Д. Обер балет «Марко Спада»

 

Даниэль Обер. К большому сожалению, имя этого талантливого французского композитора довольно редко появляется на афишах музыкальных театров. Маэстро, оставивший заметный след в истории не только французской, но и мировой музыкальной культуры, всю свою жизнь посвятил опере, создав более сорока музыкальных спектаклей данного жанра. Однако в творческом наследии композитора есть и балет, создание которого не входило в его творческие планы. Он появился случайно на основе одноимённой оперы, тем не менее сегодня этот хореографический спектакль, который называется «Марко Спада» своей роскошью и эффектными танцами не только радует, но и восхищает зрителей по всему миру.

Краткое содержание балета Даниэля Обера «Марко Спада», историю создания и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

Действующие лица

Описание

Марко Спада разбойник
Анжела  дочь Марко Спада
Князь Озорио губернатор Рима
Маркиза Сампьетри дочь губернатора Рима
Князь Федеричи жених маркизы, однако влюбленный в Анжелу
Граф Пепинелли офицер, влюблен в маркизу
Брат Борромео монастырский казначей

 

 

 

 

Краткое содержание балета «Марко Спада»

События балета происходят в XVIII веке в окрестностях Рима.

Небольшое поселение близ итальянской столицы, жители которого собрались, чтобы отпраздновать свадьбу. В то же самое время, совершая прогулку вместе со своей дочерью маркизой Сампьетри, этот городишко посещает Губернатор Рима. Решив не упустить такую возможность, горожане жалуются градоначальнику, что в округе орудует разбойник, которого они никогда в лицо не видели, но знают его имя - Марко Спада. Как только жители посетовали на грабителя, их внимание привлёк вошедший в деревню полк под командованием графа Пепинелли. Увидев дочь Губернатора, офицер влюбляется в неё с первого взгляда, ещё не зная, что девушка помолвлена, а её женихом является князь Федеричи.

В возникшей суете, зазевавшиеся селяне не заметили, как их карманы ловко почистил от монет тот самый грабитель, на которого они жаловались Губернатору. Внезапно хлынувший дождь разогнал всю толпу. На улице остался лишь монах Барромео, у которого Марко Спадо тоже похитил деньги - щедрые пожертвования горожан.

Губернатор с дочерью и граф Пепинелли, вместе со всеми покинувшие площадь, направились прочь из городка.  Прогуливаясь по горной местности, они заблудились и случайно набрели на дом того самого известного бандита Марка Спады, который проживал в нём вместе со своей дочерью Анжелой, не подразумевающей о разбойных занятиях своего отца. Чуть позже сотоварищи разбойника, не зная, что в доме находятся гости, решили наведаться к нему, однако увидев незнакомых людей, моментально исчезли, хотя и остались замеченными графом Пепинелли. Когда тревога по поводу появления странных людей улеглась, хозяин пригласил гостей к богато накрытому столу. В ответ на тёплое гостеприимство Губернатор приглашает хозяина дома и его дочь на бал.

Князь Федеричи, помолвленный с дочерью Губернатора, как выясняется, влюблён в Анжелу и собирается просить её руки. В это самое время появляется отец Борромео, который горюет об утраченных пожертвованиях, но при этом добавляет, что может опознать разбойника. Спада опасаясь быть разоблачённым, старается скрыться, но священник успел его уличить. Ошеломлённая Анжела догадавшись, кем на самом деле является её отец, отказывает Федеричи. Раздосадованный князь оповещает собравшихся, что у него скоро состоится свадьба с дочерью Губернатора. Эта новость огорчает Пепинелли и он решает ещё раз признаться любимой девушке в своих чувствах. Неожиданно появившиеся бандиты похищают Маркизу и Графа.

В это время Анжела находит разбойников и присоединяется к ним. Марко, чуть позже появившийся в стане сотоварищей, был весьма удивлён, увидев там свою дочь. Похитители Пепинелли и Маркизы, проникнувшись чувствами молодых людей, заставляют Борромео обвенчать их. Приближающиеся солдаты заставляют разбойников спрятаться, однако по пути они захватывают Губернатора и князя Федеричи, но Анжела хитростью спасает их. Поблизости раздаются выстрелы, которые смертельно ранят Марко Спада. Перед кончиной он успевает сказать, что Анжела не его дочь и эта ложь во спасение уберегает девушку от тюрьмы, и даёт ей возможность выйти замуж за князя Федеричи.

 

 

 

 

 Продолжительность спектакля
I - II -III Акт
125 мин.

Фото:

Минкус Баядерка Баядерка краткое содержание

 

 

Интересные факты

  • В мировом хореографическом искусстве первая постановка балета «Марко Спада» оставила заметный след и в истории балета получила название «дуэли крыльев и стоп».
  • Существует легенда, что данный балет должен был примерить враждовавших между собой двух величайших балерин того времени Каролину Розати и Амалию Феррарис. Инициатива использовать для этого сюжет оперы «Марко Спада» исходила от французского императора Наполеона III.
  • Каролина Розати, одна из прим Парижской оперы, участвующая в первой постановке балета «Марко Спада», приняла приглашение и уехала в Санкт-Петербург, где три года работала по контракту. Именно для её бенефиса, по заказу директора императорских театров А.И. Сабурова, Мариус Петипа поставил балет в 3-х действиях «Дочь фараона».
  • Французский балетмейстер Пьер Лакотт, именуемый исследователем балетной старины, в 1981 году создавал хореографию забытого балета «Марко Спада» композитора Даниэля Обера под знаменитого артиста балета Рудольфа Нуреева, который к тому времени уже не отличался лучшей формой.
  • Либретто оперы «Марко Спада» на основе которого был создан и одноимённый балет написали два известных французских драматурга Жермен Делавинь и Эжен Скриб. Финальную сцену музыкального спектакля они создали на основе картины французского живописца Ораса Верне с названием «Исповедь умирающего бандита».

 

   

 

История создания балета «Марко Спада»

История балета «Марко Спада» началась с того момента, как именитый французский композитор Даниэль Обер задумал написать оперу на реальный исторический сюжет, в котором главными действующими лицами являлись не герои античных времён, а обычные люди. Премьера музыкального спектакля с одноимённым названием состоялась в Париже в театре «Опера-Комик» в 1852 году.

Даниэль Обер

Премьерные представления имели оглушительный успех, однако спустя время интерес к опере о разбойнике, который грабил богачей и духовенство, стал угасать. Тем не менее вскоре композитора попросили вновь обратиться к сюжету «Марко Спада» и преобразовать оперу в балетный спектакль. Дело в том, что на подмостках Парижской оперы бушевала настоящая война и никто не мог примирить между собой двух величайших балерин того времени Амалию Феррарис и Каролину Розати. Они так озлобленно боролись между собой за главные партии, что никому в театре не давали покоя. Их задумали успокоить, соединив в одном спектакле, и сюжет «Марко Спада» подходил для этого как нельзя лучше. Авторы оперного либретто искусно преобразовали его в балет, а партитуру Обер, как из пазлов составил их хитов своих ранее сочинённых опер. Хореографическую постановку главный балетмейстер Парижской оперы Жозеф Мазилье не доверил никому. Он, как опытный хореограф продемонстрировал дипломатическую ловкость и свёл балерин лишь в одной сцене. Балетмейстер с точностью распределил все сольные танцы и для каждой примы сочинил такие выигрышные па, что на премьере, состоявшейся в 1857 году, обеим достались бурные овации. Выдержав в течение трёх сезонов 27 спектаклей балет «Марко Спада», несмотря на успех, на долгое время ушёл со сцены. Причиной тому был отъезд Карлотты Розати в Россию, а замены в данном спектакле ей так и не нашлось, однако распри в театре прекратились.

Прошло почти сто двадцать лет и про балет «Марко Спада» Даниэля Обера вспомнили вновь. Он заинтересовал французского хореографа, знатока старинного балета - Пьера Лакотта. К двухсотлетию рождения композитора Римская опера заказала балетмейстеру поставить именно этот балет. Премьера забытого спектакля с большим успехом состоялась в столице Италии в 1982 году, а затем он был поставлен в 1984 году в Париже, в 1986 году в Монте-Карло и 2013 году в Москве на сцене Большого театра.

 

 

Уже прошло более ста пятидесяти лет со времени создания выдающимся французским композитором Даниэлем Обером замечательного балета «Марко Спада». Спектакль был незаслуженно забыт, но благодаря настоящим энтузиастам в новаторской версии он возродился вновь, что пришлось по душе истинным любителям балетного искусства.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Вернуться назад

 

Даниэль Обер балет «Марко Спада»