к артисткам. Маски снимаются. Тайна раскрыта. Агроном, догадавшись, как его разыграли, смущённо просит у своей жены прощения. Пётр осознал, что его жена Зина не только прекрасна, но и талантлива. Праздник в самом разгаре. Все весело продолжают отмечать День урожая.

 

 

 Продолжительность спектакля
I - II Акт
90 мин.

Фото:

Минкус Баядерка Баядерка краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • «Светлый ручей» стал первым советским балетом, в основу сюжета которого легла простая бытовая тема.
  • Весьма странно, но имена главных героев балета «Светлый ручей» удивительным образом совпали с именами их первых исполнителей. Например, героиню Зину - затейницу танцевала балерина Зинаида Васильева, а её партнёром был Пётр Гусев, исполняющий партию Петра – мужа Зины – затейницы.
  • Первая исполнительница главной героини в балете «Светлый ручей» Зинаида Васильева, которую впоследствии называли не иначе как «летающей балериной», в этом спектакле на музыку Дмитрия Шостаковича имела такой успех у зрителей, что ни разу до конца не могла исполнить свою вариацию. Из-за оваций зрителей ей приходилось останавливать танец, раскланиваться и только затем завершать своё соло.
  • Адриан Иванович Пиотровский - заслуженный деятель искусств РСФСР, драматург, театральный деятель, художественный руководитель киностудии «Ленфильм» и автор сюжета балета «Светлый ручей» был обвинён диверсионной деятельности и шпионаже и расстрелян в ноябре кровавого 1937 года.
  • Современники Шостаковича поражались его необычайной работоспособности, в результате которой композитор поразительно быстро мог создавать одно произведение за другим. Они вспоминали, что Дмитрий Дмитриевич одновременно сочинял сразу несколько композиций, так как идеи и музыкальные темы безостановочно крутились в его голове, а Шостакович успевал только записывать их на лист нотной бумаги. Помимо того Дмитрий Дмитриевич обладал феноменальной музыкальной памятью и об этом ходили всякого рода легенды. Например, рассказывали, что он мог точно воспроизвести произведение, услышанное всего один раз.
  • Балет «Светлый ручей» изначально был создан в трёх действиях, однако в современной постановке Большого театра, возобновлённой хореографом Алексеем Ратманским, спектакль сокращен до двух актов.
  • После разгромной статьи «Балетная фальшь», вышедшей в начале февраля 1936 года, через некоторое время в журнале «Советский артист» было опубликовано «повинное письмо» от хореографов и артистов Большого театра, в котором они заверяли, что согласны с критической статьей и считают постановку «Светлого ручья» ошибочной.
  • Товарищ Сталин посетил балет «Светлый ручей» вместе Лазарем Кагановичем и Анастасом Микояном 3 декабря 1935 года. По свидетельствам очевидцев спектакль вождю понравился, так как он в процессе действия часто улыбался. Однако после выхода в газете «Правда» 28 января 1936 года статьи «Сумбур вместо музыки», критикующей оперу Шостаковича «Катерина Измайлова», которая Иосифу Виссарионовичу пришлась не по душе, через девять дней вышла следующая разгромная публикация – «Балетная фальшь». На этот раз крепко досталось балету «Светлый путь».
  • Билеты на балеты

 

История балета «Светлый ручей»

К концу 1934 года двадцативосьмилетний Шостакович был весьма именитым композитором, чьи произведения с успехом исполнялись не только в России, но и за её пределами. Ко всему прочему в его окружении встречались известные люди, в той или иной степени связанные с политикой. Дмитрий имел дружеские отношения не только с маршалом Тухачевским и знаменитым режиссёром Всеволодом Мейерхольдом, но также и с другими ведущими деятелями культуры, которые открыто сотрудничали с новой советской властью. Незаметно Шостакович попал под наблюдение представителей из Кремля, стремящихся сделать из него композитора, подчиняющегося указаниям власти.

Дмитрий Шостакович

В то время Дмитрием действительно были созданы произведения в самых различных жанрах, и программы некоторых из них имели коммунистическую направленность, например вторая и третья симфонии, а также музыка к кинофильмам «Встречный», «Златые горы», «Юность Максима». Однако, несмотря на то, что Шостакович насколько возможно старался сохранять независимость, ему всё же подсовывали банальные пропагандистские либретто и от одного из таких композитор не смог отказаться. Это был балет «Светлый ручей», предложенный ему дирекцией МАЛЕГОТа -Ленинградского академического малого оперного театра осенью 1934 года. Прочитав либретто, составленное литератором Адрианом Пиотровским и балетмейстером Фёдором Лопуховым, композитор сразу для себя уяснил, что данный спектакль должен способствовать решению одной из поставленных правительством идеологических задач - созданию нового советского человека и нового социалистического общества, в котором нет граней между умственным и физическим трудом, а также самодеятельным и профессиональным искусством. Строго соответствуя политике правительства, авторы задумали показать зрителям бесхитростный водевиль, комедию с розыгрышами и подшучиваниями, тем не менее отвечающую требованиям советского мировоззрения. И соответственно Шостакович для «Светлого ручья» сочинял лёгкую, весёлую и развлекательную музыку.

Так как Дмитрий Дмитриевич писал музыку очень быстро, то премьерный показ спектакля с хореографией Фёдора Лопухова состоялся на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета уже 4 июня 1935 года. Публика приняла постановку с восторгом, а поскольку успех балета был ошеломительный, то было принято решение перенести его на главную сцену страны – в Большой театр, однако для спектакля «Светлый ручей» это было роковым приговором.

Несмотря на то, что в столицу был переведён хореограф Лопухов и исполнители главных партий, московская постановка балета отличалась от первоначальной ленинградской. В сюжетную линию спектакля были внесены изменения, которые соответственно привели и к переделке хореографических номеров. Премьера «Светлого ручья» в Москве состоялась 30 ноября и была вновь восторженно воспринята зрителями.

 Спектакль, шедший с большим успехом, в начале декабря посетил сам товарищ Сталин, а в феврале следующего года в газете «Правда» появилась разгромная статья «Балетная фальшь», после которой балет незамедлительно на долгие годы сняли с репертуара.

Прошло почти семьдесят лет и балет «Светлый путь» благодаря балетмейстеру Алексею Ратманскому возродился вновь. Талантливый хореограф в возобновлённом спектакле изменил либретто и создал собственную хореографию, поскольку вариант Фёдора Лопухова до наших дней не сохранился. Премьерное исполнение воскресшего спектакля состоялось в Большом театре 18 апреля 2003 года.

 

 

«Светлый ручей». Этот балет Дмитрия Шостаковича можно охарактеризовать, как хореографический праздник, щедро наполненный весельем и радостью. Легкая развлекательная музыка спектакля, звучащая как танцевальная сюита, а также его поистине водевильный сюжет, превращают действо в смешное представление, которое пользуется у зрителей заслуженным успехом. Билеты на балеты

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Шостакович «Светлый ручей»